Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Cибирёва Елена Николаевна

Программное содержание: познакомить детей с жизнью клестов: особенностями внешнего вида клестов-еловиков, строения клюва, со способами лазания и питания, высиживания птенцов в условиях зимы и ухода за ними; учить устанавливать взаимосвязь между рождением птенцов и созреванием семян хвойных деревьев, между легендой о клёстах и действительностью; содействовать созданию атмосферы увлечённости совместной творческой деятельностью; способствовать проявлению чуткости, доброты, сострадания к представителям живого мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument_2.docx12.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. Зимующие птицы

Программное содержание: познакомить детей с жизнью клестов: особенностями внешнего вида клестов-еловиков, строения клюва, со способами лазания и питания, высиживания птенцов в условиях зимы и ухода за ними; учить устанавливать взаимосвязь между рождением птенцов и созреванием семян хвойных деревьев, между легендой о клёстах и действительностью; содействовать созданию атмосферы увлечённости совместной творческой деятельностью; способствовать проявлению чуткости, доброты, сострадания к представителям живого мира.

Активизация словаря: клёст-еловик, крестообразный клюв, еловая каша.

Материал: объемная (пластмассовая) ель большого раз. мера, цветные модели двух клестов-еловиков - самца и самочки, гнездо с маленькими клестятами, объемные или плоскостные модели дятла, белки, двух куниц, нескольких сорок и синиц, карточки-модели с изображением клювов воробья и клеста, пустые и наполненные еловые или кедровые шишки, небольшое количество натуральных зерен кедровых орешков для угощения детей, магнитная запись голоса клеста, еловые и сосновые веточки, перья, мох, лишайник, пух, линейка.

Ход занятия

Воспитатель начинает разговор с детьми у «заснеженных» высоких елей. Говорит таинственным голосом:

Здесь вокруг прозрачно и хрустально,

Здесь о чем-то шепчет тишина.

И стоит волшебный лес, как тайна:

Куст раздвинь - откроется она.

Воспитатель предлагает детям осторожно раздвинуть еловые ветви и увидеть «зимнюю тайну», а затем обменяться впечатлениями об увиденном.

Заранее педагог прячет в глубине еловых веток модели белки, синиц, сорок, двух куниц (на кусочке ваты), дятла, двух клестов-еловиков: самца и самочки.

- Среди этих живых существ, - говорит воспитатель, - есть два сибирских зимних попугайчика. Попробуйте их найти.

Если у детей возникнут затруднения, то педагог может обратить внимание детей на комнатных попугайчиков или иллюстрации с их изображением, отметить их отличительные особенности (яркая окраска оперенья, загнутый клюв, цепкие ноги, забавная манера поведения) и с учетом этих признаков попытаться найти животных, которых можно было бы назвать попугайчиками. Выбрав клестов, дети выделяют отличительные внешние признаки самца и самочки. Наряд у самца-клеста малиново- красных или оранжевых оттенков, у самочек и молодых клестов перья жёлтые, зелёные, сероватые.

- Этих птиц, - говорит воспитатель, - называют попугайчиками не только за яркое оперенье. Догадайтесь, за что ещё? Да за то, что эти птицы лазают, крутятся на веточках сосен и елей и смешно повисают на них вниз головой, как комнатные попугайчики, распевая при этом звонкую песню со свистом и затихающим скрипом. Хотите послушать эту песню? Тогда поместите птиц вниз головой на еловой ветке и слушайте.

Включается запись с голосом клеста.

- Так кто же голоском речистым, чистым, «кле-кле-кле» поёт со свистом? Настоящее имя зимнего попугайчика - это... (показывает старшим дошкольникам полоску бумаги с написанным печатными буквами словом «клёст»). Рассмотрите внимательно клестов и, наверно, вы сразу догадаетесь, почему так называют этих птиц.

Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к понятию «крестообразный», скрещенный юное. На карточках- схемах, изображающих клювы разнообразных птиц, воспитатель предлагает найти клювы клестов.

- Почему же воробьи, дятлы, сороки не могут висеть на деревьях вниз головой, как клесты?

Воспитатель (обобщает ответы детей). Такого клюва, как у клеста, ни у одной птицы нет. Острые его концы загнуты и перекрещиваются. Изобразите крестообразный клюв клеста при помощи пальцев рук. Чем удобен для птицы такой клюв? Правильно, с его помощью удобно подтягиваться и висеть на ветках. Вот почему в народе клестов называют «воздушными гимнастами». А теперь попробуйте, дети, превратиться в клестов - «воздушных гимнастов». Еловыми или сосновыми веточками будет вот эта длинная верёвка, висящая на небольшой высоте.

Дети ложатся на спину и при помощи рук и ног пытаются ухватиться за верёвку.

- Для чего же ещё клестам нужны такие крестообразные клювы? Чем питаются клесты-еловики и клесты-сосновики? Верно, они питаются семенами только хвойных деревьев.

Знакомство детей с процессом расщёлкивания клестом шишки воспитатель сопровождает комментированием и практическими действиями с натуральной еловой шишкой.

- Схватит клёст шишку, оторвет её от ветки клювом, прижмет лапкой к ветке и отворачивает чешуйку за чешуйкой. Достает крылатые семена хвойных деревьев. Клюв-щипцы как раз для этого подходят.

Воспитатель может предложить детям проделать эти действия.

Затем педагог предлагает упражнение «Кто из животных лакомился этими шишками?». Воспитатель кладёт на стол изображения клеста, дятла, белки и тарелку с тремя шишками. Одна из них объедена дочиста, только серёдка, как грифель, торчит. Это белкино лакомство. Другая шишка поклёвана с двух сторон, значит, дятел с ней поработал, а третья шишка вся взъерошена, чешуйки отломаны, изрезаны вдоль - шишку выпотрошил клёст.

Затем воспитатель рассказывает старинную легенду о клестах:

«Когда клесты узнали, что бога Иисуса Христа распяли, то есть прибили к кресту гвоздями (можно показать соответствующую иллюстрацию), то они полетели его выручать. Клесты упорно старались клювами вытащить гвозди, которыми Иисус Христос был приколочен к кресту. Старались долго, до тех пор, пока от усилий концы их клювов не загнулись крестообразно. И в награду за помощь и сострадание к нему повелел Христос считать клестов святыми животными, для которых не страшны будут жестокие морозы, а лес в любое время года будет для клестов кормильцем. И зимой ли, летом, весной, осенью - всегда клесты будут песни петь и детей-птенцов растить».

- А ведь, действительно, - говорит воспитатель, - клёст - это единственная птица, которая даже в лютые морозы вьёт гнездо и высиживает птенцов.

Читает стихотворение Василия Морозова «Клесты».

На дворе мороз трескучий

Щиплет щёки мне и нос,

А в глуби тайги дремучей

День-деньской хлопочет клёст.

 

Вот сидит мамаша-птица

На гнезде среди ветвей.

Рядом клёст-отец садится,

Кличет голых малышей.

 

- Кле-кле-кле! - с еловой ветки

Шишку мёрзлую принёс.

Родились клестята-детки

В январе, в большой мороз.

 

Почему зимой? Гадаю,

Но отгадка здесь одна:

Воспитатель предлагает ответить детям.

Летом шишка молодая –

Не созрели семена.

 

Над тайгою вьюга воет,

В мутном небе кутерьма.

Но семян и шишек вволю,

Не страшна клестам зима!

Воспитатель предлагает детям вылепить дружную и весёлую семью клестов-еловиков: маму-клёста и малышей-клестят в гнёздышке, а папу-клёста - висящего вниз головой над гнездом. Одна подгруппа детей лепит из пластилина фигурки клестов- родителей и их детёнышей, облепляет их перьями и пухом. Другая подгруппа (вместе с воспитателем) конструирует из еловых и сосновых веточек гнездо, чётко соблюдая высоту гнезда - 8 см, ширину - около 13 см. Указанные размеры дети самостоятельно определяют при помощи ученической линейки. Донышко гнезда укладывается мхом, пухом, перьями, мягкой хвоей.

В процессе работы педагог даёт детям информацию о том, что настоящее гнездо клёста в природе найти очень трудц0 (почему?).

Педагог (обобщает ответы детей). Птицы свой дом маскируют еловыми веточками и прячут его под самой густой нависающей веткой хвойного дерева так, чтобы гнездо не было видно ни сверху, ни снизу. Лишь только по поведению самца- клеста можно узнать, на каком же хвойном дереве находится его гнездо. В течение 14—16 дней ярко-грудый папа-клёст заботливо, прилежно и с любовью кормит свою самочку, птенцов и развлекает их песнями.

Включить звукозапись с голосами клестов, а затем предложить детям изобразить песню папы-клёста следующими звуками: цокающими, посвистывающими, скрипящими.

- Обычно у клестов рождается 4-5 птенцов. Они покрыты серым густым пухом и больше похожи на воробьишек. Клюв у малышей-клестят не крестообразный, а такой же, как у всех птиц. Могут ли птенцы и молодые клесты шелушить шишки? (Ответы детей.) Но как только клестята подрастут, клювы у них вытягиваются и перекрещиваются.

Дети изображают снова скрещенные клювы клестов при помощи пальцев рук.

Разместив на ели сконструированное гнездо с семьёй «сибирских попугайчиков», воспитатель предлагает обыграть сценку «Разговор папы-клёста со своим птенцами».

Дети в роли клестов цокают языком, свистят (можно использовать свистящие музыкальные инструменты), изображают скрип и забавную манеру поведения птиц: подпрыгивают, кружатся на месте, лёжа на спине, смешно перебирают руками и ногами, одновременно распевая звонкую песню клеста: «Кик! Кик! Кик! Клее-кле-кле!».

Для игровой импровизации воспитатель может использовать стихотворение Василия Фетисова «Клесты».

После окончания игры педагог вместе с детьми украшает уголок для родителей созданной композицией. Детям даётся задание - придумать загадку о «сибирском попугайчике» и загадать её членам своей семьи. На следующий день обменяться загадками со сверстниками