Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

ПИКУЛЬ МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_pikul.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс

«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Актуальность

(Слайд 1) Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

(Слайд 2) В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста

(Слайд 3) Работа по речевому развитию детей в ДОУ строится с учетом возрастных особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

На втором году жизни в речи детей происходят значительные изменения. Понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. В процессе разнообразной деятельности со взрослыми, дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам, формируется способность обобщения. Способность к обобщению позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, осознавать существующие между предметами связи. Дети способны поддерживать небольшой разговор со взрослыми о событиях, связанных с их личным опытом. Происходит увеличение словарного запаса детей до 40-50 слов. Отмечается улучшение звукопроизношения. К концу второго года дети произносят трехсловные и четырехсловные предложения.

Целевые ориентиры образовательного процесса

(Слайд 4) В соответствии с ФГОС ДО к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» в младенческом и раннем возрасте относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Конкретизация задач по раннему возрасту:

- (слайд 5) побуждать использовать речь для общения со взрослыми и сверстниками, выражать свои ощущения в словесной форме;

- учить понимать и правильно использовать в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия;

- формировать навыки согласования слов при построении простых предложений (из 2-4 слов);

- формировать правильное произношение изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков;

- формировать интонационную выразительность речи;

- формировать способность участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок;

- формировать умение отвечать на элементарные вопросы по содержанию знакомых сказок;

- знакомить с произведениями детских писателей и поэтов;

- учить вслушиваться в звучание слова.

Особенности организации образовательного процесса

(Слайд 6) Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

- организованная образовательная деятельность;

- образовательная деятельность в образовательных моментах;

-  самостоятельная деятельность детей;

- образовательная деятельность в семье.

(Слайд 7) В процессе организации образовательного процесса мы осуществляем партнерскую деятельность взрослого с детьми, что предполагает (тезисы Н.А. Коротковой):

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения),

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства),

- открытый временной конец занятия (каждый ребенок работает в своем темпе).

ООД реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности и в процессе ее интеграции с другими видами деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).

(Слайд 8) Что же такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

Что может и должно интегрироваться воспитателем?

1.     Интеграция информации (содержание образования), которое представлено в образовательной программе.

2.     Интеграция способов познания (представления и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах по каждой образовательной области).

3.     Интеграция взаимоотношений с миром (человек и природа; человек и общество; человек и человек).

4.    Интеграция объективных явлений, процессов, предметов окружающего мира.

5. Интеграция видов детской деятельности.

    (Слайд 9) В Стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников.

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

ООД

Образовательная деятельность в режимных моментах

Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде

Решение образовательных задач в семье

Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность  является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.

Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям  организованной совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и детей и реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.

(Слайд 10) В нашем детском саду организационной основой Программы (ООП) является комплексно-тематический план (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.) с использованием разнообразных форм и приемов. Это предполагает создание речевой развивающей среды.

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Речевое развитие»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

ООД

Образовательная деятельность в режимных моментах

Занятия

Игры с предметами и сюжетными игрушками

Коммуникативные игры с включением фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные)

Чтение, рассматривание иллюстраций, предметов и игрушек

Сценарии активизирующего общения

Имитативные упражнения

Коммуникативные тренинги

Совместная продуктивная деятельность

Экскурсии

Проектная деятельность

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Продуктивная деятельность

Разучивание стихотворений

Речевые задания и упражнения

Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

Работа по

-обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя,

- обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы

- обучению пересказу по серии сюжетных картинок

- обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание)

Показ настольного театра, работа с фланелеграфом

Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание)

Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него

Хороводные игры

Пальчиковые игры

Тематические досуги

Фактическая беседа

Эвристическая беседа

Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики

Речевые дидактические игры

Наблюдения

Чтение

Слушание, воспроизведение, имитирование

Разучивание скороговорок, чистоговорок

Индивидуальная работа

Разучивание формул речевого этикета

Наблюдение за объектами живой природы

Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром

Праздники и развлечения

Коллективный монолог

Игра-драматизация с использованием разных видов театров

Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог)

Самостоятельная художественно-речевая деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Игра-импровизация по мотивам сказок

Театрализованные игры

Дидактические игры

Игры-драматизации

Настольно-печатные игры

Совместная продуктивная и игровая деятельность

Словотворчество

Речевые игры

Беседы

Чтение, рассматривание иллюстраций

Игры-драматизации. Совместные семейные проекты

Разучивание чистоговорок, скороговорок

Речевая развивающая среда

Создавая речевую развивающую среду важно учитывать возрастные особенности детей группы, а также уровень их речевого развития, интересы и способности.

(Слайд 11) В качестве основных составляющих речевой развивающей среды выделяют:

- речь педагога;

- методы и приемы руководства речевым развитием ребенка;

- специальное оборудование.

Основные направления в составлении модели речевой развивающей среды для младшего дошкольного возраста заключаются в развитии речи как средства общения, формировании умения слушать и слышать, организации познавательной деятельности детей.

(Слайд 12) Речевые развивающие зоны

В нашем ДОУ речевой развивающей зоной служит центр литературы.

Уголок (центр)

Оборудование и примерные наименования

Цели

Младший дошкольный возраст

Центр литературы

1.Стеллаж для книг, стол, стульчики, мягкие кубы, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

2.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

3. Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д.

1.Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой.

2.Формирование и расширение представлений об окружающем.

Центр литературы – один из значимых центров речевой активности в группе. Материалы и оборудование этого центра нацелены на стимулирование ребенка к постоянному речевому общению, способствует развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.

Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности.

Сегодня я хочу вас познакомить с таким материалом и средством развития речи детей, как мягкие книжки.

Демонстрация.

Мастер-класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Занятие написано для детей первой младшей группы (2-3 года)Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);закреплять названия осен­них месяцев, знания о характерных пр...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе на тему " Лесные беспорядки "

Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста.Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим различать и называть диких животных, уточнять п...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе на тему «Путешествие в заколдованный лес» по сказкам К.Чуковского

Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в заколдованный лес» по сказкам  К.Чуковского. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепл...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе "СОБАКА - ДРУГ ЧЕЛОВЕКА"

Воспитатель: Кривогина М. О.Программные задачи: Цель: Закрепить представления детей о домашних животных                (собаке и ее детены...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Взрослые и дети любят сказки эти».

Конспектнепрерывной  образовательной деятельности   по речевому развитиюв младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Взрослые и дети любят ска...