Картотека дидиктических игр для развития сенсорных эталонов в подготовительной к школе группе
картотека (подготовительная группа)

Суязова Тамара Александровна

smiley

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\Заверенные сканы\Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов в подготовительной к школе группе.jpg

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов в подготовительной к школе группе

Цель : учить детей называть цвет с указанием признака.

Материал : интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету

Цель : учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.

Материал : два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники) . Один набор фигур – в мешочке, другой - на столе.

Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.

Цель : развивать зрительную память у ребёнка.

Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку , затем они по памяти должны ответить на вопросы : какие волосы, какое платье, какие глаза и т. д.

Цель : ориентирование в пространстве.

Ход игры. Дети находятся в детском саду в разных помещениях, с использованием сохранных анализаторов (обоняние, слух, осязание) должны сказать, где они находятся, и найти дорогу в группу.

Цель : Формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.

Дидактическая игра «Узнай по голосу

Цель : развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников, воспитателей, родителей.

Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно, то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.

Цель : развивать наблюдательность , соотносить реальные размеры с условной меркой.

Материал : набор полосок разной длины.

Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена

Цель : учить детей выбирать овощи на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал : два набора объемных овощей и картинок с изображением овощей.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такой же овощ, какой лежит на столе, называя его. Игра заканчивается, когда дети найдут все овощи.

Цель : продолжать различать по вкусу овощи.

Материал : поднос с нарезанными овощами (капуста, морковь, свекла, лук) и карточки с их изображением .

Ход игры. Ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус овощ, затем открыть глаза и выбрать тот овощ, который он попробовал.

Цель : учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом .

Материал : набор картинок с изображением овощей и их контурное изображение.

Ход игры. Участникам раздается по несколько картинок с контурным изображением овощей. Задача участников – правильно найти картинку с изображением овоща.

Цель : развитие мелкой моторики , закрепить предлоги.

Цель : научить детей смешивать краски для получения нового цвета.

Материал : апельсин, яблоко, киви. Раздаточный : листы бумаги, краски, баночки с водой, палитры, кисточки.

Цель : учить детей составлять сложную картинку из частей .

Материал : наборы сюжетных картинок и разрезных .

Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания , по образцу или памяти.

Цель : уметь определять на ощупь фрукты.

Материал : карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги.

Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги. Задание : с закрытыми глазами определить, какой фрукт изображён.

Цель : продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве.

Материал : фрукты - апельсин, лимон, банан, яблоко, киви, слива, груша, мандарин.

Ход игры. Ребёнок с закрытыми глазами должен определить по запаху фрукт, который предложил воспитатель. Если задание выполнено правильно, то ему предлагают его съесть.

Цель : учить детей смешивать основные цвета для получения новых

Материал : краски красная, оранжевая, желтая; палитра, баночки с водой и кисти.

Цель : развивать слуховое восприятие предметов в окружающем пространстве.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям узнать по звуку предметы, которые они издают при постукивании или при падении. Например : звук шагов, падение книги, постукивание ложкой по столу, шуршание осенних листьев, бумаги и т. д.

Цель : развивать зрительное и осязательное восприятие.

Материал : кусочки меха и фетра, и предметы одежды и головных уборов.

Ход игры. Каждый ребенок должен осязательно попробовать материал, а затем зрительно должен определить и назвать, из какого материала сделана та или иная вещь.

Цель : расширить представления детей о сезонных видах одежды.

Материал : кукла с набором одежды

Ход игры. Детям дается задание – одеть куклу Катю в зимнюю, осеннюю, летнюю или весеннюю одежду.

Цель : развивать логическое мышление и воображения.

Материал : набор картинок с изображением обуви.

Ход игры. Детям предлагают набор картинок с изображением разной обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.

Цель : закреплять знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора.

Ход игры. Даны две картинки . На первой нарисован сапожок с орнаментом, а на другой только контур. Ребёнок должен дорисовать недостающие детали.

Цель : закрепление знаний о величине и размере, систематизировать полученные знания.

Материал : набор карточек с изображением семьи, контуры ботинок, сапог, туфелек.

Ход игры. Детям раздаются картинки с изображением бабушки, дедушки, папы, мамы, юноши, девушки и детей разного возраста. В ходе игры детям нужно подобрать обувь, соблюдая размер и объясняя, почему они сделали этот выбор. В конце игры воспитатель предлагает раскрасить пару обуви.

Цель : учить определять на ощупь крупы.

Материал : стаканчики с гречкой, манкой, рисом, сахаром, солью.

Ход игры . Воспитатель предлагает определить на ощупь с закрытыми глазами, какая это крупа.

Цель : учить узнавать предметы на ощупь.

Материал : мешочек, бублик, конфета, яблоко, морковка.

Ход игры. Игроки по очереди находят в мешочке предметы на ощупь и называют его.

Цель : учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника .

Материал : карточки с изображением деталей посуды.

Ход игры. Из горки карточек на столе дети берут по одной и подбирают крышку по размеру и цвету посуды.

Цель : углублять представления детей о различных материалах, из которых сделана посуда : металле, дереве, стекле, пластмассе. Осваивать способы изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Материал : посуда из разного материала.

Ход игры. В процессе игры дети называют материалы, их свойства, пытаются обобщить их, сравнивают с другими, находят общие и отличительные признаки.

Цель : развитие зрительного восприятия и внимания.

Цель : развивать логическое мышление и воображение.

Материал : листы бумаги, картинки с изображением разных животных, краски, кисти.

Ход игры. Переведите на карточки контуры легко узнаваемых животных. Покажите детям картинку и спросите , у кого на карточке есть тень этого животного. Тени можно раскрасить акварельной краской разных цветов.

Цель : учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.

Материал : набор картинок с реальным изображением домашних животных, с контурным и симметричным изображением.

Ход игры. Детям раздают карточки с реальным изображением животных. Задание : подобрать к своим изображениям контур и силуэт животного.

Цель : воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки, развивать сообразительность , выдержку.

Материал демонстрационный : предметные картинки с изображением домашних птиц.

Книжка со звуками обитателей птичьего двора.

Ход игры. Воспитатель включает звуки, дети узнают их, находят картинку и называют действие (Петух – кукарекает, утка – крякает и т. д.) При правильном выполнении получают фишку, побеждает тот, кто больше наберет фишек.

Цель : развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, наглядно – образного мышления, внимания.

Материал : разрезные картинки домашние птицы или пазлы

Цель : развивать воображение , учить представлять себе животное по их точечной схеме, развивать моторику кисти ; умение внимательно следить за расположением точек.

Материал раздаточный : карточки со схематично изображенными животными (дикими, цветные карандаши

Ход игры. Воспитатель предлагает соединить все точки, получаются схемы обведенные карандашом, дети узнают животное. Потом можно предложить раскрасить его, дорисовать картинку .

Цель : уметь зрительно найти дорожку к дому каждого животного, при затруднении можно карандашом провести по лабиринту.

Материал : карточки – лабиринты для каждого ребенка

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти дорожку к домикам, кто справится быстрей, получает фишку.

Цель : закреплять представление о взаимосвязи цветов

Материал демонстрационный : 3 большие банки с наклейками – оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Материал раздаточный : баночки с водой, по 3 на каждого ребенка, кисти, тряпочки, краски, банки с водой для промывания кисточек.

Цель : закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомить со светлотным рядом.

Материал демонстрационный : рисунок 3х синих воздушных шариков разной светлоты.

Материал раздаточный : листы бумаги, палитры, гуашь синяя и белая, вода, тряпочка.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть нарисованные шарики, все они синие, но разных оттенков, сначала самый светлый, потом потемнее, затем самый темный. У вас на столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки? Сначала вы положите на палитру много белой краски, для первого шарика вы к белой краске прибавите немножко синей, для второго побольше, а третий без добавления белой. Смешав нужные оттенки краски, дети раскрашивают шарики на своих листочках. Работы вывешиваются и обсуждаются детьми.

Цель : учить определять на ощупь материалы различной текстуры.

Материал раздаточный : разнообразные кусочки ткани из шерсти, перо, кожа, резина, глина.

По аналогии можно использовать предметы и материалы другой текстуры и определить какие они : вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

Цель : развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

Ход игры. Ребенку даются два одинаковых изображения : целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти) .Задача ребенка собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

(Игра – путешествие в прошлое кресла)

Цель : формировать представление о мебели, её функциях и свойствах, качестве материала, из которого выполнено

Материал : картинки с изображением разных кресел и стульев

Ход игры. Рассказ воспитателя о том, как человек преобразовывал мебель. Потом дети выбирают картину самого древнего стула и рассказывают о его частях. Следующий ребенок по другой картинке рассказывает что изменилось. Дети должны назвать форму, цвет, материал. Чей рассказ будет более полным, получает фишку.

Цель : учить детей понимать схематичное изображение сопоставлять план с пространством.

Материал : план, предварительно начерченный взрослым, мебель игрушечная (мелкая) .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям следующую игровую ситуацию. Кукла Маша привезла новую мебель, и не знает, как её расставить. Показать готовый план, а дети по нему должны обставить игрушечную комнату, если задание выполнятся успешно, то следующий ребенок расставляет мебель. пользуясь новым планом.

Цель : познакомить детей с различными линиями, совершенствовать навыки точных действий руки под контролем зрения.

Материал : нарисованные на магнитной доске дорожки (прямая, волнистая, зигзагообразная) .

Ход игры : Ребенок сначала проводит зрительный анализ линии; рисование линий руками в воздухе, обведение линий указательным пальцем, проведение по линии магнитом-игрушкой.

Цель : формировать представление детей о телефоне – как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми.

Материал : телефонная трубка.

Ход игры : Дети сидят по кругу, воспитатель передает телефонную трубку ребенку и формулирует задание : тебе позвонил незнакомый человек; или позвонил друг; или тебе нужно позвонить маме. Предлагается детям рассказать другу, где он живёт (назвать свой адрес, маме сообщить о каких либо неполадках в доме.

Цель : усвоение геометрических фигур, классификация размера и цвета.

Материал : карточки синего и зеленого цвета.

Ход игры. У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.

Цель : развитие внимания , умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Ход игры . Играют одинаковое количество детей и их мамы. Дети отворачиваются от мам и хором : "Мама! Поздравляем!" Назначенная ведущей мама отвечает : "Спасибо!" Кто узнает голос своей мамы?

Цель : закрепить, кем и где работают мамы, чем они любят заниматься в свободное от работы время. Закрепить употребление винительного падежа имён существительных.

Материал : картинки с предметами , изображения мам разных профессий.

Ход игры. Дети получают комплекты : картинки с изображением профессий мам и картинки с изображением инструментов.

Задание. Расположите картинки по парам в их соответствии – изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии инструментов. Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем.

Цель : учить различать листики по признаку формы (овальные, круглые) .

Материал : сюжетная картинка , вырезанные листики цветов.

Цель : установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материалы и оборудование : емкости со снегом, льдом.

Ход. Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1 —2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна : на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег) .

Цель : учить детей определять возраст рыбы экспериментальным путем, используя оптические приборы. Развивать поисковую активность ребенка, умение анализировать. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Материал : лупы, микроскопы, аквариум, энциклопедия; чешуйки рыбы, спилы; иллюстративный материал, бумага, карандаши.

Ход. Воспитатель предлагает рассмотреть в аквариуме 2-х скалярий и определить по возрасту. Кто старше? Как узнать? Пройдем в нашу лабораторию и будем исследователями. В лаборатории есть настоящие чешуйки! Необходимо их исследовать экспериментальным путем. Кто, что увидел? Увидели ли кольца? Сколько? Можно определить сколько лет? Зарисуйте, синим карандашом колечки - это будут документы о возрасте нашей рыбки.

Цель : установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.

Материал : прозрачная емкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.

Ход. Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме) . Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или компрессору, захватывают пузырьки воздуха (дышат) . Взрослый подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно.

Цель : закрепить представления об особенностях внешнего вида дерева и их листьев. Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность.

Игровая задача : найти листья определенного дерева.

Материал : карточки с изображением деревьев, их листьев.

Ход игры. Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек . Потом находят листья этого дерева. Побеждает тот, кто первым правильно найдет верные листья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

Картотека игр на развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной к школе группы

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настрое...