Психологическая помощь родителям, педагогам, обучающимся

 Орлова Наталия Тимофеевна

Профилактические тренинги  профессионального выгорания у  педагога, тренинги для обучающихся  , практические рекомендации педагогам родителям, обучающимся, буклеты, памятки, презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

Педагог-психолог Орлова Н.Т.

Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов. 

Задачи:

  1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.
  2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.
  3. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
  4.  Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Оборудование: бумага и  ручки на количество участников.

Целевая аудитория: учителя

Количество участников: 10-15 чел.

Время проведения: 1.5 - 2 часа

Форма проведения тренинга: круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Содержание тренинга

  1. Психогимнастическое упражнение «Приветствие» . 

Цель: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения занимающихся.

Задание: Я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет. Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.

Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

Это упражнение из теории “поглаживаний” Эрика Берна. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость .

3. Ожидания и опасения.

Цель: Выявление ожиданий участников тренинга. Корректировка запроса.

Собираясь на сегодняшний тренинг вы, может быть, задавались вопросом: «Что будет? Как всё будет?» У Вас есть свои ожидания, возможно, и опасения. Будет логично, если мы сейчас проговорим эти ОЖИДАНИЯ и ОПАСЕНИЯ. Постарайтесь коротко сформулировать Ваши личные ожидания и опасения, а мы запишем их, чтобы потом озвучить, что сможем сделать сегодня, что спланируем к следующей встрече, к чему нужно быть особенно внимательными.

Подумайте ещё, что готовы Вы вложить в тренинг?

Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад.

Коррекция запросов.

Многое также будет зависеть от Вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

4. «Мозговой штурм»: Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?

Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность. Результаты «мозгового штурма» запланировать с работу по профилактике эмоционального выгорания.

Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания». «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» .

С ссылкой на Е. Малера Н.А. Аминов приводит перечень основных и факультативных признаков этого синдрома: 1) истощение, усталость; 2) психосоматические осложнения; 3) бессонница; 4) негативные установки по отношению к клиентам; 5) негативные установки по отношению к своей работе; 6) пренебрежение исполнением своих обязанностей; 7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); 8) уменьшение аппетита или переедание; 9) негативная самооценка; 10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности); 11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия); 12) чувство вины. Н.А. Аминов подчеркивает, что последний симптом свойственен только людям, профессионально, интенсивно взаимодействующим с другими людьми .

I. Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?»

Участники разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи - по одной на каждой. Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:

Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.

Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.

Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.

Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.

По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

II. Этап анализа идей.

Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.

Правила это этапа:

Самая лучшая идея – та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.

Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.

Отбрасывать идеи нельзя.

III. Этап поиска возможностей реализации.

Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Я предлагаю просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям – оригинальности и возможности реализации.

Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:

  • +  - очень хорошая, оригинальная идея;
  • - неплохая идея;

0        - не удалось найти конструктива.

А, кроме того:

PP - реально реализовать;

ТР - трудно реализовать;

 НР - нереально реализовать.

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент просто нет.

IV. Завершающий этап.

Мы преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Собираемся все в общий круг. Я предлагаю представителю каждой группы сделать сообщение об итогах своей работы. Вам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.

Полученные в процессе довольно длительной работы, «выстраданные», результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно

результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для педагогов. Идеи со значком «РР» (реально реализовать) должны быть включены в план работы школы на следующий год, а карточки с пометкой ТР – в перспективный план работы.

Зачитанные карточки собираются в конверт с надписью «Планирование мероприятий по профилактике эмоционального выгорания».

Вы очень плодотворно поработали, а сейчас отдохнём и поиграем.

5.  Упражнение “Клубок”

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

6. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения» Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе, заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

7.  «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А — воздействует благотворно на весь организм; Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота; Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль . Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

8. Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?

Список использованной литературы

  1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии N 5, 1988.

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006.

  1. Берн, Эрик, Трансактный анализ в психотерапии. Изд-во: Академический Проект,2001.

  1. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. – М.: «Ось-89», 2009.

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

  1. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса  
  2. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологичееский тренинг.- СПб.: Изд-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001 г.
  3. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.



Предварительный просмотр:

Практические рекомендации педагога-психолога

родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях. В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

- констатирующий вопрос ("ты злишься?");

- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали",

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности.

1

Добрые поступки

Сказка Альфреда Кеннера «Три медвежонка»

2

Доброжелательность.

Сказка братьев Гримм «Зведные таллеры».

3

Дружба-враждебность.

Стих-е Алана Милна «Три пингвина».

4

Обзывания

Сказка В.Щергина «Рифмы-обзывания».

5

Наши чувства.

Притча  И.Фурманова «Ядовитая змея»

6

Обида.

Сказка «Как лисичка бычка обидела»

Л. Фесюковой.

7

Ссора

Сказка Л.Киселевой «Как иголка с ниткой поссорилась»

8

Мое настроение.

Сказка О.Пройслера «Неприятности»

9

Жадность.

Сказка «Два жадных медвежонка»

10

Хвастовство.

Сказка «Заяц –Хваста»

11

Упрямство.

Узбекская сказка «Упрямые козы»

12

Сопереживание.

Немецкая сказка «Кукушка»

13

Наши мечты.

Сказка «Цветик-семицветик»

Конфликтные отношения в семье со сверстниками

  • Л.Киселева. «И так бывает»                              
  • Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
  • Немецкая сказка. «Кукушка.»                          
  • Сказка «Волк и семеро козлят.»
  • Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья.Дед и внуки.»
  • К.Ушинский.Умей обождать
  • О.Пройслер.Сказка «Неприятности.»              
  • Как поссорилась иголка с ниткой
  • В.Щергин.Рифмы-обзывания.                           
  • Л.Киселева. Крошка Енот.                                                      
  • Л.Киселева Мальчик-Огонек
  • У.Дисней.Приключение маленького щенка.   
  • Притча.Ядовитая змея.И.Фурманова.
  • Сказка «Два жадных медвежонка»                   
  • О.Уальд.Мальчик-звезда.
  • Африканская сказка «Кто лучше».                     
  • Сказка.Лиса и кувшин.
  • Г.Андерсен«Ребячья болтовня»                    
  • Нар.Потешки.Нехотелка..Е.Синицина    
  • Басни Крылова.Лебедь,рак и щука.                     
  • Стрекоза и муравей.                                            
  • Ворона и лисица. Лиса и виноград                                              
  • А.Толстой Приключения Буратино.
  • Н.. Носов Фантазеры
  • Л.Фесюкова Сказка «Как лисичка бычка обидела»

Игры и упражнения для снятия агрессивности

Упражнение «Брыкание»

Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения

Ход: дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар дети говорят "Нет!", увеличивая интенсивность удара.

Упражнение «Кулачок»

Цель: Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

Ход: дети берут в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету. Ведущий просит сжать кулачок крепко-крепко, подержать кулачок сжатым, а затем раскрыть его - рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.

Игра «Воробьиные драки»

Цель: снятие физической агрессии.

Ход: Дети выбирают себе пару и "превращаются" в драчливых "воробьев" (приседают, обхватив колени руками). "Воробьи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих

колен, тот выбывает из игры ("лечат крылышки и лапки у доктора Айболита"). "Драки" начинаются и заканчиваются по сигналу ведущего.

Игра «Минута шалости»

Цель: психологическая разгрузка.

Ход: Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

 

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА

1.      Громко спеть любимую песню.

2.      Пометать дротики в мишень.

3.      Попрыгать на скакалке.

4.      Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5.      Пускать мыльные пузыри.

6.      Устроить «бой» с боксерской грушей.

7.      Полить цветы.

8.      Быстрыми движениями руки стереть с доски.

9.      Пробежать несколько кругов вокруг детского сада

10.   Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

11.   Отжаться от пола максимальное количество раз.

12.   Сделать приседание

13.   Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

14.   Стучать карандашом по парте.

15.   Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

16.   Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а за тем зачирикать его.

17.   Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

 



Предварительный просмотр:

Тест определения работоспособности  и  темпа деятельности.

 Проводит педагог-психолог Орлова Н.Т. дата___________

МАОУ СОШ №1      Ф.И. уч-ся_____________________________ класс______      

1

2

3

4

5

6

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма.

После длительной, чрезмерной, а так же во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.

Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.

После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И.М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.

В течение учебного дня наблюдаются, как правило, следующие фазы изменения работоспособности школьников старшего возраста:

1. Врабатывание (10-15 мин). Характеризуется постепенным повышением работоспособности и образованием рабочей доминанты.

2. Оптимальная (устойчивая) работоспособность (1,5-3,0 час). В этой фазе изменения функций организма адекватны выполняемой учебной деятельности.

3. Полная компенсация. Появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

4. Неустойчивая компенсация. Нарастает утомление, и продуктивность учебной деятельности снижается.

5.Прогрессивное снижение работоспособности. Возможно кратковременное повышение работоспособности за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв).

6. Резкое снижение продуктивности работы. Происходит угасание рабочей доминанты.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.

Правильное и активное проведение перемены в школе позволяет учащимся быстрее восстановиться, отдохнуть и сохранить положительное отношение к процессу обучения, что является немаловажным фактором при сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, применение наглядных пособий и физкультминуток на уроке позволяет сохранять темп урока высоким, а усвоение материала делать более глубоким и осознанным.

Немаловажным фактом остается знание и умение распознать первые признаки утомления у ребят, а также умение вовремя это заметить и устранить. Так как в результате несвоевременного снятия утомления у ребенка может развиться переутомление, что может привести к серьезным заболеваниям растущего и формирующегося детского организма.

Для учебного труда школьников независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, учебный год) изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха школьников, в частности, применения средств физической культуры и спорта.

 

Определение темпа деятельности ребенка

Задание «Соревнование дятлов. Кто быстрее продолбит дерево»

Задание ребенку. Перед тобой шесть квадратов. Представь себе, что это — стволы деревьев, а ты — дятел. Твой клюв — отточенный карандаш. По команде «Начали!» принимайся стучать клювом по первому стволу. Когда я скажу — «Дальше!» — переходи к следующему. По количеству карандашных точек мы узнаем потом, сколько раз ты успел клюнуть каждый из стволов.

 

Примечание для родителей и педагогов

С помощью этой методики можно определить уровень развития сразу двух качеств: темпа деятельности ребенка и работоспособности. Методика очень проста в выполнении и проверке. Вам потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги. Очень важно:

1. В точности повторить размер квадратов (два ряда по три квадрата, каждый из них 4x4см, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 х 12 см).

2. При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

3. На заполнение каждого квадрата дается 5 секунд.

Определение темпа деятельности ребенка

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

Для детей 6-7 лет

16 точек и меньше — ребенок склонен выполнять задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию;

16-20 точек — нормальный средний темп работы;

20 точек и больше — ваш ребенок умеет работать в очень быстром темпе.

Если полученный показатель высокий, а ребенок во время занятий медлителен, то его тип деятельности скорее всего обусловлен не врожденными особенностями, а какими-либо иными причинами. Какие это могут быть причины, мы рассмотрим дальше.

Для детей 8-12 лет

21 точка и меньше — медленный темп деятельности;

21-24 точки — нормальный средний темп работы;

больше 24 точек — высокий темп деятельности.

 

Советы родителям и педагогам медлительных детей

Если по результатам теста ваш ребенок оказался медлительным, не стоит драматизировать ситуацию. Во-первых, не существует «плохих» и «хороших» свойств нервной системы. Во-вторых, каждое качество имеет свои положительные и отрицательные стороны. Ребенок, работающий быстро, может успеть много за не¬большой период времени, но в то же время торопливость и спешка часто не позволяют ему тщательно и кропотливо выполнить работу, проанализировать ситуацию. Медлительность сама по себе имеет свои плюсы. Медлительный ребенок:

— способен выполнять долго однообразную и неинтересную работу, а это порой куда труднее, чем заниматься увлекательным делом;

— не сразу включается в деятельность, у него медленно нарастает активность, но зато он может долго ее сохранять, длительное время работая в привычном темпе;

— обычно усидчивее и внимательнее, может долго слушать объяснение учителя;

— показывает очень высокую активность в работе по пройденному материалу, так как однажды усвоенное имеет у него устойчивое закрепление, дольше сохраняется;

— глубже продумывает и тщательнее организовывает различные виды своей деятельности.

Все эти плюсы помогают медлительным людям в жизни, если их не подгонять и не торопить. Понукание и спешка ставят детей с мед¬ленным темпом деятельности в затруднительные ситуации.

Учет индивидуальных особенностей медлительного ребенка может помочь ему не только в преодолении тех или иных трудностей в обучении, но и в достижении значительных успехов. Усвоенные знания окажутся глубокими и крепкими, а выполнение работы будет отличаться тщательностью и аккуратностью. Прими¬те несколько наших советов:

1. Не требуйте от ребенка немедленного включения в работу. Помните, что его актив¬ность в выполнении нового вида заданий на-растает постепенно.

2. Не настаивайте на необходимости решения задания разными способами и не требуйте оригинальности в их выполнении, особенно если это касается новых и необычных заданий. Помните, что медлительные дети не могут в этих ситуациях проявлять высокую активность, а некоторые вообще могут отказаться работать.

3. Не требуйте от ребенка быстрого отказа от неверного ответа или неудачной формулировки. Обязательно дайте ему время на обдумывание. Этого времени должно быть столько, сколько надо ребенку, а не столько, сколько кажется достаточным вам. Помните, что медлительные дети чаще следуют общепринятым стандартным ответам и стараются избегать импровизации.

4- Не требуйте от них немедленных объяснений при работе с новым материалом. Помни, те, что они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации

Определение работоспособности ребенка

Посмотрите, какой узор составили точки в квадратах. Если в первом по счету квадрате точки стоят густо, а в других редеют и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 точек и более, то, значит, ваш ребенок склонен к быстрому утомлению и, скорее всего, обладает слабой нервной системой. Об этом же свидетельствует и значительный перепад между количеством точек в первом и пятом квадратах, даже если в последнем — шестом квадрате — результат увеличился. Увеличение результата в шестой клеточке покажет в этом случае, что ребенок, склонный к утомлению и снижению работоспособности, умеет мобилизовываться и совершать волевое усилие. Это не так хорошо, как может показаться на первый взгляд: такой ребенок волевым усилием перегружает свою нервную систему, что может привести к ее истощению. Люди со слабой нервной системой называются астеничными.

Советы учителям и родителям про работоспособность астеничных детей.

Астенический склад нервной системы, недостаточная выносливость нервных клеток очень часто становится причиной трудностей в обучении. Это прежде всего связано с тем, что астеничный ребенок не способен к длительному умственному напряжению, большой объем материала утомляет его, а высокий темп деятельности с частым переключением и распределением внимания влияет на работоспособность. Внимание рассеивается, ребенок начинает отвлекаться, перестает воспринимать учебный материал, чувствует себя уставшим.

Усугубить ситуацию вплоть до болезненной и трудноисправимой могут следующие обстоятельства:

1. Длительная, без перерывов, напряженная работа — причем как классная, так и домашняя. Астеничному ребенку необходимы частые (каждые 15 минут) небольшие (до 5-7 минут) перерывы.

2. Ответственная, требующая нервно-психического и эмоционального напряжения деятельность, особенно если на нее отводится ограниченное количество времени.

3. Опрос в высоком темпе, требующий быстрого реагирования.

4. Неудачный ответ, оцененный резко отрицательно, неприятное замечание или ссора. Следует учитывать, что нервная система астеничных детей обычно отличается повышенной чувствительностью, что проявляется в ранимости и обидчивости.

5. Работа в ситуации, требующей отвлечения, переключения или распределения внимания. Например, такими факторами могут стать реплики и вопросы старших или соучеников.

6. Работа в шумной и/или неспокойной обстановке.

7. Работа под руководством шумного и не¬сдержанного взрослого. Повышение тона, эмоциональная напряженность или психологическое давление негативно воздействуют на нервную систему ребенка, дополнительно усиливая нервно-психическую нагрузку.

8. Необходимость усвоения большого объема материала за ограниченное время.

Если у вашего ребенка слабая нервная система, что проявляется в повышенной   невнимательности, утомляемости, раздражительности, снижении успеваемости и подтверждается результатами теста, постарайтесь помочь  РЕБЁНКУ, учитывая его природные особенности и те рекомендации, которые будут даны ниже.

Несмотря на быструю утомляемость, дети со слабой нервной системой способны при определенных условиях справляться с учебной нагрузкой и достигать хороших результатов в учебе. Необходимо только опираться на их сильные стороны и не ставить их в дискомфортные ситуации.

Сильные стороны астеничных детей

1. Склонность к планированию и любовь к последовательности при любом виде деятельности (кстати, именно этого очень часто не хватает детям со с лабойнервной системой).

2. Склонность к систематизации знаний (составлению схем и наглядных изображений), что обеспечивает более глубокое усвоение знаний.

Имея все это в виду и искренне желая добиться положительных результатов, постарайтесь выполнить следующие рекомендации.

1. Не ставьте ребенка перед необходимостью дать быстрый ответ на неожиданный вопрос. Предоставьте ему достаточное количество времени на обдумывание и подготовку. Помните, что у астеничных детей при резком нервно-психическом напряжении чаще всего происходит не мобилизация, а, наоборот, включаются механизмы торможения. Чем сильнее вы давите на него, тем больше времени ему требуется на ответ.

2. По возможности старайтесь организовать проверку знаний не в устной, а в письменной форме. Помните, что для детей со слабой нервной системой всегда предпочтительнее письменные, а не устные ответы.

3. При необходимости усвоения большого, объемного, сложного или разнообразного материала помогите ребенку организовать его таким образом, чтобы он оказался разбитым на отдельные смысловые части. Давайте их постепенно, по мере усвоения. Помните, чрезмерный объем заданий быстро снижает работоспособность ребенка и утомляет его.

4. Не проверяйте знание нового материала сразу же после усвоения. Пусть ребенок самостоятельно повторит его.

5. Во время подготовки ответа, домашнего задания или любой другой работы дайте достаточное время для самостоятельной проверки. Помните, что самопроверка — напряженная и ответственная работа, требующая усиленного сосредоточения.

6. Старайтесь не отвлекать ребенка и не переключать его внимание во время подготовки учебных заданий. Создайте спокойную обстановку вокруг него и избегайте ситуаций, повышающих нервозность.

7. Осторожно оценивайте неудачи ребенка, а через поощрения формируйте у него уверенность в своих силах. Помните, что обычно ребенок со слабой нервной системой отличается повышенной чувствительностью и ранимостью, склонен зацикливаться на своих неудачах и винить во всем себя. Формируйте у ребенка ощущение успешности.

 

Литература:

Костромина С.Н. Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по математике. - СПб., 2004г.

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/v036lWkAhG6a_QQjyym2gC-rVYJT9730d1fII1eh-zLzaUT7VMuJ0BN7QlGszrgG9LunpE42KnEdI4spuxWYhg 

 



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Правила сильного человека

Для создания и укрепления высшей  нервной силы необходимо также помнить о следующем:

1. Не бегите от страха. Анализируйте его и воспринимайте страх только как физическое чувство. Страх, которому мы боимся взглянуть в глаза, способен убить нас.

Понаблюдайте за своими страхами и поймите, что вы не должны поддаваться им. Думайте о них как о фильме, который вы видели и кино. Того, что вы видите на экране, в действительности нс существует. Страх придет и уйдет так же, как и кадры на экране, если вы не будем его настойчиво удерживать.

2. Не живите в прошлом. Помните - никогда не поздно начать все сначала. Но для того, чтобы начать меняться, необходимо отпустить от себя прошлое. Не живите с грузом прошлых потерь и неудач. Это все уже ушло. Живите сегодняшним днем. Стройте свою жизнь на новых началах, отпустив от себя навсегда все негативное: пусть оно станет достоянием прошлого.

3. Не тратьте силы на чувство жалости к себе. Поймите, это совершенно напрасная трата энергии. Жалость к себе, обиды заставляют вас двигаться по кругу, возвращаться снова и снова к одним и тем же горьким мыслям. Годами хранимое в душе чувство обиды может даже привести к раку. Глупо наказывать самих себя сейчас, если кто-то обидел вас в прошлом.

Отпустите от себя прошлое через чувство прощения. Прощение - это прощание. Прощание с чувствами горечи и обиды, ощущением боли. Прощание с ситуацией в целом. И напротив, состояние непрощения фактически приводит к началу разрушительной деятельности в нас самих - годами накапливающиеся дурные мысли в конце концов обращаются против их хозяина.

4. Не зацикливайтесь на мыслях о плохом. Думайте и говорите о том, что в вашей жизни хорошо. Поверните ваши мысли в позитивном направлении.

5. Планируйте на каждый день как можно больше дел, которые могли бы доставить вам удовольствие. Оставляйте время на то, чтобы пойти в театр или почитать книгу. Ходите на дни рождения друзей и родственников, посещайте юбилеи, выставки и другие развлекательные мероприятия. Не заставляйте себя веселиться до упаду - просто ходите туда.

6. Помогайте другим людям, и вы почувствуете, что вам становится легче.

7. Независимо от того, как вы себя чувствуете, держите голову высоко и ведите себя так, будто вы благополучный человек.

Если вы действительно вооружены волей и стремлением преодолеть свои беды - поверьте, удача не заставит долго себя ждать.



Предварительный просмотр:

Сегодня у тебя есть уникальная возможность лучше понять себя и свои поступки, а так же проанализировать свой типичный стиль поведения. Это позволит тебе в дальнейшем сознательно делать выбор собственного поведения и просчитывать его последствия.

Агрессивное поведение

Суть.

Вы защищаете свои личные права и выражения чувств, мыслей таким образом, что это становится неприемлемым и нарушает права другого человека. Превосходство достигается путем унижения других. Когда вам угрожают, вы атакуете.

Явное поведение.

Мне не важно, что ты чувствуешь. То, что важно для тебя, мне безразлично.

Скрытая мысль.

Я «сделаю» тебя до того, как это сделаешь ты. Я здесь номер один.

Подсознательное.

За агрессией скрыта глубокая неуверенность в себе.

Цель.

Доминировать, побеждать, заставить другого проигрывать и наказать других.

Вербальные и невербальные характеристики.

  • Вторжение в пространство других людей.
  • Пронзительный, саркастический или снисходительный голос и взгляд.
  • Родительские жесты.
  • Угрозы.
  • Прерывания.
  • Оценивающие комментарии.

Выгода.

Другие делают то, что ты хочешь. Все идет так, как ты хочешь, и тебе нравиться чувство человека, который сам управляет жизнью. Ты менее уязвим в среде, отличающейся борьбой, враждебностью и конкуренцией.

Расплата.

Агрессивное поведение создает врагов, которые могут развить страх и паранойю, делая твою жизнь невыносимой. Если вы контролируете то, что делают другие, это требует много усилий и энергии, не дает вам возможности расслабиться. Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. В скором времени обнаруживается, что вы не можете вести себя неагрессивно. Вы причиняете боль близким людям и страдаете от этого.

Пассивное поведение.

Суть.

Вы нарушаете ваши собственные права, так как не выражаете свои чувства, мысли, убеждения, а следовательно, позволяете другим нарушать ваши права.

Пассивное или неуверенное поведение может также означать выражение мыслей и чувств в такой извиняющейся и скромной манере, что другие просто не обратят на них внимания. Пассивный человек позволяет другим распоряжаться собой. Неуверенные люди не позволяют своим потребностям получить преимущество над потребностями других. Они допускают, что другие принимают решения за них, даже если знают, что в последствии будут об этом сожалеть. Они чувствуют себя беспомощными и бесправными.

Явное поведение.

Со мной все равно не считаются, поэтому можешь мной пользоваться. Мои чувства, потребности и мысли менее важны, чем твои.

Скрытая мысль.

Позаботьтесь обо мне и телепатически поймите мои чувства и потребности. Разве вы будете любить и уважать меня, если я буду ассертивным? Я должен защищать вас от боли.

Подсознательное.

За неуверенностью скрыт глубинный страх не соответствовать ожиданиям других.

Цель.

Умиротворить другого и избежать конфликта и неприятностей любой ценой.

Вербальные и невербальные характеристики.

  • Позволить сложиться такой ситуации, когда события развиваются сами по себе.
  • Ходить вокруг да около – не говорить о себе, о том, что в действительности имеешь в виду.
  • Не к месту извиняться дрожащим голосом.
  • Быть не четким. Избегать прямого взгляда.
  • Избегать телесных контактов – отступать от других, сутулить плечи.
  • Моргать или смеяться при выражении гнева.
  • Прикрывать рот рукой.
  • Использовать фразы: «Если это не будет слишком затруднительным для вас», «Но все равно делайте, что хотите».

Выгода.

Вы награждены за свою беззаветность. Если что-то пойдет не так, вы, как пассивный наблюдатель, не будете обвинены. Другие станут защищать вас и проявлять заботу. Вы избегаете, оттягиваете или скрываете конфликт, которого боитесь.

Расплата.

Если из-за недостатка ассертивности вы позволили отношениям развиваться не так, как вам хотелось бы, то изменить это очень сложно. Вы ограничиваете себя, создав в глазах других представление о себе как о хорошем, мягком человеке, и не более того. Вы ограничиваете себя в проявлении искренних негативных эмоций (гнева, презрения и т.д.)

Вы страдаете от этого, рисуя по ночам в своем воображении картинки собственной уверенности и искренности, вновь и вновь переживаете психотравмирующие события, усугубляя собственную депрессию и негативную самооценку.

Уверенное поведение.

Суть.

Вы защищаете ваши собственные права, выражаете чувства и мысли прямо, честно и открыто средствами, предполагающими уважение к правам других. Уверенный (ассертивный) человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины.

Он уважает себя и других и отвечает за свои действия и выбор. Он понимает свои собственные потребности и просит открыто и прямо о том, чего хочет. При отказе может загрустить или быть разочарованным, но его самовосприятие не омрачается. Он не слишком полагается на одобрение других людей и чувствует безопасность и уверенность в самом себе. Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны.

Явное поведение.

Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия и, возможно, буду готов к компромиссу.

Скрытая мысль.

Я не позволю тебе использовать меня? и не буду атаковать тебя за то, что ты такой, каков есть.

Цель: общаться ясно и прямо, как взрослый со взрослым.

Вербальные и невербальные характеристики.

  • Активное слушание.
  • Твердый, спокойный голос.
  • Прямой контакт глазами.
  • Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела.
  • Громкость голоса, подходящая к ситуации.
  • Использование выражений: «Я», «Я люблю, я хочу», «Я не хочу», «Я не буду», «Мне нравится», «Мне не нравится».
  • Фразы сотрудничества: «А что вы думаете по этому поводу?»
  • Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось».

Выгода.

Чем больше вы отстаиваете себя и действуете в манере, которую уважаете, тем выше ваше самоуважение. Ваши шансы получить желаемое увеличиваются, если другие понимают, что вы хотите, и сознают то, что вы защищаете свои права и потребности. Если вы прямо выражаете свои эмоции негодования, то отрицательные эмоции не накапливаются. Не испытывая болезненного чувства застенчивости и тревоги и не тратя силы на самозащиту, вы можете видеть, слышать и любить с большей легкостью.

Расплата.

Друзья могут воспользоваться вашим самоутверждением и саботировать вновь приобретенную вами уверенность. Вы способны переформулировать ваши убеждения и пересмотреть ценности, сформировавшиеся с детства. Это может вызывать сопротивление. Помните: нет панацеи, гарантирующей ожидаемые результаты ваших усилий.

Надеемся в этих описаниях ты легко узнал себя и своих друзей. Уверены, что ты увидел положительные стороны ассертивности. Воспользуйся этими знаниями и стань уверенной в себе и толерантной личностью.

 

Психологическая служба МБОУ СОШ №1

О поведении

Выбор за тобой!

Психолог Орлова Н.Т.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Материалы для подростков, находящихся в тяжелой жизненной ситуации (ТЖС)

Иногда чтобы разобраться в трудной ситуации, необходима помощь психолога. Однако не все готовы поделиться своими проблемами с чужим человеком. Тем, кто не готов к личной встрече, эти рекомендации.

1.Умейте отвлечься от забот и неприятностей.

Для этого необходимо помнить:

- как бы ни были велики обрушившиеся на вас неприятности, учитесь

избавляться от гнета тяжелых мыслей (для чего обычно требуется помощь психолога);

- ни в коем случае не заражайте своим плохим настроением окружающих;

- будьте разумны и тактичны, не превращайте свою неприятность в «мировую катастрофу»;

- что бы ни случилось в жизни, помните – жизнь продолжается! 

2. Будьте требовательными прежде всего к себе!

Для этого:

- не требуйте от других то, на что сами не способны;

- не ожидайте от других того, чего не можете дать сами;

- не будьте чрезмерно требовательны, ибо мера во всем – основа мудрости!

- не стремитесь переделать всех на свой манер;

- находите в человеке положительное и опирайтесь на эти качества в отношениях с ним.

3. Гнев – плохой советчик и негодный метод в отношениях между людьми
hello_html_m983e908.jpg

Для того чтобы избежать гнева:

- учитесь не доводить себя до гнева. Впадая в гнев, остановитесь, сделайте паузу;

- осмыслите всю ситуацию, которая привела к гневу, и вы увидите, что ваша вина не меньше других;

- вспышка гнева никогда не приносит облегчения и всегда чревата новыми неприятностями;

- лучшая разрядка для гнева – физическая работа: разряжайтесь не словом, а трудом, творческой деятельностью.

4. Имейте мужество уступать, если вы не правы.

Следует помнить:

- упрямство свидетельствует о капризности и незрелости человека;

- умейте внимательно выслушать своего оппонента, уважайте его;

- будьте самокритичны к своей точке зрения: не считайте свой взгляд всегда правильным, абсолютной истиной.

5. Мы – люди, и всем нам присущи недостатки.

Каждому из нас требуется уяснить:

- нельзя быть совершенством во всем, каждый из нас в чем-то силен и в чем-то слаб;

- не думайте, что вы лучше всех или хуже всех, обретите адекватную самооценку, не унижающую себя и других людей (здесь может помочь психолог).
6. Не носите в себе свое горе и не копите неприятности!

Опыт человечества свидетельствует:

- не оставайтесь наедине со своими неприятностями и горем;

- ищите людей, способных вам помочь;

- будьте сами чуткими, милосердными и мудрыми. 

7. Формируйте салютогенное мышление:

В любой ситуации ищите положительные моменты. Ситуацию нужно:

- осознать

- принять

- иметь четкое убеждение о наличии собственных ресурсов для того, чтобы справиться с ней.

Удачи вам!

"Стресс-тест"

Чтобы выяснить, насколько вы близки к стрессу, вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
— почти никогда (1 балл);
— редко (2 балла);
— часто (3 балла);
— почти всегда (4 балла).
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что я лучше многих.
20. Я не соблюдаю диету.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Выступление на родительском собрании Педагог-психолог Орлова Н.Т. МАОУ СОШ №1 Г.Когалым

Слайд 2

План 1. Физиологические и психологические особенности подросткового возраста. 2.Общение подростков со взрослыми. 3.Общение подростков со сверстниками. 4.Общение подростков со сверстниками противоположного пола. Литература

Слайд 3

Отрочество – это беспокойство: “ Вдруг я не такой как все? ” и ужас: “ Вдруг я такой как все? ”

Слайд 4

Особенностью подросткового возраста является половое созревание – происходит интенсивный подъём секреции. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Специфическими моментами физического развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубертатный скачок в росте).

Слайд 6

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возрастают изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Слайд 8

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

Слайд 10

В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: 1) реакция эмансипации - тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из- под опеки взрослых, их контроля, покровительства. 2) реакция группирования со сверстниками. 3) реакция увлечения (хобби). В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Слайд 12

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка - формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. У подростка возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Они начинают подолгу изучать себя перед зеркалом, гримасничая и апробируя какие-то мимические и пантомимические средства. Эта потребность в самопознании ярко выражается в исследовании проявления своих телесных возможностей, своего физического «Я».

Слайд 13

Общение подростка со взрослыми В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Эта взрослость первоначально вырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Слайд 15

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Несмотря на внешний протест, подросток испытывает потребность в поддержке, поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.

Слайд 17

Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Характерными для подросткового возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более или менее равных по положению.

Слайд 18

Общение подростков со сверстниками На развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятыми признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Слайд 20

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками. Подросток жаждет новых знакомств, приключений, переживаний. Внутреннее беспокойство гонит его прочь из дома, из привычной, устоявшейся атмосферы.

Слайд 22

Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Для подросткового возраста характерную особенность составляет увлечение (хобби). Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Они делятся на следующие виды: 1. Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т. д.). 2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток). 3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Слайд 25

В подростковых группах вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

Слайд 27

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное: это могут быть демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, а также паясничанье, кривляние, разные развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и небылицах.

Слайд 29

А каковы психологические функции общества подростков? 1. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. 2. Это специфический вид деятельности и межличностных отношений, который вырабатывает у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия. 3. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Слайд 31

Общение подростка со сверстниками противоположного пола К концу подросткового возраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения, соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина, Я как женщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Интерес отрока к сверстникам другого пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации.

Слайд 33

В 7 - 8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием. Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении театров, музеев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения.

Слайд 35

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он не любит меня!». Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела.

Слайд 37

Некоторые рекомендации для педагогов и родителей, которые они могли бы использовать в своем повседневном общении и в воспитательной работе с детьми-подростками, следующие: - использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную сторону; - давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или при помощи товарищей принимать решения; - для преодоления конфликтов в коллективе организовывать совместную деятельность, которая должна быть значимой и соответствовать возможностям подростков; - чаще обращаться к ребятам с просьбами, а не с приказами, иметь чувство такта и меры;

Слайд 38

- позаботиться, чтобы одно из увлечений подростков стало более стойким, чем другие, стало осмысленным признанием; - воспитательная работа с подростками должна направляться на развитие здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем случае нельзя сравнивать учеников друг с другом; - не использовать авторитарный стиль руководства, оптимальным является вариант - «всегда рядом и чуть впереди»; - в процессе общения развивать потребности «размышлять о себе»,изменять свой характер, качества своей личности; - ставить перед подростками такие вопросы, отвечая на которые, они пытались бы дать характеристику коллектива и подумали бы над тем, каково их место в нем, выяснили бы насколько сформировано у них чувство коллективизма; - не оберегать ребят от общения друг с другом, а сделать тaк, чтобы они увидели и почувствовали вкус новых отношений, испытали радость совместных забот, тревог, борьбы и победы;

Слайд 39

- большее влияние уделять школьному коллективу, способствовать сплочению подростков в классе, что помогло бы избавить детей от уличного влияния; - тактично систематически использовать конкретные примеры взаимоотношений школьников данного класса, выяснять и анализировать проблемы, которые волнуют учеников; - использовать все формы коллективной деятельности подростков: совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественные работы; - раскрывать интересы каждого ребенка, стараться включить детей с общими интересами в совместную деятельность, что помогало бы им обрести новых друзей; - стоит чаще обращаться к эпическим беседам, также можно организовывать диспуты на тему «Культура общения», где ребята могут узнать о том, как нужно общаться, чтобы стать приятными собеседниками.

Слайд 40

Литература: 1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия:Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А.Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001 2. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок.Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н.Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979. 3. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.:Просвещение, 1989.

Слайд 41

4. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979. 5. Мир детства: Подросток /Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов.- 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1989 6. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Знание, 1992. 7. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад,Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 1989. 8. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М.,Российское педагогическое агенство. 1996 9. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни.-М.: Знание, 1990. 10. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.:Российское педагогическое агенство,1997. 11. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе.- М.:Знание,1991 .