Разговорный якутский язык

Атас кыыһа Алгыстаах Арылыйаана Хотун

 

                                                                                                                                                                                            Письмо четверокласснику

Дорогой наш друг!

        Вот ты продолжаешь изучать в 4 классе несколько языков, одним из которых является якутский язык. Кроме того, у тебя есть возможность общаться с детьми других национальностей, которые говорят на языках тюркской группы и понимать их культуру. Когда разные народы хорошо понимают друг друга, им вместе легко учиться, жить и работать. Казахи, турки, киргизы, узбеки, татары  во многом имеют схожие слова. Урок якутского языка у тебя один раз в неделю. Всего за учебный год это будет 34 урока.  У тебя в руках учебное пособие, с помощью которого ты научишься изъясняться  на разговорном  якутском языке в разных жизненных ситуациях. Например, на якутском языке ты можешь  рассказать о городе, в котором ты живешь, о себе, о своих друзьях.  Узнаешь много интересного о своём городе, о реках Якутии. Научишься читать на якутском языке, составлять словосочетания, составлять диалоги, строить предложения.

       Желаем тебе успехов в овладении разговорным якутским языком!

 

         

                                                                               Авторы Попова М.П.,Попова О.П. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основатели якутской письменности 13 февраля-День якутской письменности Материал для учителя выполнила : ученица 3 «в» класса Эверстова Аня

Слайд 2

Родился Санкт-Петербурге. Его предки, родом из Любека, поселились в России нач . XVIII в. Учился в Петропавловской школе в Санкт - Петербурге, затем в гимназии в Дерпте. В 1833 поступил в Санкт - Петербургском университете, где изучал арабский, персидский и турецкий язык у О. И. Сенковского и М. Дж. Топчибашева ; весной 1835 перевелся в Берлинский университет, затем изучал санскрит под руководством А. Шлегеля и Х. Лассена в Боннском университете. В 1838 в Гиссенском университете получил ученой степени доктора философии. 1842 избран адъюнктом Санкт-Петербурге в Академии наук по санскриту. В 1868 покинул Санкт -Петербург и поселился сперва в Йене, затем в Лейпциге, где жил до самой смерти. 1894 вышел в отставку. 3 ноября того же года Санкт - Петербурге Академии наук избрала Бетлингка своим почетным членом, сохранив за ним право присутствовать на заседаниях общих собраний Академии наук и подачи голоса. О. Н. Бетлингк , выдающийся санскритолог, вошел в историю отечественной тюркологии как автор знаменитого, не потерявшего и поныне своего научного значения исследования о якутском языке («О языке якутов» пер. В. И. Рассадина), а также ряд статей по тюркским языкам. Бетлингк Отто Николаевич (1815 – 1904 гг.)

Слайд 3

Родился в Астрахани в семье почтмейстера. По окончании Царицынскую гимназию поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, из которого был отчислен в 1875 за революционно-пропагандистскую деятельность. В 1876 году был арестован в Москве; в 1877 года приговорили пяти годам каторжным работам. В 1883 году был отправлен на поселение в Якутию ( Баягантайский улус, ныне не существует), где прожил до 1893 года. В 1893-1899 жил в Ботурусском улусе (ныне Чурапчинский улус), здесь в 1893 женился на якутке Марии Николаевне Андросовой, ставшей его деятельной помощницей в изучении якутского языка и собирании материалов по этнографии и фольклору якутов. В 1899 получил разрешения переехать в г. Якутск, где принимал активное участие в общественной и педагогической жизни. В 1900-1910 – учитель частной школы И. Н. Эверстова . В 1910 Ионову по состоянию здоровья было разрешено переселиться с семьей в Киев. В историю якутоведения вошел как ближайший сотрудник Э. К. Пекарского по составлению знаменитого «Якутского словаря», а также как этнограф и фольклорист. Ионов Всеволод Михайлович (1851 – 1922 гг.)

Слайд 4

Родился Игуменской усадьбе Минской губернии в польской дворянской семье. Учился в Черниговском классическом гимназии, из 7-го класса, которой в 1877 перешел в Харьковский ветеринарный институт, откуда 13 декабря 1878 был уволен за участие в студенческих волнениях. В последствии отправили в ссылку на поселение в Якутскую область, с лишением всех прав и состояния. В Якутск Пекарский прибыл в 1881 и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Ботурусского улуса (ныне Таттинский улус), где вскоре сблизился с якутами, для сношений с которыми вынужден был изучать якутский язык. Занятие якутского языка постепенно превратилась в серьезное и глубокое изучение языка, этнографии и фольклора якутов, чему способствовали Д. Д. Попов и товарищ по ссылке В. М. Ионов. По ходатайству АН в конце 1899 года Э. К. Пекарскому дано разрешение поселиться в Якутске. В 1905 году при содействии АН Пекарский получил разрешение жить Санкт – Петербурге. Он продолжал работать над якутским словарем, и в 1907 АН издала 1-й (переработанный) выпуск словаря; последний, 13 выпуск был издан в 1930 году. Этот словарь составил эпоху в тюркской лексикографии. Кроме трудов по якутской лексикографии и фольклору написал ряд работ по этнографии и археологии; всего им опубликовано более 100 работ. Пекарский Эдуард Карлович (1858 – 1934)

Слайд 5

Родился в Берлине, по окончании гимназии, осенью 1854, поступил на философский факультет Берлинского университета. На формирование Радлова как востоковеда особенно сильное влияние оказал знаменитый востоковед-полиглот Вильгельм Шотт , у которого Радлов занимался монгольским, татарским, маньчжурским и китайскими языками. В 1858 года получил статус доктора философии в Йене. Летом отправился Санкт – Петербург, где прожил около года. В 1859 году получил назначение на службу в должности учителя Барнаульского высшего горного училища. Жизнь Радлова в России, как и научно-педагогическая деятельность, четко делится на три периода: алтайский (1859-1871), казанский (1871-1884), Санкт – Петербургский (1884-1918). Алтайский период характеризуется, прежде всего, собиранием и накоплением лингвистического, этнографического и фольклорного материала по тюркам Алтая и Западной Сибири. Казанский период был заполнен педагогической и административной деятельностью: в конце 1872 Радлов был назначен инспектором татарских, башкирских и «киргизских» (казахских) школ Казанском учебном округе. Санкт – Петербургский период начинается с избрания Радлова ординатором академии по литературе и истории азиатских народов. Этот период был самым разнообразным по тематике научных занятий и самым плодотворным по числу изданий. Радлов в университетах не преподавал, но учеников имел. Ими были: тюркологи Н. Ф. Катанов, П. М. Мелиоранский, С. Е. Малов, А. Н. Самойлович; монголисты А. Д. Руднев, Б. Я. Владимирцев и др., в трудах которых развивались и углублялись идеи их учителя. Влияние Радлова на развитие тюркологии (не только в пределах России) огромна: он проложил пути во всех отраслях тюркологии, которая и поныне развивается на проторенных им путях. Радлов Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм) (1837 – 1918)

Слайд 6

Родился в г. Кургане. Окончил Ишимское уездное училище и Тобольскую гимназию (1853 - 1858). В 1858 поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. За участие в революционных студенческих организациях дважды исключался из университета, так и его не закончив. Будучи студентом, собирал и исследовал русский фольклор. В 1862 переехал в Санкт – Петербург. Был осужден в 1866 на вечное поселение в Верхоянске. Худяков сразу начал общатсья с якутами, чтобы изучить их язык и быт. Из всех его трудов по якутоведению сохранились только фольклорные записи: тексты былин, сказок, песен, загадок и поговорок якутов, напечатанные «Верхоянском сборнике», и долгое время считавшаяся погибшей рукопись «Краткое описание Верхоянского округа», в которой дается обстоятельное этнографическое населения не только Верхоянском округе, но и всей Якутии. Тексты Худякова были также широко использованы в «Словаре якутского языка» Э. К. Пекарского. Худяков Иван Александрович (1842 – 1876)

Слайд 7

Родился в Харькове, поляк. После отбытия каторжных работ на реке Каре был отправлен в 1886 в Якутию на поселение, где находился до 1896 году. «В Якутской области, - писал Ястремский в предисловии к издании «Грамматики якутского языка», - я прожил около десяти лет. Почти все это время я провел в улусах Якутского округа, лежащих на правом берегу Лены – больше всего в Ботурусском улусе (ныне Чурапчинский улус), года два в Мегинском , а пполтора года в Дюпсинском (ныне Усть-Алданский улус)». Ястремский , как хорошо владевший якутским языком, был включен в число участников якутской экспедиции Сибирякова . В трудах экспедиции вышло его «Грамматика якутского языка», ( Иркутскай , 1900; Москва, 1938) написанная «под сильным влиянием известного труда О. Н. Бетлингка ». Кроме того у него еще есть «Падежные суффиксы в якутском языке» (Иркутск, 1898). Ястремский Сергей Васильевич (1857 – 1941)

Слайд 8

Родился во 2-ом Хатылинском ( Болтогинском ) наслеге Ботурусского улуса (ныне Чурапчинский улус). Учился сначала у малограмотного якута-псаломщика Андрея Винокурова , затем у политссыльного И. Т. Цыпенко , содержавшего частную школу. В 1905 – 1912 учился реальном училище в Якутске. Еще в училище собирал образцы якутского фольклора. После окончания училища некоторое время учительствовал. Одновременно в 1912 – 1913 сотрудничал в первом якутском журнале «Саха саҥата » («Голос якута»). В 1913 поступил на арабско-персидско-турецко-татарский разряд факультет восточных языков Санкт - Петербургского университета. В следующем году перешел на только что учрежденный монгольско-маньчжурско-татарский разряд. В 1913 на Всероссийском съезде народных учителей выступил на заседании инородческой комиссии с докладом «Краткие сведения о якутах, их школы и их право на образование», в котором выдвинул требование предоставить якутам возможность учиться на родном языке и выделить средства на издание якутских учебников. В 1916 газете «Якутские проблемы» опубликовал рецензию на новое издание «Краткого русско-якутского словаря» Э. К. Пекарского. В 1917 году представил в университет заметку «К вопросу о говорах в якутском языке». В начале 1917 года стал пропагандировать разработанный им якутский алфавит, основанный на международной фонетической транскрипции. С докладом о проекте алфавита выступил на съезде якутов и русских крестьян трех округов Якутской области. На съезде было принято решение напечатать букварь В. М. Ионова или какой-либо другими буквами алфавита С. А. Новгородова . Букварь был издан в Якутске в 1917 году. В советское время Новгородов активно участвовал в переработке и переиздании якутских букварей (1922 - 1924), а также в подготовке якутской хрестоматии (изд. В 1923). С мая 1921 по мая 1923 помогал Э. К. Пекарскому готовить к печати «Словарь якутского языка». В июне 1923 окончил Петроградский университет, после чего поступил на монгольский разряд Петроградский институт живых восточных языков. Осенью 1923 был зачислен научным сотрудником в ИЛЯЗВ (Научно-исследовательский институт сравнительной истории языков и литератур Запада и Востока им. А. Н. Веселовского при Петроградском университете (1921-1929)). За несколько дней до смерти был приглашен на научно-педагогическую работу в Иркутский государственный университет и принял это приглашение. Новгородов Семен Андреевич (13 февраль 1892 – 28 февраль 1924)

Слайд 9

конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя деревня с.Табага , Тарагайский наслег, Мегино-Кангаласского района Выполнил Бурнашев Кирилл 3 «В» класс

Слайд 2

Табага ( якут. Табаҕа ) — село в Мегино-Кангаласском улусе Республики Саха (Якутия) , административный центр Тарагайского наслега. Расстояние до центра улуса 38 км. Население 2134 человека (2007 год).

Слайд 3

Выдающиеся люди Тарагайского наслега Бурнашев Иннокентий Иванович – То ц Суорун (1868-1945) - сказитель- олонхосут . Член СП СССР с 1939 г. Родился в Мегино-Кангаласском улусе. То ц Суорун знал и исполнял 10 олонхо , около 20 народных ска­зок, 30 преданий. Накануне первой конференции якутских писателей (декабрь 1934 г.) было записано олонхо И.Бурнашева -То ц Суорун " Дыырай богатырь". В творчестве сказите -ля четко выступают традиционные особеннос­ти народно-поэтического мышления. Поэтический сказ "Песнь Октября" -талантливая импровизация на со­временную тематику. Патриотические песни И.Бурнашева вошли в коллективный сборник народных сказаний о Великой Отечественной войне " Кырдьык кыайар " ("Правда побеждает") в 1945 г.

Слайд 4

Слепцов Иван Егорович – Арбита (29.12.1913-13.07.1943) – поэт, переводчик. Родился в Тарагайском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. Окончил Якутский педагогический техникум. В период учёбы был членом литературного кружка, художником и одним из редакторов рукописного журнала “ Кыыһар сардаҥа ”. С 1935 года работал учителем в Сунтарском районе, редактором Якутского книжного издательства, сотрудничал в газете “ Кыым ”. В феврале 1942 года его обвинили в дискредитации Советской власти и приговорили к десяти годам тюремного заключения. Умер в Севвостоклаге . Писал стихи с 13 лет. В конце 30-х годов И. Арбита стал одним из талантливых поэтов Якутии. Его новаторские стихи и поэма “ Долгуннар ” (“Волны”) с омонимическими рифмами (впервые в якутской поэзии) стали популярными среди читателей. Творчество И. Арбиты дышало неприкрытой правдой жизни тех лет, поэтому по содержанию не отвечало официальным требованиям. В 1967 году в “Антологии якутской поэзии” была напечатана подборка его стихотворений. Как переводчик произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Брюсова, В. Маяковского, Г.Гейне и других поэтов И. Арбита и поныне остаётся непревзойдённым мастером. В 1940 году он перевёл и выпустил книги Жюля Верна “Таинственный остров” и А.С. Пушкина “Избранная лирика”. В 1993 году изданы два сборника поэта. Это первое, наиболее полное знакомство читателя с его поэзией. И. Арбита , как писал он сам, снова вернулся к своему народу через десятилетия. Выдающиеся люди Тарагайского наслега

Слайд 5

Порядин Афанасий Семенович (1870-1956) - фольклорист-собиратель. Уроженец Тарагайского наслега Мегино-Кангаласского улуса. С 1925 г. постоянно занимался сбором якутского фольклора. Осуществил три самозаписи олонхо : « Бэриэт Бэргэн », « Урун Уэдьуйээн ». Выдающиеся люди Тарагайского наслега

Слайд 6

Федор Марков Член Союза художников СССР и России, Народный художник Якутии Марков Федор Иванович родился 5 октября 1948 года в селе Табага Мегино-Кангаласского улуса. В 1975 году окончил художественное училище в Якутске. Его преподавателем был народный художник РС(Я) Амыдаев Н.Д. С дипломом мастера-костореза начал свою трудовую деятельность на сувенирной фабрике « Сардаана ». Выдающиеся люди Тарагайского наслега

Слайд 7

Родился 20 апреля 1947 г. Место рождения: с. Табага Мегино-Кангаласского района, Якутской АССР, экономист , кандидат экономических наук. Заслуженный экономист РФ, Заслуженный работник народного хозяйства РС (Я), Почетный работник Пенсионного фонда РФ. Награжден Почетной Грамотой Правительства РФ и Золотой медалью Международной Академии лидеров Администрации и бизнеса. Почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса Выдающиеся люди Тарагайского наслега

Слайд 8

Моя любимая прабабушка Бурнашева Александра Ивановна, она всегда встречает нас с горячими пирожками, свежей сметаной. Каждое утро готовит куерчэх и оладьи специально для меня.

Слайд 9

Наш верный друг Мухтар !

Слайд 10

Каждую весну едем к прабабушке на субботник. Частенько устраиваем шашлыки.

Слайд 11

Огород прабабушки в деревне. Помогаем поливать огород. Набираем витамины для долгой зимы.

Слайд 12

У прабабушки курятник.

Слайд 13

Едем купаться!!!

Слайд 14

Я очень люблю купаться


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Якутский костюм» Интегрированное занятие в подготовительной группе http://festival.1september.ru/articles/618465/ воспитатель Нартахова Мария Анатольевна

Слайд 2

.

Слайд 3

.