Программы

Михалева Елена Владимировна

Программы

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rabochaya_programma_pedagoga-psiho.pdf1.5 МБ
Файл programma_yunyy_geniy_20-21.docx450.42 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

D:\Desktop\Тит раб программы 20-21\программы доп\гений.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи реализации программы

4

1.1.2.

Принципы  и  подходы  к  формированию  Программы

5

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации характеристики Программы

6

1.1.4.

Педагогические условия реализации программы

6

1.1.5.

Организационно-методическое обеспечение программы

7

1.1.6.

Факторы успешности реализации программы

7

1.2.

Планируемые результаты освоения  Программы

1.2.1.

Развивающее оценивание качества по программе

8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

9

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

12

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

12

2.4.

Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы

13

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

13

2.6.

Формы и методы занятий

13

2.6.1.

1 блок "Логические блоки Дьенеша

13

2.6.2.

2 блок "Палочки Кюизенера"

14

2.6.3.

3 блок "Возьми и сделай" серия комплексов с видеобиоуправлением

15

2.6.4.

4 блок "Буквы. Цифры. Цвет" серия комплексов с видеобиоуправлением

15

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

16

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

16

3.3.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

16

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

16

3.5.

Оценка результативности программы

16

Приложения

Приложение 1 Учебный план

17

Приложение 2 Планирование образовательной нагрузки и расписание образовательной деятельности

17

Приложение 3 Комплексно-тематическое планирование

18

Перечень литературных источников

28

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

         1.1.Пояснительная записка.

        Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

        Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в многонациональном обществе.

        Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни. Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также новыми данными многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др.

        Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом.

        Все это требует разработки инновационных программ дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.

        Современные образовательные программы и современный педагогический процесс направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.

        В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку. Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни.

        Эти возможности связаны:

  • с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
  • с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;
  • с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
  • с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.

        Содержание программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный иорганизационный.

        Целевой разделпрограммы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты ее освоения.

Содержательный разделпрограммы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

        Организационный разделпрограммы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей программы

        В начале XXI века во многих странах мира раннее образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики.  Осознание важности развития и системного образования детей, начиная от рождения до 6–7 лет (обычно это возраст поступления детей в школу), базируется на результатах многочисленных исследований и на практике многих стран.

         Исследования свидетельствуют, что в период развития ребенка с рождения до 7 лет закладываются все основные характеристики его личности: ребенок чрезвычайно восприимчив, заинтересован и открыт новому опыту, познанию мира.  При этом в центре внимания государства, семьи и профессионального сообщества оказывается качество программ дошкольного образования.

Стремительные изменения, происходящие в наше время в России и во всем мире, приобретают характер устойчивой тенденции. Эти изменения настолько глубоки, что вряд ли кто-нибудь возьмёт на себя смелость предсказать, каким будет наш мир в будущем. Однако образование наших детей даёт нам реальный шанс повлиять на общество будущего и помочь каждому ребёнку найти своё место, стать успешным в этом обществе.

Образование, сориентированное только на знания, умения и навыки, которые в данный момент востребованы на рынке труда для обслуживания той или иной технологии, не сможет решить эту задачу. Со сменой технологии, которая сейчас происходит чрезвычайно часто, а будет происходить еще чаще, специалист, обладающий узким набором таких знаний и умений, окажется не конкурентоспособным, срок его успешности будет чрезвычайно коротким. Единственно возможный способ реализовать себя в современном обществе – это быть готовым принимать самостоятельные и ответственные решения в изменчивом и постоянно меняющемся мире, быть способным влиять на свою жизненную ситуацию. В связи с этим задача развития личности является центральной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

Цель: развитие интеллектуальных способностей, подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.

Задачи:

  • Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
  • Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Развивать умение выделят учебную задачу, и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Развивать аналитическое мышления (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам/по одному, по два, по три/, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, фонематический слух. Грамматически и фонетически правильно строить фразы.
  • Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
  • Воспитывать самостоятельность, пытливость, желание выполнить задание правильно и до конца.

Цель программы заключается в расширении прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

        Самым сенситивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательном учреждении необходимо проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию детских способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, родителей.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.В программе реализован подход, который обеспечивает ее возрастную адресованность, опору на закономерности дошкольного возраста.

Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка

Педагоги и все, кто работает с маленькими детьми, все больше осознают, что они играют важнейшую роль в развитии у детей самоуважения и уверенности в себе, желания и умения учиться на протяжении всей жизни, умения жить и работать с другими людьми, а также межкультурной и межличностной толерантности.

        

1.1.2Принципы  и  подходы  к  формированию  Программы

        Программа разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования.  

        Программа основана на следующих принципах, которые структурируют программу и позволяют реализовать поставленные цели и задачи:

        Основные принципы программы

  1. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.
  2. Принцип вовлечённости детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.
  3. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.
  4. Принцип активности и самостоятельности ребёнка, а также стимулирование

к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

  1. Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентированона

ребёнка и его взаимодействие с другими детьми.

        Организация занятий

Каждое занятие включает в себя:

  1. Ритуал приветствия - снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.
  2. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др)
  3. Игру на повышение двигательной активности.
  4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
  5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем - сам ритуал прощания.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации характеристики Программы

        Развитие у детей старшего дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

1.1.4. Педагогические условия реализации программы

        Для положительного результата в развитии способностей детейнеобходима взаимосвязь педагога - психологаи родителей.

        Работа с родителями включает в себя:

  1. Организация совместной работы педагога - психолога и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей:
  • Ознакомление с программой;
  • Групповая консультация;
  • Выполнение домашних заданий с ребенком.
  1. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей.

        Программа «Юный гений» предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
  • обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
  • ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;
  • формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка;
  • создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • сбалансированность репродуктивной деятельности и продуктивной, т.е. детской исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
  • вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

1.1.5. Организационно-методическое обеспечение программы.

        Программа рассчитана на 8 месяцев по 2 занятия в неделю, длительностью 20-25 минут. Возраст детей 4-7лет.

        На каждом занятии решается определённая задача по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раз, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог - психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнёр (совместная деятельность). На третьем - дети действуют самостоятельно. Взрослый - организатор среды.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы:

  • Проведение мониторинга для определения уровня интеллектуального развития.
  • Создание программно-методического обеспечения педагогическогопроцесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.  
  • Определение содержания педагогического процесса в образовательномучреждении, способствующего формированию интеллектуального развития детей.

1.1.6. Факторы успешности реализации программы

         Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты сложнее, менее подготовленным – работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

        В процессе работы по программе дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.)

1.2. Планируемые результаты освоения  Программы

1.2.1.Развивающее оценивание качества по программе

        Благодаря индивидуализации особенности, способности, интересы и потребности ребёнка соответствуют его образованию.

        Дети приобретают компетентность и самоуважение, им нравится учиться, у них появляется желание браться за ещё более сложные задачи.

        Дети учатся осуществлять осознанный и ответственный выбор, решать проблемы, планировать свою деятельность и достигать цели, взаимодействовать с окружающими людьми.

        У детей развивается чувство собственной значимости, они становятся самостоятельными и инициативными.

Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы:

-Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

- Развиты познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазия.

- Умение самостоятельно решать учебные и практические задачи.

- Умение выделять учебную задачу, и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

- Умение находить признаки и связи между явлениями, действовать по образцу.

- Умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам/по одному, по два, по три/, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

-Умение мыслить и рассуждать логически.

-Развиты психические функции, связанные с речевой деятельностью; самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

- Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.

Родители ощущают личную причастность к программе.

Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребёнка.

Родители получают большее представление о работе педагога-психолога.

Родители обучаются тому, что могут использовать во взаимодействии со своим ребёнком дома.

Цель

Задачи

Целевые ориентиры

Средний

возраст

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

1. Развивать логическое мышление детей в различных направлениях деятельности;

  -умения детей выявлять свойства в объектах,

-называть их, адекватно обозначать их отсутствие,

-обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов,

-обосновывать свои рассуждения

 пространственные

представления детей.

2.  Обучать детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.

3.   Познакомить с разнообразием форм, цвета, размера, толщиной объектов.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Дети знакомы:

  -с разнообразием форм, размеров,

 -толщенной объектов,  

  сравнением и классификации предметов,        

  -знакомы с операциями анализа – синтеза,

  умеют обосновывать свои рассуждения,

 проявляют самостоятельность и настойчивость в достижении цели.

Старший возраст

Развитие мыслительных процессов и познавательных способностей детей дошкольного возраста

1. Развивать знания, умения, навыки, необходимые детям для самостоятельного решения образовательных и практических задач;

  познавательные процессы, мыслительные операции;

  творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

  психические функции, связанные с речевой деятельностью;

2. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам;

3.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

У детей:

  развито логическое мышление,  

  пространственные представления,                        

  знания, умения, навыки для самостоятельного решения образовательных и познавательных задач,

  умеют выявлять свойство в объектах, называть их, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения,  

  проявляют самостоятельность и настойчивость в достижении цели.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

по развитию речи и мышления

Каждое задание включает в себя цикл игровых заданий и направлено на:

- развитие фонематического слуха («Назови звук», «Угадай слово»)

- обогащение словарного запаса, понимание смысла слов («Рассмотри картинку и ответь на вопросы», «Продолжи предложение»,

- на развитие связной речи («Расскажи о картинке так, как будто ты видишь ее, а тот, кому ты рассказываешь, нет», «Расскажи по плану»,

- на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных («Назови один-много», «Назови ласково»)

- на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений («Расскажи и покажи», «Что неправильно нарисовал художник?»)

- умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения («Что лишнее?Назови и объясни», «Объясни пословицу», «Найди отличия», «Вопрос на засыпку!»)

- умение соотносить символ (знак) с предметом («Раскрась в соответствии со знаком»).

по формированию логико – математических представлений и конструктивных способностей.

Октябрь

- Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.

- Развитие наблюдательности, творческого воображения.

- Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

- Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

- Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.

«Сложи узор» (кубики Никитина); «Коврик» (палочки Кюизенера) .

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает»; «Что пропущено».

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам»; «Страна муравия»; «Построй дорожку» и др.

Игры – головоломки: «Танграм»; «Колумбово яйцо» и др.

Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?»

Ноябрь

- Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.

- Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).

- Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.

- Развитие комбинаторных способностей.

- Развитие речи, памяти, внимания.

Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками: «Засели домики»; «Заполни аквариумы»; «Необычные фигуры»; «Подбери заплатку к коврику»; «Чего не хватает?».

Игры – головоломки со счётными палочками.

Словесно – логические игры и упражнения

Декабрь

- Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).

- Развитие умения сравнивать.

- Развитие речи, внимания.

«Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.

«Найди отличия»; «Четвёртый лишний»;

-игры с блоками: «Две дорожки»; «Поймай тройку».

Логические задачи.

Январь

- Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,

- Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

- Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

- Развитие речи, мышления

Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера).

«Игры – головоломки»; «Что изменилось?»; «Чудесный мешочек».

«Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).

Словесно – логические игры и упражнения : «Закончи предложение»; «Дополни ряд».

Февраль

- Развитие умения кодировать практические действия числами.

- Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

- Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

- Развитие речи, мышления. Игры с числовым кубиком и фишками.

Игры: «Чего не хватает»; «Четвёртый лишний».

Планы – схемы: «Куда села муха?»;«Где спрятался Мишка?» и т. д.

Словесно – логические игры и упражнения : «Почему один лишний?»; «Назови, одним словом».

Март

- Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

- Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

- Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

- Развитие речи, мышления.

«Геоконт»; «Танграм»; «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд»; «Составь число» и т. д.

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса»;«Загадки без слов»;«Где спрятался Джерри?».

Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии»

Апрель

- Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

- Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

- Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч.

- Развитие слухового внимания, памяти, речи.

«Чудесный мешочек»; «Что изменилось».

Игры с блоками: «Дорожки»; «Домино»

Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются»

Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку.

Словесно – логические игры и упражнения: «Найди нужное слово»; «Кто самый, самый?»; «Лишнее слово».

Май

- Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.

- Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

- Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

- Развитие умения быстро подбирать нужное слово. «Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры.

Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера.

Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж»; «Найди свой домик»; «Дерево».

Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот»; «Продолжи ряд».

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Вариативность форм, методов и средств используемых в организации образовательного процесса с воспитанникамизависит от:

• возрастных особенностей воспитанников;

• их индивидуальных и особых образовательных потребностей;

• личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;

• степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей).

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих (моделях) организации образовательного процесса: совместной и самостоятельной.

• Совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей:

- задачи программы будут реализоваться через фронтальный способ обучения по расписанию;

- виды образовательной деятельности – одновидовые, интегрированные

• Самостоятельная деятельность детей. Видами самостоятельной деятельности являются культурные практики, которые ориентированы на проявление творчества. Культурные практики реализуются через подгрупповой способ. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям

Культурные практики на основе инициатив самих детей

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

К культурным практикам можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка.

Культурные практики инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

* Совместная игра

Формы

• сюжетно-ролевая

• режиссерская

• игра-драматизация

• строительно-конструктивные игры

Направление

Направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры

* Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта

Формы

• решение проблемы

• оказание помощи

• задушевный разговор

• проявление заботы

• обсуждение ситуации

2.4. Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы

        Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.

        Воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Мероприятие

Дата проведения

Знакомство с Программой в ходе родительских собраний, через сайт МАОУ "КСОШ-ДС"

В течение года

Оказание консультативной помощи

В течение года

Открытые занятия

Октябрь, май

2.6. Формы и методы занятий.

        В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физминуток.

        Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
  • частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

  • фронтальный (одновременно со всей подгруппой);
  • групповой (работа в парах);
  • индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

2.6.1.          1 блок.

        Цветные палочки ДжорджаКюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения.Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Палочки Кюизенера – дидактический материал, который создал бельгийский математик, является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»…; понятие числовой последовательности, состава числа; освоить сенсорные эталоны.

Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

2.6.2.          2 блок.

        Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком ЗолтаномДьенешем для развития логического мышления у детей.

        Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

        Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Игры с логическими блоками позволяют:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
  • Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать речь.
  • Успешно овладеть основами математики и информатики.

 Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания. Игры в доступной, детям дошкольного возраста, форме облегчают усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на увлекательные задания.

2.6.3.          3 и 4 блоки.

        Серия комплексов с видеобиоуправлением - совместная разработка НПФ Амалтея и израильских специалистов в области детского развития и современных компьютерных технологий

        Возможности комплексов

        Программное обеспечение каждого комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство.

        Играя в игры, включенные в комплексы, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

        С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.

Назначение комплексов:

• Подготовка к школе, преодоление трудностей в обучении.

• Развитие внимания и навыка сосредоточения.

• Тренировка памяти и скорости реакции.

• Развитие координации движений.

• Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук.

• Профилактика нарушений осанки.

Решаемые задачи:

  • Развитие способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры;
  • Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, вовремя и после неё;
  • Повышение скорости реакции;
  • Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов;
  • Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно;
  • Улучшение координации рук и глаз;
  • Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений;
  • Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия;
  • Повышение внимательности и способности понимать "правила игры";
  • Укрепление и стимулирование слабых мышц плечевого пояса и рук;
  • Тренировка на увеличение диапазона движений;
  • Освоение новых движений и моделей взаимодействия;
  • Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.

        

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

        Реализация программы, предусматривает наличие соответствующей предметно – пространственной среды, а также оборудования и инвентаря, способствующего освоению Программы.

        

3.2.Материально-техническое обеспечение Программызанятий.

Для занятий необходимо иметь:

 - наборы палочек Кюизенера;

- логические блоки Дьенеша;

- схемы для накладывания палочек при составленияхтрудных иллюстраций;

- схемы для составления изображения с помощью блоковДьенеша;

-  серия комплексов с видеобиоуправлением;

- компьютер.

3.3.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Для организации занятий необходимо иметь на каждого учащегося:

1. Набор фломастеров (6 цветов)

2. Простой карандаш

3. Ластик

Оборудование и дидактические материалы:

1. Столы детские

2. Стулья детские

3. Мольберт (демонстрационная доска)

4. Наглядный материал: наборы предметных и сюжетных картинок по различным темам. 5. Дидактические игры: «Что лишнее?», «Аналогии», «Собери (дорисуй) узор по образцу!», «Найди спрятанные в рисунке предметы!», «Корректурные пробы», «Чего не хватает!», «Чего не стало?», «Что потерялось?», «Подбери узор!», «Дорисуй, чего не хватает!», «Что за чем? Что для чего?», «Стихи в картинках», «Сказки в картинках», «Найди отличия!», « Найди ошибки в узоре!», «Нарисуй узор по памяти!». «Подбери пару!», «Круг, треугольник, квадрат», «Найди предмет по описанию», «Узнай по силуэту!», «Найди такой же!», «Кто наблюдательнее!», «Сравни предметы!».

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

[Основная образовательная Программа МАОУ «КСОШ-ДС»]

3.5. Оценка результативности программы

В результате освоения Программы воспитанники будут иметь представление:

 - об алгоритмах описания предметов и явлений окружающего мира;

- о способах группировки предметов (по цвету, форме, назначению и т.д.)

 - о приемах эффективного запоминания информации с использованием мнемодорожек, таблиц, ассоциативных коллажей

Будут уметь: - вычленять главные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать, группировать, классифицировать и дифференцировать их,

- выполнять задание по образцу и словесной инструкции;

- планировать последовательность своей деятельности для достижения результата;

- самостоятельно контролировать и оценивать результативность своей деятельности в ходе выполнения заданий.

- использовать наглядно-символьный материал для эффективного запоминания информации

Приложение 1

Учебный план

        План   составлен в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013;  
  • Инструктивно- методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 года №65/23-16;  
  • Уставом МАОУ "КСОШ-ДС".

        Основная цель: регламентировать непосредственно- образовательную деятельность, определить её направленность, установить виды и формы организации, их количество в неделю.

Блок

Название

Кол-во занятий

1

«Логические блоки Дьенеша»

Октябрь-Ноябрь

17

2

«Палочки Кюизенера»

Декабрь-Январь

16

3

«Возьми и сделай» серия комплексов с видеобиоуправлением

Февраль-Март

17

4

"Буквы. Цифры. Цвет" серия комплексов с видеобиоуправлением

Апрель-Май

17

Всего:

67

Приложение 2

Планирование образовательной нагрузки и расписание образовательной деятельности

Наполняемость группы зависит от запросов родителей.

Занятия проводятся по подгруппам (вторник, четверг)

Количество занятий в неделю 2.

Продолжительность занятий с детьми 1 академический час (от 20 до 25 минут)

Приложение 3

Комплексно-тематическое планирование

средний дошкольный возраст

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

Знакомство с блоками Дьенеша

Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький».

«Помоги Чебурашке»

Альбом – игра «Лепим нелепицы»

Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

 «Художники».

Продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук.

 «Я загадаю – вместе отгадаем»

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии определенных свойств (цвет, форма, размер, толщена) у предметов по их знаково – символическим обозначениям

Д/и «Волшебный мешочек»

Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете.

Д/и «Что изменилось».

Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

Ноябрь

Д/и «Продолжи ряд»

Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд

Д/и «Найди пару»         

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь

«Магазин»

Альбом «Давайте вместе поиграем»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства; - умение рассуждать и аргументировать свой выбор.

Д/игра «Волшебные картинки или Новые приключения колобка»

Альбом – игра «Дом с колокольчиком»

Развивать мыслительные операции, речь, умение обосновывать правильность суждений. Закрепить знание детей о геометрических фигурах;

Умение объединять геометрические фигуры по двум разным признакам с применением карточек – символов.

Д/игра: «С двумя обручами»

Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

Д/игра: «Вырасти цветы»

Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10

Знакомство с палочками Кюизенера

Познакомить детей с   палочками, как с игровым материалом

Д/игра: «Играем с цветом»

Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

Д/игра: «Цветные коврики - 2»

Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Декабрь-

«Мосты через реку»

Л. Д. Комарова «Игры и упражнения для детей

Развивать у детей представления об эталонах цвета;

- представление о ширине (широкий, узкий...);

- умение сравнивать предметы по ширине и длине;

- зрительный глазомер.

Д/игра: «Цвет и число»

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

- подвести к выводу, что у палочки разного цвета есть свое число. Развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Д/игра: «Подбери цифру»

Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Д/игра: «Цветные числа»

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление.

«По порядку становись».

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде; - внимание, мышление, память

Знакомство «Тимокко»

Познакомить детей с работой программы «Возьми и сделай»

Январь

«Мозаика»

Улучшение координации рук и глаз

«Что под зонтиком»

Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений.

«Звездный путь»

Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.

«Найди пару»

Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.

«Рисование»

Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.

 «Волейбол»

Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.

Знакомство

Познакомить детей с работой программы «Цифры. Буквы. Цвета»

Февраль

«Знакомство с цифрами»

Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, вовремя и после неё.

«Посчитай"

Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, вовремя и после неё.

«Мыльные пузыри»

Повышение скорости реакции.

«Знакомство с цветами»

Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.

«Воздушные шары»

Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.

«Мольберт»

Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия.

«Предметы»

Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.

Март

«Пейнтбол»

Тренировка на увеличение диапазона движений.

«Найди меня»  

Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Развивать словесно-логическое мышление.

«Где больше?» 

Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем)

«Чередование»

Развивать пространственные представления; Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

«Угощение»

Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения

«Внутри-снаружи»

Развивать мышление.

«Составь картинку»

Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор

«Где больше?»

Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»

«Построй ряд»

Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков

Апрель

«Заполни таблицу»

развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

«Построй многоэтажный дом»

Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

«Не-свойство»

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

«Угадай-ка»

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по 3 признакам

«Сортировка»

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

«Раздели блоки»

Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не»

«Найди собачку»

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

«Построй дорожку»

Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).

Май

«Палитра»

Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.

Чудесный мешочек»

Формироватьзнания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

«Найди не такую»

Развивать умениедетей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

«Второй ряд»

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку

«Найди нужный блок»

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

«В гости к Незнайке»

Формировать элементарные математические представления: сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

Играем с блоками Дьенеша

Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырём свойствам. Закреплять значение слов «разные» - «одинаковые». Подводить к пониманию отрицания свойств предмета.

Развлечение "Выпускной у юных гениев"

Всего 60 занятие

Тематическое планирование занятий

старший дошкольный возраст

Тема

Цель:

Октябрь

«Знакомство с блоками Дьенеша»

Развивать умение классифицировать предметы по заданным свойствам (по форме, цвету, размеру и толщине).

«Прогулка в сказочный лес»

Формировать интерес дошкольников к математическому материалу с помощью заданий с логическими блоками Дьенеша

«За кладом»

Развивать умение анализировать, «читать схему», кодировать и декодировать информацию, по знакам, символам выбирать нужные блоки;

- развивать мыслительные операции, сравнения, восприятия, логическое мышления

«Куда спрятался овощ?»

Развивать умение детей выявлять свойства блока (цвет, величина, форма). Развивать слуховое внимание и память, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

«На поиски Зайчонка и Медвежонка»

Формировать элементарные математические представления

«Игры с блоками Дьенеша»

Формировать навыки кодировки и декодировки информации о предмете; учить детей "читать" знаки - символы, выбирая соответствующий блок из нескольких; учить использовать как основание деления множества на подмножества; упражнять в счете, назывании рядом стоящих чисел; развивать внимание

Ноябрь

«Лунный гость»

Развивать логическое мышление и психические функции, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

«Я твой друг и ты мой друг»

Формировать знания о геометрических фигурах.

«Спасение морских обитателей»

Формировать у детей математические представления. Активизация мыслительной деятельности,

«Путешествие в страну Игралочку»

Формировать знания о геометрических фигурах; совершенствовать навык счета в пределах десяти (с использованием блоков Дьенеша). Упражнять в определении области пересечения кругов. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление, внимание, воображение. Продолжать учить отгадывать математические загадки с помощью художественного слова.

«Благоустроим город геометрических фигур»

Развивать логическое мышление, внимание, память; Формировать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах;

«День рождения у кошки Мурки»

Закреплять представления о знакомых домашних животных

«Гномы — волшебники»

Развивать логико-математические способности детей: умение анализировать, обследовать, абстрагировать, сравнивать, декодировать информацию, рассуждать. Учить высказывать и обосновывать собственное мнение. Развивать связную речь, память, интеллект. Воспитывать интерес к логико-математической деятельности.

«Грузовик»

Закреплять названия геометрических форм; повторить основные цвета; познакомить с различными материалами для конструктивной деятельности. Развивать мышление, творчество; умение конструировать по замыслу. Расширять и систематизировать знания детей о фруктах, овощах.

«Сегодня мы волшебники»

Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне, выражать увиденное и воображаемое словом. Развивать умение передавать свои чувства другим через речь.

Воспитывать любовь к творческой деятельности.

Декабрь

«Путешествие в зимний лес»

Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме; выявлять и абстрагировать два свойства.

«Как Ваня и Маша ходили в зоопарк»

Развивать умения сравнивать предметы по признакам (цвету и форме, рассуждать по ходу сравнения, конструировать предметы с опорой на модель; группировать предметы по форме; упражнять в определении длины предмета, используя прием наложения.

«Зимушка»

Развиватьумение анализировать, «читать» схему, кодировать и декодировать информацию. Развиватьмыслительные процессы внимания, памяти, навыки самоконтроля. Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков. Воспитывать любознательность и интерес к новому, желание заниматься.

«Мы-спасатели»

Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук, память.расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы) Воспитывать самостоятельность, активность, чувство взаимопомощи.

«Путешествие в Геометрическое Королевство»

Закреплять и систематизировать знания по формированию элементарных математических представлений

«Мышата потерялись»

Развивать математическое мышление, обучать приемам символизации и моделирования.

Январь

«Космическое путешествие»

Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности. Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

«Остров сокровищ».

Формировать умение в правильном употреблении предлогов: между, перед. Упражнять в умении правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже. Следить за правильным произношением звуков. Развивать коммуникативные качества.

«Подарки Деда Мороза»

Формировать операции классификации блоков по трем признакам (форма, размер, цвет); учить детей определять области пересечения в играх с обручами; развивать логическое мышление, внимание.

«На ёлочном базаре»

Развивать умение классифицировать блоки Дьенеша по двум, трем признакам с помощью символа обозначения признака, описание блока с этими символами; уметь соотносить цифры с количеством предметов. Закрепить знания о временах года, месяцах. Развивать заботливое отношение к природе, пространственное воображение, логическое мышление, внимание, речь.

«Путешествие на поезде»

Развивать у детей умение классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. Учить читать блоки по знакам. Развивать внимание, наблюдательность, память.

«Прогулка с Машей»

Развивать умение показывать направления: вверх, вперёд, назад, налево, направо. Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере.

«Путешествие в лес на цветных автомобилях»

Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по трем признакам: цвету, форме, величине.

Февраль

«Тайны сундучка»

Развивать умение размещать блоки Дьенеша в определенной последовательности;

Развивать внимание, пространственное мышление.

«Прогулка в сказочный лес»

Формировать интерес дошкольников к математическому материалу с помощью заданий с логическими блоками Дьенеша.

«Путешествие по стране Математики»

Формировать знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов. Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, выполнять задание под диктовку; развивать мелкую моторику мышц пальцев рук. Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, мелкую моторику рук; умение мыслить, рассуждать, делать выводы.

«Спасаем Колобка от Лисы»

Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук, память. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство взаимопомощи.

«Поиграем с палочками»

Развивать особенности элементарных математических представлений и умений с помощью палочек Кюизенера.

«По дороге к Сказке»

Развивать внимания, мышление, умение давать полные ответы на поставленные вопросы. Упражнять в группировке предметов по форме, цвету, размеру, толщине. Закреплять навыки счета в пределах 10, умение ориентироваться на плоскости.

«Путешествие на волшебную планету»         

Формировать у детей представления как ориентироваться на листе бумаги (середина, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол). Учить читать знаки символы. Закрепление счёта в пределах 10. Формировать умение составлять фигуры их блоков Дьенеша. Закрепление сложения и вычитания с использованием счётных палочек.

 Март

«В гости к Смешарикам»

Формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера

«Домик для кошки»

Развивать умение следить за действиями воспитателя, расширять знания о домашних животных, активизировать речь, закрепить цвет предметов; Воспитывать гуманное чувство к животным.

«Путешествие к Весне»

Развивать мышление, внимание, сообразительность, сосредоточенность, замечать различия. Воспитывать любознательность, желание заниматься на занятии.

«В гостях у слоненка»

Развивать умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы «Какой? Который? Сколько?»; Развивать мышление и воображение детей.

«Цветик-многоцветик»

Развивать наглядно-действенное мышление, комбинаторные способности, произвольное внимание.

«Времена года»

Развивать математические навыки, логического мышления.

«Путешествие на остров»

Формировать элементарные математические представления

«Цветная лесенка»

Развивать умение детей моделировать числа, свойства, отношения, зависимость между ними с помощью цвета и длинны.

«Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»

Формироватьнавыки математических знаний и умений, конструктивного мышления посредством игры - путешествия, используя палочки Кюизенера и блоки Дьенеша.

Апрель

«Путешествие в сказку»

Развивать у детей элементарные математические представления.

«Семь гномов»

Формировать представления детей: о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная) о длине (самая короткая, самая длинная); Упражнять в ориентировке в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); в названии цвета палочек (белая, голубая, розовая); в названии дней недели.

«Птичка-невеличка»

Развивать умение в различении и назывании цвета палочек (оранжевая, фиолетовая, красная, белая); формировать у детей пространственные представления вверху, внизу, слева, справа; формировать счётные навыки в пределах 4; умение наглядно сравнивать; закреплять представления о форме (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная); продолжать учить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам (блоки Дьенеша, развивать логическое мышление.

«Теремок»

Формировать умение упражнять в порядковом и количественном счёте. Совершенствовать умения сравнивать и воспроизводить количество предметов по образцу с использованием цифр и знаков, решая арифметические задачи. Решать логические задачи на разбиение по свойствам блоков Дьенеша.

«В гостях у сказки»

Развивать внимание, логическое и пространственное мышление, смекалку, фантазию, творчество, моторику рук.

«Кростики».

Развивать у детей представление о числе; Научить их измерению с помощью мерки; Развивать комбинаторные способности; Познакомить с ориентированием; Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.

«Путешествие по временам года»

Развивать у детей желание самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное. Учить разгадывать загадки о временах года. Совершенствовать умения анализировать свою работу и ответы.

«Домики для зверят»

Формировать представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная; Закрепить представления детей о длине: самая длинная, самая короткая;

Май

«Чудесный мешочек»

Развивать сенсорные способности. Вызывать интерес к играм, занятиям с цветными палочками, доставить интеллектуальное удовольствие, элементы соревновательного азарта. Закрепить с детьми количественный и порядковый счёт.

«В гости к солнышку»

Развивать интерес детей к игровой деятельности с цветными счетными палочками Кюизенера.

«Прогулка на корабле»

Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление. Способствовать развитию приёмов умственных действий, речи, познавательного интереса. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Подарок другу

Развивать речь, память, внимание. Учить умению сравнивать, различать цвет, размер, знакомство с симметрией. Развитие самостоятельности, умения добиваться результата.

«Путешествие в страну Математику»

Формировать представления детей в количественном и порядковом счете, пространственном ориентировании; упорядочении палочек по длине, различению цвета, цифр; развивать умение группировать блоки по двум, трем свойствам (форме, размеру, цвету).

«Экскурсия в лес»

Развивать умения декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их символическим обозначениям. Развитие способностей к логическим действиям и операциям.

Моделирование сказок с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Формировать умение останавливать внимание ребенка на логике изложения, характерных признаках персонажей, образности и меткости народного языка.

Развлечение "Выпускной у юных гениев"

Всего 60 занятие

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет).

2. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).

3. Б.Б. Финкельштейн, «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера).

4. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» (блоки Дьенеша, выпуск 1, младший возраст).

5. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).

6. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).

7. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).

8. http://www.test-psy.ru/52

9. БарсуковаЕ.В., Евдокимова Л.А. «Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей 5-9 летнего возраста»

10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Логика» учебное издание

11. Григорьева М.Р. «Интеллектуально - развивающие занятия со старшими дошкольниками»

12. Земцова О.Н «Тесты для детей 5-6 лет» учебное пособие

13. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»

14. Узорова О.В., НефедоваЕ.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования»