Информация для родителей

Михалева Елена Владимировна

 

      Работа с родителями:

  • семинары,
  • выступления на родительских собраниях,
  • круглые столы  
  • дискуссии....

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_ml_gr_adapt.doc33 КБ
Файл igry_s_roditelyami.docx19.52 КБ
Файл obshchesad_sobr.docx23.28 КБ
Microsoft Office document icon podgot_k_shkole.doc661.5 КБ
Microsoft Office document icon rod_sobr_sr_gr.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_ottsov.doc71 КБ
Microsoft Office document icon slushat_reb_kak.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon kenguru.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

«Уважаемые Родители, наша с вами встреча, вызвана необходимостью обсуждения вопросов по проблемам адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Понятно ли вам слово адаптация?»

        Адаптация (социальная) – приспособление ребенка к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность ребенка изменять свое поведение в зависимости от новых социальных условий.

        Адаптация ребенка к новым условиям протекает иногда очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, и нередко сказывается на здоровье ребенка.

        Например: «Представьте себе ваше состояние при переезде в другой город или при смене места работы.»

        Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому ребенок привык дома. Новая обстановка  выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

        Таким образом, необходимо уделять огромное внимание ребенку в период адаптации.

        Вместе со своим малышом в детский сад поступает и мама. В свои 20-30-40 лет мы вдруг возвращаемся назад во времени и снова переступаем порог детского сада – на этот раз уже не как маленькие девочки, а как взрослые люди под названием «мамы». Но так же, как и много лет назад, мы робеем перед воспитательницами и также плачем, расставаясь у дверей садика с самым дорогим на свете существом – своим ребёнком.

        О том, насколько тяжёл период адаптации к детскому саду для малыша, написано много книг статей. Но часто и мама крохотного создания подвергается сильному стрессу.

Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребёнка. Особенно, когда этот плач сопровождает её каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а  иначе не  стоит и начинать! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

        Естественные чувства любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причинённые страдания.

        Как справляться с таким состоянием?

        Во-первых будьте уверены в последовательности своего решения. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребёнку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами  по работе. Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада.

        Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

        Пока малыш дома с бабушкой или няней, мама постоянно в курсе их занятий, может часто звонить домой, а вечером получает подробнейший отчёт о прожитом дне, о каждом достижении ребёнка и о каждой его бандитской проделке. После дня  в детском саду мама,, получит краткий отчёт от воспитательницы, он будет включать, факты о том, как и что ребёнок ел (или не ел), сколько спал и т. д. Словарный запас маленьких детей ограничен, поэтому дождаться от самого ребёнка внятного подробного рассказа о прожитом дне маме удастся не скоро.

        Пройдёт немного времени и, возможно, вам покажется, что поведение малыша поменялось. Он стал более капризным. По вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и т. д. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

        Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно адаптация к садику – большой стресс для малыша, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении  посторонних кроха часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплёскиваются они только вечером на головы родителей.

        Ещё одной причиной «плохого» поведения малыша может быть… его возраст. Все наслышаны о знаменитом двух-трёхлетнем кризисе. Садик может ускорить взросление ребёнка, и этот самый кризис свалится вам на голову без предупреждения вместе с проблемами адаптации крохи в коллективе.

        Единственный совет, который можно дать родителям «ужасной двухлетки» в этот период – терпение, терпение и ещё раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справиться с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку. Если ребёнок ещё маленький и не очень хорошо говорит, помогите ему выразить свои чувства, задавайте вопросы, на которые он сможет отвечать (словами или жестами) «да» или «нет».

        Такие моменты могут быть очень трудными для мамы. Она может чувствовать себя покинутой – ещё вчера её кроха был маленьким, тёплым, преданным комочком, каждую минуту нуждавшимся в маме, и вдруг он превращается в кричащего злобного монстрика, отталкивающего её руки и не желающего слушать уговоры и слова утешения. Не отчаивайтесь и наберитесь терпения.

        Вы быстро заметите и положительное влияние садика на развитие ребёнка. Он станет более самостоятельным, научиться есть, одеваться и обуваться самостоятельно, сам скатываться с горки и забираться на стульчик. Он принесёт из садика новые слова, новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из тёплого и мягкого маминого гнёздышка.



Предварительный просмотр:

Игра-приветствие «Комплименты». Родителям предлагается встать в круг, передовая мяч друг другу, называли своё имя, фамилию и делать комплимент рядом стоящему. Эта игра помогает поближе познакомится друг с другом.

********

Упражнение “Мы рады вас видеть”

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь круга.

– Уважаемые родители, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

Инструкция: Каждый из нас показывает жест приветствия, называет свое имя, а также личное качество на первую букву своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.

Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников (с первого), а затем представляет себя (по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

********

Упражнение «Сантики-фантики-лимпопо»

Цель : подзарядить группу энергией, немного подвигаться

Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Один из них выбирается водящим и удаляется, а все остальные, пока его нет, загадывают кого-нибудь одного из круга. Его задача, показывать некие движения, можно их видоизменять (желательно плавно и незаметно это делать), остальные играющие повторяют эти движения и повторяют фразу: "Сантики-Фантики-Лимпомпо!". Задача водящего - отгадать, кто показывает движения.

Упражнение “Построимся”

 Описание упражнения: Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется – нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

********

  1. Апельсин – это фрукт? (Да).
  2. Заяц – это санитар леса? (Нет, только волк, дятел или муравей).
  3. У бабочки орган чувств на усиках? (Нет, на ножках)
  4. Заяц спит с открытыми глазами? (Да, у него короткие веки).
  5. Синичка – самая маленькая птица России? (Нет, самая маленькая – это королек).
  6. Киви – эти птичка? (Да).
  7. Орган слуха у кузнечика на голове? (Нет, на ножках).
  8. Солнышко – это звезда? (Да.)
  9. Паук – это насекомое? (Нет, у насекомых 6 лап, а у паука – 8).
  10. Сороконожка с 40 ножками? (Нет, у нее 42 ножки).
  11. Как из королевского жилища сделать запорное устройство? (Переставить ударение в слове «замок»).
  12. Гидроцикл имеет 4 колеса? (Нет, у него нет колес – он используется на воде).
  13. Что общего у мальчишки-непоседы и сосны? (Шишки).
  14. Конфета не может войти в рот – это так? (Да, войти сама не может – она не ходит, ее туда надо положить).
  15. Сутки зимой короче? (Нет, в сутках всегда 24 часа).

******

  • Игра «Обнималочка»

Чтобы начать эту подвижную игру с родителями, дети образуют малый (внутренний) круг, а их мамы – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши и родительницы идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребенок должен постараться найти свою маму, подбежать к ней и обнять ее раньше остальных детей.

  • Игра «Найди свой цвет»

Ведущий приглашает трех мам или бабушек и каждой из них дает платок определенного цвета(например, розовый, голубой и белый). Дети разделяются на три команды, каждая из которых получает платки (раздаются всем игрокам) одного из трех цветов. Когда играет спокойная музыка, мамы и малыши спокойно прогуливаются по комнате в любых направлениях. При этом, когда два ребенка встречаются друг с другом, они должны обменяться платочками. Когда музыка прекращается, мамы останавливаются и поднимают вверх руку с платком. Задача малышей быстрее добежать до женщины, которая держит платок такого же цвета, что и у них в руках. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

  • Игра «Спеленай куколку»

Эта игра с родителями в ДОУ отлично подойдет в качестве конкурса не только для мам, но и для пап с малышами. Как показывает практика, занятие всегда проходит очень весело. Участники делятся на команды. Их может быть как две («родители» и «дети»), так и более («мамы», «папы», «девочки», «мальчики»). Все будет зависеть от количества и состава присутствующих. Иногда играют друг с другом семьями. Каждой команде выдается кукла и пеленка. Цель игры – быстрее и лучше запеленать пупса за определенное время (к примеру, за минуту). По окончании конкурса жюри оценивает «работы» и выбирает победителей.

  • Игра «»Угадай запах»

Участники делятся по командам – «Мамы» и «Дети». Всем завязываются глаза. Каждому игроку ведущий подносит тарелку с каким-либо продуктом, который необходимо угадать по запаху. К примеру, выбираются шоколад, лимон, чеснок, лук, кофе, огурец, свежий хлеб, яблоко, груша, вареная картошка. Та команда, которая даст больше всего правильных ответов, становится победителем.

  • Игра «Заплети косичку»

Мамы и дети делятся на две команды. По сигналу ведущего игроки начинают сцеплять руки. Побеждает та команда, которой удастся быстрее сплести из рук «косичку».

  • Игра «Узнайте малыша по голосу»

В качестве музыкального сопровождения к этой игре с родителями на собрании идеально подойдет «Песенка мамонтенка». Ведущий завязывает маме глаза и начинает медленно водить по кругу, образованному детьми. Каждый ребенок по очереди произносит слово «мама», а родительница должна по голосу узнать свое чадо.

  • Игра «Найди маму»

Цель игры – та же, что и в предыдущем занятии, только на этот раз малыш с завязанными глазами должен по голосу узнать свою маму. Родительницы же по очереди называют имя ребенка.

Разновидность такого занятия – когда всех детей с завязанными глазами ведущий впускает в круг из мамочек, где они должный угадать, кто чья мама на ощупь. Когда малыш выбирает ту, женщину, которая, по его мнению, мама, он должен ее обнять, снять повязку с глаз и удостовериться в правильности своего выбора.

*******

Контакты родителей друг с другом:(например 7 участников-родителей)правила: ставится четыре стула на небольшом отдалении друг от друга.Полукругом. За каждым стулом встает один участник и кладет руки на спинку стула. На остальные стулья садятся оставшиеся 3 участника. Один стул не занят. Тот участник, на чьем стуле никто не сидит, должен взглядом переманить одного из участников сидящих на других стульях. Задача сидящих-уловить взгляд и переместиться туда куда его "пригласили". Задача стоящих за стулом, удержать "своего" сидящего за плечи.(постоянно руки должны находится на спинке стула, хватать за плечи нужно тогда, когда есть попытка сбежать) Если стоящий за стулом прозевал - ему приходится самому "приглашать взглядом" на свой стул кого-нибудь. Очень раскрепощает.



Предварительный просмотр:

Наказание — очень трудная вещь,

она требует от взрослых огромного

таланта и осторожности.

А. Макаренко

Уважаемые родители. Сегодня я бы хотела  обсудить с Вами важную и актуальную проблему, связанную с мерами поощрения, а бывает, и наказания в воспитании детей.

Как Вы думаете, кому труднее живется, взрослым или ребенку? Почему?

Да, ребенку, его постоянно оценивают, им командуют, не всегда считаются с его интересами, увлечениями, желаниями.

Как Вы думаете, что необходимо ребенку в первую очередь от родителей? Почему?

Детям нужны любовь, внимание, забота, ласка...

Как мы можем выразить и показать ребенку свою любовь?

Своим прикосновением к нему: погладить, обнять, пожалеть, поцеловать.

Ребенка необходимо обнимать не менее четырех раз в день.

Что такое семья для ребенка?

Для ребенка семья — это его эмоциональный тыл. Малышу нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами.

Всегда ли мы внимательны к маленькому человечку? Всегда ли мы сразу реагируем на его просьбы и обращения? Всегда ли уделяем ему должное внимание?

Как Вы думаете, если ребенок не получает в какой-то мере любовь, внимание, ласку в семье, то как он станет себя вести?

Если ребенок занят интересной игрой или хочет узнать что-то новое, а родители начинают "закручивать гайки", то, какое поведение будет у ребенка?

Да, свой протест он будет выражать непослушанием, неподчинением требованиям взрослых. И если это происходит часто, ребенок привыкает вести себя подобным образом. Поэтому нам, взрослым, прежде всего надо проанализировать себя, чтобы найти причины непослушания ребенка. Ведь дети нас копируют, с нас они берут пример, нам они подражают. И вот когда мы не справляемся с ситуацией, то бываем, вынуждены применять наказания.

Давайте помнить, что дети гораздо чувствительнее нас, взрослых.

К тому же вечное давление на ребенка способствует тому, что он перестает нас слышать и слушать. Возникает, смысловой барьер.

Попробуйте сосчитать, сколько раз в день ребенок слышит от Вас указания и приказания. Выходит, что ребенку достается огромный багаж указаний и отрицательных эмоций, причем от самых дорогих и близких людей — от родителей. Чтобы выстоять в подобной ситуации, ребенок перестает слышать и протестует разными способами: плачет, капризничает, не слушается...

  • Доброжелательный тон, внимательный взгляд, дружелюбная улыбка помогут преодолеть смысловую глухоту.
  • Беседовать с ребенком нужно только в спокойные минуты, а не тогда, когда обстановка накалена, и может вспыхнуть ссора!

Как Вы думаете, что такое наказание? (высказывания родителей)

Наказание — это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований, нарушил принятые меры поведения ("Толковый словарь", В. Даля).

Вопрос наказания является самым давним у человечества. Родители наказывали детей тысячи лет назад, наказывают и сейчас.

В священной книге ацтеков описаны наказания, которые применяли к детям за нарушения религиозных и этических норм.

  • Ребенка не старше восьми лет пугали орудиями наказания и грозили применить их.
  • 10-летнему ребенку связывали руки и ноги, колотили тело колючками или били палками.
  • Мальчиков постарше держали над дымящимся костром, заставляя вдыхать дым, или привязывали к столбу на площади.
  • Индейцы за нарушения табу на время лишали ребенка воздуха, укутав его одеялом или заливая нос водой.
  • Африканцы заставляли ребенка, укравшего еду с общего стола, какое-то время держать руки в муравьином гнезде.

В древности наказания применялись для того, чтобы заставить ребенка бояться; не объяснять, а заставить выполнять требования силой, угрозой, боязнью.

Как вы относитесь к телесным наказаниям? (высказывания родителей)

Телесные наказания унижают и запугивают ребенка. Они озлобляют его и ущемляют его достоинство.

Давайте с Вами выполним следующее задание:

Возьмите лист бумаги и карандашом обведите свою левую руку. Затем в каждом пальце напишите слова, какими Вы ругаете своего ребенка.

Как Вы думаете, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания?

Поэтому прежде чем наказывать ребенка, подумайте о его чувствах, переживаниях, о его эмоциональной сфере.

Если ребенка все время наказывать, то каким он вырастит?

(высказывания родителей)

Озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому, прежде всего, нужно любить ребенка, отдавать ему свое сердце, нежность, ласку.

Первый и главный совет: обращайте внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребенка. Найдите время хотя бы несколько раз в день сказать ребенку добрые, ободряющие слова.

Что такое похвала?

Предлагаю Вам обвести карандашом правую руку и написать слова, которые Вы используете при поощрении ребенка.

Да, каждому из нас, в том числе и ребенку, похвала приятнее наказания. Общаясь с ребенком надо все время помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растет. Чрезмерными окриками, хорошего человека не вырастить, так как это вызывает ответную жестокость и лицемерие.

Самое дорогое для нас — это наши дети!

Давайте будем терпеливее с ними. Больше будем читать им интересные книжки, вместе с ними играть. Ведь игра — это ведущий вид деятельности ребенка. В игре он познает окружающий мир, природу, учится общаться с Вами, развивается его речь, память...

Радость, которую Ваш малыш испытает в совместных делах -это основа добрых отношений с ребенком, а также залог соблюдения правил поведения и бесконфликтной дисциплины.

Больше хвалите и поощряйте детей, тогда и они будут меньше Вас огорчать.

Каждому ребенку необходимо постоянное подтверждение нашего доброго отношения к нему, так как он хочет знать, что его любят. Не бойтесь, слова одобрения в адрес маленького человека не испортят его!

Наука подтвердила давно известную истину — ребенку нужна любовь! Любовь взрослого нужна, чтобы развиваться и чувствовать себя защищенным, чтобы расти и самому научиться любить других.

ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!

Мы задавали детям от 4 до 7 лет один и тот же вопрос:

Что  значит  любовь?“

Ответы оказались намного более глубокими и обширными, чем кто-либо вообще мог себе представить

Когда моя бабушка заболела, она больше не могла нагибаться и красить ногти на ногах. И мой дедушка постоянно делал это для нее, даже тогда, когда у него самого руки заболели. Это любовь. Саша, 6 лет 

Если кто-то любит тебя, он по-особенному произносит твое имя. И ты знаешь, что твое имя находится в безопасности, когда оно в его рту. Катя, 4 года 

Любовь - это когда ты идешь куда-то поесть и отдаешь кому-нибудь большую часть своего коктейля, не заставляя его давать тебе что-то взамен. Никита, 6 лет 

Любовь - это то, что заставляет тебя улыбаться, когда ты устал. Коля, 5 года 

Любовь - это когда моя мама делает чай папе, и отхлебывает глоток, перед тем, как отдать ему чашку, чтобы убедиться, что он вкусный. Никита, 7 лет 

Любовь - это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он носит ее потом каждый день. Полина, 7 лет 

Любовь - это когда твой щенок лижет тебе лицо, даже после того как ты оставил его в одиночестве на весь день. Саша, 4 года 

Когда ты любишь кого-нибудь, твои ресницы все время взлетают и опускаются,  вверх-вниз, а из-под них сыплются звездочки. Валера, 7 лет 

Если ты не любишь, ты ни в коем случае не должен говорить "я люблю тебя". Но если любишь, то должен говорить это постоянно. Люди забывают. Дима, 7 лет 

Памятка для родителей по теме:

 "ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"

•        Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. В гневе вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договориться с ребенком, в таком случае не придется кричать и нервничать.

  • Наказывая ребенка, используйте наказания не часто, а главное — лучше лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое!
  • Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.
  • Никогда не приводите в пример других детей.
  • Не унижайте, не оскорбляйте ребенка, не давайте ему унизительных прозвищ.
  • Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребенок чувствует давление взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку, а чаще всего все вместе.

Памятка для родителей по теме:

"ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"

•        Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. В гневе вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договориться с ребенком, в таком случае не придется кричать и нервничать.

  • Наказывая ребенка, используйте наказания не часто, а главное — лучше лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое!
  • Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.
  • Никогда не приводите в пример других детей.
  • Не унижайте, не оскорбляйте ребенка, не давайте ему унизительных прозвищ.
  • Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребенок чувствует давление взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку, а чаще всего все вместе


Предварительный просмотр:

Каждый из родителей, готовя своего ребенка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребенка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребенка читать, писать и считать; для другого - сообразительность, способность хорошо решать мыслительные задачки, начитанность; для третьего - способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвертого - контактность ребенка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

        Итак, давайте с вами попробуем разобраться, что же такое «готовность ребенка к школе», что включает в себя это понятие.

        Физическая готовность – это то, насколько физически подготовлен ребенок.

Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своим телом.

Действия ребенка должны быть произвольными, управляемыми.

Нередко именно из-за недостаточности развития физических качеств некоторые дети отстают в учении.

Важно к моменту поступления в школу развить у ребенка ловкость, координацию, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вам представлена схема наблюдения, по которой вы сможете оценить физическое состояние своего ребенка.

Наблюдение за двигательной активностью ребенка может быть проведено по следующему плану:

  1. Сколько времени в течение дня ребенок находится в движении? Умеет ли ходить с разной скоростью?
  2. Сколько времени затрачивается ребенком на выполнение действий, связанных с мелкими движениями рук (плетение, рисование, лепка, работа с инструментами - ножницами, молотком)?
  3. Как много времени ребенок бегает, прыгает, лазает, включая в работу крупные группы мышц. Умеет ли плавать?
  4. Какие игры предпочитает ребенок: подвижные, спокойные, «сидячие»?
  5. Обратите внимание на то, какой рукой предпочитает действовать ребенок?
  6. Посмотрите на осанку ребенка, когда он стоит, сидит, бегает.
  7. Занимается ли ребенок утренней гимнастикой, физическими упражнениями, играми, катается ли на санках, лыжах?
  8. Есть ли у ребенка интерес к физической культуре и спорту?

Ученые на основе длительных наблюдений за детьми, поступающими в 1 класс отмечают, что на адаптацию ребенка к обучению в школе сильно влияет состояние здоровья ребенка. Виды заболеваний и их влияние на учебный процесс.

Заболевание 

Проблемы в обучении 

Плоскостопие 

Ошибки логопедического характера, утомляемость 

Нарушение

осанки 

Затруднения в фонетическом разборе 

Паховая грыжа 

Неровный почерк, поспешность в выполнении задания 

Изменения

сердца 

Повышенная тревожность, не может найти ошибки, быстрая утомляемость 

Миндалины,

аденоиды 

Неровный почерк, нарушение тормозных

реакций, контрастное поведение 

Бронхиальная

астма 

Неровный почерк, быстрая утомляемость, забывчивость 

        

        У детей поступающих в первый класс, еще не достаточно развиты мышцы кисти руки, координация движения пальцев, поэтому у многих детей возникают трудности при обучении письму. В подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые постепенно готовили бы руку ребенка к письму. Способы подготовки руки к письму:

  • книжки-раскраски - тренируют мелкие мышцы рук; рекомендуется пользоваться цветными карандашами и кистью, а не фломастерами.
  • копировать рисунки на прозрачную бумагу очень полезны орнаменты и узоры, т. к. в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки к написанию прописных букв.
  • занятия с пластилином и глиной, разминать и вылепливать фигуры.

•        создание аппликаций путем отщипывания от листа бумаги.

Игры на развитие мелкой моторики.

  1. Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.
  2. Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.
  3. Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

4. Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

  • штриховать карандашом в различных направлениях;
  • вырезать из бумаги;
  • складывать бумагу;
  • складывать мозаику;
  • собирать из конструктора;
  • завязывать шнурки;
  • вязать верёвочные узлы;
  • пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колес пришить пуговицы);
  • вязать, вышивать.

Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов.

1.      Мотивационная готовность. Желание пойти в школу и желание учиться являются разными понятиями. Если ребенок говорит: «У меня будет новенький ранец...», «В школе Боря, он мой друг...», «В школе есть звонки...», то его привлекают внешние аксессуары. Однако основной деятельностью, влияющей не развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано,- желание учиться.

Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Как же создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? (Раздается памятка, в которой перечислены виды совместной деятельности с ребенком, помогающие при формировании мотивационной готовности.)

Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение

  • Экскурсии с ребенком в школу.
  • Встреча и знакомство с учителями.
  • Рассказы о своих любимых учителях.
  • Показ фотографий, грамот, связанных со школьными
    годами родителей.
  • Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
  • Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
  • Семейное чтение художественной литературы. Организация книжного уголка для ребенка. Участие и детей, и взрослых в сюжетно ролевой игре в школу.

 НИКОГДА НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ ДЕТЕЙ ШКОЛОЙ

                 

2. Вторым по значимости компонентом психологической готовности считают – интеллектуальную готовность. Заключается она в следующем:

  • ориентировка ребенка в окружающем мире;
  • любознательность;
  • развитие психических процессов (внимание, память, воображение);
  • особое внимание уделяется развитию речи и мышления.

Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое.

Развитие творческого воображения, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, действовать по намеченному плану, действовать самостоятельно – овладение этими умениями обеспечат ребенку высокий уровень обучаемости. Необходимо во время общения, игры с детьми развивать познавательные процессы. Но, надо помнить, как  только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата.

 Игры на развитие памяти

  • Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Во время вашей уборки, ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.
  • Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно:

  • пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;
  • рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);
  • пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);
  • смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

Игры на развитие внимания

•        Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он - в комнате.

• Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «Ка» («эМ», «Бэ» и т. д.).

Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать,

Задания для ребёнка:

  1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

После прочтения стихотворения задайте вопросы.

  1. Раскрась картинку. Пока ты будешь ее раскрашивать, я буду читать тебе сказку. После прочтения задаем вопросы по содержанию

Игры на развитие речи

  • Вы называете любое слово (существительное - - название предмета, глагол— действие, прилагательное -- признак), связанное с тем, что вы делаете
    в данный момент (например, если гладите бельё —
    утюг, включать, горячий).
            
    Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.)- Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.
  • Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут
    быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.
  • «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог), а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «кухня»: ду - - духовка, ча -- чайник и т.

Для развития речи также нужно чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;

  • не разрешать ребёнку употреблять в речи слова-паразиты (ну, вот, значит и т. п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание и останавливать);
  • чаще читать ребёнку книги, а если ребёнок уже умеет читать, то всячески стимулируйте и поддерживайте интерес к чтению.

Игры на развитие мышления

  • «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол лотс). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, чай, стол, стул.
  •  «Что общего?». Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. (Например, что общего между ножом и луком -- нож острый, а у лука острый запах; пылесосом и веником и т. д.)

Для развития мышления также нужно:

  • разгадывать ребусы;
  • составлять ребусы;
  • рисовать комиксы;
  • составлять из геометрических фигур картинки.

3. Следующим компонентом психологической готовности является эмоционально - волевая готовность, которая включает в себя:

  • радость ожидания обучения;
  • развитие чувств и эмоций;
  • способность управлять своим поведением;
  • умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление к достижению результата своей деятельности.
  • Эмоциональная готовность предполагает радостное ожидание начала обучения, волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим. Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины.

Следующий компонент психологической готовности  коммуникативная готовность     включат в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Формирование умений налаживания контактов со сверстниками и взрослыми; умение участвовать совместно в учебном процессе; умение уважать, считаться с мнением других. Родители, их формы поведения, взаимодействия с другими людьми являются примером при формировании таких навыков.

10 заповедей для папы и мамы будущего первоклассника.

  1. Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребенок маленький.

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду» (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.). 

2.Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

3. Приобщайте ребенка   к экономическим проблемам семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженное, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже со стороны учителя или воспитателя, отвечайте «Спасибо», мы дома обязательно поговорим на эту тему.

5. Научите ребенка делиться своими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникающие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

6. Постоянно говорите с ребенком.

Развитие речи - залог    хорошей учебы. Были в кино, в гостях, пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.

7.Отвечайте   на каждый вопрос ребенка.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

8. Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим малышом.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок сможет все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, ласковой улыбкой и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

  1. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах!

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

       10.  Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики.

  1. Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.
  2. Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.
  3. Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

4. Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

  • штриховать карандашом в различных направлениях;
  • рисовать красками, карандашами;
  • лепить из пластилина, глины;
  • вырезать из бумаги;
  • делать аппликации;
  • рвать бумагу руками;
  • складывать бумагу;
  • складывать мозаику;
  • собирать из конструктора;
  • завязывать шнурки;
  • вязать верёвочные узлы;
  • пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колес пришить пуговицы);
  • вязать, вышивать.

Наблюдение за двигательной активностью ребенка может быть проведено по следующему плану:

  1. Сколько времени затрачивается ребенком на
    выполнение действий, связанных с мелкими
    движениями рук (плетение, рисование, лепка, работа с
    инструментами - ножницами, молотком)?
  2. Как много времени ребенок бегает, прыгает, лазает,
    включая в работу крупные группы мышц. Умеет ли
    плавать?
  3. Какие игры предпочитает ребенок: подвижные,
    спокойные, «сидячие»?
  4. Обратите внимание на то, какой рукой предпочитает
    действовать ребенок?
  5. Посмотрите на осанку ребенка, когда он стоит, сидит ,
    бегает.
  6. Занимается ли ребенок утренней гимнастикой,
    физическими упражнениями, играми, катается ли на
    санках, лыжах?
  7. Есть ли у ребенка интерес к физической культуре и
    спорту?
  8. Сколько времени в течение дня ребенок находится в
    движении? Умеет ли ходить с разной скоростью?

Предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».

  1. Вы считаете, Что Вашему ребенку будет трудно
    учиться в школе?
  2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок
    чаще будет болеть?

З.Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?

  1. Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?
  2. Вы считаете, что дети - «первоклашки» не умеют
    быть достаточно самостоятельными?
  3. Вас волнует, будет ли первый учитель внимателен
    к Вашему ребенку?

7.        Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить
Вашего ребенка?

  1. Вы не уверены в объективности и справедливости
    будущей учительницы Вашего ребенка?
  1. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?

  1. По вашему мнению, в таком возрасте ребенка
    лучше обучать дома, чем в школе?
  2. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно
    уставать в школе?
  3. Вам кажется, что в начальной школе дети
    мало чему могут научиться?
  4. Вы опасаетесь, что с приходом в школу
    ребенок станет непослушным?
  5. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в
    школу без Вас?

15.     Вы уверенны, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

        Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали. 10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу.

Если уровень вашей тревожности не снизился - обратитесь к психологу. 5-10 баллов. Вы неуверенны в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

 4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность.



Предварительный просмотр:

К 5 годам уже возможно оценить характер малыша и индивидуальность, способность к творчеству. Поэтому малыш, едва проснувшись, целый день без передышки пытается воплотить фантазию в реальность. Ведь он и вправду верит в чудеса, и хочет сотворить сам что-то вроде чуда.

В 5 лет у Вашего ребёнка настолько развиты фантазия и вымысел, что ему позавидовал бы даже Андерсен.

И только после пяти с половиной лет, когда на смену творческому мышлению приходит логическое мышление у всех детей, способность к творчеству заметно угасает, у некоторых малышей совсем, как будто бы они спустились с облаков на землю. От Вас зависит, чтобы это не случилось, чтобы формальное, логическое не сумело обесценить дар воображения ребёнка. Пусть в Вашем доме уживаются компьютер и выдуманная ребёнком сказка.

Малыш способен сочинять не только сказки. Он перескажет книгу или фильм и отразит всё то, что видит, а не то, что знал, — и это качественно новая ступень в его развитии.

Ребёнок в этом возрасте уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему.

Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.

К 5 годам ребёнок в состоянии не просто сообщить, что лошадь, кошка, лев — это животные, но и подразделить их на домашних и диких. Малыш уже способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство. Он уже может Вам толково объяснить, чем отличается, к примеру, стрекоза от бабочки, пчела от мухи. Короче говоря, ребёнок открывает мир.

Ребёнок интересуется не только названием предмета, но также уже твёрдо знает, из чего он сделан (дерево, стекло). Он уже твёрдо знает то, что мяч резиновый, а кукла — из пластмассы. Он объяснит Вам, что такое электричество, магнит.

Малыш становится сознательно самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъявляя требования к себе и другим людям. Желая чему-нибудь научиться, ребёнок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса.

Ребёнок представляет деятельность только в настоящем, хотя использует уже прошедшее и будущее время.

Помимо времени он ориентируется также и в пространстве: на улице, в знакомом помещении, в своей квартире.

Он знает, что такое кинотеатр, аптека, промтоварный магазин, где покупают книги, где игрушки.

Малыш прекрасно знает, что такое правда, и в то же время Вам рассказывает небылицы, граничащие с ложью, хотя обычно осуждает ложь у других. И всё - таки он честен, наивен, чист и даже благороден. Он благодарен Вам за всё и жаждет искренней любви.

Он с удовольствием прослушивает детские пластинки, заучивает песни и начинает понимать классическую музыку.

К 5 годам ребёнка привлекает живопись. Он может до деталей рассматривать картины, присматриваться к краскам.

Он с удовольствием рисует сам. Малыш пытается срисовать с натуры, придумывает свой сюжет. По этому сюжету и по качеству рисунка, возможно, оценить развитие ребёнка, нет ли задержки в нём.

В 5 лет малыш различными цветами обычно выражает свои чувства по отношению к тому, что он изображает, вплоть до оттенков настроения, в котором он, рисуя, был. Поэтому нередко на бумаге друг с другом сочетаются не сочетаемые краски и появляются невероятные тона, неподражаемые совершенно.

Считается, что детские рисунки — ключ к внутреннему миру малыша. Рассматривая их, Вы можете узнать гораздо больше о собственном ребёнке, чем знаете о нём, общаясь с ним. Теперь уже малыш рисует человека почти таким, какой он есть на самом деле, лицо с глазами, чтобы видеть; с ушами, чтобы слышать; ртом, чтобы есть, говорить, и носом, чтобы нюхать. У человека начинает появляться шея. На нём одежда, обувь. Ребенок вырисовывает многие детали. Короче говоря, чем больше Вы найдёте сходства у нарисованного человека с настоящим, тем лучше Ваш ребёнок и подготовлен к школе.

Труднее всего спрятать страх, который является во сне в виде тревожных сновидений и беспокоит малыша. Ему мерещатся пожары, наводнения. Он мысленно проигрывает сцены своего спасения и жаждет жизни.

С 5 лет дети уже твёрдо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят её менять. В 5 лет в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки — конечно, матери. Отец воспитывает мужественность, мама — женственность. И с детства, впитывая эти качества, малыш сумеет пронести их через всю сознательную жизнь.

В 5 лет частные общения со сверстниками нередко переходят в дружеские отношения. У Вашего ребёнка появляются друзья, обычно его пола. Он большую часть времени проводит с ними, и отношения партнёрства между родителями и детьми сменяются взаимным отдалением. Ребёнок уже может безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими, и даже стать инициатором её.

Свои познания он применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. Малыш осваивает сложные игрушки - компьютеры, конструктор в его жизни — обыденная вещь. Ребёнок может больше часа играть, не отрываясь, на улице, отдавая предпочтение спортивным играм.

Прекрасно зная свои руки, правую и левую, он не умеет различать их у других, что иногда мешает ему чётко выполнять спортивные задания.

К 5 годам малыш уже практически осваивает большинство необходимых ему навыков и совершенствует их прямо на глазах. Он аккуратен, тщательно следит за внешним видом, причёской, обувью, одеждой. Обслуживает сам себя и помогает по хозяйству. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания. Прекрасно, если они положительные. Он много знает, многое умеет. Это важно для дальнейшего ориентирования во многих бытовых вещах и ситуациях и даже в сложных отношениях в своей семье.



Предварительный просмотр:

Родительское   собрание отцов.

"Один отец значит больше, чем сто учителей".

Д. Герберт.

Подготовительная работа.

1.        Предложить отцам (это может быть, например, дедушка, если он принимает активное участие в воспитании ребенка, а отца нет) ответить письменно (дома) на вопросы анкеты. Полученные ответы
внима
тельно изучить.

•        В чем, по - Вашему, заключаются функции отца в семье:

- обеспечивать семью материально

- принимать активное участие в воспитании детей

  • Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
  • Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?            Как Вы поступаете, если не можете выполнить его просьбу?
  • Кто укладывает ребенка спать, кто будит его по утрам?
  • Ругаете ли Вы ребенка при посторонних?
  • Является ли строгость Вашим помощником в воспитании?
  • Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

  1.  Объявить конкурс на лучшую игрушку сделанную отцом совместно с ребенком (за две-три недели до собрания).
  2.  Организовать встречи детей с папами - представителями разных профессий.
  3.  Вместе с детьми подготовить приглашения отцам на собрание.
  4.  Предложить детям подготовить рисунки для выставки на тему "Мой папа".
  5.  Разучить с детьми несколько стихотворений, песен и т.п. для небольшого концерта перед собранием.

7. Подготовить видеозапись ответов детей на следующие вопросы. (Дети должны знать, что эту видеозапись увидят их папы.)

  • За что ты любишь своего папу?
  • Кем работает папа? Он рассказывает тебе о своей работе?
  • 0 чем вы разговариваете с папой?
  • Чему тебя научил папа?
  • Чем ты занимаешься в свободное время с папой?
  • Что бы ты хотел делать вместе с папой?
  • Строгий ли у тебя папа?
  • Что тебе говорит папа, когда ты плохо себя ведешь?Ход собрания

В помещении, где будет проводиться собрание, оформлена выставка детских рисунков на тему "Мой папа", на столах размещены подготовленные к конкурсу поделки. Воспитатель приглашает пап и детей посмотреть выставку, подвести итоги конкурса на лучшую поделку. Победителям вручается приз.

Папы рассаживаются по местам. Проводится небольшой концерт. (Дети поют, читают стихи и т.п.; затем уходят. Если дети остаются на собрании, то следует более внимательно отнестись к их ответам, чтобы не ущемлять достоинство отцов. Не следует также забывать, что на собрании присутствуют и другие родители.)

Воспитатель. Мужчина и женщина предлагают ребенку разные модели поведения, и каждая из них влияет на его эмоциональное развитие. Матери, по результатам наблюдений, когда их дитя сталкивается с чем-то (кем-то) непривычным, будь то незнакомый человек, собака или новая игрушка, инстинктивно стараются оказаться поближе, как бы показывая, что ребенок под защитой. Отцы в таких случаях не вмешиваются давая ребенку возможность познакомиться и освоиться.

Исследования показали, что дети, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, реже плакали при разлуке с близкими или при появлении незнакомого человека. У таких детей реже наблюдаются вспышки немотивированной ярости, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе, то есть все показатели душевного здоровья ребенка выше.

В идеале родители представляют собой пару: мама олицетворяет детство - уютный мир, где всегда угадываются и исполняются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут, а папа - посланец другого, взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск, но в этом мире детям предстоит жить и добиваться успеха, когда они вырастут. Поэтому от вас, от вашего общения с ребенком зависит, каким он войдет в этот взрослый мир.

Удовлетворена ли потребность ребенка в общении с вами, знаете ли вы, как оценивают вас дети?

Воспитатель предлагает папам посмотреть видеозапись с ответами детей на вопрос "За что ты любишь своего папу?". После просмотра - высказать свое мнение о том, что они считают главным в воспитании ребенка. (Здесь и далее в ходе беседы педагог зачитывает ответы на вопросы из анкет.)

Воспитатель. В любых отношениях очень важно взаимное доверие, особенно - в отношениях с близкими людьми. Многих проблем, которые возникают у подростков и молодежи, можно было бы избежать, если бы родители и дети с самого начала с вниманием относились друг к другу, обсуждали свои дела и поступки, сохраняя терпимость и уважение к чужому мнению.

Вечером вам хочется отдохнуть после тяжелого трудового дня, а не вникать в кажущиеся такими мелкими и неинтересными проблемы ребенка, отвечать на его бесконечные вопросы. Но спустя много лет вы можете с удивлением обнаружить, что рядом живет совершенно незнакомый человек. Чтобы этого не случилось, нужно завоевать доверие ребенка. Но это возможно лишь в том случае, если вы сами идете ему навстречу: искренни и честны с ним, делитесь своими заботами и мыслями. Говорите с ребенком обо всем: о своей работе, планах на выходной день, о хоккейном матче. Не думайте, что он мал и ничего не поймет. Он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему как к равному. Расспрашивайте его о прошедшем дне, играх, друзьях. Не смейтесь над его интересами, какими бы глупыми они не казались. Вспомните себя в детстве - что вы тогда считали важным и интересным?

Просмотр и обсуждение видеозаписи с ответами детей на вопросы "Кем работает папа?", "Он рассказывает тебе о своей работе?", "О чем ты разговариваешь с папой?"

Воспитатель. Наверное, все отцы хотят, чтобы их дети были трудолюбивыми, целеустремленными, настойчивыми, смелыми. Но добиться этого словами, какими бы правильными они не были, нельзя. Ребенок должен видеть, как поступаете вы, его папа, в той или иной ситуации, - в игре, в работе, в отношениях с близкими и посторонними людьми. Поэтому там, где и когда это возможно, он с самого раннего детства должен быть рядом с вами. Он может просто наблюдать или принимать участие в ваших делах, оказывать посильную помощь. Конечно, поначалу чаще он будет только мешать, а не помогать, но постепенно все изменится и ваше терпение будет вознаграждено, когда из него вырастет не посторонний человек, а друг и помощник.

Просмотр видеозаписи с ответами детей на вопросы ''Чему тебя научил папа?", «Чем ты занимаешься в свободное время с папой?",  "Что бы ты хотел делать вместе с  папой?" Обсуждение темы. Папы могут поделиться своим опытом общения с детьми

Воспитатель.  И взаимопонимание, и совместная деятельность возможны и приносят удовольствие и пользу только тогда, когда люди уважают друг друга. Если ребенок боится отца, отношения не будут искренними. Разумная строгость необходима в воспитании, но ребенок должен понимать те требования, которые вы к нему предъявляете. Это касается и наказания. Если ребенок не понимает своей вины, наказание ничему его не научит, но может озлобить. А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение должно определять отношения в семье.

Просмотр и обсуждение видеозаписи с ответами детей на вопросы "Строгий ли у тебя папа?", "Что тебе говорит папа, когда ты плохо себя ведешь?"

Воспитатель. Не только мы воспитываем своих детей, но и они воспитывают нас. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотим передать ему, мы сами начинаем себя больше уважать и даем ребенку возможность гордиться нами, а гордость за своих родителей - прекрасный фундамент для развития личности.

Мой папа - красивый и сильный такой!

Мой папочка - самый-пресамый!

 Он шляпу всегда приподнимет рукой,

Встречаясь на улице с дамой.

         

                                                                                     С. Миллиган




Предварительный просмотр:

Слушать ребёнка. Как?

Цель: Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Задачи:

1.Познакомиться ближе с родителями.

2.Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.

3.Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком. Научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях.

4.Потренироваться использовать технику активного слушания.

Материалы:

  • Мягкая игрушка.
  • Бумага формата А4, A3;
  • Визитки.
  • Карточки с описанием различных ситуаций.

Психолог предлагает родителям зайти в группу и занять любое место в кругу.

Ведущий. Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. Сегодня мы, психолог и воспитатели, работающие с вашими детьми, проводим мероприятие: «Слушать ребёнка. Как?». В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители, и закончить следующее предложение: я пришел сюда...

В ходе выполнения этого задания участники по очереди представлялись друг другу и говорили, зачем они пришли на мероприятие. Ведущий фиксировал на листе высказывания участников. Поскольку родители знали о теме мероприятия, то большинство сказали, что пришли потому, что для них эта тема является важной и актуальной.

На этом этапе ведущий делает обобщение по поводу услышанного.

Ведущий: Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.

         Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

    Именно на этом этапе участники получают возможность взаимодействовать в различных игровых ситуациях. Игровые упражнения направлены на снятие напряжения, барьеров.

В нашу разминку мы включили следующие игры: «Я сижу на полянке» и «Ветер дует на тех, кто...».

После проведения этих двух игр было видно, что участники взбодрились, напряжение ушло и группа готова к дальнейшей работе.

Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком.

    Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребенок не хочет надевать шапку; ребенок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку. Ведущий на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы: надо надеть эту шапку; не переживай, купим другую игрушку; он немного поиграет и вернет твою игрушку сам и т. д.

Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребенок ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.

Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере ею чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.

Что значит активно выслушать?

Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике.  Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.

Ведущий. Вы совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

Пример

СЫН. Он отнял мою машинку!

МАМА. Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН. Больше я туда не пойду!

ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в детский сад.

ДОЧЬ. Не буду я носить эту плохую шапку!

МАМА. Тебе она очень не нравится.

Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ.

Ведущий предлагает желающим разыграть сцену, взятую из книги «Общаться с ребенком. Как?» (стр. 64).

Сценка

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее трёхлетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади - растерянный сын.

ДОЧЬ. У-у-у-у!

МАМА. Миша тебя обидел... (пауза).

ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!

МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (пауза).

ДОЧЬ (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.

МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (пауза).

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)

МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть....

ДОЧЬ, Нет, Он там свои диски слушает, а мне неинтересно.

МИША. Ладно, пойдем, я тебе твой диск поставлю...

Ведущий. Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники. Вывешивается чистый лист.

Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?

Родители высказывают свои мнения.

Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребенку. Вспомните только что разыгранную сцену. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?

Участники должны сказать, что глаза ребенка и матери были на одном уровне.

Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

На этом этапе появляется лист, на котором написан алгоритм действий по применению техники АС (активное слушание).

На листе появляется первая запись:

1.        Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).

Ведущий. Вспомните, в какой форме беседовала мать?

Участники должны выйти на то, что ответы матери звучали в утвердительной форме.

Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребенка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

Пример

СЫН мрачным видом). Не буду больше дружить с Петей!

ОТЕЦ. Не хочешь с ним больше дружить.

На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:

2.        Повтор услышанного от ребенка.

Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.

На листе появляется третья запись, третий пункт алгоритма:

3.        Делать паузы между фразами.    

Ведущий. И самый главный момент это обозначение чувства ребенка.

На листе появляется четвертая запись, четвертый пункт алгоритма:

4.        Обозначение чувства ребенка.

Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства — в утвердительной форме.

На листе появляется последняя, пятая запись, пятый пункт алгоритма:

5.        Чувства в утвердительной форме.

Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма.

На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму.

Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику активного слушания.

Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок.

Участники получают карточки и работают с ними. Ситуации, описанные в карточках, например: ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Ведущий. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.

Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребенком.

Участники по желанию разбиваются на пары и обсуждают различные ситуации, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми. Затем записывают эти ситуации на карточки и отдают ведущей.

Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать ее показать, используя технику активного слушания.

На данном этапе пары разыгрывали доставшиеся им ситуации, пробуя использовать технику АС. Было видно, как сложно участникам применять полученные знания на практике. По ходу работы выяснилось, что многие родители описали на карточках те ситуации, в которых они не смогли использовать технику АС. Разыгрывание этих ситуаций помогло многим родителям понять, почему активное слушание не сработало. 

Причина в основном сводилась к одному: родители не всегда понимали, почему ребёнок ведет себя так или иначе.

Ведущий. Вы только что попробовали использовать технику активного слушания. Убедились в том, как это непросто. Увидели, что вам так и хочется задать ребенку вопрос и прокомментировать ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?

Появляется лист, на котором написано:

Результаты применения техники активного слушания.

Родители высказывают по желанию свое мнение. И основном ответы наших родителей свелись к следующим результатам:

  • данная техника помогает выстраивать отношения с детьми,
  •  лучше понимать детей;
  •  с её использованием ослабевает напряжение в общении.

Ведущий: Вы действительно npавильно сумели почувствовать, что может дать техника активного слушания. Позвольте, я еще раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.

Ведущий зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе.

  • Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).
  • Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
  • Ребенок сам учится решать свои проблемы.
  • Ребенок начинает активно слушать родителей.
  • Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.

Ведущий. Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Мне понравилось сравнение, которое приводит Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?».

Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук, и все это нужно для того, чтобы потом они могли танцевать легко и свободно, не думая уже ни о какой технике.

Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

 Я прошу всех по очереди ответить на два вопроса:

Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?

Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?

 Родители были единодушны во мнении, что проведение подобных мероприятий необходимо и полезно для них.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей.

Работа с родителями.

В нашем детском саду вот уже 3 года функционирует родительский клуб «Кенгуру». Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот И. Г. Песталоцци говорил: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Цель:

  • Повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка раннего возраста;
  • Помочь родителям в исследовании собственной способности смотреть на мир глазами ребенка;
  • Создать систему в работе по воспитанию детей в семье, структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.

Задачи:  

  • Выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
  • Целенаправленно воздействовать на родителей с учётом их подготовленности к воспитанию детей;
  • Учитывать пожелания родителей, их предложения.

 Методы работы с семьёй

  •  Диагностика — изучение социального состава семьи, ее психологических особенностей, социального заказа родителей, методов семейного воспитания; 
  •  Просвещение и консультирование (индивидуальное и групповое);
  •  Совместная деятельность — досуговая, художественно-творческая, помощь ребенку в учении; 
  •  Психолого-педагогическая помощь на занятиях клуба «Кенгуру» с родителями, их детьми.

Структура родительского клуба:

  • Психогимнастическое упражнение.  Цель: снятие напряжения.
  • Дискуссия.  Цель: выявление знаний по проблеме; введение в тему занятия.
  • Информационная часть.  Цель: повысить уровень знаний по теме.
  • Упражнение, игровая ситуация.
  • В конце каждой встречи родителям дается домашнее задание.

Решаются актуальные вопросы воспитания:

  • эмоциональные взаимоотношения в семье; 
  • развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка; 
  • нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребенка; 
  • моральные и нравственные нормы и принципы в семье, их влияние на детей и др.

         Формы организации работы  разнообразны:

Консультации. Обычно составляется система консультаций, целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

  • Плановые – в папках передвижках;
  • Неплановые (устные)

Круглый стол. В нём принимают участие несколько специалистов, воспитатели группы. Участники свободно общаются друг с другом.

Лекции. Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Наглядность включает в себя изготовление памяток, материала на стендах, фотовыставки и др.

Дискуссии. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей.  

Посещение детей на дому, много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи

 Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Заповеди для родителей:

  • Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 
  • Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт. 
  •       Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может, и больше, поскольку у него нет опыта. 
  • Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.  

Вывод:

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания.

Только в сотрудничестве педагогов и родителей можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка.