Вы спрашивали...

Михалева Елена Владимировна
1.  Детский центр «Жасыл Жайлау» работает с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, в возрасте от 1 года до 13 лет.

2.  Вопрос: Готов ли мой ребёнок к школе?

Ответ: Многие родители имеют не совсем точное представление о значении такого термина, как готовность к школе. Действительно, во времена их детства это понятие ещё не вошло в повседневный обиход. Школа была чем-то сугубо возрастным и обязательным. Стукнуло ребёночку семь лет, изволь отправляться первого сентября в школу. А уж как ты там будешь учиться, знает один бог, да ещё учитель, к которому попадаешь.

            Затем в нашу жизнь вошло обучение шестилеток. В школах стали появляться один - два класса, набирающие детей для обучения по специальным программам. Появилась возможность выбирать для ребёнка обучение в начальной школе по системе «один – три» или «один – четыре». Но ведь все дети разные, с непохожими характерами, с различными задатками и способностями, да и здоровье – у одних получше, у других – похуже. Поэтому-то и появилась необходимость определения готовности детей к обучению в условиях школы.

            Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяется этот вид готовности. Регулярно посещая с малышом детскую поликлинику и тем более обходя  всех специалистов  перед школой и заполняя специальную карту, вы легко можете сориентироваться в данном вопросе и получить квалифицированные консультации. Если у ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения, то есть смысл не отказываться от них.

            Второй момент, наиболее хорошо известный всем, - это интеллектуальная готовность. Она включает багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и тд) Перечисленные умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но не только в них. Поэтому правы те специалисты, кто утверждает, что читающий и даже умеющий писать ребёнок, вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить ребёнка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Эти навыки вы легко сможете продиагностировать и оценить сами, не прибегая к посторонней помощи.

            Беспокоиться по поводу малой осведомлённости современных детей почти не приходится. На них и так обрушивается колоссальный поток сведений, которые часто остаются невостребованными и поэтому легко забываются. Радио, телевидение, печать и реклама наполняют сознание дошкольников самой разнообразной информацией, но не способствуют её систематизации и обобщению. Поэтому интеллектуальная готовность детей пяти – шести лет, с одной стороны, относительно высока, а с другой, в ней недостаёт самого существенного – умения самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать на практике полученные сведения.

            Задачу формирования интеллектуальной готовности успешно решают детские сады и другие виды развивающих учреждений для дошкольников. Но ещё раз подчеркнём, что водить туда будущего первоклассника совсем необязательно. Интеллектуальная готовность современных детишек и так достаточно высока. Положительная роль дидактических упражнений, которые используются для подготовки дошкольников в детских садах и школах раннего развития, скорее сводится не к повышению интеллектуальной готовности, а формированию готовности социальной. Развивающий эффект будет особенно высоким, если дети продолжают своё обучение в стенах именно этого учреждения и под руководством именно этих педагогов.

            Под социальной готовностью к обучению понимается настрой ребёнка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей – наставников. Привыкнув к определённым требованиям, манере общения этих педагогов, дети начинают    

   Вопрос:  Каким образом развить у ребенка готовность учиться?

    Ответ: Почаще говорите о том, как вы сами ходили в школу, о тех трудностях, с которыми вы  сталкивались  и которые обязательно  благополучно разрешались, о ваших школьных друзьях, школьных успехах и т.д.

  • Чаще  хвалите ребенка за успехи, которые он достигает при подготовке к школе, да и  в любом другом деле.  Таким образом, вы  сможете вселить в  своего ребенка веру в себя и не  разовьёте у него комплекса неполноценности.
  • Приводите только положительные примеры и избегайте отрицательных.  Не стоит говорить: «Вот смотри, дядя Ваня   плохо учился и теперь стал  пьяницей».
  • Объясните ребенку, что без обучения в школе ему не удастся стать  тем, кем он хочет быть. 
  • Планомерно приучайте ребенка к чтению. Нельзя давить на ребенка и заставлять что-то делать через силу. Любовь к чтению и желание самостоятельно  получать сведения и знания способствуют развитию любознательности – основного компонента мотивационной готовности.
  • Можно  сводить ребенка в школу, чтобы он своими глазами увидел хотя бы часть того, что там происходит.  Расскажите ему, что в школе много детей и что он непременно найдет там хороших друзей.
  • Не ругайте ребенка, если он не может что-то сделать.  Необходимо стремиться увидеть то, что ваш ребенок  умеет делать.  Если вы похвалите его за это, то вам легче будет научить его чему-либо.
  • Не говорите ребенку о том, что  в школе  неинтересно, что учителя плохие, учиться трудно.  Ребенка нельзя запугивать.  Важно, чтобы  у него сложился правдивый и целостный образ школы.