Семейный клуб "Кенгуру"

Михалева Елена Владимировна

План работы семейного клуба, конспекты.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon org_semeyn_kluba.doc152 КБ
Microsoft Office document icon rodit_sobranie.doc79.5 КБ
Microsoft Office document icon test_i_anketa_k_klubu_molod.semya_.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon kenguru.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

В УСЛОВИЯХ ДОУ

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 Разработала педагог-психолог Михалева Е.В.

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                        
  2. Программа психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений                                                                          
  3. Список литературы                                                                              
  4. Приложение

 

«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Э.Г.Эйдемиллер). Ключевым словом в этом определении могут считаться «отношения», так как семья - это система, элементами которой являются члены семьи, связанные между собой определенного рода отношениями.

Нельзя выделить точную дату возникновения интереса к семье и ее психологической коррекции, но можно отметить, что уже в 20-е гг. XX в. социальными   психологами   начали   проводиться   систематические исследования семьи. Эти исследования охватывали к5ак процесс воспитания, так и структуру семьи, взаимосвязь между ее членами, лидерство, семейные конфликты и пути их разрешения. Среди наиболее известных семейных психологов и терапевтов могут быть названы К.Витакер, Э.Шострум, Дж.Хейли, В.Сатир, С.Минухин, Г.Зак и пр.

В настоящее время многие исследователи указывают на наличие кризиса семьи как основной составляющей общества. Данный факт обусловлен многочисленными причинами.  Например, материальные трудности, возникшие вследствие затянувшихся социально-экономических реформ в нашей стране, привели к тому, что огромное количество семей оказалось за чертой бедности. По последним данным Госстатистики наблюдается увеличение младенческой смертности (15% от общего количества), высокая заболеваемость матерей и младенцев. В 30-ти регионах России впервые после Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Кроме этого увеличилось количество разводов (на 100 браков -50 разводов), девиантных проявлений поведения родителей (алкоголизм, наркомания, противоправные действия), растет число детей, рожденных вне брака.

Вышеперечисленные и многие другие проблемы могут негативно сказываться на взаимодействии между родителями и детьми, а также на общем процессе развития дошкольника, т.к. одним из слагаемых множества факторов формирования личности является социальная среда. Для сохранения психического здоровья ребенка имеют значения особенности личности родителей, социальные условия, в которых живет семья, трудности более общего социального плана. Большего внимания заслуживает качество родительских отношений, наличие или дефицит любви и сенсорной стимуляции.  Влияние родительско-детских взаимоотношений на формирование нормального хода развития невозможно переоценить.

Таким образом, психолого-педагогическая помощь семье - важнейшая область деятельности дошкольного образовательного учреждения. Профилактика конфликтного взаимодействия, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области напрямую связаны с семейной ситуацией.

Семья развивается и функционирует по своим законам, которые необходимо знать и учитывать. В настоящее время вместе с расширением и интенсификацией развития служб семьи в нашей стране продолжается процесс совершенствования психолого-педагогической помощи семье.

Проведенный авторами данного пособия анализ существенных трудностей в детско-родительских отношениях с помощью анкетного опроса и проективной методики «Рисунок семьи» позволил выделить их основные причины, которые можно подразделить по трем основаниям:

1. интраиндивидуальные, зависящие от биологических особенностей индивида;

2. интериндивидуальные, связанные с особенностями семейного воспитания;

3. макросистемные, связанные с социокультурными особенностями семьи.

Психологическая коррекция данных проблем, установление партнерских взаимоотношений между ДОУ и семьей возможны при организации Семейного клуба - особой формы общения между родителями и сотрудниками детского сада, которую В.А.Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт».

Целью работы Семейного клуба является формирование у родителей психолого-педагогической компетентности и рефлексии, позволяющей понимать своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность с ним.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. Установление партнерских отношений, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

2. Объединение усилий сотрудников ДОУ и родителей.

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

4. Оказание помощи в разрешении конфликтных взаимодействий в семье между родителями и детьми.

Основные методы работы Семейного клуба:

1. дискуссионные беседы;

2. психологические тренинги;

3. круглые столы;

4. психодрамы, ролевые игры;

5. психологический опрос, тестирование.

Циклограмма заседаний Семейного клуба: 2 раза в месяц. Время длительности заседаний - 2 академических часа. Рекомендуемое количество участников клуба - от 5 до 15 человек.


СТРУКТУРА ЗАСЕДАНИЙ СЕМЕЙНОГО КЛУБА:

Этапы занятий

Цель заседания

Примечание

1. Ритуал приветствия

Создать у родителей настрой на совместную работу друг с другом и с педагогами ДОУ

2. Разминка

Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих заседаниях, конкретизировать сделанные выводы, обобщить новый приобретенный опыт

3 .Основная часть

Расширить представления родителей о психологических особенностях их детей, помочь приобрести новый опыт общения с ними

Создать новый опыт взаимодействия с реальной жизнью

4. Ритуал прощания

Закрепить новый опыт, подготовить к взаимодействию в привычной социальной среде

5. Обратная связь

Выяснить мнение родителей о прошедшем заседании клуба

Показателями эффективности работы клуба является:

1. Появление интереса у родителей к содержанию занятий.

2. Возникновение дискуссий по инициативе родителей.

3. Ответы на возникшие вопросы самими же родителями, приведение примеров из собственного опыта.

4. Повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов, а также посещение самих заседаний.

5. Активизация размышлений родителей, откровенность признаний собственных психолого-педагогических ошибок, теоретическое нахождение оптимальных методов воспитания детей в процессе заседания клуба.

Схема взаимодействия детского сада с семьей


ЗАНЯТИЕ 1

Цель: Создать настрой на совместную работу, сократить психологическую дистанцию между родителями и педагогами, создать атмосферу доверия и безопасности.

п\п

Содержание

Указание ведущему

Примечание

1.

Ритуал приветствия

Встать в круг, взяться за руки, все смотрят на свечу.

2.

«Давайте познакомимся».

Представление себя, подчеркивание своей индивидуальности, чтобы партнер запомнил.

3.

Правила работы группы. Обсуждение.

Знакомство с основными правилами работы группы, обсуждение, разработка своих правил.

4.

Чаепитие. Игровой тест «Фантики».

Автор текста: (Доктор Мюррей) Ланддхам новозеландский сексопатолог-терапевт.

См. Приложение № 1

5.

Домашнее задание «Нарисуй свою семью»

Ведущий дает четкие инструкции родителям.

6.

Ритуал прощания.

Повторение ритуала приветствия с дополнением. Ведущий? «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами то, чему мы научились». Протягивают руки в  круг, совершают действия, как будто, что-то берут из круга и  прикладывают к груди.


ЗАНЯТИЕ 2

Цель: Создать настрой на совместную работу, создать атмосферу доверия, безопасности.

п\п

Содержание

Указание ведущему

Примечание

1.

Ритуал приветствия

Встать в круг, взяться за руки, все смотрят на свечу.

2.

Упражнение «Продолжение знакомства».

Ведущий: «Я буду предлагать меняться местами всем тем, кто обладает какими-либо качествами и умениями». Например:

Педагог-психолог

3.

Обсуждение домашнего задания «Рисунок семьи».

Работа по группам (2-3 человека. Анализ детских рисунков).

4.

Упражнение «Какие мы».

Каждый участник на листочке пишет положительное и отрицательное то, что нравится и не нравится, обсуждение.

5.

Ритуал прощания.

См. занятия 1.


ЗАНЯТИЕ 3

Цель: Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей, создавать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

п\п

Содержание

Указание ведущему

Примечание

1.

Ритуал приветствия

Встать в круг, взяться за руки, все смотрят на свечу.

2.

Вводная беседа («поступки, которых мы не замечаем).

3.

Чтение рассказа У.Ливенгстон Ларнд «Раскаяние отца», обсуждение.

См. Приложение 2

4.

Упражнение «Измятое лицо»

Ведущий: «Какими словами мы чаще всего обижаете ребенка?» Каждый из участников говорит слова и «мнет» лицо, в конце «шаблон» разглаживается. Ведущий обращает внимание на «шрамы», которые остаются не только на лице, но и в душе ребенка».

См. Приложение 3

5.

Упражнение «Плохой – хороший»

Ведущий на доске записывает «грубые» слова. Рядом подбираются слова с противоположным значение, например: медлительный – основательный, плаксивый – чувствительный и т.д. Обсуждение.

Старший воспитатель

6.

Ритуал прощания.

См. занятие 1


ЗАНЯТИЕ 4

Цель: Обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных силах.

п\п

Содержание

Указание ведущему

Примечание

1.

Ритуал приветствия

Встать в круг, взяться за руки, все смотрят на свечу.

2.

Упражнение «Плохой – хороший»

Закрепление и перевод негатива в позитив.

3.

Чтение Р.Мунш «Я буду любить тебя вечно». Обсуждение.

См. Приложение 4

4.

Упражнение «Ласковое слово».

Ведущий: «Вспомните и скажите, какими ласковыми словами вы называете ребенка, близких?» Вопросы: «Что мешает проявить ласковые чувства к ребенку? Что испытываете, когда называете ребенка ласково: как реагируют окружающие на каши ласковые обращения?»

Педагог-психолог

5.

Ритуал прощания.

См. структуру занятия 1.


ЗАНЯТИЕ 5-6

Цель: Изучение структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутренних взаимоотношений. Диагностика и коррекция семейных взаимоотношений.

п\п

Содержание

Указание ведущему

Примечание

1.

Ритуал приветствия

Встать в круг, взяться за руки, все смотрят на свечу.

2.

«Семенная фотография»

Ведущий просит принести 3-4 фото, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье (по выбору фото). Каждому дается 15 мин. Во время которых представляется выбранная фотография и рассказывается, какое значение она для него имеет, какие чувства вызывает. Ведущий обращает внимание, очередность и скорость на показа, поведения во время своего представления, задаются вопросы: «Кто это? То происходит? Какие чувства вызывали совместные время-провождения? Кто делал снимок? Что случилось после этого? Почему люди так одеты? И т.д. Подобно см. Осипова «Общая психокоррекция» М.2000 г. «Творческий центр»

Педагог- психолог

3.

Ритуал прощания.

См. структуру занятия 1.


ЗАНЯТИЕ 7

Цель: Установление теплых эмоциональных отношений с семьей, обогащение воспитательный умений с родителями, поддерживание уверенности в собственных педагогических возможностях.

п\п

Содержание

Указание ведущему

Примечание

1.

Ритуал приветствия

Встать в круг, взяться за руки, все смотрят на свечу.

2.

Чтение «Ужасный, кошмарный, совершенно ни на что не похожий день». Обсуждение.

См. Приложение

См. Приложение 5

3.

Выставка детского журнала «Вини-пух».

Беседа с родителями «Чем занят ребенок дома».

Ст.воспитатель

4.

Изготовление игрушки в подарок ребенку.

Практическое занятие (заранее готовится необходимый материал).

Ст.воспитатель совместно с родителями.

5.

Ритуал прощания.

См. структуру занятия 1.


ЗАНЯТИЕ 8

Цель: Пояснение Я – Концепция, развитие навыков уверенности в себе через любовь. Закрепление благоприятного отношения к себе.

п\п

Содержание

Указание ведущему

Примечание

1.

Ритуал приветствия

Встать в круг, взяться за руки, все смотрят на свечу.

Педагог-психолог

2.

Упражнение  «Свет мой зеркальце, скажи!»

Ведущий: «Чтобы получить информацию о себе, царица из сказки А.С.Пушкина говорила: « Свет мой зеркальце, скажи…» Глядя в зеркало задать вопросы:  «Любите ли вы смотреться в зеркало? Какая я ? На что в первую очередь обращаю внимания? Важно ли мне, какого качества и величины зеркало? В какие моменты мы чаще всего подходите к зеркалу? Обсуждение.

См. Приложение 6

3.

Упражнение на самовосприятие.

Ведущий: «Возьмите зеркало, глядя в глаза скажите: Я люблю тебя (имя) такую, какая ты есть. Я действительно тебя люблю». Комментарий: «то, что мы с вами сделали – очень простая проба – любовь к себе, принятие себя».

Педагог-психолог

4.

Упражнение «Формула любви к себе» Я – это Я.

Ведущий: «Вспомните мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал бабочкой, птичкой, бабочкою пока  понял, что будет лучше, если он останется маленьким осликом. Поэтому не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть в глаза и говорить: «Я люблю тебя (свое имя называете) и принимаю тебя таким, какой ты есть со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой и мне совершенно незачем тебя побеждать. Но моя любовь даст мне возможность развиваться, радоваться жизни и приносить радость в жизни и приносить радость в жизнь других.

См. Приложение 4

5.

Ритуал прощания.

См. структуру занятия 1.


ЗАНЯТИЕ 9

Цель: Развитие навыков уверенности в себе, закрепление благоприятного отношения к себе.

п\п

Содержание

Указание ведущему

Примечание

1.

Ритуал приветствия

Встать в круг, взяться за руки, все смотрят на свечу.

2.

Упражнение на самовосприятие

См.  занятие 8, упражнение 3

См. Приложение 6

3.

Упражнение №Автопилот» Обсуждение.

Ведущий: «Вы должны написать не более 10 фраз типа: Я красивая   , я счастливая…, я…. – 10 раз. Установки должны отражать ваши жизненные цели. Это оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных ситуациях»

Педагог-психолог

4.

Упраженние «Формула любви к себе» Я – это Я.

См. занятие 8, упражнение 7.

См. Приложение 7

5.

Ритуал прощания.

См. структуру занятия 1.


ЗАНЯТИЕ 10

Цель: Обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в преддошкольный период жизни ребенка.

п\п

Содержание

Указание ведущему

Примечание

1.

Упражнение 1

Ведущий: «Определите степень волнения ребенка с приближающимися школьными занятиями. Выберите полоски и обоснуйте свой выбор». Обсуждение.

Цветные полоски: черная – сильное влечение, синяя – умеренное, красная – радость, уверенность.

2.

Упражнение 2

Ведущий: «Перед вами факторы успешной подготовки ребенка к школе. Выберите 3 самых главных на ваш взгляд. Обоснуйте по степени значимости.

Факторы:

1.Физическое здоровье,

2. Интеллект, 3 Умение общаться со взрослыми и сверстниками, 4 выносливость, работоспособность, 5 Умение читать, считать. 6 аккуратность, дисциплинированность, 7 Хорошая память, внимание, 8 Инициативность, воля, самостоятельность.

3.

Рассказ матери 10- летнего сына. Чтение, обсуждение

Ведущий: «Часто учителя и психологи говорят о школьной дезадаптации, которая может выражаться в форму страха, неврозах и т.д. Вывод: Выбор ребенком цели должны быть мотивированы, т.е. ради чего я буду это делать? Решать как ему поступить, как хочется или как нужно.

См. Приложение Каган В.В. Психогенные формы школьной дезадаптации. «Вопросы психологии» 1984 № 4.

4.

Обуждение рисунков детей «Как я представляю себя в школе»

Ведущий: «Давайте попробуем глядя на рисунки, поразмышлять над тем, хочет ли ребенок считать себя школьником. Какое настроение передает школа – радость? Тревогу? Что хочет сказать своим рисунком взрослым?» Ведущий следит за тем, чтобы высказался каждый родитель.

Родители, придя домой, разговаривают с ребенком о его рисунке. Ребенок, при желании, может дорисовать рисунок).

5.

Ритуал прощания.

См. структуру занятия 1.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игровой тест «ФАНТИКИ»

Автор Доктор

Мюррей Ландхам

(Новозеландский сексопатолог – терапевт)

По конфетным оберткам можно судить о сексуальной жизни. Если представить жизнь вообще как коробку конфет, то сексуальная жизнь – это фантики.

Кто есть кто?

  1. СМИНАЛЬЩИК. Фантик сминает как попало и отбрасывает от себя подальше. Этот тип не слишком оригинален в постели. Рассеян и упускает много возможностей флирта – сам охотник до сладенького. Он полагает, что секс – это приятно, но не понимает, почему все придают ему такое большое значение.
  2. СГИБАТЕЛЬ. Аккуратность складывает ее или превращает в «гармошку». Любовная жизнь – книга инструкций. Попросят – сделает, покажут – повторит. Обожает все планировать. Бурные порывы страстей и спонтанные романы – не для него.
  3. КАТАЛЬЩИК. Обнимальщик. Скатывает фольгу в аккуратные шарики. Шибко зол, но охоч до любви, обожает прижиматься, обниматься, но в постели быстро устает, теряет сексуальный интерес к партнеру и откатывается на бочок к стеночке. Очень - очень ревнивый.
  4. РВАЧ. Раздирает на полочки. Отрывает их друг от друга напрочь, делая что-то вроде бахромы. Ему очень трудно сохранить длительные отношения с партнером. Часто считает, что много удовольствий проходит мимо него, боится что-то упустить, теряет то, что имеет. В постели не лишен изобретательности, неутомим, любопытен, требователен, хочет сразу всего.
  5. СКУЛЬТПОР. Фигурку смастерит, бантик, тарелочку, ложечку… Художник всегда художник, выдумщик, экспериментатор. Ему все равно где: дома, в саду, в лесу, море… остановить может только явный дискомфорт. «Скульптор» запоминается на всю жизнь.
  6. ТРУБАЧ. Легко сворачивает фантики в трубочки, куличи. Вертит в пальцах. Обожает флиртовать, герой «одуванчиковых романов», пофлиртует, но до серьезного дело не дойдет. А жалко!
  7. ГЛАДИЛЬШИК. Любит разглаживать, чтобы было ровненько. Потом, может смять, но опять разгладит. Такой может часами гладить, почесывать, массировать и всячески ублажать партнера «гений прелюдий!. Очень ласковый и нежный.
  8. КРУТИЛЬЩИК. Нервный тип, который окручивает обертки, как канатики. Ему бы в партнеры «конфетного массажиста» - гладильщика, хоть успокоится немного. А он всем недоволен, чего-то боится, сдерживается. Грубоват. Любит советовать. Идеальная сваха, а сам без семьи.
  9. ПРОСТАКИ. Те, кто вообще никогда ничего не делает с фантиками. От них сексуальных пометов ждать не приходится. С изобретательностью туго. Зато – минимум глупостей, минимум риска. Не любят никого удивлять в любовной жизни. Не делают из любви культа и при необходимости сохраняют верность и в длительной разлуке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РАСКАЯНИЕ ОТЦА.

У. Ливингстон Ларнед

«Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щёчку, а белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжёлая волна раскаяния. Я пришёл к твоей кроватке с сознанием своей вины.

Вот о чём я думал, сын: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!»- я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня. Всё началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив тебя идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы аккуратным!

Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздражённый тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе  нужно?» - резко спросил я. Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твоё сердце и которую даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня  ножками, вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что сделала со мной привычка?... Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, всё дело в том, что я… мерил тебя меркой своих собственных лет.

А твоём характере так много здорового, прекрасного, искреннего. Твоё маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришёл к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени?

Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал всё это, когда ты проснёшься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеёшься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздражённое слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: « Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съёжившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты ещё ребёнок. Ещё вчера ты был на руках у матери и головка твоя лежала на её плече, Я требовал слишком многого, слишком многого».

Быть таким или другим зависит от нас. Каждый из нас сад, а садовник в нём - воля. Расти ли в нас крат/ее, салату, укропу, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть без ухода или пышно разрастись - всему этому мы сами господа.

Шекспир.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Я БУДУ ЛЮБИТЬ ТЕБЯ ВЕЧНО

Роберт Мунш

Мама держит на руках маленького ребенка

И медленно его качает туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качает, она поет:

"Я буду любить тебя вечно,

Ты мне всегда будешь нравиться,

И пока я живу,

Ты всегда будешь моим ребенком."

Мальчик рос. Он рос и рос, и рос.

Он вырос, и ему исполнилось 2 года.

Он стал бегать везде в доме и около него.

Он сбросил все книги с полок,

Он вытащил всю еду из холодильника.

Он схватил мамины часы и смыл их в унитазе.

Иногда маме хочется сказать:

"Этот ребенок сводит меня с ума!"

Но ночью, когда этот двухлетний малыш успокаивается,

Мама открывает дверь в его комнату,

Прокрадывается по полу,

И если он действительно спит,

Она берет его на руки и качает туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качает, она поет:

"Я буду любить тебя вечно,

Ты мне всегда будешь нравиться.

И пока я живу,

Ты всегда будешь моим ребенком."

Маленький мальчик рос. Он рос и рос, и рос.

Он рос, и ему исполнилось 9 лет.

Он никогда не хотел приходить вовремя домой - обедать,

Он никогда не хотел принимать ванну,

И когда бабушка приезжала навестить его,

Он всегда ругался с ней и говорил плохие слова.

Иногда маме хотелось продать его в зоопарк.

Но ночью, когда он засыпал, мама тихо открывала дверь в его комнату,

Прокрадывалась по полу, смотрела на его кроватку.

И если он действительно спал,

Она брала этого девятилетнего мальчика на руки

И качала туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качала, она пела:

"Я буду любить тебя вечно,

Ту мне всегда будешь нравиться.

И пока я живу,

Ты всегда будешь моим ребенком."

Мальчик рос. Она рос и рос, и рос.

Он вырос и стал подростком.

У него были странные друзья,

и он носил странную одежду,

И он слушал странную музыку.

Иногда его мама чувствовала себя так,

будто она находится в зоопарке!

Но ночью, когда этот подросток засыпал,

мама открывала дверь в его комнату,

Прокрадывалась по полу, смотрела на его кроватку.

И если он действительно спал,

Она брала этого большого мальчика на руки

И качала туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качала, она пела:

"Я буду любить тебя вечно.

Ты мне всегда будешь нравиться,

И пока я живу,

Ты всегда будешь моим ребенком."

Подросток рос. Он рос и рос, и рос.

Он вырос и стал взрослым мужчиной.

Он покинул свой дом,

И теперь у него есть собственный

дом на другом конце города.

Но иногда темной ночью мама

садится в свой старенький автомобиль

И едет на другой конец города.

И если свет в доме ее сына выключен,

она забирается по пожарной лестнице,

Открывает окно спальни, прокрадывается по полу.

И если этот большой мужчина действительно спит,

Она берет его на руки и качает туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качает, она поет:

"Я буду любить тебя вечно,

Ты мне всегда будешь нравиться,

И пока я живу,

Ты всегда будешь моим ребенком."

Мама старилась, она старилась и старилась, и старилась.

Однажды она позвонила своему сыну и сказала:

"Лучше бы тебе приехать навестить меня,

Потому что я очень старая и очень больная."

И тогда ее сын приехал навестить ее.

Когда он вошел в комнату,

она попыталась спеть песню.

Она запела;

"Я буду любить тебя вечно,

Ты мне всегда будешь нравиться..."

Но она не смогла закончить песню,

потому что она была очень старая и очень больная.

Тогда сын подошел к матери.

Он взял се на руки и начал

качать туда-сюда, туда-сюда.

И пока он ее качал, он пел:

"Я буду любить тебя вечно,

Ты мне всегда будешь нравиться,

И пока я живу,

Ты всегда будешь моей Мамой."

Когда сын пришел домой этой ночью,

Он долго стоял на ступеньках лестницы и долго думал.

Потом он вошел в комнату, где спала его маленькая дочка.

Он взял ее на руки

И начал очень медленно качать ее туда-сюда, туда-сюда.

И пока он ее качал, он пел:

"Я буду любить тебя вечно,

Ты мне всегда будешь нравиться,

И пока я живу,

Ты всегда будешь моим ребенком."


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

УЖАСНЫЙ, КОШМАРНЫЙ, СОВЕРШЕННО НИ НА ЧТО

НЕ ПОХОЖИЙ, НЕГОДНЫЙ ДЕНЬ.

Я уснул с жевательной резинкой во рту, и теперь жевательная резинка у меня в волосах. Когда я встал утром, я споткнулся о свою роликовую доску, а потом по ошибке уронил свой свитер в таз с водой. Я сразу понял, что это будет тот самый ужасный, кошмарный, ни на что не годный день. Во время завтрака в коробке с кукурузными хлопьями мой брат нашел игрушку, я игрушку не нашел.

Я подумал, что мне лучше уехать в Австралию. Когда  мы садились в машину миссис Гибсон разрешила Беки сесть у окна. Я решил, что мной пренебрегают, что меня совсем забыли. Тогда я сказал, что если мне не дадут сесть у окна, то меня будет тошнить в машине. Никто не обратил внимания. Я понял, что это будет ужасный, кошмарный, ни на что не годный день.

В школе наша учительница похвалила картинку Пола на которой был нарисован кораблик, на ей не понравилась моя картинка невидимого замка. Во время пения мне сказали, что я пою слишком громко. Когда мы стали считать, учительница сказала, что я пропустил 16. Кому нужны эти 16?

Я понял, что это будет такой ужасный, кошмарный, ни на что не годный день. Я это понял также потому, что Пол сказал, что я уже не являюсь его лучшим другом. Он сказал, что Филипп был его самым лучшим другом, Альберт был следующим, а я только третьим на очереди. Я сказал Полу: "Я надеюсь, что ты сядешь на кнопку. Я надеюсь, что когда в следующий раз ты будешь есть такое двухэтажное мороженое, у тебя верхняя часть упадет и приземлится в Австралии".

Во время ланча, в коробке, где лежал завтрак Филиппа, было 2 кекса, а у Энтони была шоколадная конфета, а Бобу дали кусок пирога с кокосовыми хлопьями сверху. Попробуйте догадаться, чья мама забыла положить десерт в коробку для ланча?

Это был ужасный, кошмарный, ни на что не годный день.

После школы мама нас всех повела к дантисту, и дырку обнаружили именно у меня. «Приходи на следующей неделе, и я ее запломбирую», - сказали мне.

 На следующий день, -  я ответил, — я уеду в Австралию».

По дороге вниз дверь лифта стукнула меня по ноге, и Ник сказал, что я плакса. В тот момент, когда я стукнул Ника за то, что он сказал, что я плакса, подъехала моя мама на машине и отругала меня за то, что я дрался,

"У меня сегодня ужасный, кошмарный, ни на что не годный день", — сказал я всем, но никто не ответил.

После этого мы отправились в магазин обуви купить кроссовки. Все нашли тот цвет, который им хотелось найти, и когда дошла моя очередь, то обуви не досталось.

Мы поехали к папе на работу.

Это был ужасный, кошмарный, ни на что не годный день.

   К обеду были бобы, а я терпеть не могй бобов. По телевизору показывали поцелуи, терпеть не могу, когда целуются. Когда я пошел в ванну, вода оказалась очень горячей. Мыло попало мне в глаза. Мне пришлось надеть пижаму, на которой нарисованы поезда — я терпеть не могу эту пижаму с поездами. Когда я лег в постель. Ник забрал мою подушку. Кошка хотела спать с Энтони, а не со мной.

Это был ужасный, кошмарный, ни на что не годный день. Мама сказала: "Да, иногда такие дни случаются, даже в Австралии".

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ ГАРМОНИИ КАК СТУПЕНЬ

К ДАЛЬНЕЙШЕМУ САМОРАЗВИТИЮ

/РАБОТА С ЗЕРКАЛОМ/

Как узнать и полюбить себя, научиться себе помогать? Конечно проще всего обратиться к близким вам людям и задать им эти вопросы. Мы это делаем постоянно, пытаемся получить информацию от других о себе. Когда она нас не устраивает. Мы сердимся, и радуемся, если нас воспринимают позитивно. А если нам наговорят комплиментов «с три короба», то тут вообще редко кто устоит. И все-таки что-то внутри подает нам свои сигналы по типу «горячо», «холодно». Мы то себя на самом деле знаем лучше других. Но вот как часто обращаемся к этим знаниям, доверяем ли им, считаемся ли с ними?

Узнав себя, вы скорее сможете найти гармонию с сами собой, это необходимое состояние, которое и есть внутренняя мудрость  (синтез чувств, мыслей, поступков).

Поиск своего «Я» — необходимый шаг к успеху в личной, профессиональной жизни. А для этого возьмем зеркало... Именно через него раскрывается не только душа, но и судьба. Зеркало имеет магическую силу. Заглядывая в него. Мы заглядываем в будущее. Что говорим, то и получаем. Что хотим увидеть, то и видим.

Упражнение 1 на самовосприятие:

Ответьте мысленно на следующие вопросы:

  • Любите ли Вы смотреть в зеркало?
  • Какая Я?
  • На что в первую очередь обращаю внимание?
  • Важно ли мне, какого качества н величины зеркало?
  • Достаточно ли зеркал у Вас дома?
  • В какие моменты Вы чаще всего подходите к зеркалу?

Чтобы получить информацию о себе царица из сказки А.С. Пушкина говорила: «Свет мой, зеркальце, скажи...»

Упражнение 2

Ваша задача — спокойно несколько минут постоять перед зеркалом, глядя себе в глаза, а затем сказать, назвав себя по имени; «Я люблю тебя Оля, такой, какая ты есть. Я действительно тебя люблю».

Просто, неправда ли?

Комментарий: То, что мы с вами сделали, — очень простая проба на любовь к себе, т.е. принятие себя.

Что вы почувствовали?

Если кому-то задание показалось трудным, неприятным, не любят, не принимают себя. Но важно другое — отсутствие любви к себе, внимания к себе и заботы о себе лежит в основе многих проблем и трудностей нашей жизни. Поэтому необходимо полюбить себя, полюбить искренне, открыто.

Если происходит что-то неприятное, немедленно подойдите к зеркалу и скажите: «Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя».

Если происходит что-то восхитительное, скажите: «Спасибо!» Признайте, что Вы причина хорошего.

Используйте зеркало для общения с другими. Вспомним известный мультик про серенького ослика. Он стал бабочкой, потом птичкой, еще кем-то… пока наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким осликом. Поэтому, давайте не будем забывать каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить.

Упражнение 3 «Формула любви к себе»

Я люблю тебя и принимаю такой, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем тебя побеждать. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самой радоваться жизни и приносить радость в жизнь других.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Я - ЭТО Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня - это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это.

Мне принадлежит - все, что есть во мне: мое тело, включая все,  что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы. Мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, -тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и что есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но, поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самом.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела, ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что, кажется, неподходящим, и сохранить то, что кажется  очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносит! смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я - это Я, и Я - это замечательно!

Вирджиния Сатир



Предварительный просмотр:

 Слушать ребёнка. Как?

Цель: Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Задачи:

1.Познакомиться ближе с родителями.

2.Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.

3.Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком. Научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях.

4.Потренироваться использовать технику активного слушания.

Материалы:

  • Мягкая игрушка.
  • Бумага формата А4, A3;
  • Визитки.
  • Карточки с описанием различных ситуаций.

Психолог предлагает родителям зайти в группу и занять любое место в кругу.

Ведущий. Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. Сегодня мы, психолог и воспитатели, работающие с вашими детьми, проводим мероприятие: «Слушать ребёнка. Как?». В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители, и закончить следующее предложение: я пришел сюда...

В ходе выполнения этого задания участники по очереди представлялись друг другу и говорили, зачем они пришли на мероприятие. Ведущий фиксировал на листе высказывания участников. Поскольку родители знали о теме мероприятия, то большинство сказали, что пришли потому, что для них эта тема является важной и актуальной.

На этом этапе ведущий делает обобщение по поводу услышанного.

Ведущий: Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.

         Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

    Именно на этом этапе участники получают возможность взаимодействовать в различных игровых ситуациях. Игровые упражнения направлены на снятие напряжения, барьеров.

В нашу разминку мы включили следующие игры: «Я сижу на полянке» и «Ветер дует на тех, кто...».

После проведения этих двух игр было видно, что участники взбодрились, напряжение ушло и группа готова к дальнейшей работе.

Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком.

    Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребенок не хочет надевать шапку; ребенок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку. Ведущий на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы: надо надеть эту шапку; не переживай, купим другую игрушку; он немного поиграет и вернет твою игрушку сам и т. д.

Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребенок ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.

Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере ею чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.

Что значит активно выслушать?

Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике.  Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.

Ведущий. Вы совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

Пример

СЫН. Он отнял мою машинку!

МАМА. Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН. Больше я туда не пойду!

ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в детский сад.

ДОЧЬ. Не буду я носить эту плохую шапку!

МАМА. Тебе она очень не нравится.

Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ.

Ведущий предлагает желающим разыграть сцену, взятую из книги «Общаться с ребенком. Как?» (стр. 64).

Сценка

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее трёхлетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади - растерянный сын.

ДОЧЬ. У-у-у-у!

МАМА. Миша тебя обидел... (пауза).

ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!

МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (пауза).

ДОЧЬ (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.

МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (пауза).

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)

МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть....

ДОЧЬ, Нет, Он там свои диски слушает, а мне неинтересно.

МИША. Ладно, пойдем, я тебе твой диск поставлю...

Ведущий. Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники. Вывешивается чистый лист.

Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?

Родители высказывают свои мнения.

Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребенку. Вспомните только что разыгранную сцену. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?

Участники должны сказать, что глаза ребенка и матери были на одном уровне.

Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

На этом этапе появляется лист, на котором написан алгоритм действий по применению техники АС (активное слушание).

На листе появляется первая запись:

1.        Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).

Ведущий. Вспомните, в какой форме беседовала мать?

Участники должны выйти на то, что ответы матери звучали в утвердительной форме.

Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребенка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

Пример

СЫН мрачным видом). Не буду больше дружить с Петей!

ОТЕЦ. Не хочешь с ним больше дружить.

На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:

2.        Повтор услышанного от ребенка.

Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.

На листе появляется третья запись, третий пункт алгоритма:

3.        Делать паузы между фразами.    

Ведущий. И самый главный момент это обозначение чувства ребенка.

На листе появляется четвертая запись, четвертый пункт алгоритма:

4.        Обозначение чувства ребенка.

Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства — в утвердительной форме.

На листе появляется последняя, пятая запись, пятый пункт алгоритма:

5.        Чувства в утвердительной форме.

Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма.

На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму.

Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику активного слушания.

Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок.

Участники получают карточки и работают с ними. Ситуации, описанные в карточках, например: ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Ведущий. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.

Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребенком.

Участники по желанию разбиваются на пары и обсуждают различные ситуации, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми. Затем записывают эти ситуации на карточки и отдают ведущей.

Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать ее показать, используя технику активного слушания.

На данном этапе пары разыгрывали доставшиеся им ситуации, пробуя использовать технику АС. Было видно, как сложно участникам применять полученные знания на практике. По ходу работы выяснилось, что многие родители описали на карточках те ситуации, в которых они не смогли использовать технику АС. Разыгрывание этих ситуаций помогло многим родителям понять, почему активное слушание не сработало. 

Причина в основном сводилась к одному: родители не всегда понимали, почему ребёнок ведет себя так или иначе.

Ведущий. Вы только что попробовали использовать технику активного слушания. Убедились в том, как это непросто. Увидели, что вам так и хочется задать ребенку вопрос и прокомментировать ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?

Появляется лист, на котором написано:

Результаты применения техники активного слушания.

Родители высказывают по желанию свое мнение. И основном ответы наших родителей свелись к следующим результатам:

  • данная техника помогает выстраивать отношения с детьми,
  •  лучше понимать детей;
  •  с её использованием ослабевает напряжение в общении.

Ведущий: Вы действительно npавильно сумели почувствовать, что может дать техника активного слушания. Позвольте, я еще раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.

Ведущий зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе.

  • Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).
  • Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
  • Ребенок сам учится решать свои проблемы.
  • Ребенок начинает активно слушать родителей.
  • Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.

Ведущий. Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Мне понравилось сравнение, которое приводит Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?».

Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук, и все это нужно для того, чтобы потом они могли танцевать легко и свободно, не думая уже ни о какой технике.

Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

 Я прошу всех по очереди ответить на два вопроса:

Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?

Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?

 Родители были единодушны во мнении, что проведение подобных мероприятий необходимо и полезно для них.




Предварительный просмотр:

Тест для мам: «Какая вы мама?»

Инструкция: Какая вы мама? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем Вам тест – игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:

вопросы

баллы

1.Сколько раз тебе повторять?

2

2.Посоветуй мне, пожалуйста

1

3.Не знаю, что бы я без тебя делала

1

4.И в кого ты только такой уродился?

2

5.Какие у тебя замечательные друзья!

1

6.Ну на кого ты похожа?

2

7.Я в твои годы!

2

8.Ты моя опора и помощница!

1

9.Ну что за друзья у тебя?

2

10.О чем ты только думаешь?

2

11.Какая ты у меня умница!

1

12.А как ты считаешь, сынок?

1

13.У всех дети, как дети, а ты…

2

14.Какая ты у меня сообразительная!

1

Оценка результатов.

Подсчитайте общее количество баллов.

Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытка перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

Сумма баллов 11 и выше-Вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит над этим задуматься!

Анкета для мам.

    Попробуйте ответить на вопрос анкеты, которая лежит перед Вами.

    Что на Ваш взгляд важнее для развития ребенка в раннем возрасте? (нужное подчеркните)

    Для маленького ребенка важно: развивать речь ребенка; научить его читать и писать; научить его играть; научить изготавливать игрушки; обучить детей порядку одевания и раздевания; обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями; осуществлять простые виды трудовой деятельности по уходу за животными и растениями; воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; учить составлять рассказы из личного опыта; разучивать потешки; рассказывать о планете Солнечной системы.



Предварительный просмотр:

                Десять заповедей для родителей.

  1.       Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2.       Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый процесс благодарности.
  3.       Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.
  4.       Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5.       Не унижай.
  6.       Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
  7.       Не мучь себя, если не можешь сделать что–то для своего ребёнка.  Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
  8.       Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
  9.       Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.  

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

     Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Любознательность, пытливость, желание узнавать – это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребёнке, готовя его к  будущей жизни в целом. Воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

   

    Главными воспитателями своих детей являются родители.

    Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.

    И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

    Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Вот уже более двух лет в нашем детском саду используется нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку (многие стали посещать собрания семьями), активизировало родителей на решение проблем воспитания.

 

Цель:

  1. Повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка раннего возраста;
  2. Помочь родителям в исследовании собственной способности смотреть на мир глазами ребенка;
  3. Создать систему в работе по воспитанию детей в семье, структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.

Задачи:

  1. Выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
  2. Целенаправленно воздействовать на родителей с учётом их подготовленности к воспитанию детей;
  3. Учитывать пожелания родителей, их предложения;

«План проведения встреч с родителями»

РОДИТЕЛЬСКИЕ ВСТРЕЧИ

МЕСЯЦ

1. «Как сформировать у ребёнка образ собственного «Я» и чувство самоуважения»

Ноябрь

2. «Кризис 3-х лет»; «Я сам»

Январь

3. «Тактика наказания и ее последствия»

Март

4. «Как воспитывать сыновей и дочерей»

Май

Структура занятий:

  1. Психогимнастическое упражнение («Знакомство», «Комплимент» и т.п.). Цель: снятие напряжения.
  2. Дискуссия (Вопросы по теме, обсуждение). Цель: выявление знаний по проблеме; введение в тему занятия.
  3. Информационная часть. Цель: повысить уровень знаний по теме.
  4. Психогимнастическое упражнение («Знакомство», «Комплимент» и т.п.). Цель: снятие напряжения.
  5. Упражнение, игровая ситуация.

В конце каждой встречи родителям дается домашнее задание.

Первая встреча

   

      На протяжении всей встречи звучит спокойная, мелодичная и тихая музыка.

Тема: «Как сформировать у ребёнка образ собственного «Я» и чувство самоуважения »

Цель: Повернуть родителей лицом к ребёнку, защитить детей от неоправданных наказаний, грубостей, несправедливости. Обозначить обязанности и права родителей по воспитанию детей.

Содержание:

  1. «Знакомство». Каждый участник представляется по кругу, следующий называет свое имя и имя предыдущего и т.д.

        Цель: знакомство участников друг с другом, сплочение

        группы.

  2.Анкетирование родителей « Знаете ли Вы своего ребёнка»                                                            (см. приложение 1).

        Цель: Выявление потребностей родителей в педагогических знаниях, анализ допускаемых ошибок, стимулирование наблюдений за детьми, стремление понять своего ребёнка.

3.Подвижная игра «Дотронься до…»

Пед: Вы все одеты по - разному. Я буду говорить: «Дотронься до.. синего!» Вы должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.

     Затем педагог просит дотронуться до того, на ком надет джинсовая юбка, чёрные брюки, кто самый высокий, у кого самые светлые волосы и др.

  1. Доклад:

     Как сформировать у ребёнка образ

   собственного «Я» и чувство самоуважения?

 

     Уже в раннем детстве человек способен ощутить, как к нему относятся значимые для него люди (родители, братья, сёстры, друзья..) любят ли его, относятся ли к нему с уважением. Заботливое, тёплое отношение ребёнок может «познать» с первого дня появления на свет. Всем своим существом он чувствует «Я желанный. Меня любят», или, напротив, «Меня не любят. Я никому не нужен». Многие психологи справедливо утверждают, что для ребёнка более всего необходимо ощущать себя хорошим, верить, что он принимает правильные решения, ведёт себя в соответствии с общепринятыми правилами поведения, чувствовать себя «хозяином своей судьбы», а значит, быть в силах повлиять на происходящие события.

   Как ваш ребёнок воспринимает себя: как человека, который что-то может, или как человека, который ничего не может?

    Мы предлагаем вам несколько правил, которые могут стать ориентирами в формировании положительного образа «Я» ребёнка.

- Любите ребёнка - и пусть он обязательно это чувствует.

   Все взрослые очень занятые люди, и тем не менее необходимо находить время на то, чтобы уделить ребёнку внимание, узнать о его интересах, желаниях, стать ему другом. Обязательно сделайте так, чтобы ребёнок знал, что вы цените его как личность. Пусть у вас будет общий досуг: играйте, занимайтесь спортом, ходите в театр, бродите по лесу, делайте совместные покупки.

    Дайте возможность ребёнку рассказать о своих мечтах, переживаниях, и пусть он знает о ваших делах и заботах.

    Помните! Главное в общении с вашим ребёнком- искренность и открытость.

  - Проявляйте заинтересованность к мыслям и чувствам ребёнка. Если этого не происходит, он обижается и чувствует себя несчастным. Он привыкает думать, что его внутренний мир интереса не представляет, и позже, в школе, да и на протяжении всей жизни он не сможет избавиться от подобного мнения о себе. Уважение родителей порождает в ребёнке чувство собственного достоинства и помогает ему более успешно справляться с различными ситуациями, возникающими вне дома.

   Дайте возможность ребёнку чувствовать свою компетентность. Если ребёнку необходима уверенность в себе, реальное представление о себе, ему нужны и объективные доказательства, что он может обрести компетентность во многих видах деятельности. Для начала предложите ему такую деятельность, где он способен добиться успеха. Может случиться, Что ребёнок будет бояться, теряться, и  если вы вовремя поддержите его робкие начинания, то он обретёт, уверенность и будет чувствовать, что он способный и ему всё даётся легко. Но если всё-таки ребёнок не сможет добиться успеха в какой-либо деятельности, позаботьтесь, чтобы он переключился на что-либо иное, где он сможет добиться успеха.

    Помните! Один успех непременно ведёт к следующему успеху.

- Для ребёнка важно чтобы его хвалили, поощряли. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребёнок многое умел и мог заслужить похвалу. Родительское одобрение важнее всего, но поощрение со стороны других взрослых также немаловажный фактор успешного развития. У ребёнка должно быть как можно больше возможностей показать свои умения окружающим, и в этом вы, как ни кто другой, можете помочь создать условия для реализации его творческого потенциала.

   Помните! Одобрение-путь к успеху.

- Предоставляйте ребёнку возможность выбора. Ответственность начинается с того, что малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. А возможность выбора порождает у детей ощущение, что они в известной мере могут определять свою жизнь. У ребёнка должен быть выбор.

   Например:

  • Тебе налить полстакана молока или целый стакан?
  • Тебе яблоко целиком или половинку?
  • Что тебе дать на полдник: кашу или бутерброд?

Покажите ребёнку, когда он одевается, пару красных и пару голубых носков.  Спросите:

  • Ты хочешь надеть красные носки или голубые?

- Дайте возможность ребёнку самому принимать решения, отвечать за себя. Вряд ли кто из родителей пустит своего ребёнка в клетку с медведем, чтобы научить его бороться. Ребёнок не должен оказаться в такой ситуации, где ему одному просто не справиться с трудностями. С другой стороны, если ребёнок постоянно держится за руку мамы или папы, он ничему не научится. Как только ребёнок достигнет определённой степени самостоятельности, стремитесь, чтобы он всё делал сам. Давайте ему домашние поручения, за которые он будет лично отвечать. Пусть у ребёнка накапливается опыт, укрепляется чувство самоуважения и ответственности.

  Не делайте за ребёнка то, что он может и должен сделать самостоятельно.

  • Не требуйте от ребёнка невозможного. Не устилайте путь своего ребёнка розами, но и не осыпайте шипами. Старайтесь соблюдать равновесие. С одной стороны, необходим опыт, который закалит ребёнка, с другой - важно, чтобы перегрузка не привела неминуемо к неудаче, чтобы ребёнок не утратил веры в свои силы. Например, четырёхлетний ребёнок может научиться считать, складывать числа столбиком, играть на пианино, ездить на велосипеде – и всё это за одну неделю.
  •  Помогите ребёнку стать хорошим другом. Первое приятное впечатление – это только начало отношений. У вашего ребёнка будет незавидная судьба, если он многим будет нравиться, люди будут к нему тянуться, а строить и сохранять продолжительные, тесные, взаимно обогащающие отношения он не научился. А чтобы уметь поддерживать такие отношения, нужно уметь дарить любовь и теплоту людям, быть надёжным другом, уметь откликаться на чужую беду.  

   

   

  1. Игра – загадка «Угадай, что это?»

    Цель: Обратить внимание родителей на знания детей о выделении общих и отличительных признаков человека и предмета.

   Пед: Я буду описывать какой – то предмет, а вы должны понять,

    о чём речь. Например, мяч. Круглый, резиновый, красный и тд.

  1. Схемы взаимоотношений в семье.

     Рассматривание моделей: «Взрослый – ребёнок»; «Личностно –      ориентированная форма общения».

     Педагог развёрнуто рассказывает, комментирует и сравнивает схемы, правильных и  неправильных взаимоотношений в семье.

  1. Игра - сценка «Вместе со мной».

     Цель: В игровой форме показать родителям, как нужно выворачивать вещи и наводить порядок в шкафчике.

  1. Домашнее задание для родителей.

     

Родительское сочинение

        «Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке.

        Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

                Протокол №1 от 01.11.2007 г.

                 заседания клуба «Кенгуру».

Присутствовали: родители 2мл. гр. «В», «Б».

                                 Буняк Ж.Н.; Касюк А.Н.;

                                 Буряк О.А.; Поликовская Т.М.;

                                 Рыбалко Л.Е.; Рубис М.Г.;

                                 Скрипик А.В.; Польская Е.В.;

                                 Немыкина С.С.; Литунова Л.В.

Повестка дня: «Как сформировать у ребёнка образ собственного «Я» и  чувство самоуважения?»

Ход заседания:

1.Психолог, Михалёва Е.В., провела психогимнастическое

упражнение «Знакомство», целью которого являлось знакомство участников друг с другом, сплочение группы.

           

  2.  Ознакомила родителей с результатами анкетирования «Знаете ли вы своего ребёнка».    Цель: Выявление потребностей родителей в педагогических знаниях, анализ допускаемых ошибок, стимулирование наблюдений за детьми, стремление понять своего ребёнка.

 

3.  Воспитатель, Юшина Т.А. провела подвижную игру «Дотронься до..».  Цель: учить родителей играть с детьми в подвижные игры.

  1. Психолог, Михалёва Е.В., прочла доклад на тему: «Как сформировать у ребёнка образ собственного «Я» и  чувство самоуважения?» Цель: Повернуть родителей лицом к ребёнку, защитить детей от неоправданных наказаний, грубостей, несправедливости.

  1.   Воспитатель Руднева О. А. провела игру – загадку «Угадай, что это?». Цель: обратить внимание родителей на знания детей о выделении общих и отличительных признаков человека и предмета.

  1. С психологом, Михалёвой Е.В., рассмотрели модели: «Взрослый – ребёнок»; «Личностно – ориентированную форму общения».    Педагог развёрнуто рассказывает, комментирует и сравнивает схемы, правильных и  неправильных взаимоотношений в семье.

  1.  Воспитатель, Юшина Т.А., провела игру – сценку «Вместе со мной». Цель: в игровой форме показать родителям, как нужно научить ребёнка выворачивать свои вещи.

  1. Домашнее задание для родителей, написать небольшое сочинение о своём ребёнке.

   

                          Педагог-психолог                         Михалёва Е.В.

 

 

     

 

Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами по какому-либо признаку. Цель: снятие напряжения

  1. Просмотр на видео поведение детей в группе. Цель: создать положительное настроение участников; пронаблюдать поведение ребенка в непривычной обстановке.
  2. Мини-лекция «Как безболезненно пройти адаптацию». Цель: повышение родительской компетенции в понимании природы протекания процесса адаптации.
  3. Обсуждение: родители высказывают свое мнение, вопросы, опасения, делятся опытом.
  4. Обратная связь. Родители (в устном или в письменном виде) говорят о своих ощущениях, полученных в процессе встречи, о своих ожиданиях и запросах на последующие встречи.

План проведения встреч с родителями 2007-2008

РОДИТЕЛЬСКИЕ ВСТРЕЧИ

МЕСЯЦ

1. «Как сформировать у ребёнка образ собственного «Я» и чувство самоуважения»

Ноябрь

2. «Кризис 3-х лет»; «Я сам»

Январь

3. «Тактика наказания и ее последствия»

Март

4. «Как воспитывать сыновей и дочерей»

Май

                Протокол № 2 от 21.01.2008 г.

                 заседания клуба «Кенгуру».

Присутствовали: родители 1мл. гр. «В», «Б».

                                 Лебедева Н. А.; Тедеева З. Л.;

                                 Агапова В. Л.; Гаймалова М. Н.;

                                 Угрюмова Т. А.; Чепига О. И.;

                                 Черновой Д. Н.; Медведева Э. Г.;

                                 Коба А. В.; Анемподистов И. А.

                                 Бельчук Ю. В.; Колмагоров С. Ф.

Повестка дня: «Кризис 3-х лет. Я сам»

Ход заседания:

1.Психолог, Михалёва Е.В., провела психогимнастическое

упражнение «Знакомимся заново», в ходе упражнения родители называли себя и имя своего ребёнка, чем они любят заниматься в свободное время. Цель: Тесное знакомство участников друг с другом, сплочение группы.

           

  2.  Ознакомила родителей с результатами анкетирования «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребёнку».    Цель: Выявление потребностей родителей в педагогических знаниях, анализ допускаемых ошибок, стимулирование наблюдений за детьми, стремление понять своего ребёнка.

 

3.  Воспитатель, Уреки В. И. провела подвижную игру «Дождик и солнышко».  Цель: учить родителей играть с детьми в подвижные игры.

  1. Психолог, Михалёва Е.В., прочла доклад на тему: «Кризис 3-х лет. Я сам» Цель: Повернуть родителей лицом к ребёнку, защитить детей от неоправданных наказаний, грубостей, несправедливости.

  1.   Воспитатель Шулепова Н. И. провела игру – загадку «Угадай, на что похоже?». Цель: обратить внимание родителей на знания детей названий геометрических фигур, цветов, выделении общих и отличительных признаков  предмета.

11. Родители: Лебедева Н. А.; Тедеева З. Л.; Агапова В. Л.;                              Гаймалова М. Н. показали, заранее приготовленную сценку «Я сам всё  умею..»

  12. Воспитатель, Уреки В. И., обсудила с родителями верные и        неверные подходы к воспитанию детей. Цель: в игровой форме

показать родителям, как нужно вести себя, когда ребёнок говорит «Я сам».

  13. В конце заседания родителям вручили памятки с рекомендациями «Особенности развития детей 3-х лет»

   

                          Педагог-психолог                         Михалёва Е.В.