Семейный клуб для родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ

Михалева Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба для родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Мастер – класс «Арттерапевтические методы коррекции поведения детей с тяжелыми нарушениями речи»

Психолог. Уважаемые родители, мы сегодня с вами будем обучаться арттерапевтическим методам коррекции поведения детей. Упражнение будем выполнять  парами. Один взрослый выполняет роль ребенка, другой роль родителя.

Упражнение «Волшебные ножницы».

Звучит музыка Шостаковича «Ленинградская симфония» . Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя. Затем вокруг этого портрета наклеивает черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это одиночество» (музыка Моцарта). После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого. А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.

Психолог. В следующем упражнении вы будете исполнять роль ребенка.

Упражнение «Музыкальные диалоги».

Пособия: музыкальный инструмент.

Выберите себе музыкальный инструмент. Сыграйте на нем свое имя. Подумайте как оно может звучать. Далее сыграйте музыкальную композицию на тему «Я – хорошая», «Я хорошая когда мама хвалит», «Я хорошая, когда папа хвалит», «Не хвалят, а как хотелось бы, чтобы хвалили».

Игра в паре на тему: «Мама и дочь, которая разбила любимую вазу».  

Психолог. Это упражнение поможет организовать досуг вашего малыша.

Упражнение «Каракули».

Пособия: бумага и карандаши скрепленные резинкой несколько штук, музыка.

Звучит музыка, взрослым предлагается нарисовать клубок ниток, разглядеть его, найти какой-нибудь образ и дорисовать что-либо.

Психолог. Такие арттерапевтические методы вы можете применять при  коррекции поведения детей.

Психолог. А сейчас я вас познакомлю с методами преодоления трудностей в поведении ребенка.

1. Устанавливайте правила. Правила должны быть изложены четко и определенно (например, все должны мыть руки перед едой, убирать игрушки). Правила надо вводить последовательно. Они должны соответствовать уровню развития ребенка, его возрасту.

2. Избегайте конфликтов. Разумеется, если ребенок ведет себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако вы можете предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их. Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребенка, там, где он не достанет, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Не трогай, положи на место». Признайте, что иногда вы сами создаете конфликтные ситуации, например когда ребенок отказывается есть. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего — похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.

3. Обсуждайте с ребенком его поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи (игрушки) по дому. Мне приходится перешагивать через них. Что мы будем с этим делать? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи (игрушки)?»

4. Используйте тайм-ауты. «Тайм-аут» — прекрасный способ ограничить действия ребенка, не причиняя ему эмоциональной травмы. Он даст как ребенку, так и вам возможность успокоиться и избежать конфликта. Выделите стул или кресло («тихий стул», «тихое кресло»), на которые вы будете отправлять ребенка в момент обострения ситуации и где он сможет отдохнуть и подумать. Не используйте для «тайм-аутов» просто комнату, где полно всяких игрушек и интересных вещей, с которыми ребенок может поиграть во время наказания. Важно действовать незамедлительно, чтобы он понял связь между своим поступком и «тайм-аутом». Время на раздумье — 3 мин. После перерыва ребенок возвращается к игре. Не следует его больше ругать или как-то напоминать ему о возникшем инциденте.

5. Исключите эмоции, не читайте нотации и не спорьте, когда призываете ребенка к порядку. «Таня, я не собираюсь с тобой спорить. Бить других детей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Иди посиди немного в «тихом кресле». Дети должны знать, что любое действие имеет последствие. Хорошие поступки — похвала, одобрение, плохие — наказание. Если ребенок кричит и ведет себя плохо, можно продлить время пребывания в «тихом кресле» (но не более 5–6 мин). Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, за что его отправили на «тихое кресло».

6. Хвалите ребенка. Похвала — это передача ему ваших ожиданий. Полезно, чтобы ребенок знал, за что конкретно его похвалили. Лучше сказать «Мне нравится, что ты поделился игрушкой», чем выразится менее понятно — «Ты хороший мальчик». Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не личности.

7. Следите за своим поведением, показывайте хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей. Если вы кричите — так же будет делать ваш ребенок. Он употребляет слова, которые слышит от вас, подражает вашему поведению. Для дошкольника родители — самое главное, поэтому он считает, что все, что они делают, это хорошо.

8. Чаще играйте с ребенком. Игра укрепит доверительные отношения, позволит вам ненавязчиво, без нравоучений и конфликтов развивать ребенка, лучше понять его. Любите его, хвалите за каждую мелочь, и он ответит вам тем же.

Психолог. Прошу высказать свое мнение о предложенных методах коррекции поведения детей (идет обсуждение).

Родителям понравились предложенные методы арттерапии, попробуют применить  со своими детьми.

Психолог. Предлагаю поделиться своим опытом коррекции поведения детей.

Учитель – логопед. Предложила родителям познакомиться с тем как можно формировать фонематический слух ребенка «Звуковой калейдоскоп».

Цель:

Научить родителей правильно формировать фонематический слух дошкольников с помощью компьютерных игр.

Задачи:

  • Научить родителей понимать значение формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
  • Раскрыть возрастные особенности развития фонематического слуха.
  • Сформировать у родителей умение грамотно развивать у детей фонематический слух.

Убеждение родителей: достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать.

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умение выделять и различать речевые звуки.

Поэтому очень важно развивать у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух.

Использованная литература

1.Справочник педагога-психолога. Детский сад. // Мастер-класс «Арттерапия в работе с дошкольниками». А.Иванова.



Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба для родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Мастер – класс «Игротерапия как метод коррекции поведения детей с тяжелыми нарушениями речи».

1.Вступительное слово педагога-психолога.

Игротерапия – это метод коррекции поведения детей. В общении с дошкольником с нарушениями поведения наказания, запреты, нравоучения положительный результат не принесут. Поэтому используйте игры и игровые ситуации, которые позволят ему критически оценивать свои знания и опыт в действии.

2.Упражнение «Еж».

Цель: снижение агрессии, мышечного напряжения.

Ход игры.

Представьте что вы – дети. Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность: они защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Неприятели разбежались, ежи остаются в кругу друзей — медленно вытягиваются и греются на солнышке. Повторите игру 3 раза.

Упражнение «Хищник». 

Цель: снижение агрессии,  мышечного напряжения.

Ход игры.

Родители (дети), каждый для себя, выбирают хищников (тигра, льва, волка, рысь и т. п.) и располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, они успокаиваются, показывают, что уважают силу и достоинство каждого.

3.Упражнение «Поварята». 

Цель: формирование группового единства и  расслабление.

Ход игры.

Родители (дети) встают в круг — это кастрюля. Ведущий предлагает сварить суп (компот, сделать винегрет, салат). Каждый ребенок придумывает, чем он будет (картошкой, морковкой, луком, капустой, солью и т. д.). Ведущий по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя участник впрыгивает в круг. Следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все «компоненты» не окажутся в круге.

Упражнение «Огонь и лед». 

Цель: формирование группового единства и  расслабление.

Ход игры.

Родители (дети), стоят в кругу. По команде «Огонь!» они начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый выбирает сам. По команде «Лед!» — застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Игру повторить несколько раз.

4.Рекомендации родителям.

Процесс психолого-педагогической коррекции поведения дошкольников не будет успешным без активного участия и помощи родителей. Их отношение к ребенку — один из важных факторов в формировании и развитии его индивидуально-личностных особенностей и поведения.

Общаясь с родителями, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, но бессознательно все равно транслирует манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это: стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков — в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.

5.Памятка для родителей «Как преодолеть трудности поведения ребенка».

1. Устанавливайте правила. Правила должны быть изложены четко и определенно (например, все должны мыть руки перед едой, убирать игрушки). Правила надо вводить последовательно. Они должны соответствовать уровню развития ребенка, его возрасту.

2. Избегайте конфликтов. Разумеется, если ребенок ведет себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако вы можете предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их. Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребенка, там, где он не достанет, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Не трогай, положи на место». Признайте, что иногда вы сами создаете конфликтные ситуации, например когда ребенок отказывается есть. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего — похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.

3. Обсуждайте с ребенком его поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи (игрушки) по дому. Мне приходится перешагивать через них. Что мы будем с этим делать? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи (игрушки)?»

4. Используйте тайм-ауты. «Тайм-аут» — прекрасный способ ограничить действия ребенка, не причиняя ему эмоциональной травмы. Он даст как ребенку, так и вам возможность успокоиться и избежать конфликта. Выделите стул или кресло («тихий стул», «тихое кресло»), на которые вы будете отправлять ребенка в момент обострения ситуации, и где он сможет отдохнуть и подумать. Не используйте для «тайм-аутов» просто комнату, где полно всяких игрушек и интересных вещей, с которыми ребенок может поиграть во время наказания. Важно действовать незамедлительно, чтобы он понял связь между своим поступком и «тайм-аутом». Время на раздумье — 3 мин. После перерыва ребенок возвращается к игре. Не следует его больше ругать или как-то напоминать ему о возникшем инциденте.

5. Исключите эмоции, не читайте нотации и не спорьте, когда призываете ребенка к порядку. «Таня, я не собираюсь с тобой спорить. Бить других детей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Иди, посиди немного в „тихом кресле“». Дети должны знать, что любое действие имеет последствие. Хорошие поступки — похвала, одобрение, плохие — наказание. Если ребенок кричит и ведет себя плохо, можно продлить время пребывания в «тихом кресле» (но не более 5–6 мин). Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, за что его отправили на «тихое кресло».

6. Хвалите ребенка. Похвала — это передача ему ваших ожиданий. Полезно, чтобы ребенок знал, за что конкретно его похвалили. Лучше сказать «Мне нравится, что ты поделился игрушкой», чем выразится менее понятно — «Ты хороший мальчик». Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не личности.

7. Следите за своим поведением, показывайте хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей. Если вы кричите — так же будет делать ваш ребенок. Он употребляет слова, которые слышит от вас, подражает вашему поведению. Для дошкольника родители — самое главное, поэтому он считает, что все, что они делают, это хорошо.

8. Чаще играйте с ребенком. Игра укрепит доверительные отношения, позволит вам ненавязчиво, без нравоучений и конфликтов развивать ребенка, лучше понять его. Любите его, хвалите за каждую мелочь, и он ответит вам тем же.

Список использованной литературы

1.Справочник педагога-психолога. Детский сад. // Мастер-класс «Арттерапия в работе с дошкольниками». А.Иванова.

 



Предварительный просмотр:

План работы семейного клуба

МАОУ «КСОШ-ДС»

на 2017 -2018 учебный год

Клуб создан для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Работа клуба является составной частью работы МДОАУ по внедрению ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Родительский клуб – клуб единомышленников, желающих объединить усилия для помощи детям в социализации и адаптации, а также стремящихся решать проблемы не только внутри одной отдельно взятой семьи, но и в кругу друзей. Координатор работы клуба - человек, имеющий теоретические знания, компетентный в вопросах педагогики и психологии (психолог), но без помощи более узких специалистов (медицинского работника, логопеда…) никак не решить многие проблемы, связанные с индивидуальными особенностями ребенка (диагнозом). Роль родителей особенных детей в обучении и воспитании в современных условиях высока; и сотрудничество семьи и педагога - это необходимое условие успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Любой ребенок первые уроки жизни получает в семье, эти знания и являются основой формирования в сознании понимания особенностей окружающего его мира, взаимоотношений с людьми. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка,  незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии,  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Исследование  семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и его родственникам.

Цель: Семейный клуб для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов создается с целью оказания семьям, имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи.

Задачи:

- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;

 - расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;

- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательных, организаций;

- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Организация работы  специалистов:

  • ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;
  • индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ;
  • повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;
  • индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ.

Предполагаемые результаты:

  • возрастающее доверие между родителями и детским садом;
  • взаимное признание ответственности;
  • усиление уверенности в необходимости расширения взаимодействия;
  • формирование эмоциональной стабильности у детей, учебных навыков и знаний, личностной зрелости, устойчивости к любым жизненным невзгодам.

Заседание 1.

-«Арт-терапевтические методы коррекции поведения детей с ТНР».

-Дата проведения: октябрь 2017 года.

Заседание 2.

-«Песочная терапия как метод коррекции поведения детей с ТНР».

Дата проведения: февраль 2018 года.

Заседание 3.

-«Игротерапия как метод коррекции поведения детей с ТНР».

Дата проведения: май 2018 года.



Предварительный просмотр:

План работы семейного клуба

для родителей воспитанников с ограниченными возможностями

МАОУ «КСОШ-ДС»

на 2018 -2019 учебный год

Клуб создан для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Работа клуба является составной частью работы МАОУ «КСОШ-ДС» по внедрению ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Родительский клуб – клуб единомышленников, желающих объединить усилия для помощи детям в социализации и адаптации, а также стремящихся решать проблемы не только внутри одной отдельно взятой семьи, но и в кругу друзей. Координатор работы клуба - человек, имеющий теоретические знания, компетентный в вопросах педагогики и психологии (психолог), но без помощи более узких специалистов (медицинского работника, логопеда…) никак не решить многие проблемы, связанные с индивидуальными особенностями ребенка (диагнозом). Роль родителей особенных детей в обучении и воспитании в современных условиях высока; и сотрудничество семьи и педагога - это необходимое условие успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Любой ребенок первые уроки жизни получает в семье, эти знания и являются основой формирования в сознании понимания особенностей окружающего его мира, взаимоотношений с людьми. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка,  незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии,  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Исследование  семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и его родственникам.

Цель: семейный клуб для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов создается с целью оказания семьям, имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи.

Задачи:

- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;

 - расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;

- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательных, организаций;

- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Организация работы  специалистов:

  • ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;
  • индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ;
  • повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;
  • индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ.

Предполагаемые результаты:

  • возрастающее доверие между родителями и детским садом;
  • взаимное признание ответственности;
  • усиление уверенности в необходимости расширения взаимодействия;
  • формирование эмоциональной стабильности у детей, учебных навыков и знаний, личностной зрелости, устойчивости к любым жизненным невзгодам.

Заседание 1.

Дата проведения: сентябрь 2018 года.

Деловая игра «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

Заседание 2.

Дата проведения: февраль 2018 года.

Логопсихологическая помощь часто болеющим детям с ограниченными возможностями здоровья. Интегрированное психолого-логопедическое занятие с детьми.

Заседание 3.

Дата проведения: май 2019 года.

Психолого-логопедический практикум «На пороге школы» для родителей и детей.



Предварительный просмотр:

План работы семейного клуба 

для родителей воспитанников с ограниченными возможностями и детьми инвалидами

на 2019 -2020 учебный год

Клуб создан для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и детьми инвалидами. Работа клуба является составной частью работы МАОУ «КСОШ-ДС» по внедрению ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами.

Родительский клуб – клуб единомышленников, желающих объединить усилия для помощи детям в социализации и адаптации, а также стремящихся решать проблемы не только внутри одной отдельно взятой семьи, но и в кругу друзей. Координатор работы клуба - человек, имеющий теоретические знания, компетентный в вопросах педагогики и психологии (психолог), но без помощи более узких специалистов (медицинского работника, логопеда, дефектолога…) никак не решить многие проблемы, связанные с индивидуальными особенностями ребенка (диагнозом). Роль родителей особенных детей в обучении и воспитании в современных условиях высока; и сотрудничество семьи и педагога - это необходимое условие успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Любой ребенок первые уроки жизни получает в семье, эти знания и являются основой формирования в сознании понимания особенностей окружающего его мира, взаимоотношений с людьми. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка,  незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии,  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Исследование  семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только детям с ограниченными возможностями здоровья и детям инвалидам, но и его родственникам.

Цель: семейный клуб для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов создается с целью оказания семьям, имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи.

Задачи:

- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;

 - расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;

- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательных, организаций;

- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Организация работы  специалистов:

  • ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;
  • индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ и ребенка инвалида;
  • повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ и ребенка инвалида;
  • индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ и ребенка инвалида.

Предполагаемые результаты:

  • возрастающее доверие между родителями и детским садом;
  • взаимное признание ответственности;
  • усиление уверенности в необходимости расширения взаимодействия;
  • формирование эмоциональной стабильности у детей, учебных навыков и знаний, личностной зрелости, устойчивости к любым жизненным невзгодам.

Заседание 1.

Дата проведения: сентябрь 2019 года.

Психологический практикум «Как использовать арт-тетради в работе с детьми с ОВЗ».

Заседание 2.

Дата проведения: февраль 2020 года.

Психологический практикум «Игры для семейного досуга».

Заседание 3.

Дата проведения: май 2020 года.

Презентация «Как правильно запрещать?»



Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба для родителей

 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Как организовать логопсихологическую помощь часто болеющим детям».

Конспект

интегрированного психолого-логопедического занятия с детьми.

Цели: развивать произвольную память и внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные навыки; учить анализировать, обобщать, прогнозировать, использовать прием «наоборот», системному анализу сказки.

Ход занятия

Учитель-логопед, педагог-психолог и кукла Каркуша приветствуют детей в сенсорной комнате.

Учитель-логопед с Каркушой: Добрый день, ребята! Проходите в нашу волшебную комнату. Прислушайтесь, что вы слышите? (Звучит аудиозапись «Звуки леса».)

Дети: Поют птицы. (Дети называют птиц, которых узнают по голосам.)

2. Психогимнастика.

Упражнение «Волшебная тропа».

Педагог-психолог: Давайте пройдем вместе по волшебным тропам, чтобы выйти на чудесную полянку. (Дети идут по сенсорным дорожкам — «кочкам».) Говорите, какого они цвета. (В конце дорожки — игрушка еж.)

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, ежик недоволен тем, что мы его беспокоим. Давайте обойдем его тихо-тихо, на цыпочках и подойдем к узкой тропинке. Чтобы не беспокоить ежика, мы пройдем по ней между кустиками. За мной, все по очереди, втяните животики, вытянитесь в струнку, чтобы пройти и не задеть веточки.
(
Изображает, как будто протискивается сквозь очень узкое пространство.)

Педагог-психолог: Молодцы, теперь давайте встряхнем ручками, ножками и оглядимся по сторонам и прислушаемся. Слышите, как дятел стучит по дереву, давайте изобразим его. А вот вспорхнула и полетела птичка. Как перелетают птички с ветки на ветку? (Дети изображают полет птиц, приближаясь к объемным пуфам, где их встречает учитель-логопед с Каркушой).

3. Дыхательная и артикуляционная разминка

Учитель-логопед: Ребята, вот так незаметно вы прилетели на полянку. Располагайтесь удобно на пуфах.

Учитель-логопед с Каркушой показывает детям подвесную птичку и объясняет, как правильно сделать легкий вдох носиком и медленный выдох ртом через вытянутые трубочкой губки. Дети по очереди дуют на птичку и передают друг другу.

Учитель-логопед: А сейчас откройте ротик и покажите Каркуше свой язычок. Положите язычок на нижнюю губку. (Дети выполняют упражнение под счет до 10 раз).

Устал язычок отдыхать, захотелось ему покачаться на качелях. Поднимаем язычок к верхней губке, опускаем к нижней губке.

Решил язычок посмотреть сколько время, да и сам начал двигаться как часики, влево — вправо: тик-так, тик-так.

4.Пальчиковая игра «Вырос цветок на поляне».

Педагог-психолог: Ребята, в лесу не только живут птицы и звери, в лесу много трав и цветов. Приготовьте ручки, повторяйте движения за мной:
                              Вырос высокий цветок на поляне
                              (
сложить ладошки в виде чашечки и приподнять).
                              Утром весенним раскрыл лепестки
                              (
открыть чашечку).
                              Всем лепесткам красоту и здоровье
                              (
пошевелить пальчиками),
                              Дружно дают под землей корешки
                              (
опустить ручки вниз, изображая корешки).

Звучит  музыка «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса.

Педагог-психолог: Дети, предлагаю вам понаблюдать за пузырьками в пузырьковой колонне. Обратите внимание на разноцветную палитру. Назовите цвета пузырьков.
(
Далее учитель-логопед обращает внимание детей на то, что принесла Каркуша, пока они наблюдали за пузырьками — сказка «Колобок».)

Учитель-логопед: Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Попробуйте отгадать мою любимую сказку. (Дети отгадывают сказку при помощи различных вопросов по сюжету.)

Учитель-логопед: Знаете, почему это сказка особенная? Обычно все сказки заканчиваются хорошо, а эта грустно. Мне так жалко Колобка, ведь он был такой веселый, добрый, доверчивый. А Лиса взяла и съела его. Мне такой конец совсем не нравится и я давно хотела придумать что-то другое, что помогло бы Колобку спастись. Каркуша, помоги нам с ребятами придумать хороший конец к сказке «Колобок». (Каркуша предлагает детям поиграть в игру, в которой Колобок убегает от Лисы.)

5. Подвижная игра «Лиса и Колобок»

Правила игры (аналогично игре «Кошки-мышки»): дети образуют круг, выбираются Лиса и Колобок. Лиса догоняет Колобка, он от нее убегает. Дети в кругу перед Лисой опускают руки, а Колобка пропускают.

6. Фантазирование

Педагог-психолог: Ребята, в игре Колобок смог убежать от Лисы и она его не съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка? Какой он был? (При затруднении учитель-логопед с Каркушей помогают детям называть слова: румяный, аппетитный, с ароматным запахом).

Педагог-психолог: В сказке Лиса съедает Колобка, потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтоб Лиса не съела его. Тогда давайте поменяем его свойства на противоположные и сделаем Колобка невкусным, нерумяным, не таким аппетитным. И тогда Лиса не захочет его есть, правда?
(
Дети предлагают разные варианты, как испортить вкусовые качества Колобка: посолить, поперчить, обвалять в грязи, испачкать в луже).

Педагог-психолог: Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его Лиса или нет? (Дети отвечают отрицанием и придумывают новый конец сказки.)

Педагог-психолог: А такая новая сказка про Колобка вам нравится? Давайте в следующий раз попробуем придумать другие приключения Колобка, хорошо? А сейчас до свидания и спасибо, что помогли спасти Колобка!
(
Далее психолог предлагает детям возвратиться с полянки опять по волшебным дорожкам.)

В кабинете педагог-психолог предлагает детям каждому взять ту картинку-пиктограмму (веселую или грустную), которая соответствует его настроению после занятия.

7. Прощание

Дети становятся в круг, хлопая в ладоши, напевают под музыку:

                              «Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,
                              Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».
                              Прощаются и уходят в группу.

Список использованной литературы

1.Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад. №7 2018г. // «Как организовать логопсихологическую помощь часто болеющим детям. М.Бакалейко.



Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба для родителей

 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Деловая игра для родителей

«Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.

Задачи:

-создать условия, чтобы включить родителей в процесс подготовки ребенка к школе;

-помочь осознать специфику возраста и соотнести требования школы с психологическим портретом ребенка;

-повышение педагогической компетентности родителей в вопросах готовности детей к школе, их социализации к школьной жизни;

-сформировать у родителей позицию сотрудничества со своим ребенком и со школой;

-познакомить с проблемами первоклассников в период адаптации к школе, их причинами и способами коррекции.

На мультимидийном экране слова В.А.Сухомлинского: «Я твердо убежден, что семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция педагогов всегда будет сводиться к перевоспитанию».

Ритуал приветствия «Знакомство»

Участники располагаются по кругу вокруг стола. Каждый участник по очереди называет свое имя и рассказывает о себе (называет свое имя, имя ребенка и возраст).

Психолог. Сейчас вашему вниманию будет представлена дошкольная видео-панорама о жизни детей в детском саду.

 «Дошкольная видео-панорама»  – активный просмотр родителями слайдовой презентации о жизни детей в детском саду, их занятиях, играх, прогулках.

Психолог. Предлагаю  вам поиграть в первоклассника. Прошу троих участников по желанию принять участие в игре.

Упражнение «Коробка»

Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки (правую ногу - в одну коробку, левую в другую), второй и третий участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагается пересечь комнату.

По окончании проводится обсуждение:

-Удобно ли было двигаться? (Ответ родителей: «Нет»).

-Кому из участников наиболее сложно перемещаться? (Ответ родителей: «Тому кто был в середине»).

-В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда каждый участник двигается в своем направлении? (Ответ родителей: «Когда все втроем  вместе шагаем»).

Психолог. В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается школа  со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

Упражнение «Наши ожидания по отношению к ребенку – будущему школьнику».

Психолог. Вам предлагается ответить на вопросы:

1.Чего конкретно я буду добиваться от ребенка? (Ответы родителей: «чтобы учился на отлично…», «чтобы слушался  учителей, был внимательным…», «чтобы уважал учителя…», «хочется добиться от ребенка ответственности за учебу...»).

2. Почему я буду добиваться этой цели? ( Ответы родителей: «в семье все учились отлично – не нарушать  традицию…», « считаю это своей заботой о ребенке…», «потому что родственники и соседи будут говорить о ребенке…», «потому что у меня нет образования, хочу, чтобы мой ребенок не повторял мой путь…»).

3. Хочет ли ребенок того же, чего хочу я? (Ответы родителей: «да, моя дочь хочет учиться на пятерки», «нет, мой сын не хочет в школе учиться, хочет дома сидеть», «моя дочка очень хочет учиться на пятерки», «а моя дочка хочет красивую одежду, красивый портфель, пенал, а как про учебу начинаю говорить, она говорит не хочу в школу»).

4.Может ли ребенок достигнуть намеченной цели? 

-Что ему мешает? Может быть не правильное определение цели? Если ему будет трудно, как я собираюсь ему помочь?

 (Ответы родителей: «Я считаю, что моя дочь  будет отличницей, она у меня очень внимательная и у нее большое желание идти в школу учиться». «Мой сын сам не будет учить ничего, это я осознаю, ему мешает его невнимательность, неусидчивость и нежелание писать или слушать».  «Мы с мужем всегда будем помогать сыну, самостоятельно учиться ему трудно»).

Упражнение «Ты хочешь пойти в школу?»

Психолог. (На ватмане размещены ответы детей на вопрос «Ты хочешь пойти в школу? Почему?». Ответы: «Да, не знаю», «да, не знаю почему», «да, там учат писать и читать», «да, потому что там надо учиться», «да, хочу читать», «да, нравится», «да, там учат», «да, там лучше», «да, чтобы получать пятерки»).(Фото 1).

- Узнайте ответ своего ребенка и объясните, почему вы думаете, что так ответил ваш сын (дочь).

Ответы родителей: «Моя дочь ответила «да, чтобы получать пятерки», потому что она очень хочет быть отличницей, как ее старшая сестра».

Психолог. Вы не угадали. Ваша дочь ответила «Да, не знаю».

Ответы родителей: «Моя дочь ответила «да, нравится», потому что она считает что там все очень весело, красиво, что она будет в школе самая красивая».

Психолог. Вы не угадали. Ваша дочь ответила «Да, чтобы получать пятерки».

Ответы родителей: «Мой сын ответил «да, там лучше», потому что он считает, что его там ругать не будут». 

Психолог. Вы  угадали.

/После ответа психолог снимает с ватмана ответ и отдает родителю/.

Обсуждение рисунков детей «Как я представляю себя в школе».

Психолог. Предлагаю рассмотреть рисунки ваших детей на тему «Как я представляю себя в школе». Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем, хочет ли ребенок взрослеть, хочет ли стать школьником.

- Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее: привлекательным или не очень? Ответы родителей: «На рисунке моей дочери она в красивой цветной одежде с цветами, шарами, подружкой около школьной доски. Значит, я думаю, что ей очень привлекательным кажется поступление в 1 класс». (Фото2).

- Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка. Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой? Ответы родителей: «Моя дочь нарисовала себя в ярком розовом платье, в туфлях, с цветами и школьной сумкой. Она шагает в школу. На школе видеокамера и объявление, что ведется видеонаблюдение. Я думаю, что она уверена, что  в школе будет все хорошо».(Фото 3).

- Есть ли на рисунке ученики, учитель? Ответы родителей: «Да учитель с цветами, ученики за партами с ранцами на спине».

- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым – родителям, учителям, воспитателям:

«Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту»,

«Мне интересно выйти к доске», «Мне интересно идти в школу, ведь со мной мои папа и мама, которые меня любят», «Мне тревожно и не на кого рассчитывать, мне страшно войти в школу». Ответы родителей: «Мне интересно идти в школу», «Я хочу в школу».

Психолог. Когда вы придете домой, поговорите с ребенком о его рисунке. Спросите, есть ли он сам на рисунке? Где? Если нет, поинтересоваться, где хотел бы быть? Ребенок может дорисовать рисунок по своему желанию.

Упражнение «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»

На  мультимидийном экране размещены факторы:

1.Физическое здоровье.

2.Развитый интеллект.

3.Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

4.Выносливость и работоспособность.

5.Аккуратность и дисциплинированность.

6.Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Перед каждым родителем список с факторами и карандаш.

Психолог. Перед вами факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.

Заслушиваются ответы и идет обсуждение. Ответы родителей: «Я считаю, что для успешной адаптации ребенка в школе необходима инициативность, воля и способность действовать самостоятельно», «Я считаю, что очень важно, чтобы ребенок умел общаться со сверстниками»./

Упражнение «Портрет школьника»

На стенде висит силуэт школьника. У родителей конверты с полосками бумаги с качествами, которыми по их мнению должен обладать первоклассник.

Качества: любознательный, способный решать интеллектуальные и личные задачи адекватные возрасту, активный, физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками, овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности, эмоционально-отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Психолог. Перед вами силуэт школьника. Нам необходимо создать портрет первоклассника, определить какими качествами должен обладать школьник! Родители по желанию выставляют полоски и объясняют качества.

Выбор родителей: («эмоционально-отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности, любознательный»).

Психолог. Вот мы с вами и пришли к единому мнению, какими же должны быть наши первоклассники, которых мы проводим 1 сентября в школу.

Рефлексия. Процесс подготовки детей дошкольного возраста к школе очень долгий и трудоемкий.  Родители и воспитатели  каждый день прилагают очень много усилий, чтобы сформировать у ребенка интеллектуальную и психологическую готовность к школе.

Упражнение «Я желаю всем…»

(Каждый участник получает цветик-семицветик, вырезанный из картона).

Психолог. У вас у каждого есть цветок «цветик – семицветик». Предлагаю вам на каждом лепестке написать пожелания – три для ребенка, три для родителей  и одно общее пожелание. Затем зачитать и подарить «цветик-семицветик» друг другу. Пожелания родителей: «Желаем вашему сыну быть чутким, внимательным, усидчивым…», «Желаем вашей дочери смелости, добиться своей цели стать отличницей…», «Желаем вашей дочери отличной учебы, друзей, удачи…»

Использованная литература:

1.Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 1988.

3.Ильина М.Н.Подготовка к школе. – Питер, 2006.

4.Луньков А.И. Как помочь ребенку в школе и дома. – М., 1995.



Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба для родителей

 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Тема: Психолого-логопедический практикум «На пороге школы» для родителей и детей

1. Приветствие с мячом «Закончите предложение».

Психолог. Участник, который поймал мяч, говорит свой вариант ответа. «Для меня выражение «Ребенок готов к школе» означает…».

2. Мини-лекция «Критерии готовности детей к обучению в школе».

Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1) Интеллектуальная готовность — ребенок ориентируется в окружающем мире, имеет запас знаний, способность к концентрации внимания, развитые память, воображение, мелкую моторику, речь и мышление, образные представления, умеет строить логические связи. Оценивать готовность к школе по уровню интеллектуального развития — распространенная ошибка. Родители направляют свои усилия на то, чтобы «впихнуть» в ребенка всевозможную информацию. Но важен не объем знаний, а их качество, степень осознанности, четкость представлений.

2) Волевая готовность — управляет своими эмоциями, поведением, умеет организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительно относится к целям деятельности, принимает их, стремится преодолевать трудности, достичь результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь не об умении слушаться, хотя это тоже важно. Мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

3) Мотивационная готовность — принимает позицию школьника, положительно относится к школе, к учебной деятельности. У ребенка есть желание учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, следовательно — мотивационная готовность у них есть. Но это не так. Желание пойти в школу и желание учиться — разные понятия. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут. Потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно. Наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.

Между «хочу в школу» и «надо учиться работать» огромная пропасть. Если ребенок не осознает это «надо», он не сможет хорошо учиться, даже если уже хорошо читает, пишет и считает.

4) Социально-психологическая готовность — имеет потребность в общении, умение общаться с взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество. Учите ребенка слушать, видеть, наблюдать, запоминать и перерабатывать полученную информацию.

Мини-лекция «Уровень развития речи ребенка 7 лет».

Учитель-логопед: Готовность к обучению подразумевает и определенный уровень развития речи ребенка. Он должен:

  • произносить звуки всех фонетических групп правильно и четко;
  • уметь:
  • слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • выделять начальный гласный звук из состава слова, анализировать гласные из трех звуков типа «ауи», обратный слог (гласный — согласный) типа «ап»;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • знать и правильно употреблять термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки;
  • употреблять правильно слова с уменьшительно-ласкательным значением;
  • образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между ними, образовывать прилагательные от существительных;
  • пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ-описание.

Если у первоклассника есть недостатки в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, ему будет трудно освоить образовательную программу.

Одна из важных задач при подготовке к школе — сформировать у ребенка грамматически правильную, лексически богатую и фонетически четкую речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка. Обращайте внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка. Это позволит своевременно начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

3. Упражнение с родителями и детьми «Давайте поздороваемся».

Педагог-психолог. Сейчас к нам присоединятся  дети. (заходят дети).

Вместе со своими мамами и папами вставайте в круг. Будем здороваться необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз — вы пожмете друг другу руку; два раза — потретесь носами; три раза — обнимитесь. Будьте внимательны! Замечательно!..

4. Учитель-логопед проводит с детьми фрагмент фронтального логопедического занятия.

Цель: продемонстрировать родителям, чему и как учатся дети на занятиях с учителем-логопедом.

На этом этапе учитель-логопед предлагает детям:

  • игру «Угадай звук» (со звуком [к]) — определить и назвать встречающийся в словах одинаковый звук;
  • охарактеризовать звуки [к] и [к'] по артикуляционным и акустическим признакам и обозначить цветом твердый и мягкий звук;
  • игру «Где звук?» — назвать предметы на рисунках и определить позицию звуков [к], [к'] (дети выполняют задание в тетрадях);
  • выполнить звуковой анализ слогов-КА, КУ и слов КОТ, КИТ (дети выполняют задание вместе с родителями).

 За выполнение заданий участники получают карточку с буквой «к».

5.  Учитель-логопед проводит с детьми упражнение «Летит - едет - плывет».

Учитель-логопед: Сейчас я буду называть различные предметы. Если предмет летит — машем руками над головой, если едет — топаем ногами, если плывет — разводим руками в стороны, плывем. Готовы?.. Будьте внимательны!

Предметы: самолет, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолет.

6.Педагог-психолог проводит с родителями и детьми игру «Колумбово яйцо».

«Колумбово яйцо» — это головоломка. Задача — из десяти геометрических фигур, на которые разбита плоская фигура в виде яйца, построить различные изображения. Из набора фигур можно сложить вполне осмысленные схематические фигурки, создать узоры или орнаменты. Выполняя задания, дети знакомятся с пропорциями, учатся ассоциировать силуэты с реальными предметами. Игра развивает мышление, смекалку, фантазию, комбинаторные способности. Кроме работы по инструкции, ребенок может самостоятельно фантазировать и изобретать новые контуры знакомых предметов.

Педагог-психолог: Разделитесь на команды. Первая команда — дети, вторая — родители. Команда, которая быстрее выполнит задание, получит следующую карточку. Необходимо, глядя на образец, составить интересные фигуры-силуэты. При составлении фигур-силуэтов используйте все части — присоединяйте их одну к другой, но не накладывайте друг на друга.

По окончании игры команды получают карточки с буквами «ш», «л».

7. Педагог-психолог проводит с родителями и детьми графический диктант.

Приглашает участников за столы. Раздали каждому листок бумаги в клетку, простой карандаш.

Педагог-психолог: Чтобы выполнить следующее задание, внимательно слушайте меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию, а в конце посмотрим, какое животное у нас получится.

3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 7 клеток вправо, 1 клетка вверх,
1 клетка влево, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 влево,
7 клеток вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вверх.

За графический диктант участники получают карточку с буквой «о».

8. Учитель-логопед проводит упражнение «Рукавички».

Перед вами лежит пара рукавичек, вырезанных из бумаги. Нужно как можно быстрее и, главное, одинаково их раскрасить.

За выполнение задания участники получают карточку с буквой «а».

Учитель-логопед: Молодцы! Вы выполнили все задания и собрали карточки. Предлагаю вам выложить из них слово, тогда мы узнаем, куда нас привела дорога знаний.

9. Педагог-психолог проводит упражнение «Связующая нить».

Упражнение в круге.

Инструкция. Передавая друг другу клубок ниток, дети заканчивают фразу «Когда я стану первоклассником, хочу, чтобы мама и папа…», а родители — фразу «Когда Вадим станет первоклассником, я буду…». Родители и дети выполняли упражнение одновременно: сначала фразу продолжал ребенок, затем его родитель. Таким образом, взрослые услышали потребности и ожидания своих детей, а дети получили эмоциональную поддержку от родителей.

10.Рефлексия. Родители делятся впечатлениями о мероприятии, что они узнали нового и что будут применять с детьми при подготовке к школе в летний период.

  • Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?
  • Что нового, интересного узнали для себя?
  • Когда у вашего ребенка что-то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?
  • Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?

Список использованной литературы

1.Справочник педагога-психолога. Психолого-логопедический практикум «На пороге школы» для родителей и детей». Е.Лубенская, Н.Харымова.



Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба для родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Мастер – класс «Песочная терапия как метод коррекции поведения детей с тяжелыми нарушениями речи»

Психолог. Уважаемые родители, мы сегодня с вами будем обучаться методу коррекции поведения детей - песочная терапия.

Песочная терапия

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Это уникальный способ, чтобы снять внутреннее напряжение, воплотить его на бессознательно-символическом уровне и тем самым повысить уверенность в себе, гармонизировать эмоциональное состояние.

В рамках коррекционной работы с детьми с нарушением поведения используйте в индивидуальной и групповой работе следующие игры.

Прошу подойти всех к интерактивной песочнице и выполнять упражнения.

Упражнение «Волшебные дюны». Погрузите вместе с ребенком руки в песок, пошевелите пальцами, проследите за изменениями песочного ландшафта.

Упражнение «Песочные часы». Расскажите ребенку о песочных часах и предложите ему показать, как они работают. Для этого попросите взять в одну руку песок и сыпать его тонкой струйкой. То же самое повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

Упражнение «Песочная река». Вместе с ребенком сделайте в песке реку, погрузите ладони в песок и медленно подвигайте пальцами. Попросите ребенка представить, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок. Кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно.

Эта кропотливая и созерцательная работа вызывает спокойствие, сосредоточенность, развивает умение слушать тишину, себя и окружающих. Упражнение проводите под релаксационную музыку.

Упражнение «Дракон». Игра поможет преодолеть агрессивное поведение. Предложите вылепить из песка фигурку дракона. Параллельно обсудите с ребенком, что он чувствует, когда лепит, какой у дракона характер, есть ли у него друзья, как его зовут, чем он питается, где живет и т. п. Как только фигура будет готова, скажите ребенку, что если дракон злой — его необходимо разрушить. Победу над драконом отметьте танцем победителей под веселую музыку.

Психолог. Прошу поделиться мнением о данном методе.

Учитель логопед знакомит с формированием активного словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях.

Цель:

формирование умений осознанной, адекватной и результативной родительской помощи детям старшего дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи при овладении основными приемами накопления лексического запаса в домашних условиях.

 Задачи:

  • актуализировать представления родителей о формировании словарного запаса детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР);
  • познакомить родителей с задачами образовательной деятельности адаптированной образовательной программы ДО по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей с ТНР;
  • рекомендовать дидактические игры, которые используются в соответствии этапами формирования словарного запаса при организации образовательной деятельности;
  • обучить игровым приемам активизации и пополнения словарного запаса детей с ТНР в повседневной деятельности;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной коррекционной работы с детьми в этом направлении.

Учитель логопед. Разминка в игре «Кто? Что?»

Учитель логопед. «Особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи», медиапрезентация  по теме: «Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях».

Использованная литература

1.Справочник педагога-психолога. Детский сад. // Мастер-класс «Арттерапия в работе с дошкольниками». А.Иванова.