2017 - Доклад ПЦК

Брыкин Дмитрий Васильевич

Доклад Проблемы начала самостоятельной работы молодого специалиста в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы начала самостоятельной работы молодого специалиста в школе.

       В процессе подготовки будущих специалистов народного образования, в первую очередь начинающих учителей средних школ, одной из главных проблем традиционно считают отрыв теории, полученной в процессе учебной подготовки, от практики работы в учебных учреждениях. Школьное образование в последние годы постоянно меняет векторы развития, направления своего действия; меняются приоритеты, меняется и подготовка будущих учителей, которые, ограничиваясь теперь уже меньшей учебной практикой, не всегда бывают подготовлены к самостоятельной работе в школьном коллективе.

        Занимаясь 25 лет подготовкой кадров для общеобразовательной школы, я только в этом учебном году реально, изнутри смог понять и прочувствовать работу школьного учителя во всей её многогранности и специфике. Преподавая с начала учебного года ИЗО (Искусство) в 5-8-х классах и МХК в 10-м классе я стал осознавать, что на самом деле необходимо будущему школьному учителю, какие плюсы и минусы были в моей работе (в том числе и в работе на педпрактике) в предыдущие годы, когда, вместе с нашими студентами школьного отделения, мы разрабатывали сотни уроков по технологии и ИЗО.

          Первое, о чем хотелось бы сказать, это психологическая готовность наших выпускников к работе в школе. Собственная многолетняя работа в педагогике приучила к самодисциплине и самоорганизации, которая, зачастую хромает у наших старшекурсников и выпускников. Реальная работа, работа с десятками учеников каждый день приводит к пониманию необходимости сверхответственности и сосредоточенности.  Дети – самые строгие и безжалостные инспекторы и ревизоры; ни один, даже самый маленький промах или недочет не пройдет не замеченным, не отмеченным, не прокомментированным. Предельная собранность, готовность в любой момент рефлексировать на самые неожиданные ситуации, зачастую столь внештатные, что может растеряться и опытный педагог, должны стать приоритетной в психологической подготовке будущего специалиста. Много лет назад видный отечественный педагог – новатор С.А.Шмаков говорил нам, студентам пединститута: « Будьте готовы в любой момент ответить на любой вопрос ученика. Если ваш ответ задерживается от растерянности больше чем на 5 секунд, вы становитесь для ребенка не интересны, ваш авторитет эрудита и руководителя мгновенно падает и, может быть, уже никогда не будет восстановлен. Так устроена психика ребенка; для него взрослый, особенно учитель – изначально непререкаемый авторитет, а  такие высокие авторитеты всегда подвергаются и высокими по требовательности проверками».

            Следует также упомянуть, что иногда можно увидеть, как молодые педагоги идут на поводу у класса, вернее, на поводу тех учеников, которые, в силу разных причин, верховодят в детских коллективах, устанавливают свои правила и обычаи. Именно здесь и может вырасти авторитет учителя, когда неинертность, оптимизм, настрой на совместную работу преодолеют негативные факторы, сложившиеся в течении предыдущих лет в школьном классе.

            Хотелось бы также отдельно сказать о очень тяжелой проблеме взаимодействия с родителями учеников. Наши студенты на педпрактике практически никогда не сталкиваются с этой проблемой; здесь их «прикрывают» школьные учителя и классные руководители. Последнее время, в первую очередь под влиянием СМИ, сложился определенный, зачастую негативный образ отечественного педагога. Обвинения в коррупции, инертности, грубости, а зачастую жестокости, сыпется со всех сторон. Родители учеников, особенно та категория, что привыкла относиться к школе как к «представителю образовательных услуг», сами довольно осознанно настраивают своих детей потребительски, уничижительно и презрительно по отношению к педагогу; имущественное и должностное превосходство – объяснение такого состояния. Естественно, что дети в таком случае получают заведомую дозу грубости, хамства, уничижительного отношения к учителю. Сами такие родители, как правило, практически устраняются от воспитания своих детей, не утруждают себя проверкой готовности уроков, подготовленности к занятию. И, когда результат учебы, обычно в виде низких оценок их не устраивает, сыпятся какие угодно обвинения в адрес учителей и школы. Здесь, особенно для начинающего педагога, очень важно, чтобы его поддержала администрация школы, коллеги, здоровая часть родительского сообщества. Налаживание отношений учителя и родителей – может быть, самая важная часть внеурочной деятельности учителя; умение найти общий язык с очень  разными людьми (коллегами, учениками и их родителями) – залог успеха в современном среднем образовании.

          Еще одной проблемой молодых педагогов можно считать боязнь инициативы, рабское следование программам и планам, как зачастую требует руководство. Попытка ввести что-то новое, интересное, насущно необходимое именно сейчас, в конкретной ситуации, часто натыкается на жесткие требования администрации соблюдать пункты и параграфы, из-за чего молодой специалист становится инертным, безынициативным, а в последствии, может быть, и равнодушным исполнителем. Особенное желание руководителей образования получить результаты работы с детьми в форме определенного количества победителей олимпиад, конкурсов, смотров за счет отвлечения сил от реального учебного процесса так же довольно существенно отвлекает учителя от работы с детьми, от живого общения с ними. Педагог может не только сам стать автоматом по ведению учебного процесса «на выигрыш», но и приучить к этому детей, когда высокий формальный результат заслоняет общую задачу образования и воспитания ребенка.

           И. в итоге, конечно, необходимо упомянуть и другие проблемы. Продолжающийся, не смотря на заверения правительства, развал материальной базы школ, кампанейщина внедрения новых «инициатив» не позволяют реализовывать прогрессивные методы образования. Отсутствие стройной, продуманной, отработанной, доступной, и, главное, бесплатной системы повышения квалификации провинциальных учителей не способствует реальному развитию учебного процесса. Засилье огромного числа зачастую никому не нужных документов только отвлекает и раздражает членов педколлектива, уводит силы, время и возможности от реальной работы с детьми.

            Все эти проблемы общеизвестны. Не секрет, все эти беды и трудности есть и в коллективах, готовящих будущих педагогов. Мы, по мере возможности, стараемся дать определенную прививку от этих вещей нашим студентам. Но только личный опыт работы преподавателя в школе, возможность увидеть все это «изнутри» может дать стойкую уверенность в преодолении этих проблем. Школьный коллектив, здоровый в своей основе, опытные благожелательные товарищи по новой работе, толковая администрация всегда помогут молодому специалисту освоиться в работе. Наша задача дать ему не только обширные, практикоориентированные знания, но и уверенность в себе, в своих силах, в возможностях своего саморазвития. Тогда реальная, самостоятельная работа в школе будет полезна ученикам, удовлетворительна родителям и увлекательно интересна самому молодому учителю.