Доклад на конференцию

Брыкин Дмитрий Васильевич

Доклад  на конференцию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брыкин Д. В.

преподаватель МХК и художественных технологий

Г(О)БОУ СПО Усманский профессиональный колледж

ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ТРАДИЦИОННЫХ ПРОМЫСЛОВ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Все взрослые когда-то были детьми. Это непреложная истина, так же как и та, что, вырастая, люди свысока смотрят на этих «маленьких человечков», вспоминая своё светлое или тёмное детство как что-то давно ушедшее. Но, может быть, стоит вспомнить и тех, кто помог стать настоящими людьми, развить те зачатки талантов, которые были заложены в каждого при рождении. Любой состоявшийся человек, покопавшись в архивах своей памяти, обязательно отметит огромную, решающую роль учителя, кружковода, родственника, соседа или совершенно случайного человека, познакомившего, объяснившего, научившего зачаткам какого-то ремесла, художественного навыка, забавного и искусного умения. Даже «технари», не имеющие, казалось бы, никакого отношения к искусству, припоминают эпизоды детства, где именно через искусство маленький фрагмент огромного прекрасного мира стал доступнее, более понятен, близок, и тогда внутри маленького человечка что-то изменилось, потеплело, стало расти в большое и светлое, научило лучше разбираться в жизни, сформировало и воспитало таким, каким есть.

Определенные познания в области культуры, художественный кругозор, интеллектуальное удовольствие от красоты, вкус и умение ориентироваться в области гуманитарных знаний и искусств необходимы любому человеку, живущему в обществе и пытающемуся стать его достойной составной частью.

Давно известно, что одним из самых благодатных материалов для воспитания у детей и молодежи художественного вкуса, высоких чувств, гармонии, совершенства считаются традиции народных промыслов и традиционных искусств. Особенно важно это для системы подготовки молодых учителей, когда духовно и творчески обогащается жизненный опыт молодых людей, происходит приобщение к мастерству, вырабатывается характер творческой личности - свойства, необходимые любому педагогу как человеку, формирующему мир добра и любви, называемому детством. Обращение к культурному наследию своего народа, впитывание художественных принципов предков, освоение навыков ремесла и путей самостоятельного творческого поиска приведут к высоким результатам в педагогической деятельности. И, быть может, сегодняшние школьники вырастут и мыслителями, и искателями, и увлеченными людьми, если в школе станет больше людей, для которых слово «Искусство» - не только «образовательная область».

В Усманском профессиональном колледже (бывш. Усманский педагогический колледж) уже много лет отрабатывается система воспитания молодых педагогических кадров, призванных работать в начальной школе, среднем звене, кружках, секциях, клубах провинциальной школы   и   учреждений   дополнительного   образования.   Особое   внимание уделяется студентам, чья дополнительная специальность «технология». Ряд изучаемых предметов (как обязательных, так и факультативных) в своей сути содержат компоненты художественного образования, в значительной степени основанной на изучении основ традиционных искусств. Законы декоративно-прикладного искусства, истории, зарождения и развития народных промыслов, эстетические принципы национальных ремесел изучаются с теоретической и практической стороны. В структуру предметов «Декоративно-прикладное искусство с методикой преподавания», «Художественная обработка материалов», «Материаловедение» и других входят элементы многих русских промыслов - резьба и роспись по дереву, филигрань, цветные лаки, кружевоплетение и пр. Особое внимание удается уделить русской керамике, как ремеслу безусловно древнейшему, имеющему не только огромную историю, но и интереснейшие художественные особенности. Студенты колледжа, готовясь к практическим занятиям со школьниками и дальнейшей самостоятельной педагогической деятельности изучают различные виды керамики, типы керамических изделий и декоративных покрытий, художественные структуры орнаментальных элементов, принципы построения глиняного декора. Основными разделами можно считать «Глиняный рельеф и изразец», «Мелкая пластика», (как элемент самостоятельного творческого поиска), «Русская глиняная игрушка» с особым вниманием к местным промыслам ее. Романово, Доброе, Становое, «Пластовое формообразование», а также некоторые сведения и навыки из области промышленных и кустарных технологий.

Особенно интересными и легко применимыми в практике преподавания в школе и внешкольных объединениях видятся темы (теоретические и практические) связанные с русским изразцом - одним из самых древних ремесел. Относительная простота технологии выполнения, примитивность инструментов и приспособлений, особый декоративный язык нравятся детям, легко осваивается и творчески перерабатывается преподавателями. Прорабатывая приемы работы, изучая историю развития и распространения русского изразца, становится понятно, почему он всегда так заметен и любим и в музейной экспозиции, и в архитектурном декоре - привлекает нарядностью, сочной декоративностью сюжетов, орнаментов, яркими цветами, звучность которых подчеркнута блестящей фактурой поливной керамики. Добротность исполнения затейливых орнаментов свидетельствует о высоком мастерстве древнерусских керамистов и тонком владении технологией, в то же время некоторая грубоватость и примитивность их, в особенности сюжетных изображений, отчетливо проявляет ремесленный характер этих изделий народного искусства, не только радующих глаз, но повествующих многое о художественном сознании той эпохи, безусловно находящей отклик и в современности, в душах молодежи начала III-го тысячелетия. Работая в этой технике, общаясь с примерами национального искусства и ученик, и педагог начинают понимать русский изразец как знаковое явление культуры позднего русского Средневековья, одного из самых интересных и трагичных периодов нашей истории, эпохи заложения современных художественных основ российских ремесел. Очевидно, что сам по себе этот невеликий предмет архитектурной пластики (в среднем - формат тетрадного листа) не выдержит сравнения с монументальной архитектурой по своей концептуальной значимости. Но, будучи первоначально элементом архитектурного фасада, он возник как одно из средств выражения художественно-эстетической идеи, традиции понимания на Руси красоты как божественной «благости», так как считалось, что земная красота, выраженная в украшении храма, есть отражение небесной красоты, истины и святости. Н. Немцова утверждала, что в «в эстетическом плане керамический архитектурный декор имел такое же художественное значение, как фрески или иконы». И не применять этот элемент народного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей, неизбежно основанном на изучении национальных традиций великого народа невозможно.

Любопытна практика перетекания интересов детей от школьных занятий в область творческой реализации свободного времени, личных увлечений и интересов. Возможность совершенно самостоятельно работать с глиной в наименее сложной пластовой (рельефной, изразцовой) технике позволяет бесконечно широко переосмыслять и расширять сюжетику подобных работ, применяя и развивая набор приемов. Умение и возможность педагогов организовать и ненавязчиво направлять самостоятельное творчество дает великолепные результаты; известно - чем педагогически грамотнее организован досуг учащихся, тем эффективнее их нравственное и трудовое воспитание, шире мир интересов.

Высокие результаты в обучении и воспитании детей могут быть достигнуты только при условии полного взаимного доверия и творческого партнёрства, глубоких знаний преподавателя и его профессионализма, и, несомненно, при главенствующей роли культуры и искусства; развитие достойного человека и гражданина всегда идёт через цельность натуры и истинную искренность, а, стало быть, через искусство, ибо, как писал СВ. Рахманинов, «самое высокое качество всякого искусства - это его искренность».

ЛИТЕРАТУРА