Доклад

Брыкин Дмитрий Васильевич

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов МХК

в формировании творческой идеи ВКР.

Сложившаяся система среднего профессионального образования устанавливает последним этапом процесса обучения в педагогическом колледже выполнение и защиту так называемой «выпускной квалификационной работы»; оперируя более традиционной ВУЗовской терминологией, чаще называют этот процесс «защита дипломного проекта».

В области «Технология», как дополнительной специальности, так и части дисциплин, входящих в специальность «Преподавание в начальных классах», выполнение данных выпускных квалификационных работ предусматривает не только теоретическую и методическую части (исследовательского и/или экспериментального характера), но и выполнение практической творческой работы. В этой работе должны быть отражены не только практические и технологические знания и умения молодого специалиста, но и его кругозор, эстетическая подготовленность, система художественного видения различных явлений, мировоззрение и духовно-нравственное развитие.

Современная тенденция к введению элементов дизайна в практику преподавания и «творческих» дисциплин – в первую очередь, изобразительного искусства и технологии, – организация кружковой работы и самостоятельная творческая деятельность школьников приводят к необходимости введения основ художественного конструирования в практику учебных занятий в школах. А, стало быть, необходимо готовить специалистов, способных преподавать эти дисциплины, разбирающихся в основах дизайна, имеющих сформированный художественный вкус и кругозор в области искусства, владеющих определенными технологиями методического и практического характера. Здесь творческо-практическая часть ВКР выпускников-педагогов Усманского профессионального колледжа и является вещественным результатом овладения вышеназванными технологиями.

Желая выбрать тематику практической творческой части ВКР, наши выпускники традиционно сталкиваются с проблемой выбора тематики работы. Казалось бы, несколько лет овладения художественными технологиями (дисциплины Технология художественной обработки материалов, Декоративно-прикладное искусство, Технология конструкционных материалов, основы художественного конструирования и многие другие) дают возможность в технологическом и практическом плане. Владение навыками обработки широкого спектра материалов (от металла и дерева, до ткани, бумаги и кожи), знание их свойств и традиций кустарных промыслов, некоторый опыт применения в учебно-образовательной школьной практике, система дополнительного (кружкового) образования несомненно подготавливают в технологическом плане. Но отсутствие художественных идей зачастую ставит в тупик человека, желающего применить свои практические навыки, владеющего ими, но не умеющим самостоятельно реализовать свои творческие способности в художественных образах, эстетических формах, отражающих его мировоззрение в области искусства. Проще говоря, выпускники не знают, какую тему практической художественной части предпочесть, как реализовать свои навыки в произведении того или иного направления, даже когда определен вид материала, которому дано предпочтение.

Поскольку наше учебное учреждение пока не ставит себе целью выпуск специалистов-художников и дизайнеров, здесь можно обратиться к приему поиска в области стилизации широко известных направлений искусства, определенному следованию традиционным форматам популярных художественных явлений. Но затруднение вызывают узость кругозора в области искусств, недостаточная компетентность в вопросах художественной культуры. Здесь на помощь приходит учебный предмет, основной задачей которого и ставится расширение кругозора в области искусства, создание условий для развития эстетического вкуса и живого общения с произведениями мировой культуры, воспитания стремления к красоте в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, развитие воображения, образного и технологического мышления, творческих способностей.

Этот предмет, уже около двадцати лет имеющий особое место в образовательном процессе, закрепился под названием «Мировая художественная культура» (МХК), или «Искусство (МХК)», или «История искусств»; впрочем, от формального изменения названия сущность мало меняется. Изучение теории искусства, приобщение к накопленным многовековой историей идеалам и ценностям художественной культуры, самостоятельное духовное усвоение подлинных эстетических ценностей, созданных человечеством, и является основой программ по данному предмету. Безусловное понимание, что современному образовательному процессу необходимы специалисты с широкой гуманитарной подготовкой, способные к многообразной деятельности по руководству художественным и общеэстетическим развитием детей может смыкаться и с практически необходимыми нуждами по применению на практике знаний в области стилизации, дизайнерского мышления, воображения и других свойств личности современного человека.

Опыт работы по выполнению студентами УПК  выпускных квалификационных работ доказывает, что предметы, связанные с искусствоведением, в первую очередь МХК, могут оказать неоценимую помощь и решающее значение в выборе тематики ВКР. Выбрав определенную технику, материал, способы обработки, дипломник начинает искать и художественный образ, стилистику, способ эмоционального выражения в изучении конкретных стилистических приемов, изобразительных и эмоциональных чертах, исторически сложившихся стереотипических представлениях о том или ином периоде культуры, явлении, персонаже.

Так, последняя дипломная работа по теме «Элементы художественного конструирования в системе художественно-эстетического воспитания школьника» студентки Ребровой Ю.О. (специальность 050709 Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области технологии) содержала не только теоретические сведения о основах дизайна и истории его развития, методические рекомендации о включении элементов художественного конструирования в практику преподавания предметов технологического цикла в учебную и кружковую работу, но и составленную программу творческого объединения с подробно разработанным блоком работы в технике папье-маше.

Данная техника, традиционная в изготовлении объемных предметов искусства, особенно активно применяется в изготовлении обрядовых и карнавальных масок. Именно последнее, европейская карнавальная традиция, и легло в основу художественной идеи творческой части работы. Исследуя традиции карнавала, его истоки, развитие, атрибутику был выбран стилизованный обряд Венецианского карнавала 17-19вв.; развивая идею «Венецианского стиля», изучая его эстетику, историю развития островной республики, обычаи и обряды венецианцев родился образ «Венеция. Обручение с морем». Этот древний ритуал, когда пожизненно выбранный глава республики – дож символически «обручался» с морем, выезжая в золоченой, украшенной каменьями лодке в Венецианскую лагуну и торжественно, ввиду соотечественников на берегу, бросал в воду золотой с каменьями перстень. Это действо должно было подтвердить связь торговой республики с морской стихией, обеспечивающей процветание Венеции.

После консультации со специалистом по средиземноморской культуре Топорковым С.А. (г. Воронеж) были выделены стилистические особенности венецианского декоративного искусства. В соединении с творческо-технологическими возможностями учебных мастерских УПК, при определенном упрощении и удешевлении материалов (замене и имитации) был разработан эскиз и воплощен в технике папье-маше, с сохранением декоративных элементов и принципов оригинальной стилистики.

Именно расширенный художественный кругозор, знания в области мировой художественной культуры позволяют не только выбрать тему творческой работы, но и удачно воплотить идею в жизнь. Подобные качества и профессиональная подготовка выпускников помогли им в последние годы создать ряд удачных, выставочного уровня работ: Коловицкая А. – резной комплект детской мебели в стиле русской деревообработки (2010г), Казьмина Е. – моделирование в традициях южнорусского костюма (2010г), Гурова М. – аппликации из природного материала по мотивам японских декоративных панно.

Становится понятно, что знания в области искусства не только полезны будущим учителям, но и помогают развитию художественно значимой, творчески мыслящей личности.