Работа с родителями

Цветкова Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                            ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ

Развиваем речь, играя

(Пособие для педагогов, родителей)

Картинки по запросу картинки дети занимаются с логопедом

                                                                                                                              Составитель: учитель-логопед

                                                                                                                                              Цветкова М.Н.


Предисловие

Данное пособие представляет собой практический материал и будет полезно в работе педагогам, работающим с обучающимися с ОВЗ, а также заботливым и ответственным родителям детей, имеющих недостатки произношения в речи.

  • пособии представлены комплексы логопедических упражнений для уроков, занятий по самоподготовке, воспитательных занятий, занятий дома с родителями.

Комплексы упражнений рассчитаны на один месяц.

Упражнения следует проводить ежедневно. В связи с короткой продолжительностью занятий в январе (из – за зимних каникул), в этот месяц представлен комплекс упражнений по самомассажу лица.

          В структуру данной брошюры включены:

  1. Движения, сочетаемые с речью;
  2. Кинезиологические упражнения;
  3. Упражнения на развитие фонематического слуха;
  4. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса;
  5. Упражнения для артикуляционной гимнастики.

При проведении упражнений педагогу или родителю необходимо следить за тем, чтобы дети выполняли артикуляционные упражнения точно. Каждое упражнение необходимо повторять от 5 до 20 раз, желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт или с хлопками и т.д.

При выполнении упражнений на развитие мелкой моторики важно, чтобы движения пальцев рук были точными и ритмичными.

Желаю успехов в Вашей работе!


Май

1. Самомассаж подушечек пальцев:

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку разминается один палец, после 5-й строчки – смена рук.

                   Дети любят всех зверей:     (большой)

                   Птиц, и ящериц, и змей,     (указательный)

                   Пеликанов, журавлей,        (средний)

                   Бегемотов, соболей,            (безымянный)

                   Голубей и глухарей,            (мизинец)

                   И клестов, и снегирей;       (большой)

                  Любят горного козла,         (указательный)

                   Обезьянку и осла,               (средний)

                   Дикобраза и ежа,               (безымянный)

                   Черепаху и ужа.                (мизинец)

2. Развитие фонематического слуха и слуховой памяти:

та-да, па-ба, во-фо, ки-ги, му-ну, пы-бы, то-да, пу-бы, ко-ко-ки, па-па-ба, то-до-то, му-му-ну, ны-мы-ны, ва-ву-вы

3. Артикуляционная гимнастика:

  • "Барабанщик" (улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося звук: Д-Д-Д… сначала медленно, постепенно убыстрять темп).
  • "Грибок" (присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот).
  • "Кучер" (широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы щеки не раздувались).

4. «Ухо – нос»:

(Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»).

5. Развитие силы голоса:

Пропевание гласных сначала низким голосом и заканчивать высоким.

Апрель

  1. Артикуляционная гимнастика:
  • «Улыбка» - «Трубочка»
  • «Лопатка» - «Иголочка»
  • «Пароход гудит» (приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы, имитируя гудок парохода)
  • «Индюк» (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение вперед и назад, добавить голос «бл-бл».

2. «Пальчики здороваются»:  

Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор). На каждый ударный слог пальцы одной руки соприкасаются с большим: 1-2,1-3,1-4,1-5.1-5,1-4,1-3,1-2. Затем смена пальцев.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

(смена рук)

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

3. Развитие речевого дыхания (упражнение «Комар»):

Исходное положение – руки вперед, вдох – руки в стороны, выдох – руки медленно сходятся («не спугни комара»), выдох со вздохом в-в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши («убили комара»).

4. Кинезиологические упражнения «Оладушки»:

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз.

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

5. Развитие фонематического слуха: «4-й лишний»:

(Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных): 

винт – бинт – винт – винт

буфет – буфет – букет – буфет

билет – билет – билет - балет

Сентябрь

1 – 2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

  • Игра «Сказочка – указочка»;

Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы были хорошо видны лицо и артикуляционные органы. Взрослый читает и вместе с ребенком показывает пальцем части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока,

Покажи, моя рука:

Это – правая щека,

Это – левая щека.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там – к прогулкам не привык

Робко прячется язык.

Ты сильна меньше, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

А вокруг – то – целый ряд –

Зубки нижние стоят:

Боковые – слева, справа,

Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта –

В них улыбка заперта:

Вправо – правый угол рта,

Влево – левый угол рта.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у  языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Всё про ротик знаю я!

Ежедневно выполняются 2 – 3 упражнения, а по мере их закрепления добавляются 1 – 2 упражнения.

3. «Кулак – ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций.

Вот -  ладошка, вот – кулак!

Всё быстрее делай так.

4. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [к].  Взрослый произносит ряд звуков [г], [л], [к], [а], [д]…Ребенок  хлопает в ладоши только тогда, когда услышит нужный звук. 

5. Развитие речевого дыхания.

Ребенок делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.

Октябрь

1. Кинезиологические упражнения:

"Дом"        "Ёжик"        "Замок"

2. Развитие фонематического слуха: "Поймаем жука" (хлопнуть в ладоши на звук  [ж]):

ж з ж ш з з ж з з з ч с ш ж с з ж ж щ ж з ж ж ж ш ж з з ж ж ш с ш ж з ж ж

3. Развитие речевого дыхания:

Дети делают медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох.

4. Артикуляционная гимнастика:

  • «Улыбка» - зубы сомкнуты, растягивание разомкнутых губ;
  • «Трубочка» - вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты»);

Попеременное выполнение «Улыбка» - «Трубочка»;

  • «Чашечка» – широкий язык поднят к верхней губе;
  • «Вкусное варенье» – облизываем кончиком языка верхнюю и нижнюю губу
  • «Маляр»
  • «Лошадка»-  улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

5. Самомассаж ладоней аппликатором Кузнецова:

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями к себе:

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат»

Март

  1. Развитие голоса и дыхания: «Лесенка»:

Поднимаясь по ступенькам лестницы вверх, изменяется громкость голоса при произнесении гласных звуков и слов от шепота до крика.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • «Заборчик» - «Хоботок».
  • «Лопатка» - «Иголочка».
  • «Почистим нижние зубки» (губы в улыбке, зубы обнажены, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается).
  • «Змейка» (губы в улыбке, зубы обнажены, приоткрыть рот, попеременно выдвигать и убирать узкий язычок).

3. Развитие фонематического слуха:

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [з']: зима, зонт, звук, заря, морозы, зяблик, резина.

4. Кинезиологические упражнения «Лягушка» (кулак-ребро-ладонь): три положения руки на столе или колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

          Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь)

          Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

5. Самомассаж с прищепками:

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш».

Февраль

1. Кинезиологические упражнения:

"Флажок"        "Рыбка"        "Лодочка"

  1. Развитие фонематического слуха: "Поймаем комарика" (хлопнуть в ладоши на звук [з]):

з        с        ш        з        з        ж        з        з        з        с        с        ш        ж        с        з        ж        ж        з        з        з        з

  1. Артикуляционная гимнастика:

  • «Заборчик»;
  • «Хоботок»;
  • «Лопатка»;
  • «Иголочка».
  • "Построим горку" - "Сломаем горку" (выгибать вверх и опускать вниз спинку языка, при этом кончик языка упирается в нижние резцы).
  • "Ветерок дует с горки" (рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута вверх, дуть).
  1. Упражнение «Циркач»

Детям раздать по два грецких ореха, положить их на ладошку, постараться обвести один орех вокруг второго. После второй строчки – смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

  1. Развитие речевого дыхания и голоса

Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

Ноябрь

1. Кинезиологические упражнения: «Лезгинка»:

(Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук) Повторить 6—8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

2. Развитие фонематического слуха: «4-й лишний»:

(Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных: Ком – ком – кот — ком

                   Канава – канава – какао — канава

                   Утенок – утенок – утенок — котенок

3. Артикуляционная гимнастика: 

  • "Улыбка" - "Трубочка".  
  • "Лопатка"- широкий язык высунуть, положить на нижнюю губу на 10 – 15 секунд.
  • "Иголочка" – узкий напряженный язык высунуть далеко вперед, удержать 10-15 секунд.
  • "Горка" (рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута вверх).

4. Развитие речевого дыхания и голоса:

Упражнение на ослабление голоса (громко-средне-тихо-шепот-беззвучная артикуляция: А-А-А-а-а-а (со всеми гласными)

5. Упражнение «Клювы»:

Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя мизинцами. На каждую строку осуществляется по одному взятию палочки.

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у цапли

И журавля!

C:\Users\User\Documents\Scanned Documents\сч. пал..jpeg

Январь

                       

1. Артикуляционная гимнастика:

  • «Лопатка» - «Иголочка».
  • «Маляр» (рот открыт, зубы видны, кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
  • «Вкусное варенье» (положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубы).
  • «Фокус» (улыбнуться,  приоткрыть  рот,  положить  широкий передний край языка на верхнюю губу и подуть вверх на челку или ватку).

2. Упражнение «Колечки»:

Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки: от большого до мизинца. Затем – смена рук. На каждую строку «колечко» надевается на один палец.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали.

Улетев в какие дали,

Холода переживали.

- Что, пернатые, клевали?

Гнезда где свои свивали?

Где вы яйца отложили?

Как вы бури пережили?

Сколько вы в конце концов

В гнездах вывели птенцов?

3. Развитие речевого дыхания и голоса:

Ребенок делает глубокий вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти (шести, семи).

4. Развитие фонематического слуха:

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [р]: работа, лайка, лоб, рот, лук.

5. Кинезиологические упражнения «Колено – локоть»:

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Декабрь  

Самомассаж лица:

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим, мы разогреваем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу-вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин вперёд и потягивание вниз за мочки).

А потом уходим пальцами за щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперёд).

Разомнём их мягко, не задев ногтями (большие и указательные пальцы разминают обе губы).

Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта).

А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).

Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух).

И губами вправо – влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу врозь друг другу).

 



Предварительный просмотр:

Как сделать ребенка самостоятельным.

Когда и с чего начинать?

Зачатки самостоятельности есть даже у годовалого младенца - когда он отпускает ваш палец и делает первый шаг. Психологи считают, что в три года, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, следует потихоньку приучать его некоторые простейшие вещи делать самому. Тем более что малыш и сам к этому стремится: он начинает копировать ваши действия, и ему хочется участвовать в повседневной жизни: «стирать, как мама», что-то чинить, «как папа». Вы готовите ужин и накрываете на стол, а ваша дочь угощает кукол пластилиновыми котлетками. Ваш муж чинит машину, а сын старательно разбирает на запчасти недавно подаренный пластмассовый грузовик. И тут главное - проявить понимание и терпение. Не ругать за то, что «вот опять развела грязь» или «он снова сломал машинку», а попытаться обыграть эту ситуацию.

Предложить, например, вместе испечь настоящее печенье - ни один ребенок не откажется повозиться с тестом и налепить смешных фигурок. Ваш малыш хочет участвовать в воскресной уборке квартиры? Отлично. Дайте ему пожужжать пылесосом или вытереть пыль с полок (под вашим присмотром, конечно). Соберите вместе с ним разбросанные игрушки, а в следующий раз ненавязчиво предложите сделать это самому в рамках игры «я помогаю маме». Не бойтесь поручать малышу несложные задания, и он будет ощущать свою сопричастность, нужность и полезность. Такие простые, казалось бы, вещи будут постепенно формировать у него навыки самостоятельности.

Лучше я сама

Одна из причин, почему дети часто оказываются неприспособленными к жизни, состоит в том, что часто родителям все проще сделать самим. Бесконечно ждать, пока ваше сокровище самостоятельно натянет носки, причешется, доест овсянку, умоется - а вы и так в диком цейтноте и опаздываете на работу, - кажется невыносимым. И с языка слетают фразы типа «давай я сама» или «ты не умеешь, у меня лучше получится». И ребенок, во-первых, привыкает к мысли, что напрягаться не стоит, за него и так все сделают. А во-вторых, и это гораздо хуже, начинает думать - на своем уровне, - что он «плохой» и только создает родителям лишние проблемы своим неумением делать что-то так же быстро, как и они.

Развитие любого навыка требует терпения. Потратьте пару часов в выходной, чтобы спокойно и медленно показать малышу, как застегиваются пуговицы, завязываются шнурки, надеваются варежки. А потом устраивайте соревнования - кто быстрей это сделает, и не забывайте иногда поддаваться. Дети не менее азартны, чем мы с вами, и любая возможность поиграть, а тем более выиграть, здорово их стимулирует. Если постоянно практиковать такие вещи - во всех сферах жизни ребенка, - то первичный посыл «поиграть» перейдет в целеустремленность, в желание добиться реальных успехов.

Две противоположности

Воспитывая самостоятельность у ребенка в раннем возрасте очень важно выбрать верную тактику.

Гиперопека - это когда активно гасится любая инициатива ребенка, попытка что-нибудь сделать самому и мотивируется это, казалось бы, совершенно естественными материнскими страхами и инстинктами: «ты еще слишком маленький», «тебе это будет сложно», «не бегай, упадешь», «не трогай, порежешься» и так далее. Ребенка не пускают в реальную жизнь, защищают от малейшей неприятности. Постепенно маленький человечек привыкает к тому, что за него все сделают, и настолько свыкается с навязанной ролью, что в дальнейшем даже не пытается что-то изменить. А его подавленная потребность в самостоятельности выражается в том, что он третирует родителей, требуя все больше и больше внимания, не способен к нормальному контакту с другими детьми и постепенно превращается в маленького невротика.

Результатом такой манеры воспитания может стать инфантилизм - задержка в развитии, проявляющаяся в том, что взрослый уже человек демонстрирует физические и психические черты, свойственные ребенку: капризность, замкнутость, невозможность принятия самостоятельных решений.

Другая крайность - это частичное или полное самоустранение от поддержки и одобрения самостоятельных действий ребенка по принципу «сам научится со временем». Пуская все на самотек, не замечая и не поощряя попыток малыша что-либо сделать самому, родители тормозят в нем процесс развития. Получается, что у ребенка нет стимула приобретать какие-то новые знания и навыки. Малыша обязательно нужно хвалить. Понятно, что, если, стараясь помочь, он разбил дорогую тарелку или уронил тщательно приготовленный салат, вам практически невозможно удержаться от выплеска негативных эмоций. Не сдерживайтесь - пусть он увидит ваше огорчение. Но дайте малышу понять, что вы оценили саму его попытку помочь - «спасибо, солнышко, но давай в следующий раз попробуем сделать это аккуратней». Дети, в отличие от нас, взрослых, очень хорошо учатся на собственных ошибках.

Несколько практических советов

Когда малыш впервые что-то пытается сделать сам, не останавливайте его (если, конечно, это не угрожает его здоровью). Первоначальные его действия будут «подражательными», но постепенно он осознает связь, например, между «навел порядок - стало чисто» и начнет действовать целенаправленно.

Не пытайтесь облегчить ему жизнь (и себе заодно), делая за него его «работу». Ребенку все равно придется учиться элементарным вещам. Не станете же вы до совершеннолетия своего малыша чистить ему зубы или кормить с ложечки.

Постепенно приучайте ребенка к тому, что есть какие-то вещи, которые он должен делать сам: например, складывать свою одежду, книжки, умываться, убирать за собой, и делать это регулярно, даже если ему лень или он капризничает. Нужно, чтобы это вошло в привычку, а привычка - в правило.

Позволяйте ему принимать самостоятельные решения: при выборе одежды в магазине или стрижки в парикмахерской (да, даже в пять лет у вашего сокровища могут быть свои представления о прекрасном). Ребенок поймет, что вы доверяете ему, и будет очень благодарен.

Если ребенок мечтает о домашнем питомце, не отказывайте ему. Но предупредите, что основная забота ляжет на его плечи. Вовремя покормить, погулять, почистить клетку или аквариум - это серьезная ответственность. А ответственность - необходимый и очень важный компонент самостоятельности.

Даже к маленькому ребенку относитесь серьезно, как ко взрослому, полноправному члену семьи, и, обсуждая что-то, не забывайте спросить о его мнении - это не только повышает самооценку, но и позволяет ребенку понять, что его решения - так же важны, как и решения взрослых.

Не стесняйтесь привлекать ребенка к домашним заботам, аргументируйте это тем, что «сами не справитесь», поощряйте его желание помочь, пусть даже по мелочи. Тогда в будущем, когда помощь вам будет действительно необходима, ваш ребенок никогда вам не откажет.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Как воспитать у ребенка положительные привычки?

  • Первое правило. Необходимо научить ребенка осознавать, что без неё (положительной привычки)  жизнь превращается в катастрофу.
  • Второе правило. Ребенок должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.
  • Третье правило. Необходимо учить ребенка использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в  положительных привычках приводит к их закреплению и привычки становятся «второй натурой».
  • Четвертое правило. Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он - её хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие учащиеся и так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.
  • Пятое правило. Для проявления положительных привычек взрослый           (классный руководитель, родитель) должен создавать условия. Если классный руководитель знает, что большинство учащихся курит, необходимо организовать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пристрастие к курению, смотреть фильмы, участвовать и организовывать акции и т.п. Однако для того чтобы так строить работу, надо знать, какие вредные привычки стали частью образа жизни ваших детей.

Желаем успехов

в преодолении вредных привычек и зависимостей (аддикций)

и в воспитании положительных привычек.

Смысл притягивает, комплекс толкает.

Зависимость - это не притяжение, это толкание, толкание изнутри собственным страхом подростка - страхом перед реальностью. Помогите ребенку

избавиться от своих страхов!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

по использованию компьютера ребенком

  • Для того чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они сами должны хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.
  • Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
  • Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.
  • Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5 - 2 часов в сутки.
  • Если ребенок посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе (зале) он бывает и с кем там общается.
  • Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
  • Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
  • Контролируйте, какие именно Интернет - сайты посещает ваш ребенок.

Подробно о методах и приемах

профилактики компьютерной зависимости

можно ознакомиться на Интернет – сайтах:



Предварительный просмотр:

Проблемы компьютерной зависимости

     

                    Компьютер-мясорубка для информации.                         Компьютер-это резонатор того                   интеллекта,   с которым человек к нему обращается.                                                                                                                      

                                                                                                  В.Г.Кротов

Одной из проблем современного информационного общества являются новые для педагогики проблемы – игромания и  компьютерная зависимость. Это увлечение компьютерными играми, интернет-технологиями, игровыми автоматами, азартными играми. Игромания – увлечение или болезнь? Психиатры утверждают – игромания  лечится, но бороться с зависимостью нужно на ранней стадии. Болезнь начинается с привязанности к компьютерным играм, которая превращается в паталогию.

Игра – это взаимодействие. И не важно с кем: с людьми, компьютером или же с самим собой.

Критерии, определяющие

начало компьютерной  зависимости:

  • беспричинные частые и резкие перепады настроения  от подавленного до эйфорически - приподнятого;
  • болезненная и неадекватная реакция на критику;
  • нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;
  • ухудшение памяти, внимания;
  • снижение успеваемости, прогулы занятий;
  • уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;
  • пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка,
  • появляющаяся изворотливость, лживость;
  • неопрятность, неряшливость нехарактерные  ранее;
  • приступы депрессии, страха, тревоги.



Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания:

«Нужны ли ребёнку карманные деньги?»

Форма проведения: диспут

Цели собрания:

  1. Обсуждение с родителями вопроса: «Можно ли давать ребенку деньги на карманные расходы и если да, то сколько?»
  2. Развитие у родителей интереса к совместному общению и обсуждению проблем воспитания детей.

Задачи:

  • создать условия для обобщения опыта семейного воспитания в семьях

учащихся;

  • определить значение карманных денег для учащихся начальных классов.

Подготовительный этап: анкетирование детей.

План родительского собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

II. Организация двух групп.

III. Основная часть:

  • Должен ли ребенок быть в курсе финансовых проблем семьи?
  • Должен ли ребенок принимать участие в обсуждении семейного бюджета?
  • Стоит ли ребенку давать деньги на мелкие расходы, если да, то сколько?
  • Как выдавать?
  • На какой срок?
  • Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?
  • Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами?

IV. Анализ результатов анкетирования обучаемых.

V. Подведение итогов собрания.

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово.

    По словам  С. Батлера « Считается, что любовь к деньгам — корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег». Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи.  Деньги – вещь очень важная…  Дети и деньги –  это проблема. И у этой проблемы  несколько сторон. Если главная тема семейных разговоров проблема материального обеспечения, то у ребенка, вероятнее всего, сформируются твердые убеждения в том, что деньги и есть главный смысл жизни. Другая сторона проблемы – вообще не уделять внимания экономическому воспитанию в семье: вырастет ребенок и сам поймет, что такое деньги.

     Отношение родителей к карманным деньгам остается до сих пор двойственным.

II. Анализ ситуаций из жизни

Классный руководитель предлагает обсудить проблему ««Карманные деньги: за и против» в форме дискуссии. Родители делятся на две группы.

I группа – сторонники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами;

I I группа - противники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами.

  1. В ходе дискуссии можно обсудить вопросы:
  • Должен ли ребенок быть в курсе финансовых проблем семьи?
  • Должен ли ребенок принимать участие в обсуждении семейного бюджета?
  • Стоит ли ребенку давать деньги на мелкие расходы, если да, то сколько?
  • Как выдавать?
  • На какой срок?
  • Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?
  • Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами?
  1.  Далее родителям предлагаются для анализа реальные жизненные проблемы. Необходимо предложить решение проблемы.

 В группах идет обсуждение. Представитель каждой группы готовит итоговое выступление.

Проблема №1. Нет денег – нет игрушек.

Решение.  Нет денег – нет игрушек, мороженого, конфет и т. д. Есть деньги – можно купить любую игрушку, конфеты, все, что душе угодно. Это ребенок очень быстро осознает. Поэтому запомните: ребенок должен участвовать в    вашей жизни и понимать, что деньги с неба не падают, а достаются тяжелым трудом.

 Проблема №2. Как выдавать? 

Решение. Регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.

Что значит «с условием»? Первое – оговаривается, на какие расходы

предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости,

развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на

алкоголь, сигареты и т. п.).

Проблема №3.  Сколько давать ребенку денег на карманные расходы?

Решение. Это определяется вашими реальными семейными возможностями

и здравым смыслом.

Проблема №4. На какой срок давать деньги?

Решение. Надо оговорить, что сумма выдается на определенное время и обязательно предупредить, что если ребенок истратит всю сумму сразу, дополнительного финансирования не будет.

Проблема №5. На что тратить карманные деньги?

Решение. Родитель может лишь посоветовать, но ребенок должен сам решить, на что потратить свои карманные деньги.

Проблема №6. Можно ли оценивать деньгами труд детей?

Решение. Ребенок имеет определенные обязанности в семье. Не следует платить ребенку за то, что он и так должен выполнять, ведь поощрять успех ребенка деньгами чревато многими неприятностями. В исключительных случаях можно поощрить за какое -то значительное достижение

(победил на  соревнованиях, олимпиаде по какому-то предмету, сдал трудный экзамен и т. д.)

Проблема №7. Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Решение. Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю– пусть ответит за последствия своего легкомыслия. Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Если ребенок собирается сделать « крупную» покупку, помогите

выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку.

Проблема №8. Можно ли воспользоваться накоплениями ребенка? Решение. Не пользуйтесь детскими сбережениями, даже если они вам срочно понадобились. Не посягайте на святое!

Проблема №9. Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?

Решение. У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. д.

V. Анализ результатов анкетирования учащихся .

VI. Подведение итогов собрания.

1. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к

самостоятельности и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом

возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами.

2. Использование карманных денег – один из приемов воспитания, который

имеет четкую цель – научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их

тратить.

3. Уметь обращаться с деньгами детей нужно учить с раннего возраста. Для

этого необязательно начинать с карманных денег. Можно просто давать

ребенку поручение что-то купить, например, хлеб.

4. Правила выдачи карманных денег:

* Карманные деньги можно давать ребенку с 6 -7 лет.

* Сумма должна увеличиваться с возрастом ребенка .

* Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того,

что ребенок уже все истратил.

* Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный

день, а подросткам - раз в месяц.

* Выдача карманных денег не должна зависеть от поведения и оценок и

отменяться в качестве наказания .

5. Важно помнить! Наличие карманных денег имеет воспитательную

функцию. Ребенок вовлекается в систему «деньги-товар-деньги», приучается

знать цену деньгам. Таким образом, родители могут воспитать в своих детях

либо бережливость, экономность и уважение не только к деньгам, но и к

обществу, либо обратные качества: расточительность, высокомерие,

неуважение к другим людям.

Благодарю за активное участие в обсуждении вопроса. Разрешите закончить

наше собрание цитатами:

-  “Если ты хочешь, чтоб человек был сыт, накорми его рыбой.

Если ты хочешь, чтоб человек был сыт всегда – научи его рыбачить.”

                                                                                                                  Сенека                                                                                                                                                                                      

Деньгами надо управлять, а не служить им.

                                                                       Сенека

 Литература:

1. Родительские собрания: 2 класс / Авт. – сост. О.П. Варенька, М., ВАКО,

2008

  1. Классный руководитель, 2006, № 3

Анкетирование, проведенное с учащимися накануне родительского собрания на тему «Нужны ли ребёнку карманные деньги?»


1. Дают ли тебе родители деньги на карманные расходы?
2. Как часто? 
3. Какую сумму? 
4. Какую сумму денег ты бы хотел получать? 
5. Как часто? 
6. На что ты тратишь полученные деньги? 
7. Сколько стоит одна булка хлеба? 
8. Сколько стоит мороженое? 
9.Сколько стоит билет в кинотеатр на детский сеанс? 
10. Какой самый запомнившийся подарок сделали тебе родители? 
11. Нужно ли поощрять деньгами хорошую учебу в школе?

 



Предварительный просмотр:

                                                «Анкета для родителей»


Цель: Изучение методов семейного воспитания детей и отношения родителей к условиям содержания коррекционно – развивающей воспитательной работы в детском учреждении.

1. Обладаете ли Вы достаточными знаниями для развивающего воспитания Вашего ребенка?

-да

-нет

-недостаточно
2. Какие проблемы по вопросам воспитания существуют в Вашей семье?
-материальные-нехватка опыта
-нехватка образования - нехватка времени 
-алкогольная зависимость - отрицательное влияние одного из членов семьи из членов семьи на ребенка
- другие
3. Соблюдается ли режим ребенка в семье?

 -да

-нет

- не всегда
4. Достаточно ли у Вас времени для общения со своими детьми?

-да

-нет

 - не всегда
5. Развили ли Вы у ребенка навыки самообслуживания?
-да

 -нет

- не получается

-не хватает времени

-это не в моих силах
6. Какие привычки и традиции сложились дома в процедурах еды, сна, пользования туалетом?_____________________________________________________________________Какие требование вы при этом предъявляете к ребенку?
–жалею, все делаю сама

- быстрее и аккуратнее сделать самой 
-заставляю -терпеливо приучаю
7. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?
-спокойным, доверительным тоном
-стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
-ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах
8. Какая мера чаще всего используется членами Вашей семьи для влияния на ребенка?
-поощрение

-наказание
-запрет

-разрешение
9. Какие коррекционно-развивающие мероприятия Вы проводите дома с ребенком?
_____________________________________________________________________________
10. Соблюдаете ли Вы дома рекомендации врачей и педагогов дома-интерната?
- да

–нет

–часто

–редко

-никогда
11.Считаете ли вы себя ответственными за пробелы в воспитании Ваших детей?
-да, полностью

-да, но самостоятельно не справляюсь

 -нет, это не моя забота
12. С каким настроением чаще всего Ваш ребенок идет в дом-интернат?
-с радостью

– редко с радостью

– через силу

 – со слезами
13. Какие отношения у Вашего ребенка с персоналом?
-теплые

–нейтральные

–холодные
14. Как Вы оцениваете работу дома-интерната по воспитанию и развитию Вашего ребенка?

-отлично

-положительно
-удовлетворительно

 -отрицательно
15. Вызывает ли у Вас тревогу время пребывания ребенка в доме-интернате? 
-да

–нет

-частично
16. Заметны ли изменения в поведении и развитии Вашего ребенка в лучшую сторону со времени его пребывания в доме-интернате?

 -да

-нет
Какие?_______________________________________________________________________
17. Труд каких специалистов дома-интерната особенно заметен в работе с Вашим ребенком?
-дефектолог
-воспитатель
-логопед

-инструктор ЛФК
-психолог
-всех
18. Считаете ли Вы большим подспорьем существование такого дома-интерната как наш ? -да

–нет 
19. Информацию о развитии ребенка Вы получаете:
-из наглядной информации

-в беседах с сотрудниками
-на собраниях-от ребенка
-не получаете совсем
19. Довольны Вы полнотой и качеством подачи информации о ребенке во время бесед с сотрудниками?
-устраивает полностью

 –устраивает частично

-не устраивает совсем
20.Удовлетворяет ли Вас тактичность и культура поведения педагогов дома-интерната в общении с родителями?
-удовлетворяет полностью

-удовлетворяет частично

–не удовлетворяет совсем
21. Как часто Вы участвуете в совместных с домом-интернатом мероприятиях?
-всегда

-часто
-редко

-никогда
22. Отчего зависит Ваше участие/неучастие в жизни дома-интерната?
-от наличия свободного времени

-от собственных интересов
23. Отметьте свое отношение к получению ребенком небольших ссадин, синяков:
-до «свадьбы заживет»

 -он такой неловкий
-надо быть осторожнее

-ищите виноватого
–ограничиваете в двигательной активности 
24. Какие особенности вашего ребенка могут привести к травмированию другого ребенка?
-дурные привычки

-чрезмерная подвижность 
-непослушание

 –агрессивное поведение
-капризы -другое
-мой ребенок не может стать причиной травмирования другого ребенка
25. Что бы Вы хотели изменить в работе дома-интерната?
–улучшить материальную базу

-повысить качество воспитания и обучения
-изменить отношение к детям

-использовать интересные формы работы с родителями



Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Данное анкетирование проводится с целью узнать Ваше отношение к логопедической работе с детьми, Ваше мнение о работе логопеда. Это поможет нам в дальнейшем строить процесс обучения с учётом Ваших замечаний, предложений и пожеланий.

Отвечая на вопросы с несколькими вариантами ответа, Вы можете выбрать один из предложенных вариантов или указать свой. Пожалуйста, отвечайте на вопросы как можно более полно и правдиво.

1. Фамилия, инициалы (указывать по желанию)___________________________________

2. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок обучается в логопедической группе:

а) положительно

б) отрицательно, моему ребёнку не нужна специальная помощь

в) положительно, но стесняюсь этого

г) другой вариант (укажите)_________________________________________________

3. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей:

а) потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и

личности ребёнка

б) потому что это некрасиво

в) считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, всё само пройдёт

г) другой вариант__________________________________________________________

4. Объясняете ли вы ребёнку, почему необходимо работать над правильной речью:

а) да, иначе он не будет понимать смысл логопедических занятий, не будет стараться

б) просто заставляю его выполнять задания, правильно говорить

в) не считаю нужным это делать

г) другой вариант (укажите)_________________________________________________

5. Считаете ли вы, что семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка:

а) да, только при объединении усилий логопеда и семьи можно добиться хороших результатов

б) да, но у нас нет на это времени

в) да, но мы не знаем, что нужно делать

г) нет, это задача логопеда

д) другой вариант (укажите)_________________________________________________

6. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:

а) все

б) никто

в) некоторые (укажите)_____________________________________________________

7. Как часто вы выполняете задания и рекомендации логопеда:

а) всегда

б) когда есть время

в) когда есть желание

г) когда хочет ребёнок

д) другой вариант (укажите)_________________________________________________

8. Как часто Вы обращаетесь к логопеду  по вопросам обучения, воспитания и развития речи ребёнка:

а) постоянно

б) только в крайних случаях

в) очень редко, потому что стесняюсь

г) мне не нужны ничьи советы, я сам(а) всё знаю

д) другой вариант (укажите)__________________________________________________

9. Ответы на какие вопросы, касающиеся логопедической работы, Вы хотели бы

получить:_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Как Вы оцениваете работу логопеда:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

11. Ваши замечания, претензии к работе логопеда:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

12. Ваши предложения, пожелания по организации логопедической работы:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной коррекционной работы и оказания максимально возможной помощи Вашему ребенку.

Фамилия, имя ребенка (если хотите указать) ______________________

Отметить кружком номера высказываний, с которыми Вы согласны.

  1. Я всегда знакомлюсь с материалами коррекционной направленности, представленными на информационном стенде.
  2. Если дефектолог пригласит на индивидуальную беседу, я обязательно приду.
  3. Если возникнут вопросы к дефектологу, я обязательно их задам.
  4. Если меня попросят выступить с небольшим сообщением на семинаре для родителей, я соглашусь.
  5. Если меня попросят выступить перед детьми и рассказать о своей профессии или хобби, я соглашусь.
  6.  Я всегда выполняю со своим ребенком домашнее задание.
  7. Если мой ребенок заболел, я все равно в конце недели возьму папку с заданиями от дефектолога.
  8. Если мне предложат сделать совместную с ребенком поделку для конкурса, я соглашусь.
  9. Если дефектолог предложит помимо индивидуальных консультаций задавать свои вопросы (в конверт для вопросов в папке), я активно соглашусь на это нововведение.
  10. Я всегда посещаю родительские собрания.
  11.  Я готов принимать участие в мероприятиях для родителей помимо родительских собраний.
  12.  Если дефектолог скажет, что он вполне обойдется без моей помощи, я все равно буду стремиться развивать своего ребенка.
  13.  Я по своей инициативе покупаю книги и игры, направленные на развитие ребенка.
  14.  Я знаю программу, которой руководствуется дефектолог при проведении коррекционной работы с моим ребенком.

Спасибо за ответы!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя - логопеда по развитию мелкой моторики для родителей детей с ОВЗ.

        

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.

        Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, и мелкой моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

        Дело в том, что в мозге зоны, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки, с зонами, отвечающими за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память и т. д. Проще говоря, мелкая моторика рук тянет за собой весь интеллект! Развивая моторику обеих рук, также развиваем творческие способности ребенка.

        Поэтому для полноценного и динамичного развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения неточные, некоординированные.

        1. Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

Вот пример речевой игры с пальчиками, которую можно разучить с детьми дома.

 «Этот пальчик»

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - наш малыш! 
(поочередно загибать пальцы в кулачок)

         2. Массаж и самомассаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

- Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

- Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

- Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу.

- Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

- Интенсивное растирание каждого пальца.

        Использование различных предметов: граненый карандаш, грецкие орехи, специальные мячики.

        3. Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

  • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
  • нанизывание пуговиц и бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
  • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
  • завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • игры с мозаикой, конструктором.
  • застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  • нанизывание пирамидки, собирание матрешки.
  • рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.
  • переборка круп.
  • лепка из глины, пластилина и теста.
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.