Разработки коррекционных занятий

Цветкова Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по теме: «Птицы – наши друзья»

 

Цели:  Обобщить и расширить знания детей по  теме «Птицы»,   учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами, фразеологизмами, их значением. Закреплять стойкий познавательный интерес детей к изучаемой теме через привлечение разнообразного дидактического материала.   Развивать память, логическое мышление, внимание, речь, творческие способности детей,  мелкую моторику. Способствовать воспитанию у учащихся заботливого отношения к птицам, природе родного края. 

Ход занятия:

      Психологический настрой. Сегодня к нам пришли гости на занятие. Улыбнитесь гостям, мне, друг другу.

- А сейчас, закройте глаза и послушайте, куда мы с вами отправимся. (Включаю звуки леса и пение птиц).

- Ребята, где мы с вами побывали? (В  весеннем лесу)

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня- прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

 С гомоном  и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянет наружу.

Тучи по небу пройдут.

И тебе впервые

На ладошку упадут

 Капли дождевые.

      -  Ребята, а  по каким признакам  можно узнать, что пришла весна ?  (тает снег,  бегут ручьи   солнышко греет,    прилетают птицы)

     - Ребята, сегодня на нашем занятии речь пойдет о наших друзьях. О каких, вы  узнаете, отгадав кроссворд.

Вопросы:

  1. Всех я вовремя бужу,
    Хоть часов не завожу.
  2. На когтях на ствол сосновый
    Влез монтер красноголовый.
    Он трудился на весу,
    Но не вспыхнул свет в лесу:
  3. Верещуньи, белобоки,
    И зовут их всех :
  4. Ей на месте не сидится:
    Все летает целый день,
    Суетится, суетится,
    Целый день звенит: "Тень-тень!"
    Угадай-ка что за птица?
    То веселая :
  5. И в лесу, заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей боятся этих
    Мыши - прячутся, дрожа:
    Очень уж суровы
    Филины и :

Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.

В выделенных клетках -  слово "ПТИЦЫ".

СЛАЙД 1. Тема нашего занятия  - "Наши друзья птицы". 

    -  Они помогают нам сохранять урожай в садах и на полях. Например,  одна сова  спасает нам тонну хлеба. Как ? Очень просто. Мышь в год  съедает килограмм  хлеба . А сова  уничтожает 1000 мышей . А еще птицы – это санитары леса, они уничтожают вредных насекомых. Например, птица королек – самая маленькая лесная пташка съедает в год около 10 миллионов насекомых. Ласточка за 3 летних месяца успевает переловит  миллион всяких мошек и комаров. Пара синиц – может полностью очистить от вредителей 40 яблонь. Поэтому птиц надо беречь и помогать им. 

   - А сегодня мы, узнаем, что вы знаете о птицах, а самый лучший знаток птиц, станет победителем. А определим победителя мы по количеству фишек - птичек, которые вы будете получать, если правильно ответите на вопрос.

 «Отгадай загадку и найди картинку с отгадкой»

  1. Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной.     (Соловей).  

     

 2. Маленький мальчишка

    в сером армячишке.

    По дворам шныряет,

    крохи собирает.        (Воробей).

3 .Кто на елке,

на суку

    счет ведет

«Ку-ку, ку-ку»   (Кукушка).

4. Я по дереву стучу,

червяка добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой,

все равно он будет мой.   (Дятел).

   

5. Всех прилетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

   Взад-вперед по пашне вскачь…

 А зовется птица …(Грач).

6. На шесте – дворец.

    Во дворце  певец.

    А зовут его …               (Скворец).

7. Непоседа, птица длиннохвостая,

    птица говорливая, самая болтливая.       (Сорока).

8. Красногрудый, чернокрылый

    любит ягодки клевать,

    с первым снегом на рябине

    он появится опять.        (Снегирь).

Молодцы, ребята, с загадками вы справились.

«Улетает – не улетает»

-  Ребята, скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? Правильно, перелетные. А почему они улетают? (Холодно, птицам нечего есть…) Ребята, а как вы должны встречать пернатых друзей? (Сделать скворечники) 

- Но есть и такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются …(Зимующие). Ребята, что мы можем сделать, чтобы птицам было легче зимовать? 
(сделать кормушки и подкармливать их) 

   - Ребята, на доске развешены картинки с изображением птиц. Случайно эти картинки перемешались, и я теперь не знаю, какие птицы зимующие, а какие перелетные. Помогите мне в этом разобраться.  Молодцы, ребята. И с этой игрой справились.

 

    - А, знаете ли вы, что любят кушать птицы. Давайте проверим. Слайд 2.

     С наступлением зимы снегирь перебирается ближе к человеческому жилью, залетает в сады  и огороды, отыскивает  ягоды рябины, боярышника, облепихи, семена конского щавеля.

      Хищные птицы (коршун, сокол) парят в небе, высматривая добычу. Увидев зайца, хорька,   хищные птицы камнем бросаются вниз, рвет жертву  когтями и клювом.

        Сова питается мышами.

       У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает ствол заболевшего дерева. Длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков – короедов и др. насекомых.

        Осенью, зимой воробьи охотно клюют зернышки, семена растений, весной они ловят мошек, гусениц.

-  Про птиц существует множество пословиц. Каждую пословицу можно расшифровать, понять ее смысл, ее значение для человека.

Слайд3.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Соловей берет пением, а человек умением. 
Где ласточка совьёт гнездо – там добрые люди. 
Лес без птиц и птицы без леса не живут. 

У каждой птицы - своя песня.

«Птичьи разговоры»

     - Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Разные птицы подают голос по-разному.

Слайд 4 – 14.  

Воробей        чирикает

Ворона           каркает

Журавль        курлычет

Кукушка         кукует

Филин            ухает

Курица           кудахчет

Утка               крякает

Гусь                гогочет

Петух             кукарекает

                                                                                                                                   

- Ребята, в жизни мы часто употребляем выражения, в которых говорится о птицах. Знаете ли вы, когда так говорят? 

Слайд  15.
• Короче воробьиного носа. (Очень маленький) 
• Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.) 

• Пишет как курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо.) 
• Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время, лодырничать.) 

• Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других.) 
• С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине, по количеству.) 

Слайд 16 - 17. Игра «Буква заблудилась»

Чашка  - Чайка

Капля  - Цапля

Осёл  - Орёл

Лист  - Аист

Морока  - Сорока

Борона  - Ворона

Сазан  - Фазан

Лебеда  - Лебедь

Граф  - Грач

Куница  - Курица

«Веселые задачки»

Вот забавные задачи
Ожидают смельчаков.
Пожелаем им удачи
Слушайте внимательно! Кто готов?

Четыре сороки прилетели на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок?
(4 – 1 = 3)

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек:
Приходите, все на чай!
Сколько чаек?
Отвечай!
(9 + 1 = 10)

В садик тёти Гали
Пять гусей забрались.
Четырёх прогнали.
Сколько там осталось?
(5 – 4 = 1)

Сколько маленьких утят
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко.
Сколько их всего в пруду?
Сосчитать я не могу.
(3 + 2 = 5)

Слайд 18 – 19.  Птичьи ребусы (ребусы с названиями птиц)

  - Ребята, сейчас мы с вами поиграем. К слову, надо подобрать пару по смыслу. Например, у человека – ребенок, а у птицы  - птенец. Слайд 20 - 33

Игра «Птицы прилетели» на внимание : я называю птиц, а если вы услышите не название птицы, то можно хлопать или топать. Начинаем:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи. …………………

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны …………………..

Прилетели птицы:
Голуби, куницы, …………………..

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи. ……………………

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
И даже ватрушки. …………………….
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. ……………………

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…  

Все вы молодцы!

А теперь наши пальчики «поработают» ножницами. Обрывание контура птицы. (Работа под музыку).

«Полянка – любознайка» Слайд 34.

     - А знаете ли вы, что

  • Единственная в мире птица, у которой вообще нет крыльев, это киви, живущая в Новой Зеландии. Слайд 35.
  • Пингвины, страусы, казуары, киви не могут летать. Слайд 36.
  • Самая маленькая птичка колибри-пчелка, обитает на Кубе,  весят 1,6 г, а их длина равна 5,7 см. Половину длины составляют хвост и клюв. Слайд 37.

- Ребята, и только на минутку представьте, что вся эта красота пропадет.

Разве можно представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц? Без птиц природа мертва. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.   Что же мы можем сделать, чтобы спасти птиц. (Ответы детей)

СЛАЙД 38.

Запомните главное правило: даже если вы ничем не сможете помочь птицам, просто не мешайте им. А это уже не так мало. Очень важно , чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики,  жили счастливо на нашей Земле. Ведь если плохо им, плохо и нам самим. Это надо знать и выполнять.

СЛАЙД 39.  Мы обещаем (ВСЕ ВМЕСТЕ ЧИТАЕМ)

       Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять. Мне хотелось бы, чтобы сегодня, когда вы выйдете на улицу, вы, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.

      А теперь, самое интересное. Кто же стал лучшим знатоком птиц. (Подсчет фишек). Награждение  грамотой «Лучший знаток птиц»

 Рефлексия 
Понравилось вам занятие, что вы узнали нового? 

Карточки – солнышко.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по теме: «Птицы»

 

Цели: Обучать приемам классификации, обобщения, сравнения, аналитико-синтетической деятельности. Закрепить и систематизировать знания детей о строении птиц, их видах (зимующих, перелетных). Расширять словарь детей по лексическим темам зимующие и перелетные птицы. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, а также существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе. Развивать память, логическое мышление, внимание, речь, мелкую моторику. Закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги. Закреплять стойкий познавательный интерес детей к изучаемой теме через привлечение разнообразного дидактического материала.

Материал к занятию: простой карандаш, счетные палочки, ребусы, разрезные картинки, картинки с изображением птиц, «Чудо-птица», магнитофон, кассета, указка.

Ход занятия:

Психологический настрой. Сегодня к нам пришли гости на занятие, посмотреть, чему мы с вами научились. Покажем и расскажем им. Улыбнитесь гостям, мне, друг другу.

Итак, мы начинаем. У вас на столах лежат конверты с  разрезными картинками. Давайте соберем эти картинки. Кто же у вас получился? (Птицы.). Сегодня наше занятие мы посвятим птицам.

Из каких частей состоит птица? (голова, клюв, туловище, хвост, ноги, крылья, перья). Как называется жилище птицы? (гнездо). (Требовать ответа полным предложением). Птица что делает? (летает, чирикает, прыгает, каркает, парит, порхает, откладывает, щебечет, выводит, курлыкает, кукует и т.д.).  

«Отгадай загадку и найди картинку с отгадкой».

1. Всю ночь летает пестрая, мышей добывает,

    А станет светло – летит в дупло.     (Сова).  

2. Маленький мальчишка

    в сером армячишке.

    По дворам шныряет,

    крохи собирает.        (Воробей).

3. Кто на елке, на суку

    счет ведет «Ку-ку, ку-ку»   (Кукушка).

4. Я по дереву стучу, червяка добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой.   (Дятел).

   

5. Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей.

   Взад-вперед по пашне вскачь… А зовется птица …(Грач).

6. На шесте – дворец.

    Во дворце  певец.

    А зовут его …               (Скворец).

7. Непоседа, птица длиннохвостая,

    птица говорливая, самая болтливая.       (Сорока).

8. Красногрудый, чернокрылый

    любит ягодки клевать,

    с первым снегом на рябине

    он появится опять.        (Снегирь).

Молодцы, ребята, с загадками вы справились.

«Назови детеныша»

Ребята, у каждой птицы есть детеныши. И вы, наверняка их знаете. Следующая игра называется «Назови детеныша».

Грач – грачонок – грачата

Аист – аистенок – аистята

Стриж – стриженок – стрижата

Журавль – журавленок – журавлята

Кукушка – кукушонок – кукушата

Лебедь – лебеденок – лебедята

Скворец – скворчонок – скворчата

Утка – утенок – утята

Гусь – гусенок – гусята

Пальчиковая гимнастика

«Клювов длинее…» (со счетными палочками).

Графический диктант «Цапля»

(Раздать листочки в клеточку, простой карандаш).

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка

Капнет с клюва капля

Кто же это? (Цапля)                      

Физминутка «Цапля»

«Улетает – не улетает»

Дефектолог: Ребята, скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? Правильно, перелетные. А почему они улетают? (Холодно, птицам нечего есть…)

Но есть и такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются …(Зимующие). Ребята, на доске развешены картинки с изображением птиц. Случайно эти картинки перемешались, и я теперь не знаю, какие птицы зимующие, а какие перелетные. Помогите мне в этом разобраться.   (Дефектолог называет птицу, а ребенок говорит перелетная она или зимующая). Молодцы, ребята. И с этой игрой справились.

Игра на внимание «Кто больше найдет отличий?»

(Раздать карточки с картинками)

Птичьи ребусы (ребусы с названиями птиц)

А теперь наши пальчики «поработают» ножницами. Обрывание контура птицы. (Работа под музыку).

«Чудо – птица».

Дефектолог: Ребята, посмотрите, какая необычная птица. Давайте ее рассмотрим.  Каких птиц она вам напоминает? Все думают, а кто уже знает, поднимает руку. Чья у нее голова? (Курицы). Значит, голова у нее какая? (Куриная). А чья шея? Лебедя. Значит, шея какая? (Лебединая). А еще какие части тела и от каких птиц у нашей необычной птицы? (Хвост от ласточки – ласточкин. Ноги от утки – утиные. Туловище от снегиря – снегиринное). Молодцы! Справились и с этим заданием.

Итог занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающее занятие для учащегося 1 класса по теме: "Развитие основных операций мыслительной деятельности"

Слайд 2

Назови предметы одним словом Посуда

Слайд 3

Отгадай загадку Из горячего колодца Через нос водица льется

Слайд 4

Назови основные части чайника Ручка Носик Крышка

Слайд 5

Назови одним словом Домашние животные

Слайд 6

Отгадай загадку Не говорит, не поёт, А кто к хозяину идёт, Она знать даёт.

Слайд 7

Назови основные части тела собаки Хвост Туловище Задние лапы Передние лапы Голова Ухо

Слайд 8

Физминутка Нарисуем песенку

Слайд 17

Ребята, берегите зрение! Чаще бывайте на свежем воздухе!

Слайд 18

Чем картинка слева отличается от картинки справа

Слайд 20

Наша Даша МОЛОДЕЦ !



Предварительный просмотр:

                Конспект подгруппового логопедического занятия

«Дикие животные наших лесов и их детеныши»

 Цель занятия - развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “ Дикие животные”. 

 Коррекционно – развивающие задачи: 

- Закреплять знания детей о диких животных.

- Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов: - их-, -ух-, -иц-, -онок-, -нок-, -ат ; употребление в речи предлогов: на, из, из-за, из-под).

- Развитие связной речи.

 - Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).

- Совершенствование навыков звукового (нахождение слова на заданный звук) и слогового      анализа слов.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие зрительного и слухового внимания.

- Развитие творческого воображения, подражательности.

- Развитие логического мышления.

 - Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Иллюстрации к сказке, предметные картинки с изображениями диких животных, разрезные картинки, карточки для штриховки, магнитная доска, контурные изображения диких животных наших лесов, карточки для составления предложений, презентация игры «Четвертый лишний», карточки со схемами слов, аудио запись «Звуки природы».

Ход занятия

I. Организационный этап занятия

Логопед. Ребята, сегодня у нас с вами путешествие в сказку. А чтобы узнать, о ком мы сегодня будем говорить на занятии, соберите разрезные картинки. (Дети собирают картинки с дикими животными).  

Логопед. Каких вы знаете диких животных? (Дети отвечают). Почему они дикие животные?

    Логопед: Правильно, послушайте, ребята, стихотворение про диких животных.
                            Дикие животные с человеком не живут,
                            Постоянной помощи от него не ждут.
                            А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях.
                            Сами пищу добывают, сами деток охраняют,
                            Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.

II. Этап актуализации знаний

Загадки про животных:

а) Знаменитый пчеловод.
Любит он пчелиный мед!
Только с пчелами – беда!
Так нажалят иногда!

б) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.

в) Всех зверей она хитрей,

 шуба рыжая на ней.

г ) Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …

д) Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там, теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…

е) Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч,

 рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,

 ну, скажите, это ...

ж) Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.

з) Роет норы он умело,

знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

а зовут его …

III. Основной этап

Игра "Кто кем раньше был?"

Логопед: Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).
    Медведь был кем? – медвежонком, лиса – лисенком и т.д.

Логопед: Молодцы. Справились с заданием.

А теперь, ребята, давайте вспомним, как называется жилище у животных.

     Упражнение «Составь предложения»

Логопед. На доске выставлены карточки.

« У белки нора»

« У лисы дупло»

« У медведя логово»

« У волка берлога»

« У бобра хатка»

« У ежа хатка»

Логопед. Прочитайте предложения. Правильно ли я их составила?

Дети. Неправильно.

Логопед.  Исправьте мои ошибки. (Меняют карточки местам  те дети, которые умеют читать, а отвечают -  все).

(Дети меняют карточки местами, составляют предложения):

У белки дупло.

У лисы нора.

У бобра хатка.

И т. д.

Упражнение «Раздели слова на слоги»

Задание: разделите названия животных  на слоги.

1-й ребенок. Ли-си-ца. В этом слове три слога.

2-й ребенок. Волк. В этом слове один слог.

3-й ребенок. Бел-ка. В этом слове два слога.

И т. п.

Прослушивание сказки «Как оленёнку маму искали» ( авторская сказка Н.В.Нищевой)

Логопед. Однажды,  убежал без спроса погулять и заблудился в лесу  олененок. Он очень испугался, и стал жалобно звать на помощь маму. Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

-Что случилось? Ты потерялся?

-Да, я потерял маму.

А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

-Нет, горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

-Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

-Нет, продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

-Я знаю, у твоей мамы колючки на спине…

-Нет, продолжал рыдать малыш.

Вдруг из кустов выскочила зайчиха. Она спросила:

-Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

-Нет!

С сопением из норы вылезла барсучиха.

- Может у твоей мамы белые полоски на мордочке – поинтересовалась она.

- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?

Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

-Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза.

И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха.

И все лесные мамы сразу поняли, кто же мама олененка.

Логопед. Вот такая сказка со счастливым концом.

Физминутка «На водопой»

Логопед. Вставайте в круг  и представьте, что мы превратились в диких животных.

Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом).

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются вполуприседе).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

За мамой зайчихой — косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакательные движения).

Игра «Кто откуда»

Логопед. А теперь давайте побеседуем по сказке, которую вы уже слышали.

(Логопед выставляет доску, на которой закреплены рисунки с изображениями лесных мам, большой дуб, пень, кусты, нора).

Логопед. Вспомните, где сидела мама-белка?

Дети. Белка сидела на ветке дуба.(Полный ответ)

Логопед. Откуда вразвалку вышла медведица?

Дети. Медведица вышла из-за дуба.

Логопед. Откуда выкатилась ежиха?

Дети. Ежиха выкатилась из-под пня.

Логопед. Откуда выскочила зайчиха?

Дети. Зайчиха выскочила из кустов.

Логопед. Откуда с сопением вылезла барсучиха?

Дети. Барсучиха вылезла из норы.

Логопед: Молодцы, вы были очень внимательны!

Игра «Подбери определение к слову»

Логопед.  Ребята, я  вам сейчас буду называть определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение. Итак, начали:
Логопед. О каком человеке это можно сказать, что у него львиная грива.
Дети. О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.
Логопед. Слоновый топот или топает как слон.
Дети. Это человек с тяжелой походкой.
Логопед. Крокодиловы слезы.
Дети. Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слезы.
Логопед. Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота.
Дети. О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек.
Логопед. Обезьяньи ужимки.
Дети. Так говорят о том, кто любит кривляться.
Логопед. Черепаший шаг.
Дети. У человека, который очень медленно ходит.

Логопед. Молодцы!  Справились и с этим заданием.

IV. Этап обобщения  знаний

Пальчиковая гимнастика с шишками (самомассаж).

Игра «Найди и раскрась нужного животного».

Логопед. Пройдите за столы, садитесь.

Логопед. Возьмите карточки. Вы видите на карточке несколько наложенных контурных изображений диких животных. У каждого из вас будет свое задание. Тоня, ты  обведи и раскрась животное, название  которого начинается со звука [л], Настя обводит и раскрашивает животное, название  которого начинается со звука [л']  и т.д. Правильно подберите карандаш для раскрашивания. (Включить музыку «Лес»)

(Дети выполняют задание. Логопед оценивает выполнение задания).

Игра «Загадочное животное»

Задание: отгадать, из названий каких животных получились слова.

Логопед. Медволк  Дети. (медведь и волк)

Логопед. Зайжик  Дети. (заяц и ежик)

Логопед. Белса  Дети. (белка и лиса)

Логопед. Барведь  Дети. (барсук и медведь)

Логопед. Лилень  Дети. (лиса и олень)

Логопед. Барось  Дети. (барсук и лось)

Логопед. Меджик  Дети. (медведь и ежик)

Логопед. Зайбар  Дети. (заяц и барсук)

Логопед. Белось  Дети. (белка и лось)

Логопед. Бобрмед  Дети. (бобер и медведь)

Логопед. Воллис  Дети. (волк и лиса)

Логопед. Бобрлось  Дети. (бобер и лось).

Логопед. Молодцы, справились с трудным, но интересным заданием.

Презентация игры «Четвертый лишний»

V. Заключительный этап

Логопед. Как называется сказка, в которой мы побывали?

Дети. Сказка называется «Как олененку маму искали».

Логопед. Как зовут маму олененка?

Дети. У олененка мама — оленуха.

Логопед. Чем мы сегодня занимались?

Дети. Мы слушали сказку, делили слова на слоги, составляли предложения, играли в игры: « Кто кем раньше был»,  «Четвертый лишний», находили и раскрашивали животных. Какое задание было трудным для вас? Какое задание понравилось?

Домашнее задание. Логопед. Дома вспомните и расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку к ней. А завтра мы в группе устроим выставку рисунков,  а победители получат приз.  До свидания! Занятие окончено.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мультимедийная разработка подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми 7- го года жизни Разработала: учитель-логопед Цветкова Марина Николаевна Ларьяк , 2014

Слайд 2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ларьякская общеобразовательная средняя школа» Тема занятия: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Слайд 3

- Закреплять знания детей о диких животных. - Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов: - их-, -ух-, - иц -, - онок -, -нок-, - ат ; употребление в речи предлогов: на, из, из-за, из-под). - Развитие связной речи. - Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи). - Совершенствование навыков звукового (нахождение слова на заданный звук) и слогового анализа слов. - Развитие общей и мелкой моторики. - Развитие зрительного и слухового внимания. - Развитие творческого воображения, подражательности. - Развитие логического мышления. - Воспитание бережного отношения к природе. Коррекционно-развивающие задачи занятия: Цель занятия - развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме : «Дикие животные наших лесов и их детеныши»

Слайд 4

Иллюстрации к сказке, разрезные картинки, предметные картинки с изображениями диких животных, наложенные изображения диких животных, магнитная доска, аудио запись «Звуки природы», презентация игры «Четвертый лишний». Предварительная работа: Чтение произведений о диких животных и их детенышах. Разучивание стихотворения «На водопой». Загадывание загадок и ребусов. Рассматривание иллюстраций о диких животных и их детенышах. Дидактическое обеспечение занятия:

Слайд 5

Методы работы: Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, напоминание, указания, вопросы к детям. Наглядно-иллюстративный метод. Практические методы: тренировочные упражнения, дидактические игры. Метод контроля (анализ выполненных заданий). Поощрение. Педагогические технологии: Коррекционно-развивающие технологии. Индивидуально-дифференцированный подход. ИКТ. Игровые технологии. Технология проблемного обучения (отдельные элементы). Формы работы: Коллективная форма. Индивидуальная.

Слайд 6

Организационный этап 1. Приветствие. 2. Проверка готовности детей к занятию. 3. Эмоционально-психологический настрой детей на работу. 4. Коррекционно-развивающее упражнение на активизацию мыслительной деятельности.

Слайд 7

Организационный этап Логопед. Ребята, сегодня у нас с вами путешествие в сказку. А чтобы узнать, о ком мы сегодня будем говорить на занятии, соберите разрезные картинки. (Дети собирают картинки с дикими животными). Коррекционно-развивающее упражнение на активизацию мыслительной деятельности.

Слайд 8

Организационный этап Логопед. Каких вы знаете диких животных? (Дети отвечают). Почему они дикие животные? Логопед: Правильно, послушайте, ребята, стихотворение про диких животных. Дикие животные с человеком не живут, Постоянной помощи от него не ждут. А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях. Сами пищу добывают, сами деток охраняют, Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.

Слайд 9

Актуализация опорных знаний Отгадывание загадок про диких животных с выставлением правильного ответа (картинки) на магнитную доску.

Слайд 10

Загадки про животных: а) Знаменитый пчеловод. Любит он пчелиный мед! Только с пчелами – беда! Так нажалят иногда! б) У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. г ) Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это - …

Слайд 11

д) Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там, теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это… е) Словно елка, весь в иголках. Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это ... ж) Хоть верь, хоть не верь: Пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста Два развесистых куста. з) Роет норы он умело, знает, любит это дело. Потому кроту и друг, а зовут его …

Слайд 12

Дидактическая игра «Кто кем раньше был?» (устно). Упражнение «Составь предложение». Упражнение «Разделить название животного на слоги». Прослушивание сказки «Как олененку маму искали». Физкультурная минутка «На водопой». Игра по сказке «Кто откуда?». Игра «Подбери определение к слову». Основной этап

Слайд 13

Логопед: Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами). Медведь был кем? - медвежонком Лиса – … Заяц – … Ёж – … Волк – … Белка – … Олень – … Барсук – … Лось – … Бобер – … (Ответы детей). Игра "Кто кем раньше был?" Логопед: Молодцы. Справились с заданием. А теперь, ребята, давайте вспомним, как называется жилище у животных.

Слайд 14

Логопед. На доске выставлены карточки. « У белки нора» « У лисы дупло» « У медведя логово» « У волка берлога» « У бобра хатка» « У ежа хатка» Логопед. Послушайте предложения. Правильно ли я их составила? Дети. Неправильно. Логопед. Исправьте мои ошибки. (Меняют карточки местам те дети, которые умеют читать, а отвечают - все). (Дети меняют карточки местами, составляют предложения): У белки дупло. У лисы нора. У бобра хатка. И т. д. Упражнение «Составь предложение»

Слайд 15

Задание: разделите названия животных на слоги. 1-й ребенок. Ли-си-ца . В этом слове три слога. 2-й ребенок. Волк. В этом слове один слог. 3-й ребенок. Бел-ка . В этом слове два слога. И т. п. Упражнение: «Раздели слова на слоги»

Слайд 16

На фоне музыки «Звуки природы» Прослушивание сказки «Как оленёнку маму искали» ( авторская сказка Н.В. Нищевой)

Слайд 17

Логопед. Однажды, убежал без спроса погулять и заблудился в лесу олененок. Он очень испугался, и стал жалобно звать на помощь маму. Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила: -Что случилось? Ты потерялся? -Да, я потерял маму. А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик? -Нет, горько заплакал малыш. Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала: -Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу? -Нет, продолжал плакать малыш. Послышалось шуршание, из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала: -Я знаю, у твоей мамы колючки на спине… -Нет, продолжал рыдать малыш. Вдруг из кустов выскочила зайчиха. Она спросила: -Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши? -Нет! С сопением из норы вылезла барсучиха. Может у твоей мамы белые полоски на мордочке – поинтересовалась она. -Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке? Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама? -Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза. И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. И все лесные мамы сразу поняли, кто же мама олененка. Логопед. Вот такая сказка со счастливым концом. «Как оленёнку маму искали»

Слайд 18

Логопед. Вставайте в круг на ковре и представьте, что мы превратились в диких животных. Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом). Звери шли на водопой. За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая). За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках). За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются вполуприседе). За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку). За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками). За мамой зайчихой — косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней). Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами). Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакательные движения). Физминутка «На водопой»

Слайд 19

Логопед. А теперь давайте побеседуем по сказке, которую вы уже слышали. (Логопед выставляет доску, на которой закреплены рисунки с изображениями лесных мам, большой дуб, пень, кусты, нора). Логопед . Вспомните, где сидела мама-белка? Дети. Белка сидела на ветке дуба.(Полный ответ) Логопед. Откуда вразвалку вышла медведица? Дети. Медведица вышла из-за дуба. Логопед. Откуда выкатилась ежиха? Дети. Ежиха выкатилась из-под пня. Логопед. Откуда выскочила зайчиха? Дети. Зайчиха выскочила из кустов. Логопед. Откуда с сопением вылезла барсучиха? Дети. Барсучиха вылезла из норы. Логопед: Молодцы, вы были очень внимательны. Игра «Кто откуда?»

Слайд 20

Логопед. Ребята, я вам сейчас буду называть определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение. Итак, начали: Логопед. О каком человеке это можно сказать, что у него львиная грива. Дети. О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос. Логопед. Слоновый топот или топает как слон. Дети. Это человек с тяжелой походкой. Логопед. Крокодиловы слезы. Дети. Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слезы. Логопед. Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота. Дети. О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек. Логопед. Обезьяньи ужимки. Дети. Так говорят о том, кто любит кривляться. Логопед. Черепаший шаг. Дети. У человека, который очень медленно ходит. Логопед . Молодцы! Справились и с этим заданием. Игра «Подбери определение к слову»

Слайд 21

Пальчиковая гимнастика (самомассаж). Игра «Найди и раскрась нужного животного». Игра «Загадочное животное» Игра «Кто лишний?» Этап обобщения знаний

Слайд 22

Логопед. Пройдите за столы, садитесь. Логопед. Возьмите карточки. Вы видите на карточке несколько наложенных контурных изображений диких животных. У каждого из вас будет свое задание. Тоня, ты обведи и раскрась животное, название которого начинается со звука [л], Настя обводит и раскрашивает животное, название которого начинается со звука [л'] и т.д. Правильно подберите карандаш для раскрашивания. (Включить музыку «Звуки природы») (Дети выполняют задание. Логопед оценивает выполнение задания). Игра «Найди и раскрась нужного животного» Пальчиковая гимнастика с шишками (самомассаж)

Слайд 23

Задание: отгадать, из названий каких животных получились слова. Логопед. Медволк Дети. (медведь и волк) Логопед. Зайжик Дети. (заяц и ежик) Логопед. Белса Дети. (белка и лиса) Логопед. Барведь Дети. (барсук и медведь) Логопед. Лилень Дети. (лиса и олень) Логопед. Барось Дети. (барсук и лось) Логопед. Меджик Дети. (медведь и ежик) Логопед. Зайбар Дети. (заяц и барсук) Логопед. Белось Дети. (белка и лось) Логопед. Бобрмед Дети. (бобер и медведь) Логопед. Воллис Дети. (волк и лиса) Логопед. Бобрлось Дети. (бобер и лось) Логопед. Молодцы, справились с трудным, но интересным заданием. Игра «Загадочное животное»

Слайд 24

Задание: Выделить лишнюю картинку и объяснить почему? Игра «Кто лишний?»

Слайд 25

Логопед. Как называется сказка, в которой мы побывали? Дети. Сказка называется «Как олененку маму искали». Логопед. Как зовут маму олененка? Дети. У олененка мама — оленуха. Логопед. Чем мы сегодня занимались? Дети. Мы слушали сказку, делили слова на слоги, составляли предложения, играли в игры: « Кто кем раньше был», «Четвертый лишний», находили и раскрашивали животных. Какое задание было трудным для вас? Какое задание понравилось? Заключительный этап Подведение итогов занятия. Заключительная беседа. Объяснение домашнего задания. Заключительная беседа

Слайд 26

Домашнее задание Логопед. Дома вспомните и расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку к ней. А завтра мы в группе устроим выставку рисунков, а победители получат призы. До свидания! Занятие окончено.

Слайд 27

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Разработка индивидуального логопедического занятия для детей 7 года жизни

«Приключения Жужжалочки и Шипелочки»

Коррекционно – развивающие цели:

-  Продолжать учить дифференцировать звуки [Ж] и [Ш] в слогах, словах и фразах;

-  развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;

- развивать фонематический слух, восприятие, память, воображение,    зрительное восприятие;

- расширять словарный запас детей (шлемофон,  этажерка);

    - учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного;

-  развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:

Презентация, распечатанные карточки к  играм «Чаепитие» и «Путаница», простой и цветные карандаши,  пластилин, доска для пластилина, музыка для релаксации.

Ход занятия:

Логопед:  Жили-были две сестренки: Жужалочка и Шипелочка (слайд 2).  Они очень любят делать зарядку для языка. Давай вместе с ними сделаем зарядку для язычка (слайд 3).

Язычок знаком нам, дети.

широко улыбнуться

Мы его улыбкой встретим.

растянуть губы

Это язычок пришел.

высунуть язык

Вправо он сейчас пошел.

тянуться кончиком

Все, что нужно, увидал

движение языка вправо

И налево зашагал.

движение языка влево

Погулял совсем немножко,

движение языка влево и вправо

Широко открыл окошко.

широко открыть

Он окно не закрывает,

рот открыт

Кверху кончик поднимает

кончик языка вверх

Он окно не закрывает.

рот не закрывает

Книзу кончик опускает.

кончик языка к подбородку

Ротик свой не закрывает,

Индюков он приглашает.

Быстро облизывает верхнюю губу – «болбочет»

Поиграл наш язычок,

Лег поспать он и молчок

закрыть рот

Логопед:  Как ты думаешь, какой звук больше всего любит Жужалочка? А Шипелочка?

Послушай внимательно, как они разговаривают и повтори (слайд 4)

Ша-ши-шо       Ши-жи-жа

Жи-жу-жа        жа-ши-жо

Жи-ши-жи        ши-жи-ши

Ша-жа-ша         жу-жи-ша

Логопед:  Однажды Шипелочка и Жужалочка мыли посуду, но Жужалочка мыла свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком [Ж] треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет, будет лужа. Посмотри на слоги на чашках. Если в слоге есть  буква Ш, то чашка целая — нарисуй в чашке чай и над ним пар. Если в слоге  есть буква Ж, то чашка разбитая - рисуй трещинку и лужу.

(Игра «Чаепитие» слайд 5).

Логопед: Шипелочка и Жужалочка очень любят ходить в магазин и делать покупки. Но на картинке перепутаны все товары и теперь они не знают, как быть. Помоги им.

Для Жужалочки  назови и покажи  слова и картинки  со звуком [Ж], а для Шипелочки - со звуком [Ш]  ( Игра «Коллекция» слайд6 - 7).

А теперь давай немного отдохнём.

Физминутка (по выбору логопеда)(слайд 8).

Логопед:  -Однажды Шипелочка  и Жужалочка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано неживое, а кто - живой. Давай разрешим их спор. ( Игра «Живое-неживое») (слайд 9-10)

Логопед:  Шипелочка и Жужалочка решили на прощание перепутать все слова.

Исправь, пожалуйста, их ошибки, в этом тебе помогут картинки. ( Игра «Путаница» слайд 11).

Они написали:

У мышки в лапах кошка.

Маша надела голову на шапку.

Лужайка летает над шмелем.

Шлем надел Женю.

У шеи шарфик на мишке.

Пожар тушит пожарника.

Паша обводит жабой карандаш.

Логопед: Язычком проговорили звуки, глазами их запомнили, а теперь давай поработаем руками.

Чтобы Шипелочка и Жужалочка больше не путали свои буквы, ты вылепишь  буквы Ж и Ш из пластилина. Давай разомнем наши руки с помощью карандаша (самомассаж) (слайд 12)

Включается спокойная музыка.

(Ребенок лепит буквы Ш, Ж  из пластилина).

Логопед: - Картинки, которые мы с тобой сегодня рассматривали, Шипелочка и Жужалочка тебе дарят. Из них мы сделаем книжку.

-А чтобы она была более красивой и интересной, дома раскрась все картинки и правильно произнеси еще раз все слова.

Итог занятия.

 Давай вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?

 Что больше всего понравилось тебе?

Какое задание было самым трудным?

А какое самым интересным? Ты – МОЛОДЕЦ! (слайд 14) 



Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционное  занятие для 1-2 класса школы VIII вида.

(Подготовила учитель – дефектолог Цветкова М.Н.)

Тема занятия: «Геометрические фигуры».

Цели занятия:

Дидактические: Закрепить знания детей правильно называть геометрические фигуры, оперировать образом форм в представлении, находить предметы различной формы;  обучать приемам умственных действий логического мышления:  умение анализировать, классифицировать, синтезировать, устанавливать закономерности и  причинно-следственные связи.  

Коррекционно-развивающие: Корригировать недостатки мыслительной деятельности, развивать  тактильно-двигательные ощущения,  мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать мотивацию к учению.

Дидактическое обеспечение: презентация, коррекционные игры, набор геометрических фигур, «Волшебный мешочек», листы бумаги.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание занятия

Организационный

Эмоциональный настрой

Работа в «Уголке настроения» (Выбери солнышко, улыбающееся или хмурое, соответствующее твоему настроению)

У нас сегодня необычное занятие.

Мы отправимся  в путешествие

в страну геометрических фигур

Введение в тему

- Закрой глаза, попробуй угадать, какие фигуры я нарисую у тебя на руке  (Дефектолог «рисует» фигуры)

Загадки о геометрических фигурах

 (Ребенок сначала отгадывает загадку, а потом на ощупь достает из « Волшебного мешочка» отгаданную фигуру)

1) Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)

2)Три вершины тут видны

Три угла, три стороны,-                                                              

Ну, пожалуй, и довольно!-        

Что ты видишь? (треугольник)

3)Не овал я и не круг,        
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня... 
(квадрат) 

4)Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник)

Основная часть

Упражнение «Запомни» (работа с раздаточным материалом :

- « Запомни (посмотри на слайд) и отбери, среди разложенных на столе,  нужные   геометрические фигуры»). Слайд 2

-  «Расставь фигуры в нужном порядке» (Посмотри внимательно, запомни, разложи геом. фигуры в нужном порядке). Слайд 4

Упражнение на сравнение, нахождение общего и чем отличаются : треугольник и квадрат, затем квадрат и прямоугольник.

-Посмотри внимательно на  треугольник и квадрат. Что у них общего, и  чем они отличаются? (Ответ ребенка

Общее :  углы, стороны. Отличаются: у треугольника – три угла, у квадрата – четыре, так же – три стороны и четыре, цветом)

-Посмотри  вокруг себя: какие предметы похожи на треугольник?

- А теперь возьми в одну руку квадрат, в другую – прямоугольник. Сравни их: чем они похожи, чем отличаются?

-Посмотри внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на прямоугольник, квадрат?

Физминутка. Встань, закрой глаза, попробуй правой рукой в воздухе нарисовать круг, а левой прямоугольник (одновременно)

Игра «Разбей предметы на две группы». 

- Нарисуй группы предметов на листах бумаги.

5. Игра «Кто в этом домике живет»

- Из каких фигур построен домик?

- А кто в нем живет, ты узнаешь, когда расшифруешь слово? (Отгадка: скворец)

6. «Какой фигуры не хватает, дорисуй?»

Заключительный

1.Рефлексия. Какое задание  понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

2.Оценка работы учащегося на занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционное занятие Геометрические фигуры

Слайд 2

Запомни

Слайд 3

Будь внимателен!

Слайд 4

Запомни и разложи фигуры в нужном порядке

Слайд 5

Будь внимателен!

Слайд 6

Проверь себя!

Слайд 7

Разложи фигуры в нужном порядке

Слайд 8

Будь внимателен!

Слайд 9

Проверь себя

Слайд 10

Разбей предметы на 2 группы

Слайд 11

Молодец!!!