"Формирование грамматических конструкций речи в дошкольном возрасте"

Пузакова Ирина Михайловна

Данный материал будет полезен как педагогам, так и их родителям .В статье раскрыты этапы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskih_konstruktsiy.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

  Пузакова Ирина Михайловна – учитель-логопед в. кв.к.

  МБДОУ «Детский сад «Антошка»

Город Абакан, Республика Хакасия

 »Как формируется грамматический строй речи  в дошкольном возрасте» 

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет словообразование, морфологию, синтаксис. Существует физиологическая условно – рефлекторная система, которая активно задействуется в процессе приобретения навыков грамматического строя речи ребенком. Дети приобретают динамический стереотип, слыша изменения в существительных, глаголах и других формах. Динамический стереотип – это устойчивое явление. Поэтому если ребенок выработал понимание того, как использовать те  или иные окончания, то в большинстве случаев ему не составит труда воспользоваться этими знаниями.

Дошкольный возраст – это ключевой этап развития речи человека. В процесс формирования речь и грамматический строй речи ребенка зависит от его общения и характера деятельности Для ребенка овладение основными речевыми навыками, умение грамотно выражать свои мысли – это одно из важнейших условий полноценной жизни в человеческом обществе. Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание ребенка должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ошибку ребенком, лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. Этой цели служат разнообразные грамматические игры. Задача нас, педагогов такова: Если упустить возможность помочь ребенку в этом возрасте формировать грамотную речь и грамматический строй речи, то в последующем уже не будет возможности создать настолько благоприятную среду для этого. Именно сейчас, пока ребенок не пошел в школу, необходимо помочь ему заинтересоваться темой родного языка, почувствовать к нему вкус и приобрести желание как можно точнее и грамотнее выражать свои мысли другим людям с помощью речи. Овладение грамматикой начинается на втором году жизни ребенка. В этот период  ребенок от слов переходит к фразе. К трем годам жизни ребенок начинает  осваивать систему словообразования (уменьшительных и увеличительных наименований, видов пар глаголов), появляются формы существительных в косвенных падежах, изменяет глаголы по времени. Сначала появляется винительный, затем дательный, творительный и предложный падежи. К четырем годам ребенок использует сложные предложения.  Ребенок начинает пользоваться предложно-падежными конструкциями с предлогами (На, в, у, за, под, над).Среди занятий можно выделить такие: -специальны занятия; -как часть занятия.

Первая младшая группа: воспитателям нужно учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами,  употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).  Организовывать игры на употребление некоторых  вопросительных  слов (кто? Что? Где?) Учим употреблять несложные фразы:» Кисонька-мурысенька, куда пошла?»: « На мельницу…»

Вторая младшая группа: педагогам необходимо планировать игры на согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; (какой? Какая? Какое?) Помогать употреблять существительные с предлогами (в, на. Под, за, около);Учим употреблять существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; Форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, яблок, книг, окон)Так же следует учить получать из нераспространенных предложений распространенные, путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств ( Мы пойдем в зоопарк и увидим зайца, лису и ежа)

Средняя группа: Продолжаем формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, учим употреблять эти существительные  в именительном и винительном падежах (Лисята-лисят, медвежата- медвежат).Учим правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных(вилок, яблок, туфель). Пробовать образовывать формы повелительного наклонения глаголов: ЛЯГ, Лежи, Стой; Начинаем учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Старшая группа: Планируем игры на умение согласовывать слова в предложении: существительные с числительными (пять машин, трое ребят), прилагательные с существительными (Лягушка- зеленое брюшко. Игры на исправление ошибок при постановке ударения в словах, игры на определение ошибок в чередовании согласных в словах, предоставлять возможность самостоятельно их исправить.(кофета-конфета,). Учим образовывать слова(сахарница, хлебница, масленка, солонка; учитель, строитель, воспитатель). Учим образовывать однокоренные слова (медведь-медведица- медвежья), учим образовывать глаголы с приставками (забежал, побежал, выбежал). Учим правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежа( Пни, комья).Учим составлять простые и сложные предложения по образцу. Учим пользоваться прямой и косвенной речью.

Подготовительная группа: Продолжаем упражнять детей  в согласовании слов в предложении. Учим образовывать однокоренные слова  по образцу, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные  в сравнительной и превосходной  степени. Помогаем составлять сложноподчиненные предложения, используя языковые средства соединения частей (чтобы,  когда, потому что, если, бы)

Литература.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб: Детство- пресс, 2007.

Капинос В.И., Сергеева И.П. Развитие теории и практики обучения. М.: Просвещение, 1991.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб: Питер, 2005.

2023 год.