Подготовка детей с ОНР к школьному обучению

Пузакова Ирина Михайловна

 Прочитав материал, педагогам можно применять его в своей работе . работая с детьми подготовительной группы. можно планировать игры по фонематическому восприятию, по формированию грамматического строя речи, по уточнению звукопроизношения сонорных звуков. Такие игры помогут дошкольникам подготовиться к обучению грамоте в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_s_onr_k_shkolnomu_obucheniyu.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» Антошка»

«Подготовка детей с ОНР, посещающих группу компенсирующей направленности, к школьному обучению».

Разработала учитель-логопед 1к.к.

Пузакова Ирина Михайловна

Г. Абакан 2018г.

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить речевое недоразвитие, но и полностью подготовить их к обучению в школе. Наше дошкольное учреждение работает  с  детьми, имеющими  речевые нарушения по программе Н.В. Нищевой.  Автор выстроил систему коррекционной работы , начиная со средней группы .И на протяжении трех лет педагоги корректируют западающие возможности детей. В начале каждого учебного года в сентябре проходит диагностика всех компонентов  речи и  психических процессов. После проведения обследования составляется адаптированная рабочая  программа и составляются индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка. Основной формой работы являются индивидуальные занятия и занятия в подгруппах.

 Каждое логопедическое  занятие многофункционально,  предусматривает  развитие всех компонентов речи, с усложняющим нарастанием, в зависимости от возрастной группы.  В него входят  игры: направленные на развитие речевого слуха  «Послушай стихотворение и назови», на совершенствование грамматического строя речи «Маленькие кулинары» (Я сварил яблочный джем), на совершенствование слогового анализа (раздели на слоги), на координацию речи с движением, специальная артикуляционная гимнастика на соответствующий звук, работа в тетради (штриховка, печатание, разукрашивание), на совершенствование чтения с пройденными буквами, на совершенствование навыка анализа предложений ( составь схему предложения), на дифференциацию звуков, на расширение словарного запаса слов (что делали? ), на развитие синтаксической стороны речи (составление предложений ), на развитие связного высказывания ( опиши, расскажи, придумай).

Развитие навыков звукового анализа и синтеза  при подготовке детей к грамоте является одним из важных направлений в нашей работе.

 В учебный процесс постепенно вводим следующий наглядный материал: «Звуковички», которые обозначаем изучаемые звуки. Изучая гласные звуки, вводится образ «девочки» в красном костюмчике, изучая согласные звуки, водится образ «мальчика»  в синем костюмчике.

Эффективным приемом звукового анализа является игра - сказка «Теремок», которая известна и любима всем детям, только вместо сказочных персонажей в теремок приходят жить «звуки» или «буквы». Они подбираются так, чтобы дети могли составить и проанализировать слово. В ходе обучения предлагаем дать характеристику звукам. Например:

 -Кто в теремочке живет?

-Я, звук «У»  , я гласный могу петь, а   ты  кто?

- А я звук» П»  согласный глухой, твердый.

Еще один интересный прием «Постройте слово из самих себя» - дети изображают динамическую позу той ил иной буквы.;

Интересная игра «Телеграфисты». Дети учатся составлять слоговую схему слова, опираясь на длительность звучания ударного слога. Ударный слог обозначают черточкой, а безударный – точкой.

Эту же игру можно проводить в форме «Живые звуки». Дети очень любят подвижные игры, поэтому им нравится прием использования двигательных действий, например: «Прыгни столько раз, сколько в слове звуков»

«Прыгни от буквы к букве, чтобы получилось слово».

Следует отметить, что на буквенном этапе обучения у наших детей возникают трудности запоминания и воспроизведения букв. Такие затруднения мы преодолеваем легко, если даем дошкольнику образ буквы, то есть предмет, похожий на букву.

О – обруч или колесо; П -  ворота, перекладина; Н –носилки.

Такие наглядные образы помогают детям легче запомнить начертания и пространственное  расположение буквы. С данным способом можно использовать и другие, такие как конструирование, выкладывание из палочек, из ниточек;  печатание, вылепливание , раскрашивание, штриховка в определенном направлении.

На занятия к детям часто приходят литературные персонажи ( Незнайка, Буратино, Феи, Гномы, девочка» Говорушка»). Этим героям дети помогают, составляют рассказы, разгадывают ребусы. Такая форма проведения занятия позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.  Разнообразие учебного материала и различных игровых заданий способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов, через игры реализуются потенциальные возможности детей.

И так, используемые игры и упражнения заслуживают внимания и могут быть использованы в работе с детьми, имеющими  трудности по формированию навыков звукового анализа и синтеза, что позволит детям с речевыми нарушениями успешно  адаптироваться в процессе школьного обучения.