Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями.

Пузакова Ирина Михайловна

Данный материал поможет педагогам подробнее познакомиться с профессиональным умением ведения диалога с родителями воспитанников. Это поможет избежать различных конфликтов между педагогом и родителями, а наоборот, такое ведение диалога поможет сблизить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_pedagoga_s_roditelyami.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Антошка»

Тема: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»

Подготовила учитель-логопед 1к.к.

Пузакова Ирина Михайловна

город Абакан 2018г.

Деятельность педагога всегда строится на общении. Правильно выстроенный диалог между педагогом и родителями – это основа успешности детей.

Перед началом диалога ученые выявили такой термин как:

Диалогическая позиция:     Это еще не сам диалог, а готовность к нему. Эта позиция открытая для встречи, она возможна при равенстве партнеров, если у собеседников общие интересы, присутствует взаимодоверие и открытость.  Диалог будет успешен, если у общающихся  имеется три  взаимосвязи: 1- инициативное высказывание,2- ответ на него,3- встречная ответная реакция. Диалог характеризуется  сменной высказываний двух или нескольких говорящих лиц. Реплики говорящих связаны между собой по смыслу  и составляют единое целое.

Диалог воспитателя с родителями в ДОУ имеет свою специфику:

  • Постоянный контакт педагога с родителями
  • Индивидуальный подход в решении вопросов
  • Наличие каждодневной обратной связи со стороны родителей.

Обратная связь -  Это получение информации о партнере для коррекции собственного поведения в процессе общения, сознательное контролирование собственных действий, изменение собственного поведения, умение видеть себя со стороны.

  В условиях ДОУ особенно проявляются такие характеристики диалога взрослых:

-Ситуативность (участники лишь намечают стратегию разговора.  Т.е. что-то обсудить, проинформировать, побудить к какому – ни будь действию, выразить несогласие или одобрение)

-Непроизвольность (случайно возникшая мысль высказывается в разговоре, или речевые действия общающихся оказываются прямой реакцией на высказывание партнера)

-Дискурсивность (участники диалога знают о чем идет речь, но она не всегда понятна постороннему)

-Непредсказуемость (в ходе диалога могут возникнуть как положительные, так и отрицательные реакции )

Основа профессионального педагогического общения воспитателя с родителями детей кроится в диалогических отношениях между всеми участниками педагогического процесса.

Диалогическое высказывание это единица диалога. Эффективность такого взаимодействия воспитателя и родителя осуществляется с помощью профессионально значимых типов высказываний .

У педагогов и родителей задачи едины: сделать все,  чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Поэтому современному воспитателю надо показать родителям свою профессиональную компетентность, он должен  видеть в родителях партнеров, единомышленников.

Успешность педагогического общения не только умение педагога говорить правильно и выразительно, но и способность выразить свои чувства и отношение к собеседнику взглядом, жестом, умение видеть себя со стороны. Педагогу важно использовать язык поддержки и соучастия, давать родителям понять, что их внимательно слушают и слышат. Это возможно при таких способах коммуникации (внимательное слушание, смотреть глаза в глаза, уместен комплимент, улыбка, юмор). Такие способы создают эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместно решаются соответствующие  проблемы.

Хотя диалог в педагогике - дело сложное, требует мастерского владения ситуацией.

Воспитатель в ДОУ ежедневно решает непростые задачи и надо признать , что он не всегда является желанным партнером по общению. Поэтому  диалог с такими родителями  складывается редко благополучно. Педагог не всегда знает , как достойно выйти из конфликтной ситуации и решить  проблемы непонимания друг друга. Отсутствие взаимопонимания определяется коммуникативной установкой партнеров по общению, зависящей от их характера и  способностей.