"Пальчики ловкие- ручки умелые"

Пузакова Ирина Михайловна

данный материал поможет как педагогам, так и родителям использовать игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikilovkie-ruchki_umelye.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчики – ловкие, ручки – умелые»

Подготовила учитель-дефектолог:

Пузакова И.М.

2021г.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает – задерживается и речевое развитие.

Какие игры могут помочь маленьким ручкам стать совершеннее?

Предоставьте ребенку возможность играть со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробками, банками, флаконами и бутылками (из пластилина или картона), кусочками тканей, палочками, камушками и многими другими.

Для развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупы. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. Достоинством игр с предметами домашнего обихода является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия.

Возьмите поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, домик, волны, буквы)

Учите детей переливать воду в стаканчик из – под крана, вылавливать руками из воды небольшие предметы.

Дайте ребенку для игр сыпучие материалы. Летом больше играйте в песочнице: учите насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера. Зимой сделайте дома импровизированную песочницу. Для этого можно использовать любую крупу, причем лучше каждый раз разную. Ее тоже можно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать ручками или ложкой, просыпать сквозь сито.

Предложите ребенку фасоль, бусинки, пуговицы. Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите банку от кофе с пластмассовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие), раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.

Пробуйте рисовать различные фигуры: прямые и волнистые линии, круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их.

Не бойтесь давать ребенку пластилин. Разомните его до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Эти кусочки можно как-нибудь назвать (булочки, конфетки) и складывать их в нарисованную корзину или тарелочку.

Обязательно играйте с ребенком в пальчиковые игры. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Полезно ежедневно выполнять упражнения для пальцев рук, используя потешки:  сорока-белобока, ладушки, здравствуй, пальчик и другие. Подобные игры знают все родители.

Можно научить ребенка делать из пальцев разные фигуры: домик, очки, замок.

Если вы опасаетесь ребенку давать ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится.А вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. В итоге может получится осмысленный коллаж.

Для развития рук ребенка хорошо подходит разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок и специальных рамок, нанизывание колец на тесьму, собирание мозаики, пазлов, игры с конструктором. Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий, просто играйте с ним – искренне и непринужденно.

Чем раньше вы поймете, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше начнете развивать ее, тем в будущем речь ребенка будет более точной и правильной.