"Использование тренингов и интерактивных практик в работе с родителями"

Пузакова Ирина Михайловна

Данный материал поможет учителям-логопедам настроить работу с родителями подготовительных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Антошка» города Абакана.

«Использование практикумов и тренингов при работе с родителями, имеющими детей с ТНР»

Пузакова Ирина Михайловна

Абакан.2019г.

В настоящее время, выполняя Федеральный Государственный Образовательный  стандарт, нам, педагогам ДОУ необходимо привлекать родителей в образовательный процесс. Просвещение родителей – важная составляющая взаимодействия ДОУ и семьи. Отходя от проведения обычных родительских собраний, мы стали использовать  в своей работе практикумы и тренинги. В начале года был составлен план таких тренингов. Они проводятся 1 раз в месяц. По мнению И. В. Вачкова, тренинг - это своеобразная тренировка, которая направлена на освоение человеком каких – либо умений. В логопедической работе проводимые тренинги нацелены на  формирование знаний и практических навыков у родителей для работы с детьми, имеющими нарушения речи, а так же на профилактику возникновения трудностей в обучении. В наших тренингах используются такие методы, как информирование участников, консультирование и обучение умению применять предоставленную информацию в конкретной ситуации, а так же наша помощь  родителям в решении какой-либо задачи, т.е. тренировка умения применять полученные навыки в домашних занятиях с детьми.На наших тренингах и практикумах мы, педагоги доносим до родителей важность таких занятий, создаем положительный настрой и предоставляем условия для мотивации родителей  в активном  участии в тренинге. Ведь самое главное для педагога – тренера  -  чтобы родители не только получили знания и умения , но и систематически использовали полученные на тренинге навыки, занимаясь с детьми в домашних условиях. Такая заинтересованность родителей способствует формированию у ребенка интереса и положительный настрой на специальные занятия, без которых нельзя обойтись ребенку с речевым нарушением.Наиболее актуальными и востребованными темами у родителей являются:

  • Артикуляционная гимнастика и ее особенности проведения;
  • Система работы по автоматизации поставленных звуков;
  • Звуко - буквенный анализ слов;
  • Составление описательных рассказов.

Наши практикумы и тренинги  имеют в своей структуре вводную часть, которая включает приветствие участников или игровой разогрев; основную (рабочую или игровую) часть и завершающую часть (рефлексия, игровая релаксация и прощание).

Вводная часть посвящена созданию положительного настроя на работу и снятия эмоционального напряжения педагога – тренера и  участников. С этой целью мы используем такие упражнения и игры, как «Имя», «Паутинка», «Комплимент», «Передай маску».

Используя упражнение «Имя», предлагаем всем представиться, назвать свое имя  и отчество. Затем нужно охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. «Меня зовут Ирина Михайловна – интересная, мудрая». Затем каждый участник называет свое имя и подбирает слова для своей характеристики.

В основной части занятия  участники тренинга знакомятся с содержанием и правилами специальных игр, затем проводятся данные игры и происходит обсуждение их с родителями. Приводим пример некоторых игр:

 Игра «Споем песенку «Солнышко». Следим за положением губ. А О У И Ы. Сейчас мы вместе споем медленно – быстро, громко – тихо.Этой игрой мы учим родителей формировать подвижность артикуляционного аппарата у детей.

Игра «Внимательные уши»  Слушаем чистоговорки, какой звук повторяется чаще?

Ткет ткач ткани на платок Тане. Рыжий Ромка очень рад: у него родился брат.Лук Лариса поливала, поскользнулась и упала.Щука щелкнула зубами, в щель забилась за камнями. Эта игра способствует развитию фонематических процессов и правильному произношению звуков.

Игра «Цепочка», «Замкнутый круг» Всем слушателям услышать последний звук любого проговоренного слова , затем назвать слово, в котором данный звук стоит первым и так далее. Такая игра предполагает формированию умения выделять первый и последний звук в слове.

В завершающую часть мы включаем рефлексию, которая помогает выяснить эффективность занятия и учитываем в следующих тренингах рекомендации родителей. С этой целью используем «Шесть шляп мышления» по методике Эдварда де БОНО. Педагог предлагает выбрать каждому участнику тренинга бумажную шляпу определенного цвета. После этого педагог разъясняет, о чем должен говорить родитель, выбравший шляпу определенного цвета:
Красная шляпа – какие вы испытали трудности.

Желтая шляпа – что было положительного в проведенном занятии.

Черная шляпа – какие отрицательные моменты или недостатки вы увидели на занятии.

Зеленая шляпа – ваши предложения и идеи в отношении определенного занятия.

Белая шляпа – какие вопросы возникли в ходе занятия.

Синяя шляпа – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы еще получить на последующих встречах.

Педагог предлагает участникам по очереди высказать свое мнение о проведенном занятии.

      Проводя такие практикумы и тренинги, у наших родителей появилась большая заинтересованность, ответственность и уверенность в совместной работе со своими детьми.

Подводя итог, хочется отметить, что самое важное для детей – это поддержка их родителями и нами, педагогами. Нельзя бросать ребенка одного, необходимо всегда быть рядом и помогать ему: регулярно и терпеливо проводить игры и специальные занятия, которые должны быть постоянными и интересными для ребенка. Наша задача, родителей и педагогов – помочь ребенку научиться преодолевать трудности, не потерять веру в себя и свои силы.  Спасибо за внимание!

Литература:

Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа. М. 2004.

Вачков И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007.

Фоминых Е.Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников: традиционные и инновационные формы/ Логопед. 2009. №7

Щеповских Е.В. Использование тренинговых программ на логопедических занятиях/Логопед, 2009.№5