"Ҡурай" гәзите / Газета "Курай"

Худайбердина Гузель Зулфаровна

Айына бер тапҡыр сыҡҡан гимназиябыҙҙың "Ҡурай" гәзите һәм "Йәш корреспондент" түңәрәгенең эш программаһы / Рабочая программа газеты "Курай", выпускающейся в нашей гимназии 1 раз в месяц, и кружка "Юный корреспондент".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Республиканская гимназия-интернат им. Г. Альмухаметова

       Согласовано                                              Утверждено

      И.о. зам директора по ВР                        И.о.директора ГБОУ РГИ

      Мелихова А.Ф. ______                            им.Г. Альмухаметова  

      от __________                                           Гуссамова Г.Р. ___

                                                                          приказ № __ от ___

Рабочая программа

по кружку «Юный корреспондент»

для 6-8 классов

учителя башкирского языка и литературы

Худайбердиной Гузель Зулфаровны

   

Уфа – 2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

     Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

     Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  1. свободная творческая дискуссия;
  2. ролевые игры;
  3. выполнение творческих заданий;
  4. активные методы формирования системы общения;
  5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

    Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

      Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию. Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал. Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный корреспондент», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей школы.

Цель программы: создание условий для формирования и развития у обучающихся

  • интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
  • интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческого мышления, познавательной активности;
  • способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
  • коммуникативных навыков.

Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы.

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

  1. В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные знания:
  • из истории журналистики;
  • о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
  • о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
  • о законе о СМИ.

и умения:

  • создавать сочинения разных жанров;
  • соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
  • работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
  • участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Виды деятельности обучающихся:

  • теоретические занятия;
  • творческий практикум (сочинения разных жанров);
  • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
  • анкетирование;
  • социологический опрос;
  • участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;
  • выпуск школьной газеты;
  • посещение обучающих семинаров.

Конечные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

  1.  Содержание кружка «Юный корреспондент»

     Настоящая программа рассчитана на 3 года (315 часов), количество часов на 1 год - 105 часа (3 часа в неделю).

Программа направлена на выработку у учащихся основных умений: - владение теорией газетных жанров;

- умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;

- умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;

- умение вести беседу;

- умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;

- умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).

Основные принципы деятельности:

1. Демократичность и гуманность, безопасность занятий.

2. Единство воспитательной и оздоровительной работы.

3. Учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.

4. Развитие инициативы и самостоятельности ребят. Возможность проявления способностей детей в различных видах деятельности.

Цель: формирование учащегося, способного к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

 создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой “Пресс-школа юнкоров”, с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;

 сформировать навыки работы с информацией;

 развить творческие способности;

 развить коммуникативные качества личности.

I Раздел. Краткое введение в историю журналистики (21).

Теория: Профессия – журналист. История возникновения журналистики. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Современные детские и подростковые СМИ.

Практика: знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

II Раздел. Основы журналистики (135).

Теория: знакомство с основными жанрами журналистики: информация, заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, рецензия, зарисовка, эссе, фельетон…

Практика: анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.

III Раздел. Художественно-техническое оформление издания (78).

Теория: структура издания, особенности верстки; знакомство с типами и видами школьных газет. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.

Практика: обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации, практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам.

Оформление заголовка статьи. Размещение статьи в газете. Набор текста разным шрифтом. Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты «Курай». Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты.

IV Раздел. Редакционно-издательская деятельность (81).

Теория: особенности журналистского труда. Этика поведения журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.

Практика: анализ работы школьного «Пресс-центра».

Формы и методы работы по программе.

Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.

Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.

Год обучения

Тема

теори  я

практи-ка

тео-рия

Практика

теория

практика

1

Краткое введение в историю журналистики

5

2

5

2

5

2

2

Основы журналистики

16

29

16

29

16

29

3

Художественно-техническое оформление издания

8

18

8

18

8

18

4

Редакционно-издательская деятельность

9

18

9

18

9

18

ИТОГО

38

67

38

67

38

67

Итого в год

105

105

105

Всего за 3 года

315

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока:

Кол-во

час.

       Дата

Примеч.

Предвар.

Факт.

I

Краткое введение в историю журналистики

5+2

1(1)-

2(2)

Выпуск сентябрьского номера школьной газеты “Курай”. Введение в журналистику.

1

01-04.10

3(3)

Немного из истории журналистики.

1

4(4)

Что такое журналистика

1

07-11.10

5(5)

Функции журналистики

1

6(6)

Качества профессионального журналиста.

1

7(7)

Доклад по теме «История журналистики». Проверка знаний по первому разделу.

1

14-18.10

II

Основы журналистики

16+29

8-9

(8-9)

Основные понятия журналистики.

2

10-11/

10-11

Систематизация журналистики.

2

21-24.10

12-13/

12-13

Октябрьский выпуск школьной газеты «Курай».

2

21-24.10, 05-08.11.

14-15/

14-15

Понятие информации. Социальная информация. Доктрина информационной безопасности России.

2

05-08.11,

11-15.11

16-17/

16-17

Журналистика как средство информации. Массовое сознание. Массово-информационный процесс.

2

11-15.11

18-19/

18-19

Информационное пространство.

2

18-22.11

20-21/

20-21

Функции современной журналистики.

2

18-22.11,

25-29.11

22-23/

22-23

Ноябрьский выпуск школьной газеты «Курай».

2

25-29.11

24-25

(1-2)

Публицистика как творчество

2

02-06.12

26-27

(3-4)

Журналистское произведение как особый вид текста. Сущность понятия «текст».

2

02-06.12,

09-13.12

28-29

(5-6)

Газетно-журнальный текст.

2

09-13.12

30-31

(7-8)

Классификация жанров.

2

16-20.12

32-33

(9-10)

Результативность деятельности СМИ.

2

16-20.12,

23-27.12

34-35/

11-12

Роль журналистики в обществе.

2

36-37/

13-14

Система российских СМИ

2

02-06.12

38-39/

15-16

Виды журналистских профессий

2

02-06.12

40-41/

17-18

Отбор, хранение, редактирование информации

2

09-13.12

42-43/

19-20

Правовое поле журналистики

2

09-13.12,

16-20.12

44-45/

21-22

Профессиональная этика журналиста

2

16-20.12

46-47/

23-24

Декабрьский выпуск школьной газеты «Курай».

2

23-27.12

48(1)

Проверка знаний по пройденному разделу.

1

23-27.12

III

Художественно-техническое оформление издания

8+

18

49-50

(2-3)

Основные принципы организации издательского дела.

2

13-17.01

51-52

(4-5)

Роль художественно-технических и литературных редакторов в повышении качества печатной продукции.

2

13-17.01,

20-24.01

53-54/

6-7

Основные виды печатной продукции, их место в жизни современного читателя.

2

20-24.01

55-56/

8-9

Январьский выпуск школьной газеты «Курай».

2

27-31.01

57-58/

10-11

Определение понятия «техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству.

2

27-31.01,

03-07.02

59-60/

12-13

Формат издания и полосы набора, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон).

2

03-07.02

61-62/

14-15

Шрифты. Основные типологические группы шрифтов. Классификация шрифтов. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.

2

10-14.02

63-64/

16-17

Композиция полос набора, различных по функции в издании. Раскрытие архитектоники книги композиционными приемами: шмуцтитул, начальная полоса, заголовки шапкой и на спуске, рубрики вразрез текста, форточкой, в подбор, маргиналиями.

2

10-14.02,

17-21.02

65-66/

18-19

Принципы их построения и расположения, целесообразность применения в различных типах изданий.

2

17-21.02

67-68/

20-21

Февральский выпуск школьной газеты «Курай».

2

24-28.02

69-70/

22-23

Рубрикация газет и ее оформление. Принципы шрифтового оформления рубрик (гарнитуры шрифта, кегли). Рубрикация книги как выражение ее логического плана

2

24-28.02,

02-06.03

71-72/

24-25

Оформление титульных и внешних элементов газет. Использование изображений и цвета. Иллюстрации. Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий.

2

03-06.03

73-74/

26-27

Текстовые и изобразительные оригиналы. Требования к ним

2

10-13.03

75-76/

28-29

Мартовский выпуск школьной газеты «Курай».

2

16-20.03

77-78/

30-31

Формат издания. Формат полосы.

2

16-20.03,

31.03-03.04

79-80

(1-2)

Классификация шрифтов. Объем издания

2

31.03-03.04

06-10.04

81-82

(3-4)

Анализ внешнего оформления издания

2

06-10.04

83-84

(5-6)

Титул и его оборот

2

13-17.04

85-86

(7-8)

Верстка. Основные требования к ней

2

13-17.04,

20-24.04

87-88/

9-10

Заверстка иллюстраций и подрисуночных подписей

2

20-24.04

89-90/

11-12

Апрельский выпуск школьной газеты «Курай».

2

27-30.04

IV

Редакционно-издательская деятельность

9+18

91-92/

13-14

Состав и организационно-методические основы построения редакционно-издательского процесса

2

27-30.04

04-08.05

93-94/

15-16

Рецензирование авторского оригинала

2

04-08.05

95-96/

17-18

Проверка фактов. Выявление фактических ошибок

2

11-15.05

97-98/

19-20

Производственный этап редакционно-издательского процесса. Корректура.

2

11-15.05

18-22.05

99100

21-22

Подведение итогов редакционной деятельности.

2

18-22.05

101-

102

23-24

Майский выпуск школьной газеты «Курай».

2

25-29.05

Контрольно-измерительный материал

Итоговое тестовое задание

  1. Журналистика – это….

А. Наука о журналистах

Б. Область научно - практической деятельности

В. Вид деятельности по подготовке и доведению до потребителя информации.

Г. Сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции средства массовой информации.

  1. Журналист – это…

А. Человек, который пишет статьи в газету.

Б. Лицо, которое доводит до потребителя информацию.

В. Человек, который является посредником между читателем и информацией.

Г. Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции средства массовой информации.

  1. Основные методы получения информации

А. Опрос, наблюдение, интервью.

Б. Наблюдение, интервью, работа с документами.

В. Наблюдение, работа с документами.

Г. Опрос, интервью, методы исследования аудитории.

  1. Основные жанры школьной газеты.

А. Информационные заметки, интервью, репортажи.

Б. Статьи, заметки, очерки, репортажи.

В. Информационные заметки, интервью, статьи.

Г. Статьи, информационные заметки, репортажи.

  1. Лид – это…

А. Маленький рассказ.

Б. Первый абзац публикации.

В. Метод сбора информации.

Г. Последний абзац публикации.

  1. Желтая пресса – это…

А. Газета желтого цвета

Б.Газета, информация в которой основана на слухах и сплетнях.

В. Самая качественная пресса.

Г. Пресса для домохозяек.

  1. Закон о СМИ регулирует

А. Отношения между изданиями и массовой аудиторией.

Б. Отношения между журналистами.

В. Отношения между разными СМИ.

Г. Отношения между журналистом и читателем газеты.

  1. Этические нормы и кодексы журналистского поведения.

А. Это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.

Б. Это свод законов и правил поведения журналиста, закрепленные законом.

В. Это международный закон о журналистах.

Г. Это необязательное соблюдение норм.

  1. Кодекс профессиональной этики российского журналиста был разработан

А. В 1984 году

Б. В 1894 году

В. В 1994 году

Г. В 2004 году

  1. К основным методам исследования аудитории относится:

А. Наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование.

Б. Наблюдение, интервью, работа с документами.

В. Наблюдение, опрос, работа с документами.

Г. Наблюдение, тестирование, работа с документами.

Дайте ответ:

1.Назовите виды СМИ. (газета, журнал, радио, телепрограмма, Интернет СМИ)

2.Назовите основные качества журналиста (профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство)

3.Какой стиль речи употребляется при выступлении перед аудиторией?(публицистический)

4.Какие бывают виды анкет по числу респондентов?(индивидуальные, групповые, массовые)

5.Какое бывает анкетирование по типу контактов?(очное, заочное)

6.Переведите на русский public relations.(связи с общественностью)

7.Нужна ли нам жёлтая пресса?(своё мнение).

8.Каким вы видите СМИ в будущем?Напишите в виде школьной заметки.



Предварительный просмотр:

https://xn--90adbu2amu.xn--p1ai/index.php?option=com_content&view=categories&id=32&Itemid=190