10 ноября 2020г. Математика

Утегенова Сауле Тыныштыковна
Тема: Игры для классификации предметов 
Классификация предметов – это умение находить общий признак предметов, и по нему объединять предметы в однородные группы. Классифицируем предметы по обобщающим словам.
На первый взгляд, классификация – скучное занятие. А чтобы классификация стала интересной, способ, как всегда, один – превратить ее в игру! Ведь способность выделять общие функциональные признаки у самых разных предметов поможет детям в дальнейшем усвоить практически все школьные премудрости.
1. Объединение предметов
Предлагаю детям внимательно посмотреть на предметы и ответить на следующие вопросы: Что нарисовано? Что есть общего у этих предметов? Как назвать эти предметы одним словом (посуда, игрушки, овощи и пр. )
2. «Разложи предметы на группы»
Предлагаю детям карточки-картинки, которые можно разложить по группам (например, цветы, птицы, деревья). Иногда я использую большие цветные геометрические фигуры. Так детям нагляднее и удобнее раскладывать карточки по группам, например, цветы на зеленом круге, птицы на синем квадрате, деревья на желтом треугольнике. При этом дети сами выбирают основу для своей группы.
3. «Что общее?»
Перечисляю несколько предметов и прошу ребят сказать, что их объединяет, как можно назвать одним словом. Например, «волк, лисица, медведь, заяц» или «автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус».
4. «Я знаю 5 предметов»
Провожу игру в группе или на улице с помощью мяча, любой другой игрушки. Здесь детям предлагается общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, «Я знаю 5 названий овощей: картофель, лук, морковь, свекла, помидор». Для упражнения рекомендуется использовать следующие общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, продукты, одежда, обувь, мебель, ягоды и др. Игра проходит очень динамично.
5. «Назови одним словом»
Игра-наоборот. Я называю несколько слов, а ребенок, который ловит мяч, должен назвать их одним общим словом («птицы, рыбы, звери», «ягоды, деревья, цветы»).
6. «Что лишнее» («Четвертый лишний», «Что не подходит?»)
Игра позволяет не только находить общие и разные свойства предметов, сравнивать, но и объединять в группы по какому-либо основному, существенному признаку, владеть навыком классификацию. А еще развивается речь, ребенок учится объяснять, доказывать свой выбор.
Предлагаю ребенку внимательно рассмотреть картинки с предметами и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак? Как одним словом охарактеризовать три оставшихся предмета?
7. «Противоположное значение»
Сначала нужно познакомить детей с противоположным значением. Для этого придет на помощь стихотворение:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)
Скажу я далеко, а ты ответишь….(близко).
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).
Теперь начало я скажу, ну, отвечай (конец).
Например, кислый -...., белый -...., храбрый -...., черный -…. , конец -…., светло -...., старт -..., веселый -…., покупать -...., плохой -...., помнить -...., грустный -...., большой -...., высокий -...., верх -...., глупый -...., забывать -...., хорошо -...., широкий -...., начало -....,  день -...., продавать -… . (ответы ребёнка)
8. «Вопрос- ответ» (знакомство с родовидовыми отношениями)
Дети усваивают, какие представители вида входят в пределы рода, что понятие род всегда шире, чем понятие «вид». Все представители какого-либо рода имеют общее присущие только ему признаки, именно поэтому признаку и другим признакам происходит объединение видовых понятий в род.
Задаю вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы, ягоды, овощи, животные) и видовой признак предметов (береза, дуб, шиповник, сирень, карась, щука, ворона, голубь, малина, картофель, лук, лев, собака. Вопросы можно построить следующим образом:
Чего в лесу больше - деревьев или сосен?
Чего в поле больше - цветов или ромашек?
Чего в саду больше - кустарников или кустов малины?
Чего в реке больше - рыбы или щук? И т. д.
9. «Рыбы, птицы, звери» или «Ягоды, цветы, деревья» (родовидовые отношения)
Во время этой игры обычно использую мяч. Я бросаю ребенку мяч, произношу одно из слов (рыба, птица, цветок, зверь, ягода, дерево, фрукт). Ребенок, поймав мяч, называет видовое понятие к родовому, например, рыба-окунь; птица-сокол; зверь- медведь. Темы могут быть разные.