3 декабря 2020г. Развитие речи

Утегенова Сауле Тыныштыковна

Тема: Звук [Ц]. Буква Ц

Цели: познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слов.
Ход занятия
Организационный момент 
Отгадай загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)
- А кто мама цыплят?
Ответ: курица.
Сказка
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую  страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».
- Поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?
Дети: Да.
- Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что ты справишься с ними.
Итак, отправляемся в путь. 
1. А вот и первое задание: Произнеси правильно звук Ц
Ребёнок произносит звук Ц хором, индивидуально.
-  А какую  характеристику звуку [Ц] мы можем дать (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).
- Молодец! С этим заданием ты справился(ась).
2. Повторение слоговой цепочки хором
Повторяй за мной:
ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ
АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ
3.  Закончить слова слогом ЦА
А теперь, я буду говорить слова, а ты заканчивай это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).
Молодец. Наш путь продолжается.
4. Загадывание загадок
1. На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
 
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
 
На гору бегом,
С горы кувырком. (Заяц)
 
Был белый дом, чудесный дом
Вдруг что-то застучало в нем.
Разбился  домик и оттуда живое выбежало чудо.    (Цыпленок)
 
Два конца, два кольца
Посередине гвоздик...  (Ножницы)
5. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова (Огурец, цыпленок, гусеница,цапля, цветок)
 Динамическая пауза
Очень трудно так стоять
Ножку на пол не пускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.  (Сначала на одной, потом на другой ноге)
- Вот мы и нашли всех цыплят. 
6. Итог занятия
Дедушка и бабушка спрашивают какие задания ты выполнял(а)? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят тебя за помощь.