5 ноября 2020г. Развитие речи

Утегенова Сауле Тыныштыковна
Конспект занятия по развитию речи
Тема: Звук и буква "к"
Цель: Познакомить ребёнка с буквой и звуком К
Задачи: формирование навыка чтения, развитие мышления, свойств внимания, слухового восприятия и фонематического слуха, формирование умения определять количество слогов в словах, формирование умения определять место звука в слове, формирование умения определять количество слов в предложении, формирование умения составлять схемы предложений.
Ход занятия
Будем с буквами дружить,
Чтобы в слоги их сложить,
А потом читать слова,
Чтоб умнела голова!
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика выполняется стоя. Упражнение повторяется не меньше пяти раз.
Вдох носом, выдох через рот.
Вдох, задержка дыхания, выдох.
Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.
Медленно читаем ребёнку чистоговорку. Затем разучиваем чистоговорку вместе с ребёнком и просим ребёнка повторить чистоговорку самостоятельно. Если он легко произносит чистоговорку, то можно попросить его ускорить темп произношения.
- Ест киска суп из миски. Сыта киска – пуста миска.
Звук и буква К
Материал: рабочий лист.
Перечисляются ребенку слова со звуками К в начале слова:
- Калитка, конь, кошка, кот, колобок, карамель.
- Назови первый звук в этих словах. (ответ ребёнка)
- Произнеси звук К.
- Звук К согласный или гласный? Согласный. Почему ты так решил(а)? Воздух встречает преграду.
- Звук К - звонкий или глухой?
Чтобы ответить на вопрос, ребёнок закрывает ушки ладонями и произносит звук К. Если ушки «гудят» - звонкий. Если не гудят – глухой.
- Правильно, звук К - глухой.
- Звук К может быть мягким и твёрдым.
- Давайте подберём слова, где звук К - твёрдый.
- Кот, карета, кукушка, капуста, колобок и т. д.
- Давай подберём слова, где звук К - мягкий.
- Кит, киска, кисть, и т. д.
- Значит звук К: согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
- Звуки К и Кь на письме обозначаются буквой К.
- Давай слепим К из пластилина.
Ребёнку выдаётся пластилин. Он катает из пластилина две короткие и одну длинную колбаску. Из получившихся колбасок он выкладывает букву К.
Родитель следит за тем, чтобы буква была повёрнута в правильную сторону.
- Напиши букву К на листочке самостоятельно.
Слоги
Материал: рабочий лист
- Прочитай слоги построчно и в столбиках (рисунок 1).
- Прочитай слоги в столбиках, как можно быстрее.
- Найдите и подчеркните гласные в слогах.
Развитие фонематического слуха. Звук К.
Материал: мяч
Родитель организует игру на ковре. Бросает ребёнку мяч и просит чётко повторить за ним слова.
- Повтори за мной
- Миска - мишка;
- Коза - коса;
- Зуб - суп;
- Крыса - крыша;
- Луг - лук;
-Дочка - точка;
- Кочка - бочка.
- Чем похожи или отличаются эти слова?
- Правильно, все пары слов отличаются только одним звуком.
- Постарайся придумать свои пары слов, которые бы тоже отличались одним звуком. (Лук-лак, стол-стул, мак-бак и т. д.).
Слоговой диктант
Материал: рабочий лист
- Напиши слоги под диктовку: АС, АР, ОС, ОР, УС, УР.
- Прочитай получившиеся слоги.
- Придумай слова на слоги: АС, АР. (Астра, арка, арбуз и т. д.).
Массажная пауза «Оладушки»
Катаем мячики между ладошками.
Мы печём оладушки,
Ладушки, ладушки,
Мы печём оладушки,
Мы печём оладушки…
Для кого? Для бабушки!
Ну, а что останется,
Нам с тобой достанется!
Звуковой анализ слов. Первый звук в слове.
Материал: рабочий лист.
- Прочитай слова (рисунок 2)
- Подели слова на слоги.
Ребёнок делит слова на слоги вертикальной палочкой.
- Поставьте в словах ударение.
- Подчеркни в словах букву К.
- Назови слова, в которых встречаются мягкие согласные. (Калина - мягкий звук Ль. Рисунок - мягкий звук Рь).
Звуковой анализ слова. Игра "Камень - вата".
Материал: зелёный и синий кубики.
Родитель называет слова, в которых есть звуки К или Кь.
Если в слове твердый звук К – ребёнок показывает синий кубик. Если мягкий звук Кь – зеленый кубик.
- Послушай слова и покажи нужный кубик.
- Кот (синий кубик, кони, кит, подкова, руки, крем, колготы).
- Давай разберём с тобой слово: УЛИТКА.
- Какой первый звук в слове улитка?
- У- гласный, обозначается красным цветом.
- Какой второй звук в слове улитка?
- Ль - мягкий согласный, обозначается зелёным цветом. 
- Какой следующий звук?
- И - гласный, обозначается красным цветом. 
- Какой следующий звук?
- Т - согласный твёрдый, обозначается синим цветом. 
- Какой следующий звук в слове?
- К - согласный твёрдый, обозначается синим цветом.
- Какой последний звук в слове УЛИТКА?
- А - гласный, обозначается красным цветом. 
- Мы с тобой разобрали звуковую схему слова улитка. 
- Произнеси слово котёнок? Есть ли мягкий звук в слове котёнок?
- Правильно, это звук Ть.
- Каким цветом обозначается мягкий согласный? (Зелёным). Где стоит звук Ть в середине, начале или конце слова? (В середине).
- Есть ли мягкие согласные в слове колобок? (Нет).
Пальчиковая гимнастика. "Компот"
Будем мы варить компот (соединяем пальчики обеих рук поочерёдно — мизинец с мизинцем и т. д., чуть согнув пальчики, ладони стоят на ребре).
Фруктов нужно много. Вот (сжимаем-разжимаем кулачки в ритм стихотворения).
Будем яблоки крошить (делаем рёбрами ладоней поочерёдные движения по столу,
Грушу будем мы рубить (ставим ладошки ребром и стучим ими по столу).
Отожмём лимонный сок (кулачки приставляем друг к другу со стороны больших пальцев, руки держим горизонтально, вращаем кулачки вперёд-назад).
Слив положим и песок (вращаем кулачки).
Варим, варим мы компот (указательным пальцем делаем круговые движения, пальчик опущен вниз,
Угостим честной народ (хлопаем в ладоши в ритм стихотворения).