24 апреля

Утегенова Сауле Тыныштыковна

Пятница

Чтение художественной литературы

Л. Толстой "Лев и собачка"

Лев и собачкаЛев и собачка — рассказ Льва Толстого, с которым стоит познакомить ребят старшего возраста. В нем писатель показал интересную историю хищного зверя и небольшой собачки. Крохотного зверька принес один из посетителей зоопарка в качестве оплаты за билет на съедение льву. Почему царь зверей оставил ее в живых, как дальше сложились их отношения? Прочтите с детьми. Эта сказка созвучна детскому сердцу. В ней говорится о подлинной дружбе, искреннем сожалении и преданности.
 
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
 
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
 
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
 
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
 
Лев тронул её лапой и перевернул.
 
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
 
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
 
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
 
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
 
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
 
Лев и собачка - картинка 1
 
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
 
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
 
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
 
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
 
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
 
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
 
На шестой день лев умер.
 
Развитие речи
 
Тема: Птицы
Цель: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту.
Предварительная работа
Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.
Ход занятия
Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам.
Педагог предлагает детям сказать «Доброе утро!»
П. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?
Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.
П. Посмотрите на дерево прилетели птицы. Дети называют перелетных и зимующих птиц.
Физкультминутка
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Загадка:
Особа всем известная,
Она крикуха местная,
Увидит тучку темную —
Взлетит на ель зеленую.
И смотрит словно с трона.
Кто она?  (Ворона.)
Дети отмечают, что ворона — самая большая среди городских птиц. 
Птичка-невеличка,
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
Кто это?  (Воробей.) 
П. Расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый...)
•    Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко...)
•    А  теперь сравните ворону и воробья.
•    Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.)
•    А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.)
•    У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.)
•    А у вороны? (Большая голова — головища.)
•    У воробья клюв какой? (Маленький клювик.)
•    А у вороны? (Клюв большой, черный — клювище.)
•    У воробья глаза какие? (Глазки маленькие — бусинки.)
•    А у вороны? (Глаза большие — глазищи-чернищи).
•    У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.)
•    А у вороны? (Большой черный — хвостище.)
Педагог предлагает пальчиковые игры.
1. «Птичка»
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы — голова, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
2. «Птенчики в гнезде».
Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.
Птички в гнездышке сидят,
Маму ждут и есть хотят.
П. Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны — воронята, птенцы воробья — воробьишки.)
Педагог предлагает детям послушать слова поговорку и повторить их с разной силой голоса — сначала тихо, затем громче и наконец громко:
«Где птица не летает, а свое гнездо знает.»
Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту поговорку произнести:
— вопросительно;
— удивленно;
— испуганно (использование мнемоквадратов «эмоции»).
Релаксация «голоса птиц»
Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.
Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.
П. Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).