28 октября 2020г. Развитие речи

Утегенова Сауле Тыныштыковна

Развитие речи

Тема: «Звуки [м – м’] и буква М м»
 
Форма организации: проблемная ситуация.
 
Интеграция ОО: познавательное , социально - коммуникативное, речевое.
 
Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.
 
Цель: совершенствовать умение различать на слух звуки м и мь, произносить слова и словосочетания,  формирование фонетического слуха.
 
Задачи: Формировать у детей умения  выделять первый согласный звук в слове; определять место звука в слове ,познакомить с буквой Мм; находить слово с этим звуком и обозначать их буквой «М» ; развивать интонационную выразительность речи;  развивать речь, внимание , память,мелкую моторику, ввести условное (цветовое) обозначение твѐрдых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зелѐный цвет); упражнять в отгадывании загадок.
 
Ход занятия:
 
1. Мотивация ребенка к деятельности
 
- Отгадай загадки:
На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда
Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов? (Матрос)
 
- Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Что это?… (Машина)
 
- Над рекой, поперёк,
Великан врастяжку лёг.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (Мост)
 
- Вспомни, какие были отгадки? Назови слова отгадки.
- Какой первый звук  слышится в отгадках? (Звук [М])
 
- Теперь отгадай другие загадки:
- Он зимой лежит в берлоге,
Под сосною в близ дороги.
И чтоб сон хороший снился,
Чтобы враг не появился,
Не добавил груз забот,
Лапу он свою сосёт. (Медведь)
 
- Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
 
- Как у бабы у Яги
Костяной ноги
Есть замечательный
Аппарат летательный. (Метла)
 
2. Постановка цели ребёнком
- Какие были отгадки? Назови отгадки.
- Какой первый звук слышится  в отгадках? (Звук [Мь])
 
3. Постановка цели ребенком
 
Какие новые звуки ты сегодня услышал(а)?  А какие это звуки ? (согласные). А ты хочешь узнать какой буквой они обозначаются? А чтобы узнать мы с тобой поиграем .
 
4. Совместная деятельность
 
– Сегодня мы с тобой познакомимся со звуками [М] и [Мь], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки. При произнесении звука м на пути потока воздуха стоит преграда - губы . т.к. есть преграда. То этот звук согласный.
 
Д/И «Произнеси тихо-громко»
Произношение, характеристика звуков:
 
Давай мы произнесём звук [М]: сначала тихо, а теперь громко.
 
Что нам помогает произнести  звук [М]? (губы)
 
Дайте характеристику звуку [М]: согласный, твёрдый, губной.
 
А теперь произнесём звук [Мь]: тихо-громко.
 
Дайте характеристику звуку [Мь]: согласный, мягкий, губной.
 
Дидактическая игра «Будь внимателен!»
Сейчас я посмотрю, какой ты внимательный(ая). Я буду называть звуки, а ты, если услышишь звук [М], поднимишь синий карандаш, если [Мь] – зеленый.
 
(М, а, ть, п, мь, кь, к ….)
 
- А теперь усложняем – я буду произносить слоги, а ты будь внимателен.
 
(Па,  ма, му, ти, мю, ми, ки, мё, мо…) 
 
Знакомство с буквой М.
 
Чтобы написать прекрасное слово "мама", надо познакомиться с буквой «М».
 
Посмотри, на букву “М”.
 
- Буква М с двумя горбами,
 
Как верблюд — смотрите сами.
 
Взялись за руки друзья.
 
          И сказали: “Ты да я – это мы!
 
          А между тем
 
          получилась буква М.
 
Выкладывание буквы «М» счетными палочками.
 
Слоговое чтение
  
Воспроизведение звуковых рядов и определение порядка звуков в сочетаниях:  МА, АМ, ОМ, ИМ, МИ (эти слоги ребенок читает и переписывает на листочек).
 
 Посмотри – это малыш  и он только учится говорить.
 
Вот так он просит кушать АМ. Сколько звуков он сказал? Какой первый звук? Какой второй?
 
А сейчас он произнёс   МО:
 
А теперь ИМ:
 
Физкультминутка «Муха»
 
Муха целый день летает,          (махи руками)
 
Всем она надоедает,
 
Ночь в квартире настаёт,          (присесть, руки вниз)
 
Она летать перестаёт.
 
Знакомство с буквой «М»
 
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
 
Му-му-му — молоко кому?
 
Мо-мо-мо — едим эскимо.
 
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
 
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
 
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
 
5. Рефлексия
 
Как ты думаешь ты научился(ась) различать звуки м и мь? Какие это звуки?
 
Тебе было трудно? Или легко? Какое у тебя настроение?
 
6. Подведение итога
 
С какими звуками ты познакомился(ась)?
 
Какой буквой они обозначаются?