Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в дополнительном образовании
Дополнительное образование в современных условиях немыслимо без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интеграционной технологии при планировании совместной образовательной и свободной деятельности педагога с детьми. Использование игровых культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, что помогает развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников.
Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать виды деятельности, доступные, понятные и интересные детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.
Учиться, играя! Эта идея давно привлекала педагогов и воспитателей. Применить эту идею на практике сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания.
За время моей педагогической практики я пришла к выводу, что для повышения результатов образовательной работы с детьми хорошо себя зарекомендовал комплексно – игровой метод организации НОД.
Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые помогают максимально раскрыть потенциальные возможности дошкольников. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сюжетная основа занятия может быть беспредельно разнообразной. В своей работе при организации совместной деятельности с детьми я использую:
· Известные и придуманные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия)
· Сказочные сюжеты («Поможем колобку», «Спасём Красную Шапочку от волка», «Буратино выручает друзей» и т. п.)
· Персонажи любимых детских произведений
· Сюжетные и пейзажные картины («Путешествие по осеннему лесу», «В гостях у русалки», «Собираем урожай» и т.п.)
· Специально изготовленные пособия (рисунки, разрезные картинки, лото…)
· Настольно-печатные игры («Цветные примеры», «Математика в сказках», «Путешествие Незнайки» и др.)
При этом необязательно использовать общеизвестные сюжеты. Часто сюжеты я придумываю сама или беру за основу известный сюжет и изменяю, развиваю его по ходу деятельности («Осенние подарки», «Кот Тимофей спешит на помощь», «Как снеговики солнце искали», «В гости к нам пришли матрёшки» и др.).
Важное место среди многообразия игрового занимательного материала занимают дидактические игры и игровые упражнения. Это игры с правилами, которые были специально созданы с целью решения конкретных образовательных и воспитательных задач.
В своей работе я люблю использовать:
· Игры – путешествия. Они помогают обратить внимание детей на то, что находится рядом, развивают наблюдательность, помогают в занимательной форме преодолеть трудности восприятия программного материала. («Путешествие в космос», «Поход в магазин», «Откуда хлеб пришёл»…)
· Игры – поручения. По содержанию проще, а по продолжительности короче. Они предполагают действия с предметами, игрушками, словесные поручения. («Положи, куда скажу», «Чего не стало?», «Найди по описанию», «Что изменилось?»…)
· Игры – предположения («что было бы…»). Игровая ситуация требует от детей осмысления последующих событий или действий.
· Игры – загадки. Дошкольники любят разгадывать загадки и придумывать их. Эти игры развивают умение анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы.
Дидактические игры универсальны. Их можно использовать на любом этапе комплексного тематического игрового занятия. Важно правильно выбрать вид игры и определить цели и задачи игры в зависимости от её места в структуре занятия. Так, в начале занятия игра должна заинтересовать детей, привлечь их внимание, настроить на активную деятельность. Здесь можно использовать игры – сюрпризы, проблемные ситуации. В середине занятия игра направлена на усвоение темы, нового материала. Для этого подойдут игры – путешествия, игры – поручения, игры – беседы. На заключительном этапе хорошо использовать игры поискового характера: игры – предположения, игры – загадки.
Для организации совместной деятельности, при которой ребёнок сможет активно проявить самостоятельность, инициативность при выборе способа работы и умение использовать личный накопленный опыт помогут культурные практики:
· Игровые (сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры)
· Продуктивная деятельность
· Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование
· Проектная деятельность
· Физическая культура
· Чтение художественной литературы
· Поиск Художественно-эстетическая деятельность
· Совместные праздники и тематические развлечения
· Практические культурно-гигиенические навыки по самообслуживанию
· Игровые занятия – путешествия
· Занятия со сказочным сюжетом
Использование культурных игровых практик при проведении интегрированных игровых занятий позволяет заинтересовать всех детей, стимулирует у них желание предлагать разные варианты решений, помогает избежать страха перед ошибкой.
При применении интегративной технологии педагог имеет возможность использовать знания из разных образовательных областей в одном занятии. Это способствует повышению мотивации детей и развитию у них познавательного интереса; расширяет кругозор и развивает коммуникативные навыки; способствует снятию напряжения и скованности.
Интегративное объединение не является произвольным. Интеграция материала должна строиться так, чтобы знания из разных образовательных областей дополняли и обогащали друг друга.
Так, например, при формировании представлений о геометрических фигурах решаются следующие задачи:
· Учить детей видеть знакомые формы в окружающих их предметах и использовать их в быту (социально – личностная линия развития)
· Развивать эстетические чувства, связанные с красотой и точностью линий в узорах, при соединении и комбинировании фигур (художественно – эстетическая линия развития)
· Развивать связную речь, обогащать активный словарь ребёнка (познавательно – речевая линия развития)
· Формировать практические навыки по преобразованию фигур, составлению из них форм и предметов (конструктивно – продуктивная линия развития)
· Учить применять математические знания и умения в игровой деятельности с опорой на личный опыт (личностно-ориентированная линия развития).
В своей практике я применяю комплексную образовательную деятельность, при которой используются разные виды культурных практик для решения задач, связанных одной темой. Например: прежде чем нарисовать осень, дети рассматривают иллюстрации по теме, проводят наблюдения, составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности преобладает, а другие его дополняют и создают творческий эмоциональный настрой. Эта практика применяется и для подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр (до проведения игры педагог с детьми читают художественные произведения, рассматривают иллюстрации, проводятся беседы и разыгрываются соответствующие теме игры ситуации).
При организации совместной деятельности с детьми взрослый рассматривается как соучастник, его позиция не «над ребёнком», не «рядом» с ребёнком, а «вместе» с ребёнком. Вся совместная деятельность рассматривается как сотрудничество, тесное взаимодействие педагога с детьми.
Совместная деятельность строится по общей структуре:
· Организационный момент
· Работа по теме
· Физкультминутка
· Закрепление темы
· Дыхательная, голосовая или психогимнастика
· Художественное творчество
· Итог
Кроме обязательных элементов использую дополнительные: игры на развитие познавательных качеств, мимические упражнения, игры – имитации, игры-загадки и т. д. Количество тип и характер дополнительных элементов выбираю исходя из задач каждого отдельного занятия, они должны соответствовать теме занятия и характеру персонажей, используемых в игровой деятельности.
В продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе непосредственно образовательной деятельности у детей дошкольного возраста повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок из природного и бросового материала.
Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и представлениями.
В дополнительном образовательном учреждении применяют предметное, сюжетное, декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка дошкольника. Поэтому, взрослый должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксо-графия обычная, с ниточкой, с трубочкой; тиснение, набрызг, отпечатки листьев.
Важно поддерживать интерес детей дошкольного возраста к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель.
Лепка из пластилина, глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В дополнительном образовательном учреждении применяют три вида лепки:
1. предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет);
2. сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы;
3. декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями).
Аппликация позволяет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, береста, соломка).
Конструирование целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют 3 типа конструктивной деятельности ребенка: по образцу, по условиям и по замыслу. Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности.
Большую популярность в работе с современными дошкольниками приобретает LEGO конструирование, робототехника.
Художественный (ручной) труд вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги, картона выполняют работы по типу оригами; атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков.
Дети дошкольного возраста учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество. Овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе.
В образовательной деятельности дополнительной образовательной организации в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно.
Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.
Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дополнительном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.