16 ноября 2020г. Развитие речи

Утегенова Сауле Тыныштыковна
Тема: Звуки [П], [Пь], буква П
Цель: познакомить с буквой П и звуками [п]и [п’].
Задачи:
Образовательные:
уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
определять позицию звука в словах;
познакомить детей с графическим образом буквы П;
учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.
Развивающие:
развивать слуховую память, внимание и восприятие;
развивать умение концентрировать внимание;
развивать умение контролировать импульсивные действия;
Воспитательные:
воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;
воспитывать умение работать в течение всего занятия.
 
Ход занятия:
Организационный момент
Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу).
Изобрази ссорящихся петухов.
Изобрази поросёнка, который испугался волка.
Кто доставляет посылку, газету? (Почтальон)
Что ещё приносит почтальон? (Письма)
Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)
- Какой первый звук ты услышал(а) в слове «письма»? (Звук [Пь])
Догадайся, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках [П], [Пь])
Характеристика звуков [П | и [Пь|.
Произнеси звук [П]. Что ты видишь? (Губы сжимаются и разжимаются)
Попробуй прочесть звук [П].
Получается? (Нет)
Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).
В какой домик мы его поселим? (В синий) 
Положи руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит)
Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой)
Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|)
А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко)
Какое слово я тебе называла, начинающееся с [Пь]? (Письмо)
Звук [Пь] - братец звука [П], мы будем обозначать его зеленым кружочком и поселим в зеленом домике.
А теперь скажи, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глухой)
Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду называть звуки [П] и [Пь], а ты будешь поднимать синий кружочек, если услышишь твердый звук, или зеленый, если услышишь мягкий звук.
Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.
Тренировочные упражнения, направленные на формирование четкого фонетико-фонематического образа звуков.
Отгадай загадку. Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, а сзади щетинка (Поросенок). Какой звук первый в этом слове? ([П])
Сидел на заборе, Пел да кричал, а как все собрались, Взял да замолчал (Петух) - [Пь].
Повтори за мной слоги: ПА-ПО-ПУ АП-ОП-УП ПА - ПА - ПО
-А сейчас скажите мне, какой слог лишний? ПА-ПУ-ПЫ-КА (КА)
 
Развитие фонематического синтеза
Угадай, какие слова получатся из звуков, которые я произнесу тебе: П ... о ... л, П ... и ... л ... а, П ... а ... у ... к, П ... а ... р.
С какого звука начинаются все слова? ([П], [Пь])
Какое слово начинается с [Пь]? (Пила)
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Составь слова из первых звуков в словах. Ребёнок записывает первые буквы из слов, составляет слово и читает.
Сова, усы, пушка (слово «суп»).
Плита, улитка, хлеб (слово «пух»);
Луна, апельсин, платок, арбуз (слово «лапа»);
Панама, антенна, роза (слово «пар»).
Какой общий звук во всех словах? ([П]).
Назови слова, начинающиеся со звука [П] (Пух, пар.)
Назови слово, где звук [П| в конце (Суп)
Где звук [П| в середине? (Лапа)
(Это задание направлено на определение позиции звука [П] в словах)
Игра: «Говори». Развитие умении контролировать импульсивные действия.
Я буду задавать тебе простые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда я скажу: «Говори!».
- Какой завтра день недели? Пауза. Говори! (Вторник)
Как называется одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пауза. Говори! (Посуда)
Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой, а кто-то левой)
Физкультминутка
- А сейчас отдохнем. Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.
Хлопни в ладоши, если услышишь звук П (читаем медленно)
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
«Кто из вас желает паутинки?»
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Пь]
Бь, Ть, Пь, Ть, Фь, Пь, Кь, Пь, Мь, Пь. Бя, пя, си, пи, те, пе, вю. Комок, осина, пихта, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка. А теперь снова за работу.
 
Знакомство с графическим образом буквы П.
Посмотри, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота)
Послушай, я расскажу тебе стихотворение о букве П.
Буква П на мост похожа, По мосту идет прохожий.
А внизу через проход проплывает пароход.
 
Игра «Маленькие привидения». Выплескивание накопившегося напряжения (гнева).
По моему хлопку ты будешь делать руками вот такое движение: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносим страшным голосом звук [У]. Если я буду тихо хлопать, ты будешь тихо произносить, если я буду громко хлопать, ты будешь пугать громко. Но помни, что мы добрые привидения и хотим слегка только похулиганить.
Молодец! Похулиганили и достаточно. 
Развитие слухового восприятия.
Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.
Повтори скороговорки.
Петя пилил пилой пень.
От топота копыт, пыль по полю летит.
Молодец! Какие звуки мы сегодня изучали? ([П], [Пь]) Назови 3 слова со звуком [П].