12 ноября 2020г. Развитие речи

Утегенова Сауле Тыныштыковна
Тема: Звук [Ы] и буква ы
Цели:
1. Знакомство с буквой Ы.
2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях.
3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.
5. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.
Задачи:
Образовательные: познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.
Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним; интерес к занятию; настойчивость.
Ход занятия:
1) - Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.
- А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).
- Чтобы твоя речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
- Сегодня с тобой познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах.
- Давай вспомним, какие гласные звуки ты уже знаешь: [а, о, у, и]. Правильно, молодец.
- А звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.
- Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушай, какие песенки я тебе пропою: аы – оы – уы.
- Какой новый звук ты услышал(а)?
- Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы.
- Давай поиграем. Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а ты много: Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода — ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор — дворы, забор — заборы, комар — комары, топор — топоры.
- А теперь давай вместе пропоем звук ы; - громко, тихо, кратко, длинно.
2) Дыхательная гимнастика
- Вокруг себя обернись и в дерево превратись. Представь, что ты превратился(ась) в березу. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы», раскачивая деревья, низким голосом протягивай звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом). Повторить.
Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове:
Шла коза,
Навстречу – … (козы).
Здесь – берёза,
Там – … (берёзы)
Рядом дуб,
А с ним – … (дубы)
Нету слов на букву … (ы)
- Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.
3) Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Губы открыты или смыкаются? (открыты).
- Зубы открыты или смыкаются? (открыты).
- Где находится язык? (он лежит на дне рта).
- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет).
4) Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.
- Какие бывают часы: на руках… (наручные), на стене… (настенные), на улице… (уличные), на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины), перевозят грузы… (грузовые машины).
5) Образование существительных множественного числа.
- У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит родитель, далее множественное число образует ребенок).
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а (овцы), не коза, а (козы).
- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты), не диван, а (диваны).
- Интересно, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
- Попробуем нарисовать букву "ы" в воздухе: начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодец. Повторим.
6) Динамическая пауза
- Немного отдохнем.
Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
- Повторим.
7) Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.
- Отгадай загадки:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Деревянных два коня
Вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой:
Летом спят, бегут зимой. (Лыжи)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка)
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес
- И исчез. (Дым)
8) Заучивание стихотворения М. Мышковской
Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост,
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела.
Вопросы:
Что и чем мыла мышка?
(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост).
Как она все это мыла и что с ней стало?
(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела).
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным). Ребята вам понравилось занятие? Вы все молодцы!