9 ноября 2020г. Развитие речи

Утегенова Сауле Тыныштыковна
Тема: звук (Т -ть) и буква "Т"
Задачи:
- Продолжить знакомство с буквой "Т и ть"
- Учить детей определять количество слогов в слове.
- Упражнять детей в дифференциации звуков.
- Развивать умение производить звуковой анализ слов.
- Формировать у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения;
- Развивать пространственную ориентировку, образное воображение, мелкую моторику;
- Воспитывать аккуратность, внимание, желание доводить начатое дело до конца.
 
Ход занятия
Приветствие: Солнышко проснулось, сладко потянулось,
Лучикам пора вставать и занятие начинать.
Солнышко, солнышко, желтая тарелочка,
Приходите заниматься мальчики и девочки.
- Предлагаю тебе послушать чистоговорки и ответить на вопрос, какой звук чаще других слышится в тексте
Чистоговорки
Та-та-та - у нас в доме чистота.
Ты-ты-ты - сметану съели все коты.
Ти-ти-ти - съели кашу всю почти.
То-то-то - стали мы играть в лото.
Ответы ребенка: "Звук Т".
-  "Со звуком "Т и ть" мы сегодня будем продолжать работать".
Какое сейчас время года? (Осень)
А что наступит после осени? (Зима)
После зимы, какое время года мы будем встречать? (Весну)
Ребёнок идет по ковру, читает стихотворение о весне, выполняя соответствующие движения.
К нам весна шагает, (идёт по кругу)
Быстрыми шагами, (шагает ускоренным шагом)
И сугробы тают, (руки разведены в стороны)
Под ее ногами. (показ руками земли под ногами)
Черные проталины,
На полях видны, (руки вытянуты вперед, ладошами к верху)
Видно, очень теплые, (трёт ладоши, демонстрируя тепло)
Ноги у весны. (идёт по кругу и показывает руками ноги)
- Я предлагаю тебе познакомиться с двумя мальчиками. Их зовут Тим и Том.
Давай определим, сколько слогов и какие звуки слышны в их именах. Ответ ребёнка: В имени Том и Тим по одному слогу.
Тим - первый звук - т, согласный, мягкий; второй - и, гласный; третий - м, согласный, твердый.
Том - первый звук - т, согласный, твёрдый; второй - (и), гласный; третий - м, согласный, твердый.
С этими звуками сегодня мы и будем работать.
Дифференциация звуков. Звуки (т - ть) - согласные, бывают мягкими и твердыми.
Поиграем в игру"Замени звук".
Игра"Замени звук"
-Тим любил слова с мягким звуком (ть, а Том - с твердым звуком (т). Стоило одному произнести слово с твердым звуком, как тут же другой произносил слово с мягким звуком и наоборот. Например: брат - брать.
- Том сказал "жест", а какое слово сказал Тим? Ответ ребёнка - "жесть", Том сказал - "шест", а Тим сказал - "шесть".
- Молодец!
Игра "Составь предложение". С этими словами составь короткие предложения.
Физминутка "Точильщики"
Точим нож!
Будет очень он хорош,
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы.
Угощайтесь, молодцы
Ребёнок имитирует движения точильщика: проводит ладонью то одной, то другой руки с переворотом. На две последние строки - четыре хлопка.
Игра "Собери слово" (со словом утята). У ребенка на столе буквы (У, В, Т, П, Я, А, Т), буквы можно написать на листочке, каждую отдельно.
Ребёнок из 7 букв выбирает 5 и составляет слово утята. Затем каждый звук он распределяет по звуковым домикам (устно).
Игру можно провести и с другими словами.
Итог занятия: "Что нового ты сегодня узнал на занятии? Что тебе особенно понравилось, какие слова со звуками (ть, (т) тебе запомнились.
Итоговые слова:
С детства мы любим
Играть и смеяться,
С детства мы учимся
Добрыми быть.
Вот бы такими
Всегда оставаться,
Чтоб улыбаться
И крепко дружить.