Дополнительная общеразвивающая программа "Эколята - дошколята"

Петрова Ирина Леонидовна

Дополнительная общеразвивающая программа "Эколята - дошколята"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект

«В стране занимательной экологии »

для детей 5-6 лет

        http://lsoshlovozero.ucoz.ru/_nw/20/52263959.jpg                                                 

       

 Место работы: НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка»

                                                                                   Должность: воспитатель

Автор: Петрова И.Л.

 

Актуальность: Проблема экологического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. На современном этапе развития нашего общества проблемы экологического воспитания имеет большое значение. Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество «лицом к лицу» столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. 

Вид проекта: среднесрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:  дети старшего  дошкольного возраста                                                                  Родители воспитанников                                                                                       Педагоги ДОУ

Цель проекта: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру.

Задачи:

- дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира, показать неповторимость и красоту природы;

- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей; 

Формы работы по реализации проекта:

  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • наблюдения и экологические прогулки;
  • познавательное чтение;
  • викторины;
  • продуктивная деятельность;
  • лаборатория (опыты и эксперименты);
  • выпуск экологических бюллетеней, листовок;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • эколого-познавательные праздники.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
  • Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
  • Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
  • Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
  • Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной  направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат

Ожидаемые результаты:

- расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире;

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

- повышение общей культуры ребёнка;

- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Этапы реализации проекта:

1.  Подготовительно – проектировочный этап.                                                                                       Цель:

- формулировка проблемы, цели, и темы проекта;

- сбор информации;

- анализ литературы;

- планирование воспитательно – образовательной работы в рамках проекта;

- диагностика и определение уровня экологического развития дошкольников;

- определение продукта проекта;                                                                                                                         -изучение методической литературы.                                                                                                                -подготовка методического обеспечения,

-разработка плана  реализации проекта

2. Практический этап. 

Цель:

 -реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.

3. Обобщающе – результативный этап.                                                                  Цель:                                                                                                                                                  - подведение итогов;                                                                                                          - организация презентации проекта

Системная паутинка по проекту

1.

Познание

НОД:

-   «Планета Земля в опасности»

- «Красная книга - сигнал опасности»

- «Лес и человек»

- «Природные ископаемые Земли»

- «Через добрые дела можно стать юным экологом»

- «Что мы знаем о птицах»

- «В гости к леснику» 

-«Синичкин день»

-Подпроект  «Новый год  у ворот»

 

Настольные игры:

-«Как зовут тебя, деревце?»

-«Кто, где живёт?»

-«Птицы нашего края»

 -«Живое — неживое» 

-«В мире природы»

-«Живой мир планеты»

-«Узнаем животный мир

- «Ботаническое лото»

-Домино «Мы из красной книги России».

Экспериментирование:

-«Что станет с растением без света и воды»?

-«Очищаем воду» 

-«Свойства  воды»

«Свойства воздуха»

2.

Чтение художественной литературы

Чтение:

-А.Яшин «Покормите птиц зимой».

-Снегирев Г. «Как птицы и звери к зиме готовятся»

«Кто сажает лес?»

-Скребицкий Г.«На лесной полянке»,              

 -Соколов- Микитов И. «Лесные картинки» ,

-Исаев Н. «Зяблики»,

-Яшин А. «Покормите птиц зимой

-Е.Лаврентьева. «Энциклопедия животных»

- В.Бианки. «Лесные путешествия»

- Л.Л. Стишковская. «Большая книга леса»

Заучивание стихотворений: 

-Барто А. «Снегирь» -отрывок)

3.

Коммуникация

НОД:

- «Мой любимый уголок»  

-«Сосновый лес». 

-«Югра -  мой край родной»

Беседы:

-«Что такое природа»?                

-«Вода в природе»                         

-«Спасаем лес - сохраняем планету»
Составление рассказов и историй 

-«Как моя семья помогает птицам»

-«Придумываем сказки об озере «Сырковый сор» 

-«Как белка готовилась к зиме»

-Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе, пословиц. (приложение3)

4.

Социализация

НОД:

-«Не рубите ели - берегите лес» 

-«Ухудшение экологической ситуации»

-«Правила друзей природы»      

 Сюжетно–ролевые игры:

«Исследователи»; «Путешествие к озеру»; « «Экологи».

-Викторина «Знатоки родного края»

5.

Физическая культура

Подвижные игры с элементами имитации:

-«Птицы».

-«Лес. Сад. Огород».

-«Где спрятался заяц».

-«Человек – верный сын природы».

Подвижные игры

-«Рыбаки и рыбки»,

-«С кочки на кочку»,                      

-«Совушка»,                                  

 -«Караси и щука»,

-«Перелёт птиц»,

-«К дереву беги»,

-«Охотники и зайцы»,                      

-«Ручеёк», «Удочка».

- «Лиса и зайцы»

6.

Музыка

Слушание  музыки:

 -«Времена года»,  А. Вивальди

 -«Времена года П.И. Чайковский,

-«Карнавал животных» К.Сен-Санса
-«Морская стихия» Н.А. Римского-Корсакова

Подборка звуков природы, русских народных мелодий, голосов птиц, животных, песен о природе.

7.

Художественное творчество

Рисование:

-«Мы рисуем этот Мир!» 

-«Берегите природу»

-«Экологические  знаки»

Конструирование:

-«Кормушка для птиц»

Аппликация:

-«Кто в лесу живёт»? «Птицы»,

Лепка:

-«Ёлочка», «Птицы на кормушке»

8.

Труд

-Установка кормушек для подкормки птиц. 

-Утепляем корни деревьев снегом.

 -Собираем мусор;

- Огород на окне;

9.

Режимные моменты

Прогулки экологической тематики;

Настольно - печатные игры:

- «В мире природы»

-«Живой мир планеты»,

-«Узнаем животный мир»

-«Ботаническое лото»

-«Подводный мир»

-«Чего нельзя делать в лесу»

-«Кто где живет»

Рассматривание альбома «Красная книга России»

Дидактические игры:

- «Пищевые цепочки водоема»

-«Пищевые цепочки в лесу»

Рассматривание репродукций И.К. Айвазовского, И. И.

Шишкина, И.И. Левитана.

Распространение бюллетеней «Берегите воду!» 

10.

Формы взаимодействия с семьей.

Консультации для родителей:

-«Учите детей любить природу» (приложение 4) 

-«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье" 

Детско-родительское творчество: 

-Книжки – малышки «Кто нуждается в защите»,  «Как сберечь воду».

Макеты:  

- «Животные Красной книги».

 Помощь детям  в  разучивании  стихов;

 Помощь педагогам  в создании развивающей среды. Предоставление  для чтения и рассматривания книг, энциклопедий о родном крае, природе.

Приложение

 НОД технологическая карта

Область: Познание (Природный мир)

Тема: «Синичкин день»

Цель: Пополнение и расширение  знаний детей о птицах, о народном празднике «Синичкин день»

 Задачи:  

-Познакомить с семейством синиц, характерными чертами птиц, их особенностями, пользой в природе.

-Развивать познавательный интерес, моторику рук.

-Воспитывать   бережное отношение к природе, желание помогать птицам зимой.

Оборудование: презентация «Интересные факты о птицах», карандаши, незаконченные рисунки птиц, кормушки, мячи, корзины, корм для птиц.

Словарная работа: зинька, покровитель.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Птицы», разучивание песен, стихов о птицах.

Ход НОД:

№ п/п

Этап.

Длительность

Деятельность

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин.

Приветствие

«Мой друг»
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

2.

Вводно-организационный

1-2 мин.

Ребята я загадаю вам загадку, а вы послушайте и скажите, о ком она?

– Ей на месте не сидится,
Всё летает целый день.
Суетится, суетится,
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте, что за птица?
То весёлая… (синица).

Молодцы! Правильно.

3.

Мотивация на деятельность

1-2 мин.

-А что вы знаете о птицах?

– Чем отличаются птицы от других животных?

– Назовите известных вам птиц.

– Какая у них расцветка?

– Где обитают птицы?

– Чем питаются?

-Давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц.

- Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

-А что  вы знаете о птице - синице? Хотите узнать больше. Я приготовила для вас интересный и увлекательный рассказ и фильм  о птицах.

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6-10 мин.

– Дорогие ребята! Сегодня  12 ноября мы отмечаем чудесный праздник – Синичкин день. Он имеет давние традиции.

– В старину в этот день на Руси отмечали День памяти святого Зиновия Синичника. Его считали покровителем всех лесных птиц: синиц, снегирей, соек, щеглов, свиристелей и других. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки.

– Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы; если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.

– А сколько поговорок и народных примет посвящено этому дню!

– В народе говорили: «Синичка невелика, а свой праздник знает», «Невелик синица, а голосок востер», «Синица – воробью сестрица», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».

Не много зинька ест - пьет, а весело живет.
Не велика птичка - синичка, а и та свой праздник помнит.
Синичка – воробью сестричка.
Хвалилась синица хвостом море зажечь.
Невелика синица, голосок востёр.
 

-Скажите, синица это к птица - зимующая или перелётная? Назовите ещё перелётных и зимующих птиц.

Игра на внимание   «Какой птички не стало?»
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц,  незаметно для детей убирается  ода из  картинок  и спрашивается
:

 - Какой птички не стало? Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу.  Но приходит долгожданная весна и у всех птиц появляются птенцы, как они заботятся о своём потомстве?

Игра « Накорми птенца»
Приглашается по 5 ребят. Каждый получает мяч, его задача - попасть им в гнездо (корзинку) и «накормить птенца».

5.

Динамическая пауза

1 мин.

А сейчас   мы превратимся с вами в синичек:

 Покружились, покружились и в синичку превратились.

Физкультминутка « Шустрая синичка».

Скачет шустрая синица          (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,         (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,      (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.        (кружимся на месте)

Вот присела на минутку,        (присели)

Почесала клювом грудку,       (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,     (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири                             (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!                       (прыжки на месте на двух ногах)

Покружились, покружились и в детишек превратились.

6.

Практическая работа

5-12 мин.

Дидактическое упражнение  «Закончи рисунок»
- Ребята! Один художник рисовал  портрет синички. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает
. Закончите, пожалуйста, рисунок! 

-Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. Как мы можем помочь птицам зимой? Из чего можно сделать кормушки? (банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений)
 У нас такой обычай:

как выпадет снежок,

удобную кормушку повесить на сучок.

Вы уже вместе с родителями сделали кормушки и  сейчас мы с вами отправимся на прогулку и там развешаем их на деревьях.

7.

Открытый выход из деятельности

3 мин.

 -Ребята о ком мы сегодня говорили? Какой праздник отмечает народ 12 ноября? Что интересного вы узнали?

На прогулке вешаем кормушки для птиц, которые сделаны дома вместе с родителями. Насыпаем корм в кормушки. (хлеб, зерно, пшено).  При этом проговаривая четверостишие:
Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе крошки на моей ладошке.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: