Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Творческая мастерская"
Дополнительная общеразвивающая программа "Творческая мастерская"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 144.77 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Управляющим советом НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка» (протокол от № 5) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка» (протокол от № 1) | УТВЕРЖДАЮ Заведующий НРМДОБУ «ЦРР- д/с «Улыбка» _____________О.А. Усольцева Приказ № 13-ПУ от 2023 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Творческая мастерская»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: стартовый
Разработчик программы:
Петрова И.Л.
воспитатель
п. Салым, 2024 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы 3
Планируемые результаты освоения программы 6
Содержание учебно-тематического плана 7
2. Комплекс организационно-педагогических условий 9
Методическое обеспечение программы 15
Условия реализации программы 16
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от года № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от года;
- СП Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Локальные акты образовательной организации:
- Устав образовательной организации НРМДОБУ "ЦРР "Д/С "Улыбка";
- Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в НРМДОБУ "ЦРР "Д/С "Улыбка";
- Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в НРМДОБУ "ЦРР "Д/С "Улыбка";
Направленность (профиль): техническая
Актуальность программы:
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы технического развития дошкольников, материально-технические условия, для реализации которых имеются на базе нашего ДОУ. Это обусловлена тем, что в настоящее время происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к развитие конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Программа отвечает условиям социального заказа современного общества, поскольку вводит ребенка в удивительный мир творчества и предусматривает развитие конструкторских способностей. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, технические способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире
Отличительные особенности программы:
Программа «Творческая мастерская» является модифицированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой технической направленности
Новизна программы:
Заключается в использовании нетрадиционных и необычных материалов, что способствует повышению интереса, развитию фантазии, воображения, творческой индивидуальности. Программа позволяет максимально интегрировать техническое творчество с разными видами художественного творчества. Она включает занятия по лепке с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у детей творчества, определяющееся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Опираясь на интегрированный подход, программа содействует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей в возрасте 5-6 лет.
Возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Начинает развиваться произвольное внимание. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
Уровень освоения программы: стартовый
Наполняемость группы: 15
Объем программы: 24 часа
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю
Форма(ы) обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.
Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование технических и творческих способностей обучающихся посредством начального моделирования простейших технических объектов к концу 1-го года обучения (активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения).
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с основами понятиями в области начального моделирования;
- изучить свойства различных материалов, используемых в моделировании;
- научить приёмам работы с ручными инструментами, шаблонами;
- научить приёмам и технологии изготовления несложных поделок;
- расширить и углубить знания в области моделирования, конструирования; познакомить с элементами художественного конструирования и оформления изделий.
Развивающие:
- развитие образного мышления и воображения; развитие технического мышления;
- развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству;
- развитие усидчивости, ответственности;
- формирование творческих и эстетических способностей, основ духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
- создание условий к саморазвитию и самореализации
Воспитательные:
- осуществление трудового и эстетического воспитания дошкольников;
- воспитание чувства гражданственности, патриотизма, любви к природе и людям;
- воспитание навыков здорового и безопасного образ жизни;
- формирование духовно – нравственных качеств личности
Планируемые результаты освоения программы
Предметные образовательные результаты:
- Ребенок обладает развитым воображением.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками техники лепки и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику лепки; выражать свое отношение к окружающему миру через изделия из пластилина; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
- правила организации рабочего места;
- правила и приёмы обработки пластилина и соленого теста;
- правила общения
Личностные результаты:
- узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых по программе;
- различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- выполнять правила и приёмы обработки пластилина;
- правильно выполнять изученные технологические операции;
- самостоятельно изготавливать по образцу изделие
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
2 | Пластилинография: | |||
-мозаичная | 5 | 5 | ||
-контурная | 5 | 5 | ||
-модульная | 5 | 5 | ||
- прямая | 5 | 5 | ||
3 | Тестопластика: | |||
Обьёмные фигурки | 3 | 3 | ||
Итого | 24 | |||
Содержание учебно-тематического плана
№ п/п | Месяц | Название занятия | Задачи | Материал |
1. | Октябрь | 1 «Улитка, улитка, выпусти рога.» | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять в раскатывании кусочков пластилином между ладонями прямыми движениями обеих рук. | Картон с силуэтом листочка, размер ½ А4, пластилин черного и коричневого цвета |
2 «Кленовый листочек» | Закреплять приемы надавливания и размазывания. Учить смешивать различные цвета, поддерживать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику, воспитывать навыки аккуратности. | Картон, засушенный кленовый лист, контур кленового листа, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | ||
3 «Осенние деревья» | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Учить использовать для работы разно фактурный материал. | Картон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя желтого), размер А4, пластилин коричневого (черного) цвета, арбузные семечки, простой карандаш. Гуашь, кисть, стаканчик с водой, осенние листья. | ||
4 «Матрешки-подружки» | Познакомить детей с историей создания русской матрёшки, закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора; развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии; воспитывать интерес к народной игрушке. | Пластиковые заготовки с контурным изображением Матрёшки; пластилин; стека. | ||
2. | Ноябрь | 5 «Цвета радуги» | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). | Картон синего цвета с изображение солнца, контура дуги, размер ½ А4, пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, салфетка для рук, стека, иллюстрация с изображение радуги. |
6 «Осенний букет» | Продолжить знакомить детей с одним из видов изобразительной техники – прямой многослойной фактурной пластилинографией; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать чувство цветовосприятия; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени | Плотные шаблоны из картона в виде листьев различных пород деревьев и плодов осени; пластилин, стека, осенние листья, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень» | ||
7 «Сорокины подружки» | Закрепление приёма- надавливания и размазывания. Учить передавать характерные черты сороки через цвет, особенности строения сороки (хвост). Учить дополнять образ сороки различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.). Воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь). | Картон серого или коричневого цвета ½ А4; пластилин черного и белого цвета, стека, влажные салфетки, доска для лепки. | ||
8 «Обитатели нашего края» | Расширить знания о природе родного края. Воспитание любви и бережного отношения к обитателям родного края. Учить создавать лепную картину с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности, закреплять приёмы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета. Поддерживать желание доводить начатое до конца. Развивать мелкую моторику. Воспитывать навыки аккуратности. | Картон размера А3, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, иллюстрации с изображением диких животных и птиц, простые карандаши, трафареты животных, ножницы, клей. | ||
3. | Декабрь | 9 «Удивительный подводный мир» | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. | Картон синего или голубого цвета, набор пластилина, ракушки, салфетки для рук, стека. |
10 «Зимующие птицы» | Расширять представления детей о зимующих птицах, развивать умения передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности; формировать навыки изображать птиц, передавать особенности внешнего облика; закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию; воспитывать бережное отношение к природе. | Плотный картон светло-фиолетового (голубого) цвета, размер '/2 А4, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, фотоиллюстрации с зимующими птицами. | ||
11 «Замок доброго волшебника» | Учить сочетать прием размазывания и расположения тонких линий из пластилина на шаблоне; совершенствовать координацию и согласованность обеих рук, развивать мелкую моторику; использовать разные цвета пластилина для создания выразительного, яркого образа; воспитывать чувство прекрасного; активизировать словарь (замок, волшебный, чудеса, волшебство, сказочный, башни, флюгер, ворота) | Картон синего (голубого) цвета с зеленой полосой, в нижней части, с нарисованным силуэтом замка, размер А4, набор пластилина, стека, арбузные семечки, фасоль, проволока в желтой оболочке нарезанная на 3-4 см. | ||
12 «Снеговик» | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники - пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пластилинографии. | Картон голубого (синего) цвета, размер А4, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, игрушка снеговик. | ||
4. | Январь. | 13 «Теремок» | Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. | Картон (верхняя половина голубого цвета, нижняя желтого или коричневого), размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением теремка. |
14 «Такие разные коты» | Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром посредством пластилинографии. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка. | Плотный картон розового цвета (любого светлого оттенка), размер 1/2А4; набор пластилина; салфетка для рук; доска для лепки; стека. | ||
5. | Февраль | 15 «Натюрморт из чайной посуды» | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. Закрепить представления детей о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления. | Картон синего цвета ½ А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, посылка с чайником и чайной парой, баранки. |
16 «Улица города» | Дать детям представление об архитектуре города; развивать умения растягивать пластилин по поверхности, создавая рельефные объекты средствами прямой и обратной пластилинографии в сочетании с контурными и мозаичными элементами, развивать мелкую моторику рук; воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения. | Картонные шаблоны домов городской архитектуры и живых насаждений (деревьев, клумб и цветов); пластиковые заготовки с контурным изображением машин; пластилин; стеки; незаконченная композиция «Улица города» с проезжей частью на цветном картоне А1; иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток с видами архитектуры города. | ||
17 Самолет летит | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии. | Картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков размером ½ А4, пластилин серого и желтого цветов, доска для лепки, влажная салфетка. | ||
18 «Паруса» | Закреплять один из приёмов многослойной пластилинографии – цветовую растяжку, показывая его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; развивать композиционные умения; воспитывать эстетическое отношение к природе. | Картон разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д.) и разных размеров; пластилин разных цветов; стеки; репродукции картин художников-маринистов. | ||
6. | Март | 19 «Волшебные зонтики» | Закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок. | Картон с изображением зонта, размер 1\2 А-4 см; набор пластилина; доска для лепки, влажная салфетка для рук; большой настоящий зонт. |
20 «Подснежники» | Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах; развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии, развивать чувство формы и цвета; воспитывать бережное отношение к природе. | Картон прямоугольной формы (под рамку) нежно-голубого цвета; пластилин разных цветов; стеки; салфетки; фотоиллюстрации с первоцветами. | ||
21 «Кактус в горшочке» | Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Плотный картон желтого цвета размером 15 на 20 см, набор пластилина, набор бусинок, бисер любого цвета и размера, половинки зубочисток, цветок искусственный, простой карандаш, салфетка для рук, иллюстрации с изображением кактусов. | ||
22 «Ежик наш колючий друг» | Учить изображать на плоскости «ежа», моделируя его образ с помощью пластилина и нетрадиционного материала – семечек. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук. | Картон с изображением ёжика, размер А4; набор пластилина; доска для лепки, стека; влажная салфетка для рук; семечки; проектор, слайд с изображение ежа. | ||
7. | Апрель | 23 «Удивительная дымка» | Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | Картон белого цвета, размер А4 с силуэтом барыни –водоноски, набор пластилина, стека, салфетка для рук, дымковские игрушки: дымковский конь, утка, индюк, барыня-водоноска, барыня-няня. |
24 «Космос» | Дать детям представление об космосе; развивать умения растягивать пластилин по поверхности, создавая рельефные объекты средствами прямой и обратной пластилинографии в сочетании с контурными и мозаичными элементами, развивать мелкую моторику рук; воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения. | Картонные шаблоны ракет, комет, метеоритов; пластилин; стеки; незаконченная композиция «Космического пространства»; иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток с видами космоса. | ||
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Место проведения: группа
Время проведения занятий: понедельник(1-3неделя), вторник(2-4 неделя); в
Год обучения: 2024-2025г
Количество учебных недель: 24
Количество учебных дней: 24
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – 12
2 полугодие –12
№ | Тема | Теория: | Практическое задание: | Материалы: | Дата проведения | Дата фактического проведения |
Октябрь | ||||||
1 | «Улитка, улитка, выпусти рога.» | Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами (стека, пластилин и т.д.). Основные правила работы. Фактурная пластилинография, создание картин разной степени выпуклости. | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять в раскатывании кусочков пластилином между ладонями прямыми движениями обеих рук. | Картон с силуэтом листочка, размер ½ А4, пластилин черного и коричневого цвета | ||
2 | «Кленовый листочек» | Мозаичная пластилинография, изображение составлено из пластилиновых шариков. | Закреплять приемы надавливания и размазывания. Учить смешивать различные цвета, поддерживать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику, воспитывать навыки аккуратности. | Картон, засушенный кленовый лист, контур кленового листа, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | ||
3 | «Осенние деревья» | Мозаичная пластилинография | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Учить использовать для работы разно фактурный материал. | Картон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя желтого), размер А4, пластилин коричневого (черного) цвета, арбузные семечки, простой карандаш. Гуашь, кисть, стаканчик с водой, осенние листья. | ||
4 | «Матрешки-подружки» | Мозаичная пластилинография, изображение составлено из пластилиновых шариков. | Познакомить детей с историей создания русской матрёшки, закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора; развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии; воспитывать интерес к народной игрушке. | Пластиковые заготовки с контурным изображением Матрёшки; пластилин; стека. | ||
Ноябрь | ||||||
5 | «Совушка, сова - большая голова» | картина оформляется на горизонтальной поверхности, на которой заранее нанесён контур рисунка прямая пластилинография | Расширить представления детей о лесной птице – сове. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. | Плотный картон фиолетового цвета с силуэтом совы, пластилин разноцветный, стеки, доски. | ||
6 | «Божья коровка, улети на небо» | прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности, на которой заранее нанесён контур рисунка | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. | Пластилин разноцветный, стеки, доски | ||
7 | «Улитка, улитка- вытяни рожки!» | Мозаичная пластилинография | Обучение приёму «скатывания» кругообразными движениями пластилиновые шарики разной формы. Стимулирование активной работы пальчиков. Развитие пространственного восприятия. Учить подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя за контур рисунка, закончить композицию. | Пластилин разноцветный, стеки, доски. | ||
8 | «Пингвины на льдине» | Расширять представления детей о зиме. Учить лепить плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных «колбасок». Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. | Плотный картон голубого цвета с силуэтами льдины и пингвина | |||
Декабрь | ||||||
9 | «Необычная снежинка» | прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности, на которой заранее нанесён контур рисунка | Закреплять умение детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур. Развивать согласованности в работе обеих рук. Побуждать передавать разнообразие форм снежинок. | Цветное тесто, стеки, доски. Украшения для снежинки. | ||
10 | «Мышка на сыре» | Модульная пластилинография- картина из пластилиновых шариков, валиков, дисков и др. элементов, составляется в одну композицию. | Обучение приёму -скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. Создание красивой композиции. Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Развитие усидчивости, доводить начатое дело до конца. | Пластилин разноцветный, стеки, доски, | ||
11 | «Ветка ели с шишками» | Модульная пластилинография- картина из пластилиновых валиков, дисков и др. элементов, составляется в одну композицию. | Учить передавать выразительный образ заснеженной ветки ели в технике пластилинографии. Развить мелкую моторику рук, аккуратность. | Пластилин, картон, стеки | ||
12 | «Снегири и синички» | Применение разных техник пластилинографии на диске. | Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины. Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук. | Пластилин разноцветный, стеки, доски, диск | ||
13 | «Зимняя картина» | Фактурная пластилинография, создание картин разной степени выпуклости. | Познакомить детей с понятием «пейзаж». Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого | Пластилин разноцветный, стеки, доски | ||
Январь | ||||||
14 | «Жар -птица» | Контурная пластилинография | Обучение расположению длинных изогнутых форм, аккуратно заполнять пространство, не выходя за контур рисунка. Самостоятельный выбор цвета. Развитие творческих способностей. | Пластилин разноцветный, стеки, доски, контур жар- птицы. | ||
15 | «Самолёт летит» | Контурная пластилинография | Расширить представление детей о воздушном транспорте. Закрепить умения делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его между ладонями. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес к работе пластилином. Активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику | Картон голубого цвета с силуэтами облаков, пластилин, стеки, | ||
16 | «Сказочное дерево» | Контурная пластилинография | Обучение расположению длинных изогнутых форм, аккуратно заполнять пространство, не выходя за контур рисунка. Самостоятельный выбор цвета. Развитие творческих способностей. | Пластилин разноцветный, стеки, доски | ||
Февраль | ||||||
17 | «Танк» | Мозаичная пластилинография | Учить детей лепить плоскостное изображение танка, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали танка. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к своей родине. | Картон голубого цвета с силуэтом танка; пластилин зелёного цвета; стека; игрушка танк. | ||
18 | «Сердечки –валентинки» | Контурная пластилинография | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Формировать навыки самостоятельной работы | Картон, цветной пластилин, | ||
19 | «Лоскутное одеяло для мишки» | Контурная пластилинография | Совершенствовать умение размазывать пластилин по квадратикам, создавать лоскутное одеяло. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма, доводить начатое до конца. | Картон, цветной пластилин | ||
20 | «Бабочки на цветочной полянке» | Применение разных техник пластилинографии. | Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Из полученных элементов сложить бабочку. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. | Пластилин разноцветный, стеки, доски. | ||
Март | ||||||
21 | «Фиалочки в горшке» | Модульная пластилинография- картина из пластилиновых шариков, валиков, дисков и др. элементов, составляется в одну композицию. | Обучение приёму -скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. Создание красивой композиции. Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве. | Картон, цветной пластилин, ваза из картона. | ||
22 | «Ветка сирени» | Применение разных техник пластилинографии. | Продолжать обучать приёму скатывания шарика- цветок сирени и палочкой протыкать середину, размазывание пластилина для фона, используя 2 цвета. Закреплять знание о цвете, воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. | Крышки от сметаны, пластилин цветной, палочки для суши, стеки, доски. | ||
23 | Продолжение работы «Ветка сирени» | Применение разных техник пластилинографии | Продолжать обучать приёму скатывания шарика- цветок сирени и палочкой протыкать середину, размазывание пластилина для фона, используя 2 цвета. Закреплять знание о цвете, воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. | Крышки от сметаны, пластилин цветной, палочки для суши, стеки, доски. | ||
24 | «Лебеди» | Контурная пластилинография | Расширить представления детей о перелётных птицах. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Развивать мелкую моторику. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом лебедя, пластилин | ||
Всего: | 24 занятий | |||||
Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:
практическая работа, творческая работа, творческий проект, конкурс, конференция,
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:
наблюдение, беседа,
Особенности организации аттестации/контроля:
Входная диагностика
Оценочные материалы
Участия в конкурсе
Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
Результативность программы «Творческая мастерская» отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня творческих, конструктивных умений и навыков.
Виды мониторинга: на начало учебного года с заполнением диагностической карты; итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ воспитанников, выполненных в течение учебного года.
Методики и технологии:
Мониторинг разработан на основе программы дополнительного образования «Цветные ладошки» под редакцией И.А.Лыковой.
Краткое описание работы с методическими материалами:
Низкий уровень.
Ребенок не может самостоятельно размять пластилин или глину, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина или глины. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень.
Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин или глину, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью педагога.
Высокий уровень.
Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к педагогу.
Критерии уровня развития умений и навыков
Основные формы и приёмы лепки | ||||||||||||||
Ф.И. ребёнка | Шар, конус | Столбик | Сплющивание формы | Прищипывание краёв формы | Скручивание жгута в «косу» | Отщипывание части от целого куска | Вытягивание от целого куска | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
- наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 и отвечающего правилам СанПин;
- наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
- шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;
- наличие необходимого оборудования согласно списку;
- наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
Материально-технические условия:
- Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно, форточка для проветривания;
- Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и полки для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, для литературы;
- ТСО: компьютер;
- Инструменты и приспособления: стеки, нож канцелярский, скалка, чеснокодавилка, ситечко металлическое, кондитерские формочки.
- Материалы: мука, соль, миска, пластилин, скульптурный пластилин, готовые рамки, плотный картон.
Оборудование и инструменты:
#1056;абочие столы.
2. Стулья.
3. Доска, мел, указка, тряпка.
4. Клеенки, набор стеков.
#1055;ластилин, соленое тесто, дощечка для лепки.
6. Наглядное пособие для обучающихся.
#1054;бразцы лепных моделей.
#1044;ополнительный природный материал.
Методическое обеспечение программы
Презентация:
- по видам изобразительных (пластических) искусств;
- по жанрам изобразительных искусств;
- по памятникам архитектуры России и мира;
- по стилям и направлениям в искусстве;
- по народным промыслам;
- по декоративно-прикладному искусству;
- по творчеству художников.
- Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой
Информационное обеспечение программы:
Актуальные аудио-, видео -, фото -, интернет-источники, которые обеспечивают достижение планируемых результатов.
Кадровое обеспечение программы:
Для реализации программы требуется педагог, имеющий КПК по тематике соответствующей данной программе
Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству, профориентационное воспитание
Формы воспитательной работы
- беседа, прогулка, трудовой десант, акция, деловая игра, сюжетно-ролевая игра,
Методы воспитательной работы
- рассказ, беседа, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, игра, поощрение, наблюдение, анализ результатов деятельности,
Планируемые результаты воспитательной работы
- Ребенок обладает развитым воображением.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Список литературы
для педагога:
1 Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М.: Владос, 2004.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Владос, 2003.
3. Селенко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: Сфера, 2003.
5. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. [Текст] - М.:Издательство Эксмо, 2003. – 128с., ил.
#1063;ерныш, И.В. Поделки из природных материалов. [Текст]/И.В. Черныш - М.: АСТ - ПРЕСС,1999. - 160с.: ил. (Основы художественного ремесла).
для обучающихся и для родителей (законных представителей):
- Поделки из разных материалов. М.: Экзамен, 2013.
- Проснякова М.С. Уроки мастерства. Самара: Витра, 2001.
- Цирулик Т.Н. Умные руки. М.: корпорация «Федоров», 1997.
- Увлекательные поделки из необычных вещей. М.: Феникс, 2009.
Информация для карточки в Навигаторе
Полное название: Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»
Публичное название: «Творческая мастерская»
Краткое описание:
Программа «Творческая мастерская» предназначена для работы с дошкольниками в области дополнительного образования. Программа имеет техническую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
