проект "Волшебница вода"
Предварительный просмотр:
Проект опытно-исследовательской деятельности
детей старшего дошкольного возраста
«Волшебница вода»
Предметы изучения - процесс выявления наличия представлений детей о воде.
Объекты изучения - сбор и исследование информации и статистических данных на предмет наличия представлений детей о воде.
Проблема (актуальность проекта): необходимо формировать навыки бережного отношения к природе с раннего детства, учить детей бережно и экономно относиться к воде. Дать понимание того, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Цель: расширить и уточнить представления детей о воде, сформировать понятие, что вода- источник жизни.
Задачи:
расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека.
формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды. #1056;азвивать наблюдательность, интерес к опытно-исследовательской деятельности.
повысить познавательную активность детей.
воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию.
Этапы работы над проектом:
1. Этап (подготовительный):
- Определение темы проекта;
- Выявление уровня знаний детей по теме, анализ сформированности навыков работы с разным материалом;
- Формулирование цели и задач проекта;
- Подбор литературы, наглядного, дидактического материала
2. Этап (основной):
- Создание проблемной ситуации;
-Формирование педагогом задачи: Какая бывает вода, для чего она нужна и почему к ней нужно относиться бережно.
- Совместное планирование реализации проекта;
-Проведение мероприятий: НОД по познавательному развитию, НОД по рисованию, беседы, пополнение развивающей среды, создание альбома, создание книжек-малышек, чтение произведений о воде, создание картотеки опытов с водой, проведение различных опытов и т.д.
3. Этап (заключительный): Выставка совместного творчества педагогов, воспитанников, родителей (рисунки, альбом «Вода, вода, кругом вода», книжки-малышки)
4. Этап (аналитический) Подведение итогов, анализ результата реализации проекта, выработка идей для дальнейшей работы по данному направлению.
Роль родителей в реализации проекта: помощь в изготовлении альбома и книжек- малышек, рисунков детей по данной теме, диалоговые беседы с детьми по теме проекта.
Итог проекта:
Расширение знаний детей о воде. Повышение познавательной активности. Развитие навыков коллективной работы. Развитие интереса к творческой деятельности.
Оформление альбома «Вода, вода, кругом вода» и книжек-малышек.
Состав участников: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)
Образовательная область | Содержание | Задачи |
Познавательное развитие | - Просмотр презентации «Вода, вода, кругом вода». -НОД «Волшебница водица» -Дидактические игры: «Плавает- не плавает», «Кто живет в воде», «В воздухе, в воде, на суше», «Собери картинку». -Наблюдение за водой. -Экспериментирование с водой: «Вода не имеет формы», «Вода не имеет запаха, вкуса и цвета», «Тонет- не тонет», «Как сделать воду чистой», «Какая бывает вода», «Круговорот воды» - Беседа «Какая бывает вода» - Беседа «Почему воду называют источником жизни» -Беседа «Круговорот воды в природе» -Беседа «Закрой кран, чтоб не вытек океан!» | -Уточнить и закрепить знания детей о воде, ее свойствах. -Формировать представления о её значении для всего живого. -Вызвать интерес к проведению экспериментов с водой. -Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. |
Речевое развитие | -Чтение стихов о воде. -Чтение сказок о воде. -Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о воде. | -Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение. -Знакомить с различными художественными произведениями о воде. -Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности; |
Художественно-эстетическое развитие | НОД Рисование на воде (экспериментирование в изо деятельности) в технике Эбро. | - Знакомить детей с не традиционными способами рисования, формирование умения рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции; -Развивать детское творчество и воображение. |
Физическое развитие | -Подвижные игры: «На болоте», «Караси и щука», «Ручеек»,«Море волнуется», «Ходит капелька по кругу» | -Формировать интерес к здоровому образу жизни (чистая вода необходима для организма человека: для гигиенических процедур, закаливания и плавания) |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Подборка произведений художественной литературы;
Наглядный материал: предметные и сюжетные картинки, ноутбук, презентация «Вода, вода, кругом вода».
Материалы для проведения опытов: емкости для воды, песок, глина, краска акварельная, молоко, соль, сахар, салфетки, фильтр, деревянные, бумажные, металлические и пластмассовые предметы, яйцо, электрочайник.
Организационные формы работы над проектом:
Беседы, чтение художественной литературы:
- Беседа «Какая бывает вода», -Чтение сказки «Жила была река» Н.А. Рыжовой, стихов о воде.
- Беседа «Почему воду называют источником жизни»,
- Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели»
- Беседа «Круговорот воды в природе»
-Чтение стихов о воде, отгадывание загадок.
Беседа «Закрой кран, чтоб не вытек океан»
-Чтение стихотворения Б. Заходер «Что случилось с рекой»
Просмотр презентации: «Вода, вода, кругом вода»
НОД по познавательному развитию «Волшебница Водица»
НОД по художественно- эстетическому развитию (рисованию) Рисование на воде в технике Эбру.
Наблюдения за водой в различных её состояниях (снег, лед) на прогулке, в жидком- в группе.
Экспериментирование с водой
Работа с родителями: подбор фотоматериалов по теме проекта; создание «Книжек – малышек»; консультация «Экспериментируйте вместе».
Результаты реализации проекта:
- У детей закрепились и расширились знания о воде;
- При работе над проектом развились навыки коллективного труда, сформировались нравственные качества личности: самостоятельность, уважение к труду;
- Обогатился игровой опыт детей;
- Дети использовали различные нетрадиционные техники по ИЗО деятельности, развились творческие способности;
- Родители осознали себя более компетентными в организации совместной деятельности с детьми.
Приложение 1.
Технологическая карта
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Волшебница водица»
Цель: обобщить знания детей о воде, ее значение в жизни человека растений и животных
-расширить знания детей о свойствах воды и ее значении в жизни животных, растений и человека; учить детей проводить несложные опыты с водой.
- развивать мышление, любознательность, умение анализировать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.
Словарная работа: вода, лужа, ручей, река, море, океан, сосулька, снег, лед, туман, роса, пар.
Оборудование: ноутбук для показа презентации, стаканы с водой, молоком, крупой, чайные ложки, тарелки с теплой и холодной водой, краска синего и красного цвета, сосуд с веткой тополя, салфетки.
Ход НОД:
№ п/п | Этап, его продолжительность | Длительность* | Деятельность |
1. Открытый вход в деятельность 2. Вводно-организационный | 1 м
| -Ребята! Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! Паром чайника шипит. Без нее вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! | |
3. | Мотивация на деятельность | 1 м | -А вы как считаете, может ли человек прожить без воды? Почему? (Ответы детей) -А кому еще необходима вода? (Ответы детей) -Правильно, вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям! (Воспитатель показывает детям презентацию «Вода, вода, кругом вода») - А откуда берется вода в кране? (Ответы детей) -Вода, прежде чем попасть к нам в кран проделала большой путь. Сначала вода из ручейков попала в реку, а потом из реки человек направил воду в трубы, по трубам вода попала к нам в кран. Это значит, что у нас в кране – вода реки! Мы с вами каждый день пользуемся водой (пьем, варим обед, моемся, чистим зубы, стираем, моем посуду, пол), а она все течет и течет, и не кончается. А как вы думаете, что произойдет, если воды не будет? (Ответы детей) |
4. | Объяснение нового или расширение имеющихся знаний | 6 м | -Без воды на Земле не останется ничего живого- ни людей, ни животных, ни растений! Вода - это источник жизни. Поэтому воду нужно беречь, не оставлять открытыми краны, не лить воду без надобности. «Дети кран закрыть забыли, И все капельки уплыли!» И сказала я в ответ: «Нет, таких детей здесь нет! Воду попусту не льем, Мы водичку бережем!» И поэтому вода, Не исчезнет никогда: То в снег превратится, то в лед. Растает – и снова в поход! По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется.
-А вы знаете, откуда берется дождь? (Ответы детей) -Правильно, вода испаряется, собирается в тучки, а потом падает на землю в виде дождя, а под лучами солнца, вода снова испаряется. Это называется круговорот воды в природе. |
5. | Динамическая пауза | А сейчас давайте поиграем в игру «Тучка и капельки» Я буду тучкой, а вы капельками. Дети–капельки летите. И всю землю напоите. (дети бегают врассыпную) Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. По камушкам - динь, динь. По корягам - буль, буль. По осоке - ш-ш. (дети передвигаются «паровозиком») Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились. К маме-тучке возвратились. (дети бегут к воспитателю) | |
6. | Практическая работа | 8м | -А вы знаете, что вода волшебница? Это мы узнаем, если проведем несложные опыты: Опыт 1. Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Пересыпаем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает? (Сыпется). А теперь, то же самое проделаем с водой. Что вода делает? (Льется) Почему? (Потому что вода жидкая). Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 2. На столе стоят два стакана: один с молоком, другой с водой. Будет ли видна ложка, если положить ее в стакан с молоком? (Кладем ложку в стакан с молоком). Нет, в молоке ложка не видна, потому что молоко белого цвета. Будет ли видна ложка в стакане с водой? (Кладем ложку в стакан с водой) Да, потому что вода прозрачная. (Воспитатель предлагает попробовать на вкус молоко и воду и спрашивает, имеют ли они вкус) Молоко имеет вкус, а вода безвкусная.
Опыт 3. Воспитатель предлагает детям опустить пальчик в разные тарелки с водой. Ребята приходят к выводу, что вода может быть теплой и холодной. Воспитатель говорит: В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы и растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали? А в горячей воде сможет ли кто жить?
Опыт #1042; баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется). В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно). Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении красной и синей краски вода в банке стала коричневой). Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании краска растворяется быстрее и равномерно.
Опыт 5. (Заранее была срезана веточка тополя и помещена в сосуд с водой.) Ребята, посмотрите, что произошло с веточкой, на ней распустились листочки. Это одно из важных свойств воды- давать жизнь всему живому.
|
7. | Открытый выход из деятельности | 1 м | - Вот она какая водица- волшебница! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) Не могут рыбы без воды, Я не могу, не можешь ты. Давайте же вместе водичку беречь, И каждую капельку дружно стеречь! |
Приложение 2
Технологическая карта
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Волшебные узоры».
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изо деятельности.
Задачи: -Систематизировать знания детей о свойствах воды.
-Познакомить детей с техникой рисования на воде- техникой Эбру.
-Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, воображение, фантазию.
-Воспитывать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование: пластиковые тарелки, палочки для размешивания, кисти, гуашь, листы акварельной бумаги круглой формы, шпажки, клей.
Ход НОД:
№ п/п | Этап, его продолжительность | Длительность* | Деятельность |
1. Открытый вход в деятельность 2. Вводно-организационный | 1 м
| Ребята, посмотрите, на картину, вам нравится? А картина эта необычная, волшебная. Дело в том, что нарисовать эту картину мне помогла волшебница вода. | |
3. | Мотивация на деятельность | 1 м | А вы бы хотели научиться так рисовать? Для этого нам с вами нужно организовать лабораторию, а мы с вами будем учеными. (Дети надевают фартуки и подходят к своим столам, где разложены листы бумаги круглой формы, пластиковые тарелки, палочки для размешивания, стаканы с водой, шпажки, гуашь, кисти, прищепки). |
4. | Объяснение нового или расширение имеющихся знаний | 6 м | Ребята, у вас на столах стоят стаканчики с водой. Давайте вспомним, какая она вода? (Жидкая, прозрачная, не имеет вкуса , запаха , цвета). Правильно ребята, а что нужно сделать, чтобы вода стала цветной? Как вы думаете? (Добавить в воду краску) Знаете для чего это нужно? Я раскрою вам секрет- для того чтобы у нас с вами получилась такая волшебная картина, мы ее будем рисовать на воде. Да, да, не удивляйтесь! Техника рисования на воде- очень древняя техника. А называется она техника эбру. Пришла она к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. Ребята, повторите, как называется техника рисования на воде? (Эбру) |
5. | Динамическая пауза | Перед тем, как приступить к рисованию мы с вами немножко поиграем пальчиками- разогреем их. Пальчиковая гимнастика: Ах вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук») Брызги- вправо, брызги –влево! Мокрым стало наше тело! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду) Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем) | |
6. | Практическая работа | 8м | В емкость наливается раствор-основа, затем специальные краски наносятся вручную. Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такой рисунок, как на моей картине. Но у нас с вами нет специального раствора и специальных красок, мы и х будем готовить сами. Нальем в тарелочки немного воды. Если мы добавим с вами в воду краску, что произойдет? Правильно, она растворится, потому что вода жидкая. А нам нужно, чтобы краска осталась на поверхности воды, а для этого надо, чтобы вода загустела. Для этого мы с вами добавим в воду клей! .Именно клей поможет нам изменить способность воды растворять краски. Теперь садимся на свои места. Налейте воды из стаканчика в тарелку, добавьте клея и аккуратно размешайте все палочкой. Теперь, когда мы приготовил основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем в воду, делаем разноцветные капли. Теперь шпажкой растягиваем капли, делаем узор. Берем лист бумаги, прицепляем прищепку и, держа лист за прищепку, аккуратно опускаем ее в тарелку на волшебный раствор. Как только края листа станут подниматься, лист достаем, переворачиваем и кладем перед собой. |
7. | Открытый выход из деятельности | 1 м | Посмотрите, какие удивительные картины у вас получились. Теперь давайте подождем, когда краска высохнет, и повесим наши волшебные картины на выставку. Понравилось вам наше занятие? Что нового вы сегодня узнали? Как называется техника рисования на воде? |