проект "Волшебница вода"

Петрова Ирина Леонидовна

проект "Волшебница вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Волшебница вода"235.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект опытно-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста

«Волшебница вода»

Предметы изучения - процесс выявления наличия представлений детей о воде.

Объекты изучения - сбор и исследование информации и статистических данных на предмет наличия представлений детей о воде.

Проблема (актуальность проекта): необходимо формировать навыки бережного отношения к природе с раннего детства, учить детей бережно и экономно относиться к воде. Дать понимание того, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Цель: расширить и уточнить представления детей о воде, сформировать понятие, что вода- источник жизни.

Задачи:

расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека.

формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды. #1056;азвивать наблюдательность, интерес к опытно-исследовательской деятельности.

повысить познавательную активность детей.

воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию.

Этапы работы над проектом:

1. Этап (подготовительный):

- Определение темы проекта;

- Выявление уровня знаний детей по теме, анализ сформированности навыков работы с разным материалом;

- Формулирование цели и задач проекта;

- Подбор литературы, наглядного, дидактического материала

2. Этап (основной):

- Создание проблемной ситуации;

-Формирование педагогом задачи: Какая бывает вода, для чего она нужна и почему к ней нужно относиться бережно.

- Совместное планирование реализации проекта;

-Проведение мероприятий: НОД по познавательному развитию, НОД по рисованию, беседы, пополнение развивающей среды, создание альбома, создание книжек-малышек, чтение произведений о воде, создание картотеки опытов с водой, проведение различных опытов и т.д.

3. Этап (заключительный): Выставка совместного творчества педагогов, воспитанников, родителей (рисунки, альбом «Вода, вода, кругом вода», книжки-малышки)

4. Этап (аналитический) Подведение итогов, анализ результата реализации проекта, выработка идей для дальнейшей работы по данному направлению.

Роль родителей в реализации проекта: помощь в изготовлении альбома и книжек- малышек, рисунков детей по данной теме, диалоговые беседы с детьми по теме проекта.

Итог проекта:

Расширение знаний детей о воде. Повышение познавательной активности. Развитие навыков коллективной работы. Развитие интереса к творческой деятельности.

Оформление альбома «Вода, вода, кругом вода» и книжек-малышек.

Состав участников: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)

Образовательная область

Содержание

Задачи

Познавательное развитие

- Просмотр презентации «Вода, вода, кругом вода».

-НОД «Волшебница водица»

-Дидактические игры: «Плавает- не плавает», «Кто живет в воде», «В воздухе, в воде, на суше», «Собери картинку».

-Наблюдение за водой.

-Экспериментирование с водой: «Вода не имеет формы», «Вода не имеет запаха, вкуса и цвета», «Тонет- не тонет», «Как сделать воду чистой», «Какая бывает вода», «Круговорот воды»

- Беседа «Какая бывает вода»

- Беседа «Почему воду называют источником жизни»

-Беседа «Круговорот воды в природе»

-Беседа «Закрой кран, чтоб не вытек океан!»

-Уточнить и закрепить знания детей о воде, ее свойствах.

-Формировать представления о её значении для всего живого.

-Вызвать интерес к проведению экспериментов с водой.

-Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Речевое развитие

-Чтение стихов о воде.

-Чтение сказок о воде.

-Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о воде.

-Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение.

-Знакомить с различными

художественными произведениями о воде.

-Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности;

Художественно-эстетическое развитие

НОД Рисование на воде (экспериментирование в изо деятельности) в технике Эбро.

- Знакомить детей с не традиционными способами рисования, формирование умения рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции;

-Развивать детское творчество и воображение.

Физическое развитие

-Подвижные игры: «На болоте», «Караси и щука», «Ручеек»,«Море волнуется», «Ходит капелька по кругу»

-Формировать интерес к здоровому образу жизни (чистая вода необходима для организма человека: для гигиенических процедур, закаливания и плавания)

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Подборка произведений художественной литературы;

Наглядный материал: предметные и сюжетные картинки, ноутбук, презентация «Вода, вода, кругом вода».

Материалы для проведения опытов: емкости для воды, песок, глина, краска акварельная, молоко, соль, сахар, салфетки, фильтр, деревянные, бумажные, металлические и пластмассовые предметы, яйцо, электрочайник.

Организационные формы работы над проектом:

Беседы, чтение художественной литературы:

- Беседа «Какая бывает вода», -Чтение сказки «Жила была река» Н.А. Рыжовой, стихов о воде.

- Беседа «Почему воду называют источником жизни»,

- Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели»

- Беседа «Круговорот воды в природе»

-Чтение стихов о воде, отгадывание загадок.

Беседа «Закрой кран, чтоб не вытек океан»

-Чтение стихотворения Б. Заходер «Что случилось с рекой»

Просмотр презентации: «Вода, вода, кругом вода»

НОД по познавательному развитию «Волшебница Водица»

НОД по художественно- эстетическому развитию (рисованию) Рисование на воде в технике Эбру.

Наблюдения за водой в различных её состояниях (снег, лед) на прогулке, в жидком- в группе.

Экспериментирование с водой

Работа с родителями: подбор фотоматериалов по теме проекта; создание «Книжек – малышек»; консультация «Экспериментируйте вместе».

Результаты реализации проекта:

- У детей закрепились и расширились знания о воде;

- При работе над проектом развились навыки коллективного труда, сформировались нравственные качества личности: самостоятельность, уважение к труду;

- Обогатился игровой опыт детей;

- Дети использовали различные нетрадиционные техники по ИЗО деятельности, развились творческие способности;

- Родители осознали себя более компетентными в организации совместной деятельности с детьми.

Приложение 1.

Технологическая карта

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Волшебница водица»

Цель: обобщить знания детей о воде, ее значение в жизни человека растений и животных

-расширить знания детей о свойствах воды и ее значении в жизни животных, растений и человека; учить детей проводить несложные опыты с водой.

- развивать мышление, любознательность, умение анализировать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

- воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.

Словарная работа: вода, лужа, ручей, река, море, океан, сосулька, снег, лед, туман, роса, пар.

Оборудование: ноутбук для показа презентации, стаканы с водой, молоком, крупой, чайные ложки, тарелки с теплой и холодной водой, краска синего и красного цвета, сосуд с веткой тополя, салфетки.

Ход НОД:

№ п/п

Этап, его продолжительность

Длительность*

Деятельность

1. Открытый вход в деятельность

2. Вводно-организационный

1 м

-Ребята!

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

3.

Мотивация на деятельность

1 м

-А вы как считаете, может ли человек прожить без воды? Почему?

(Ответы детей)

-А кому еще необходима вода? (Ответы детей)

-Правильно, вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям!

(Воспитатель показывает детям презентацию «Вода, вода, кругом вода»)

- А откуда берется вода в кране? (Ответы детей)

-Вода, прежде чем попасть к нам в кран проделала большой путь. Сначала вода из ручейков попала в реку, а потом из реки человек направил воду в трубы, по трубам вода попала к нам в кран. Это значит, что у нас в кране – вода реки! Мы с вами каждый день пользуемся водой (пьем, варим обед, моемся, чистим зубы, стираем, моем посуду, пол), а она все течет и течет, и не кончается. А как вы думаете, что произойдет, если воды не будет? (Ответы детей)

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6 м

-Без воды на Земле не останется ничего живого- ни людей, ни животных, ни растений! Вода - это источник жизни. Поэтому воду нужно беречь, не оставлять открытыми краны, не лить воду без надобности.

«Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!»

И поэтому вода,

Не исчезнет никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

-А вы знаете, откуда берется дождь? (Ответы детей)

-Правильно, вода испаряется, собирается в тучки, а потом падает на землю в виде дождя, а под лучами солнца, вода снова испаряется. Это называется круговорот воды в природе.

5.

Динамическая пауза

А сейчас давайте поиграем в игру «Тучка и капельки»

Я буду тучкой, а вы капельками.

Дети–капельки летите.

И всю землю напоите. (дети бегают врассыпную)

Собрались капельки и потекли ручьем.

Бежит, журчит ручей ничей.

По камушкам - динь, динь.

По корягам - буль, буль.

По осоке - ш-ш. (дети передвигаются «паровозиком»)

Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились.

К маме-тучке возвратились. (дети бегут к воспитателю)

6.

Практическая работа

-А вы знаете, что вода волшебница? Это мы узнаем, если проведем несложные опыты:

Опыт 1. Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Пересыпаем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает? (Сыпется).

А теперь, то же самое проделаем с водой. Что вода делает? (Льется) Почему? (Потому что вода жидкая).

Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 2. На столе стоят два стакана: один с молоком, другой с водой. Будет ли видна ложка, если положить ее в стакан с молоком? (Кладем ложку в стакан с молоком). Нет, в молоке ложка не видна, потому что молоко белого цвета. Будет ли видна ложка в стакане с водой? (Кладем ложку в стакан с водой) Да, потому что вода прозрачная. (Воспитатель предлагает попробовать на вкус молоко и воду и спрашивает, имеют ли они вкус) Молоко имеет вкус, а вода безвкусная.

Опыт 3. Воспитатель предлагает детям опустить пальчик в разные тарелки с водой. Ребята приходят к выводу, что вода может быть теплой и холодной. Воспитатель говорит: В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы и растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали? А в горячей воде сможет ли кто жить?

Опыт #1042; баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении красной и синей краски вода в банке стала коричневой).

Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании краска растворяется быстрее и равномерно.

Опыт 5. (Заранее была срезана веточка тополя и помещена в сосуд с водой.) Ребята, посмотрите, что произошло с веточкой, на ней распустились листочки. Это одно из важных свойств воды- давать жизнь всему живому.

7.

Открытый выход из деятельности

1 м

- Вот она какая водица- волшебница! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Не могут рыбы без воды,

Я не могу, не можешь ты.

Давайте же вместе водичку беречь,

И каждую капельку дружно стеречь!

Приложение 2

Технологическая карта

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Волшебные узоры».

Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изо деятельности.

Задачи: -Систематизировать знания детей о свойствах воды.

-Познакомить детей с техникой рисования на воде- техникой Эбру.

-Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, воображение, фантазию.

-Воспитывать чувство прекрасного.

Материалы и оборудование: пластиковые тарелки, палочки для размешивания, кисти, гуашь, листы акварельной бумаги круглой формы, шпажки, клей.

Ход НОД:

№ п/п

Этап, его продолжительность

Длительность*

Деятельность

1. Открытый вход в деятельность

2. Вводно-организационный

1 м

Ребята, посмотрите, на картину, вам нравится? А картина эта необычная, волшебная. Дело в том, что нарисовать эту картину мне помогла волшебница вода.

3.

Мотивация на деятельность

1 м

А вы бы хотели научиться так рисовать? Для этого нам с вами нужно организовать лабораторию, а мы с вами будем учеными.

(Дети надевают фартуки и подходят к своим столам, где разложены листы бумаги круглой формы, пластиковые тарелки, палочки для размешивания, стаканы с водой, шпажки, гуашь, кисти, прищепки).

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6 м

Ребята, у вас на столах стоят стаканчики с водой. Давайте вспомним, какая она вода? (Жидкая, прозрачная, не имеет вкуса , запаха , цвета).

Правильно ребята, а что нужно сделать, чтобы вода стала цветной? Как вы думаете? (Добавить в воду краску)

Знаете для чего это нужно? Я раскрою вам секрет- для того чтобы у нас с вами получилась такая волшебная картина, мы ее будем рисовать на воде. Да, да, не удивляйтесь! Техника рисования на воде- очень древняя техника. А называется она техника эбру. Пришла она к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. Ребята, повторите, как называется техника рисования на воде? (Эбру)

5.

Динамическая пауза

Перед тем, как приступить к рисованию мы с вами немножко поиграем пальчиками- разогреем их.

Пальчиковая гимнастика:

Ах вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Брызги- вправо, брызги –влево!

Мокрым стало наше тело! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

6.

Практическая работа

В емкость наливается раствор-основа, затем специальные краски наносятся вручную. Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такой рисунок, как на моей картине. Но у нас с вами нет специального раствора и специальных красок, мы и х будем готовить сами. Нальем в тарелочки немного воды. Если мы добавим с вами в воду краску, что произойдет? Правильно, она растворится, потому что вода жидкая. А нам нужно, чтобы краска осталась на поверхности воды, а для этого надо, чтобы вода загустела. Для этого мы с вами добавим в воду клей! .Именно клей поможет нам изменить способность воды растворять краски.

Теперь садимся на свои места. Налейте воды из стаканчика в тарелку, добавьте клея и аккуратно размешайте все палочкой. Теперь, когда мы приготовил основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем в воду, делаем разноцветные капли. Теперь шпажкой растягиваем капли, делаем узор. Берем лист бумаги, прицепляем прищепку и, держа лист за прищепку, аккуратно опускаем ее в тарелку на волшебный раствор. Как только края листа станут подниматься, лист достаем, переворачиваем и кладем перед собой.

7.

Открытый выход из деятельности

1 м

Посмотрите, какие удивительные картины у вас получились. Теперь давайте подождем, когда краска высохнет, и повесим наши волшебные картины на выставку.

Понравилось вам наше занятие? Что нового вы сегодня узнали? Как называется техника рисования на воде?