"Технология поисково-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию, с детьми дошкольного возраста"

Петрова Ирина Леонидовна

"Технология поисково- исследовательской деятельности по экологическому воспитанию, с детьми дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

 Петровой Ирины Леонидовны

Тема: «Технология поисково- исследовательской деятельности

по экологическому воспитанию, с детьми старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы:  Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

     

Цель: Расширение знаний детей по экологическому воспитанию через поисково- исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Срок

Работа с детьми

Работа с родителями

Примечание

Сентябрь

Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Знакомство с лупой Опыты с песком и глиной, почвой. Познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением.

Памятки для родителей «Я познаю мир»

разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах.

Октябрь 

 Дубина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005. 

Все увидим, все узнаем.

 Волшебные стеклышки.

Цветной песок.

Песочная страна Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Создание предметно-развивающей среды мини лабораторий с объектами неживой природы

Ноябрь 

Дубина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

1. Свет и тень.

2. Свет повсюду.

3. Солнце дарит нам тепло и свет.

4. Прозрачность веществ. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча.

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

 Сбор информации для создания электронной картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов 

Декабрь 

Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

 1. Где вода?

2. Какая бывает вода?

3. Вода растворитель. Очищение воды

4. Водяная мельница Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

«Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни»

разработка и внедрение дидактических материалов.

Январь 

Экспериментальная деятельность детей : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

1. Вода при замерзании расширяется.

2. Замерзшая вода.

3. Тающий лед.

4. Твердая вода. Почему не тонут айсберги? Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко торой находится.

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Консультация

«Экологическое воспитание»

-разработка презентаций.

Февраль 

Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

1. Воздух.

2. Воздух сжимается.

3. Воздух расширяется.

4. Почему дует ветер? Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх —

он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

Консультация

«Ребенок и природа»

Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе»

Март

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Детство –Пресс, СПБ, 2016.

1. На свету и в темноте.

2. Где лучше расти?

3. Может ли растение дышать?

4. Бережливые растения. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Консультация

 «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

-разработка презентаций.

Апрель

Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников».

 1. Фокусы с магнитами.

2. Испытание магнита

3. Компас.

4. Мир металлов. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве. 

Консультация

«Игры экологического содержания»

разработка и внедрение дидактических материалов.

Май

1. Разведчики. (зеркало)

2. Солнечные зайчики.

3. Мир ткани.

4. Мир пластмасс. Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования.

«Возьмем в союзники природу»; − «Экологическое воспитание» −