Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Вырезай-ка"

Петрова Ирина Леонидовна

кружок "Вырезай-ка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyrezay-ka.docx114.77 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

НРМДОБУ «ЦРР- д/с «Улыбка»  

_____________О.А. Усольцева

25.03. 2021

СОГЛАСОВАНО

Управляющим советом

НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка»

(протокол от 23.08.2021 № 12

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка»

(протокол от 25.03.2021 № 5)

Дополнительная

общеразвивающая программа

«Вырезай-ка»

Направленность: техническая

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Петрова Ирина Леонидовна,

 воспитатель

п. Салым, 2022 год

Оглавление

I.Пояснительная записка        3

1.1.Организационно-методическое обеспечение программы        4

1.2 Цель программы «        4

1.3. Планируемые результаты освоения Программы.        4

II. Содержательный раздел        5

2.1 Учебно-тематический план        5

2.2.Основное содержание        6

Календарно - тематический план.        6

2.3 Календарный учебный график        10

2.4. Формы работы  с детьми:        10

2.5. Принципы, лежащие в основе программы        10

2.6.Мониторинг        11

III. Организационный раздел        11

3.1. Техническое оснащение занятий.        11

3.2 Методическое обеспечение программы        11

 


I.Пояснительная записка

Введение

Программа «Вырезай-ка» предназначена для работы с дошкольниками.  Программа предполагает развитие у детей технических способностей, через овладение приемами вырезания и элементарного конструирования из бумаги.

Программа имеет художественную направленность и разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • действующие СанПиН;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития дошкольников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях поселка, имеются   на базе дошкольного учреждения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов дошкольного образования и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

Новизна   программы заключается в развитии ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью, что соответствует   требованиям ФГОС ДО.

Педагогическая целесообразность.  Занятия вырезанием из бумаги помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями  художественного творчества. Вырезание и конструирование из бумаги открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.  Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

1.1.Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).

 

Программа «Вырезай-ка» является стартовой, рассчитана на 1 учебный год. Форма обучения: очная. Форма занятий: групповая. Возраст обучающихся 6-7 лет. Численность детей в группе: 7 человек, состав постоянный. Продолжительность занятия составляет 20-25 мин. Место проведения занятий: ИЗО-кабинет.

1.2 Цель программы «Вырезай-ка»

  Цель программы: развитие технических способностей дошкольника, через овладение приемами вырезания и элементарного конструирования из бумаги.

 Задачи программы:

Обучающие

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умение следовать устным инструкциям, работать по схемам.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

Развивать художественный вкус, творческие способности детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству бумагокручения.

Воспитывать аккуратность в работе, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы.

В результате обучения по данной программе дети:

должны знать:

основные геометрические понятия (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д).

базовые приемы  работы с бумагой (сгибание, вырезание, аппликация);

должны уметь:

- следовать устным инструкциям, читать   схемы изделий;

- создавать композиции с бумажными изделиями;

-бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

Диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

Итоговые занятия.

Грамоты, Дипломы,

 Готовые работы  

Статьи на сайте ДОУ. Методические разработки  

 открытые мероприятия для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников;

 выставки поделок, изготовленных в процессе конструирования;

 конкурсы, соревнования, фестивали;

II. Содержательный раздел

2.1 Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

Часы

Теория

Практика

1

«Что такое конструирование из бумаги»? Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников

1

1

0

2

Вырезание

6

4

4

3

Аппликации

4

2

2

4

Скрапбукинг

6

2

2

5

Цикл творческих работ.

7

3,5

3,5

Всего

24

12,5

11,5

2.2.Основное содержание

Календарно - тематический план.

Месяц

Тема

Цель занятия

Оборудование

Дата проведения

Дата факт.    проведения

Вводный блок.

Октябрь

«Что  такое  конструирование из бумаги?» Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников

Беседа о технике безопасности при работе с ножницами,  клеем, зубочистками. Познакомить с историей появления бумаги, её родственниками  (картон,  шпагат и т. д.)

Оборудование: Готовые работы, необходимое в работе оборудование (кисти, клей, ножницы)                                  Презентация «Как появилась бумага»

03.10.22

Вырезание

Октябрь

«Осень в зонтике»

Цель: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания.

Учить детей правильно выполнять  элемент. Познакомить с технологической картой и обозначением этой  формы на схеме.

Оборудование: лист белого картона 15х20, цветная бумаги, клей ПВА, кисточки, ножницы, простой карандаш, трафареты.

06.10.22

Октябрь

«Еж»

Цель:   знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания.

Оборудование: цветная бумага, шаблоны,  клей ПВА, кисточка. 

14.10.22

Октябрь

«Мухомор» 


 

Цель:   знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания.

Оборудование: листок белой бумаги 15х20, клей ПВА, кисточка  

20.10.22

Ноябрь

«Яблоня»

Цель:   знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания.

Оборудование: шаблон дерева, полоски красного цвета, клей, кисточка.

10.11.22

Ноябрь

«Улитка»

Цель:  знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания.

Оборудование: шаблон зелёного листика, клей ПВА, кисточка.

18.11.22

Ноябрь

«Кисть рябины»

Цель:  знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания.

Оборудование: картон жёлтого цвета, полоски красного и зелёного  цвета, клей ПВА, кисточка.

24.11.22

Аппликации

Декабрь

«Снежинка»

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике «аппликация»

Оборудование:  Лист голубого  картона 15х15 см (круг), клей ПВА, кисточка

Декабрь

«Компот из ягод»

  Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике «аппликация»

Оборудование: Силуэт банки 15 x20/клей ПВА/ кисточки/.

Декабрь

«Ёлочная игрушка»

  Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике «аппликация»

Оборудование:  трафарет  новогодней игрушки, цветные бумажные полоски, клей ПВА, кисточки

Январь  

«Кулон»

  Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике «аппликация»

Оборудование: полоски разного цвета   клей ПВА, кисточка.

Скрапбукинг

Январь

«Дождик»

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование: трафарет облака  8-10 полосок голубого цвета   (капельки), шаблон девочки с зонтиком, картон белого цвета, клей ПВА, кисточка.

Февраль

«Уточка»

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование: полоски жёлтого, красного цвета,   картон голубого цвета, клей ПВА, кисть.

Февраль

«Золотые рыбки»

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование: фигурные дыроколы, фигурные ножницы,  клей ПВА, кисть,  иллюстрации с аквариумными рыбками

     Февраль

«Цветик-семицветик»

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг.

Оборудование: фигурные дыроколы, фигурные ножницы,  клей ПВА, кисть,  

М           Март        

«Колосок»

март

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование: фигурные дыроколы, фигурные ножницы,  клей ПВА, кисть,  

Март

«Первые листочки»

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование: фигурные дыроколы, фигурные ножницы,  клей ПВА, кисть,  

Цикл творческих работ

«Зайчики с морковкой» (коллективная работа)

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование:  картон    голубого цвета 10х15   полоски  белого, оранжевого, зелёного  цвета,   клей ПВА, кисточка.

Март

«Фрукты в вазе» (коллективная работа)

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование:  шаблон вазы, полоски разного цвета, клей ПВА, кисточка.

т

Март


«Букет тюльпанов».

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование: разноцветные полоски для квиллинга, клей, картинка цветов.

Апрель

«Подснежники»

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование: картон синего цвета,    полоски белого цвета, клей ПВА, кисточки

Апрель

 «Верба» 

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование: лист картона с нарисованной веткой, полоски жёлтого цвета, клей ПВА, кисточка.

Апрель

«Насекомые» (коллективная работа

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование:  картон зелёного цвета,    полоски разного  цвета, клей ПВА, кисточки.

Апрель

«Украсим платье для Маши»

Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг

Оборудование :цветной картон-платье, цветные полоски из бумаги, клей ПВА, кисточки.

Апрель


Оформление выставки

Цель: вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за выполненные работы.

Оборудование: рамки для поделок

2.3 Календарный учебный график

Дата начала обучения по программе

Дата

окончания обучения по программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим занятий

10.10.2022

27.04.2022

24

24

1 занятие в неделю

Срок реализации программы

Количество часов

Дни недели

1-3 неделя четверг

2-4  неделя пятница

1 год

в год

в месяц

в неделю

Время

24 занятия.

4 занятия.

1 занятие

           16.10-16.35

2.4. Формы работы  с детьми:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

2.5. Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

2.6.Мониторинг

Фамилия, имя обучаемого

Организация рабочего места

Знание базовых форм и условных обозначений

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Умение пользоваться чертежами и схемами

Моделирование художественно-выразительных форм

Проявление творчества и фантазии в создании работ

 

 

 

 

 

 

 

Оценка уровня развития:

1 балл — низкий уровень;

2 балла— средний уровень;

3 балла— высокий уровень.

III. Организационный раздел

3.1. Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

 - разнообразная бумага

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА),

 -ножницы,

 -кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

-рамки для работ.

Оборудование:

- столы

-стулья

-мольберт

- интерактивная доска.

3.2 Методическое обеспечение программы

«Волшебный завиток»

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы.

1.     Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2.     Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3.     Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4.     О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5.     Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

7.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

8. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

9. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

10.  http:/stranamasterov.ru

II. Материалы из опыта работы педагога

1.  Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2.  Образцы изделий

3. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

 4. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Вырезай-ка».