Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Вырезай-ка"
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
УТВЕРЖДАЮ Заведующий НРМДОБУ «ЦРР- д/с «Улыбка» _____________О.А. Усольцева 25.03. 2021 |
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка»
(протокол от 23.08.2021 № 12
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка»
(протокол от 25.03.2021 № 5)
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Вырезай-ка»
Направленность: техническая
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Петрова Ирина Леонидовна,
воспитатель
п. Салым, 2022 год
Оглавление
1.1.Организационно-методическое обеспечение программы 4
1.3. Планируемые результаты освоения Программы. 4
2.1 Учебно-тематический план 5
Календарно - тематический план. 6
2.3 Календарный учебный график 10
2.4. Формы работы с детьми: 10
2.5. Принципы, лежащие в основе программы 10
III. Организационный раздел 11
3.1. Техническое оснащение занятий. 11
3.2 Методическое обеспечение программы 11
I.Пояснительная записка
Введение
Программа «Вырезай-ка» предназначена для работы с дошкольниками. Программа предполагает развитие у детей технических способностей, через овладение приемами вырезания и элементарного конструирования из бумаги.
Программа имеет художественную направленность и разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- действующие СанПиН;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития дошкольников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях поселка, имеются на базе дошкольного учреждения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов дошкольного образования и соответствует возрастным особенностям дошкольника.
Новизна программы заключается в развитии ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Педагогическая целесообразность. Занятия вырезанием из бумаги помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Вырезание и конструирование из бумаги открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
1.1.Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа «Вырезай-ка» является стартовой, рассчитана на 1 учебный год. Форма обучения: очная. Форма занятий: групповая. Возраст обучающихся 6-7 лет. Численность детей в группе: 7 человек, состав постоянный. Продолжительность занятия составляет 20-25 мин. Место проведения занятий: ИЗО-кабинет.
1.2 Цель программы «Вырезай-ка»
Цель программы: развитие технических способностей дошкольника, через овладение приемами вырезания и элементарного конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умение следовать устным инструкциям, работать по схемам.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству бумагокручения.
Воспитывать аккуратность в работе, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
В результате обучения по данной программе дети:
должны знать:
основные геометрические понятия (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д).
базовые приемы работы с бумагой (сгибание, вырезание, аппликация);
должны уметь:
- следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- создавать композиции с бумажными изделиями;
-бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм выявления результатов | Спектр способов и форм фиксации результатов | Спектр способов и форм предъявления результатов |
Диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. Итоговые занятия. | Грамоты, Дипломы, Готовые работы Статьи на сайте ДОУ. Методические разработки | − открытые мероприятия для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников; − выставки поделок, изготовленных в процессе конструирования; − конкурсы, соревнования, фестивали; |
II. Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Часы | |
Теория | Практика | |||
1 | «Что такое конструирование из бумаги»? Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников | 1 | 1 | 0 |
2 | Вырезание | 6 | 4 | 4 |
3 | Аппликации | 4 | 2 | 2 |
4 | Скрапбукинг | 6 | 2 | 2 |
5 | Цикл творческих работ. | 7 | 3,5 | 3,5 |
Всего | 24 | 12,5 | 11,5 | |
2.2.Основное содержание
Календарно - тематический план.
Месяц | Тема | Цель занятия | Оборудование | Дата проведения | Дата факт. проведения | ||
Вводный блок. | |||||||
Октябрь | «Что такое конструирование из бумаги?» Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников | Беседа о технике безопасности при работе с ножницами, клеем, зубочистками. Познакомить с историей появления бумаги, её родственниками (картон, шпагат и т. д.) | Оборудование: Готовые работы, необходимое в работе оборудование (кисти, клей, ножницы) Презентация «Как появилась бумага» | 03.10.22 | |||
Вырезание | |||||||
Октябрь | «Осень в зонтике» | Цель: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания. Учить детей правильно выполнять элемент. Познакомить с технологической картой и обозначением этой формы на схеме. | Оборудование: лист белого картона 15х20, цветная бумаги, клей ПВА, кисточки, ножницы, простой карандаш, трафареты. | 06.10.22 | |||
Октябрь | «Еж» | Цель: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания. | Оборудование: цветная бумага, шаблоны, клей ПВА, кисточка. | 14.10.22 | |||
Октябрь | «Мухомор»
| Цель: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания. | Оборудование: листок белой бумаги 15х20, клей ПВА, кисточка | 20.10.22 | |||
Ноябрь | «Яблоня» | Цель: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания. | Оборудование: шаблон дерева, полоски красного цвета, клей, кисточка. | 10.11.22 | |||
Ноябрь | «Улитка» | Цель: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания. | Оборудование: шаблон зелёного листика, клей ПВА, кисточка. | 18.11.22 | |||
Ноябрь | «Кисть рябины» | Цель: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами вырезания. | Оборудование: картон жёлтого цвета, полоски красного и зелёного цвета, клей ПВА, кисточка. | 24.11.22 | |||
Аппликации |
Декабрь | «Снежинка» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике «аппликация» | Оборудование: Лист голубого картона 15х15 см (круг), клей ПВА, кисточка | ||||||||||
Декабрь | «Компот из ягод» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике «аппликация» | Оборудование: Силуэт банки 15 x20/клей ПВА/ кисточки/. | ||||||||||
Декабрь | «Ёлочная игрушка» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике «аппликация» | Оборудование: трафарет новогодней игрушки, цветные бумажные полоски, клей ПВА, кисточки | ||||||||||
Январь | «Кулон» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике «аппликация» | Оборудование: полоски разного цвета клей ПВА, кисточка. | ||||||||||
Скрапбукинг |
Январь | «Дождик» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: трафарет облака 8-10 полосок голубого цвета (капельки), шаблон девочки с зонтиком, картон белого цвета, клей ПВА, кисточка. | ||||||
Февраль | «Уточка» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: полоски жёлтого, красного цвета, картон голубого цвета, клей ПВА, кисть. | ||||||
Февраль | «Золотые рыбки» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: фигурные дыроколы, фигурные ножницы, клей ПВА, кисть, иллюстрации с аквариумными рыбками | ||||||
Февраль | «Цветик-семицветик» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг. | Оборудование: фигурные дыроколы, фигурные ножницы, клей ПВА, кисть, | ||||||
М Март | «Колосок» март | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: фигурные дыроколы, фигурные ножницы, клей ПВА, кисть, | ||||||
Март | «Первые листочки» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: фигурные дыроколы, фигурные ножницы, клей ПВА, кисть, | ||||||
Цикл творческих работ | «Зайчики с морковкой» (коллективная работа) | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: картон голубого цвета 10х15 полоски белого, оранжевого, зелёного цвета, клей ПВА, кисточка. | ||||||
Март | «Фрукты в вазе» (коллективная работа) | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: шаблон вазы, полоски разного цвета, клей ПВА, кисточка. | ||||||
т | |||||||||
Март |
| Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: разноцветные полоски для квиллинга, клей, картинка цветов. | ||||||
Апрель | «Подснежники» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: картон синего цвета, полоски белого цвета, клей ПВА, кисточки | ||||||
Апрель | «Верба» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: лист картона с нарисованной веткой, полоски жёлтого цвета, клей ПВА, кисточка. | ||||||
Апрель | «Насекомые» (коллективная работа | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование: картон зелёного цвета, полоски разного цвета, клей ПВА, кисточки. | ||||||
Апрель | «Украсим платье для Маши» | Цель: учить создавать композиции из бумаги в технике скрапбукинг | Оборудование :цветной картон-платье, цветные полоски из бумаги, клей ПВА, кисточки. | ||||||
Апрель |
| Цель: вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за выполненные работы. | Оборудование: рамки для поделок | ||||||
2.3 Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
10.10.2022 | 27.04.2022 | 24 | 24 | 1 занятие в неделю |
Срок реализации программы | Количество часов | Дни недели | ||
1-3 неделя четверг 2-4 неделя пятница | ||||
1 год | в год | в месяц | в неделю | Время |
24 занятия. | 4 занятия. | 1 занятие | 16.10-16.35 | |
2.4. Формы работы с детьми:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
2.5. Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
2.6.Мониторинг
Фамилия, имя обучаемого | Организация рабочего места | Знание базовых форм и условных обозначений | Умение пользоваться инструментами и приспособлениями | Умение пользоваться чертежами и схемами | Моделирование художественно-выразительных форм | Проявление творчества и фантазии в создании работ |
|
|
|
|
|
|
|
Оценка уровня развития:
1 балл — низкий уровень;
2 балла— средний уровень;
3 балла— высокий уровень.
III. Организационный раздел
3.1. Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- разнообразная бумага
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
-ножницы,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
-рамки для работ.
Оборудование:
- столы
-стулья
-мольберт
- интерактивная доска.
3.2 Методическое обеспечение программы
«Волшебный завиток»
I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы.
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
7.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
8. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
9. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
10. http:/stranamasterov.ru
II. Материалы из опыта работы педагога
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок
2. Образцы изделий
3. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний
4. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Вырезай-ка».

