Самообразование

Дмитренко Елена Борисовна

Здесь представлены планы по самообразованию за 2019-2024 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию по теме:

«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

Составила Дмитренко Е.Б.

г. Когалым

2019-2020 учебный год

Актуальность

Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.

Задачи:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Расширение представлений о городе в котором они живут, знакомство детей с его символами (герб, флаг, гимн);

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4. Воспитание патриотизма через духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

Задачи для детей:

Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности. решения различных задач.

 Обучать различным приемам работы с игровыми пособиями

Развивать творческие способности и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции)

Задачи для родителей:

Вовлекать семьи в единое образовательное пространство

 Изучать интересы, мнения и запросы родителей

Расширять средства и методы работы с родителями  

Привлекать родителей к активному участию в организации, планировании деятельности группы

Ожидаемый результат:

У дошкольников повысится уровень сформированных патриотических чувств правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края.

Представления о родном городе, родном крае станут более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Возрастёт количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

Формы работы с детьми и родителями:

создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..

Методы работы:

словесные;

наглядные;

практические;

игровые.

Принципы:

общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; систематичность и последовательность;

доступность и достаточность;

наглядность;

взаимосвязь с окружающим миром;

развитие личностных компетенций;

поддержка и сохранение здоровья;

Этапы работы:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

Помесячный план методической работы воспитателя по теме «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» для подготовительной к школе группы.  

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» ;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

октябрь

НОД «Мой любимый детский сад»

Систематизировать материал об истории детского сада. Познакомить детей с историей детского сада. Воспитывать уважение к работникам детского сада обеспечивающим заботу и уют в детском саду.

Оформление Фото выставки «Берёзка»

ноябрь

Посещение краеведческого музея

Познакомить с историей города

Буклет «Город в Западной Сибири»

декабрь

«Мой город-Когалым»

Встреча с первопроходцем Когалыма Демеюк Г.А.

Стенгазета «Прошлое и настоящее города»

январь

Презентация «Заповедник Малая Сосьва»

Рисунки «Красная книга Югры»

Консультация «Патриотическое воспитание через ознакомление с родным краем»

февраль

НОД «Быт и традиции коренного населения»

Мастер-класс по бисероплетению

Изготовление альбома «Орнаменты народов ханты»

март

Экскурсия на Рябиновый бульвар

Конструирование «Капля жизни»

Фотогазета «Путешествие по родному городу»

апрель

Экскурсия в библиотеку

Чтение стихов о родном городе

Альбом «Достопримечательности города Когалыма»

май

Беседа «Наши земляки»

Экскурсия в парк Победы

Консультация «Прививаем любовь к родному краю»

Изучение литературы по теме:

  1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
  2.  Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».
  3. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
  4. Материалы Интернета.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию по теме:

«Волшебные игры В.В.Воскобовича»

Составила Дмитренко Е.Б.

г. Когалым

2022-2023 учебный год

Актуальность

«Самое лучшее воспитание — это воспитание желаний. Можно бороться с желаниями ребенка, можно потакать его случайным прихотям. А можно воспитывать сами стремления, обогащать их. Создавать почву, на которой попросту не будут расти желания-сорняки. Помогать человеческой природе ребенка проявиться в её лучшем виде».

В.В. Воскобович

Сегодня воспитание детей дошкольного возраста основано на общении, игре, поисковой деятельности, сотрудничестве ребенка с взрослыми и сверстниками. Актуальность игры повышается и из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет значительно увеличили и разнообразили поток получаемой детьми информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобное умение помогает игра. Именно в игровой деятельности лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Актуальность развивающих технологий состоит в том, что они учат детей «мыслить», действовать «в уме», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности.

Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Справиться с этой задачей нам поможет технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», где связующую роль играет сказочная атмосфера в виде пособия «Фиолетовый лес».

«Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и детей через игры и сказки. В сюжеты сказок вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Задачи для педагога:

Изучить методическую литературу по данной теме.

Использовать развивающие игры Воскобовича В.В. в работе с детьми.

Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Составить картотеку развивающих игр Воскобовича В.В.

Задачи для детей:

Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности. решения различных задач.

  Обучать различным приемам работы с игровыми пособиями

Развивать творческие способности и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции)

Воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).

Задачи для родителей:

Вовлекать семьи в единое образовательное пространство

 Изучать интересы, мнения и запросы родителей

Расширять средства и методы работы с родителями  

Привлекать родителей к активному участию в организации, планировании деятельности группы

Ожидаемый результат:

к концу года дети могут различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу; использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность; ориентироваться на плоскости и в пространстве; высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Формы работы с детьми и родителями:

Родители:

сотрудничество через консультации,

родительские собрания,

беседы,

 Дети:

беседы;

участие в конкурсах

дидактические игры с «Развивающими играми В.В.Воскобовича»;

проведение квест-игр с играми В.В.Воскобовича

чтение сказочных историй

Методы работы:

словесные;

наглядные;

практические;

игровые.

Принципы:

общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; систематичность и последовательность;

доступность и достаточность;

наглядность;

взаимосвязь с окружающим миром;

развитие личностных компетенций;

поддержка и сохранение здоровья;

Этапы работы:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

Помесячный план методической работы воспитателя по теме «Развивающие игры Воскобовича»

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Волшебные игры В.В. Воскобовича» для старшей группы.  

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Волшебные игры В.В. Воскобовича» ;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

октябрь

Участие в вебинаре

Родительское собрание с мастер-классом

«Игровизор»

Цель: координация движения, абстрактное мышление, воображение.

«Геовизор»

Цель: освоение таких понятий, как пространственные отношения, система координат, количественный счет, деление целого на части, симметрия; научится решать логико-математические задачи; умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;

Папка-передвижка «Развивающие игры В.В.Воскобовича»

ноябрь

Участие в конкурсе «Методический видеосундучок»

Квест-игра «День народного единства».

Папка-передвижка «Развивающие игры Воскобовича» (продолжение)

Развлечение «Мама-солнышко моё»

декабрь

Изготовление схем к игре «Прозрачный квадрат»

 «Шнур-малыш».

Цель: рисование контура по точкам координатной сетки.

«Прозрачный квадрат».

Цель: составление предмета по загадке

Игробатл «Новый год спешит по планете»

январь

Участие в вебинаре

«Волшебная восьмерка».

Цель: составление цифр из палочек по модели и схеме, понимание алгоритма расположения частей на игровом поле.

Фотоколлаж «Учимся играя»

февраль

Участие в конкурсе

«Чудо-цветик».

Цель: составление целого из разного количества частей, определение состава числа «восемь» из меньших чисел, изменение геометрической фигуры в предметный силуэт.

Консультация «Играем дома»

март

Пополнение дидактическими играми развивающие игры Воскобовича

«Фиолетовый лес»

Цель: учить составлять рассказ с заданиями

Анкетирование

«Что Вы знаете о играх Воскобовича»

апрель

Родительское собрание с презентацией «Отчет кружка на учебный год»

«Разноцветные верёвочки»

Цель: научить составлять при помощи разноцветных верёвочек верёвочкины сказки по цифры и буквы

Фотоотчёт на сайт и в группу «В Контакте»

май

Подведение итогов, предоставление наработанных материалов

Развлечение «День именинника»

Познакомить с итогами диагностики

Изучение литературы по теме:

  1. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры, СПб. 2007 г.;
  2. Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.
  3. Харько Т.Г. Методика познавательно творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет), СПб. «Детство-Пресс», 2016г.