Мой край-Югра

Дмитренко Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Берёзка»

Конспект интегрированной

организованной образовательной деятельности

по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»

по теме «Красавиц леса – олень»

Подготовила и провела

воспитатель Дмитренко Е.Б.

        г. Когалым

 2017 года

Цель: расширять знания детей об обитателях наших лесов – оленях.

Программные задачи: 

Образовательные задачи:

  • Продолжать знакомить с дикими животными.
  • Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни. 
  • Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру оленя в движении.

Развивающие задачи:

  •  Расширять представления детей об особенностях приспособления оленя к окружающей среде.
  • Продолжать учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать умение лепить по последовательному схематическому плану оленя, передавать их характерные особенности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к природе родного края.
  • Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение рационально использовать пластилин.

Предварительная работа: беседа о диких животных, беседа «Животные нашего края», рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок о животных.

Материал: 

Демонстрационный: готовое изображение лепки оленя, карта последовательной лепки.

Раздаточный: пластилин, салфетки, клеёнки, стеки, карты-схемы.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слово – изящное; ввести в словарь слова -  панты, бурелом.

Методы и приёмы: загадывание загадки, рассказ воспитателя об оленях, беседа с детьми об оленях,  проведение физминутки, показ лепки оленей, самостоятельная работа детей, подведение итогов.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I часть.

Дети проходят становятся в круг.

               Круг весёлый вижу я

               Входят все мои друзья.

               Мы сейчас пойдём направо 1-2-3!

               А потом пойдём налево 1-2-3!

               В центре круга соберёмся 1-2-3!

               И обратно мы вернёмся 1-2-3!

               Улыбнёмся, подмигнём

                И занятие начнём!

- Молодцы! Ребята, у нас в группе появился волшебный сундучок. Как вы думаете, кто нам его передал?

  Ответы детей.

- Давайте посмотрим, что в нем. Здесь есть подсказка - загадка:

От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный … 
(олень).

II часть.

 Воспитатель: Это очень красивое, гордое, выносливое животное, небольшого роста, хорошо приспособленное к суровым условиям. Благородный олень – древнейший обитатель лесов. Рога украшают голову самца, причем украшение меняется каждый год: к началу весны старые рога отпадают, и на их месте начинают расти новые. Молодые рога называются – панты. На ощупь они мягкие, покрыты бархатистой кожей, растут быстро и к концу лета становятся твердыми. В это время олени чешут рога об деревья, пока не счистят уже не нужную кожу. Чем старше и сильнее животное, тем рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. У молоденьких оленей рога не разветвленные, острые и прямые, как спички, из-за чего и называют молодых оленей «спичаками».
Воспитатель: Посмотрите на изображения оленей и попробуйте определить, кто из них самый младший, а кто самый старший.

   Ответы детей.

Воспитатель: Олень – крупное, изящное животное с тонкой длинной шеей и стройными ногами. Как вы понимаете слово «изящное»?

Воспитатель: Тело оленя покрыто густой грубой шерстью. Оленята раскрашены пестро: на спинках у них белые округлые пятнышки. Люди ещё используют его, как транспортное средство и называют своим другом. А вы видели оленя? 

    Ответы детей.
Воспитатель: Что вы знаете об оленях?

Ответы детей.

Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения. Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти самой отнимет».
Воспитатель:  Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище. Как они называются?
Воспитатель: Олени ещё и вездеходы:  и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному чуму. И корм оленю заготовлять не нужно, он сам находит его под снегом, разрывая её копытами. 
Воспитатель: Чем питаются олени?
Воспитатель: Где вы видели олений мох?

    Ответы детей.

Воспитатель: У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле, а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов  хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»

Физминутка:

                 У оленя дом большой,

                 Он глядит в своё окошко.

                 Зайка по полю бежит,

                 В дверь ему стучится!

                 Тук,  тук дверь открой,

                 Там в лесу охотник злой,

                 Зайка,  зайка забегай лапу мне давай.

Лепка оленя. 

  1.  Начальные материалы для работы – коричневый брусок и пластмассовая стека.
  2.  Для начала размягчите массу. Затем начинайте формировать туловище и голову. Первая деталь должна выглядеть, как морковка. Если более узкую сторону изогнуть, то получится туловище и шея. Примажьте голову к шее. Облик животного задан, теперь необходимо вырисовывать мелкие детали.
  3.  Голова оленя должна быть заострена в носовой части. Прикрепите черную точку-нос.
  4. Из оранжевого пластилина сделайте разветвленные рога, вытягивая массу в тонкие колбаски.
  5.  Добавьте четыре ноги, вытягивая коричневые пластилиновые порции в трубочки.
  6.  На спину оленю налепите множество бежевых (или желтых) пятнышек, поскольку окрас у животного пятнистый. И последняя часть тела – маленький хвост.
  7. Фигурку оленя можно считать законченной. Однако никто не запрещает проявлять фантазию вместе с детьми и каким-то образом украшать поделку. Например, смастерить шапочку и шарфик или какую-либо другую одежду.

Самостоятельная  работа  детей.

III часть.

Итог занятия:

Воспитатель:  О чём мы сегодня с вами беседовали?

Воспитатель: Что интересное вы сегодня узнали?

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Как вы думаете, олени являются богатством для северного народа? 

   Ответы детей.
Воспитатель: Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я гуляю по городу Собирая листву. Я не чувствую холода, Я люблю красоту. Расскажу я осинкам Про наш город родной Л. Пименова

Слайд 2

Памятники Когалыма

Слайд 3

Памятник « Слава труду»

Слайд 4

Памятник воинам-интернационалистам

Слайд 5

Парк военной техники

Слайд 6

« Летопись России»

Слайд 7

«Добрый рок-н-ролл »

Слайд 8

« Капля нефти»

Слайд 9

« Капля нефти»

Слайд 10

Цветочные часы

Слайд 11

Парк детской скульптуры « У Лукоморья»

Слайд 13

Аллея звёзд Екатерина Симагина Фламинго

Слайд 14

Екатерина Михайлова Кристина Бурч ВПК « Возрождение» Милана Аванесян АЭТ « Антрэ » Юлия Захарова

Слайд 15

Бюст В.Г.Шмидта

Слайд 16

Бюст С.А.Повха

Слайд 17

Композиция « После вахты»

Слайд 18

Композиция « Мальчик с собакой»

Слайд 19

« Три медведя»

Слайд 20

Памятный знак в честь высадки первого десанта

Слайд 21

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Когалыма «Берёзка»

Ленинградская 55

ПРИНЯТО

На педагогическом Совете

МАДОУ  «Берёзка»

протокол № ___от ________2017г

УТВЕРЖДАЮ                                    

приказом МАДОУ  «Берёзка»

от______2017 года №____

_________________ ……………..

 

Дополнительная

общеобразовательная программа

познавательной  направленности

«Мой дом - Югорочка»

для детей 5-6 лет

Срок реализации программы 2017-2018 учебный год

г. Когалым

2017года

Пояснительная записка

                              Не заменят край родимый

                                                                              Никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо-

                                                                                  Реки, горы и леса!

                                                                                           Здесь от чистого порога

                                                                                  Начинается страна

Стран других на свете много,

                                                                                     Только Родина одна!

Психологами доказано, что в младшем дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.

Программа кружка «Юный краевед» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Предлагаемая программа поможет воспитанникам узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее.

Краеведческий материал, особенно собранный несовершеннолетними самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия ребятами исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Занятия в курсе кружка «Юный краевед» призваны помочь воспитателю во время реабилитации создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей воспитанников, расширяют знания несовершеннолетних о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.

Знания о родном крае, в котором мы живём, необычно богаты, так как включает в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги об истории и культуре родного края. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Сущность краеведения для старших дошкольников заключается во всестороннем изучении определённой территории своего края. Краеведение развивает  у детей наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознаёт себя. В результате изучения программы у старших дошкольников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Цель программы:

Содействовать развитию интереса к природе родного края, воспитанию патриотических чувств и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей малой родины. 

Задачи программы:

  • Знакомить детей с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края.
  • Знакомить с историей малой родины, с ратными и трудовыми подвигами земляков.
  • Овладеть начальными навыками исследовательской работы.
  • Развивать гражданские качества, патриотическое отношение к родному городу  и своему краю.
  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
  • Стимулировать стремления знать как можно больше о родном крае и его людях.
  • Приобщать к культуре коренных народов ханты и манси.
  • Воспитывать лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
  • Воспитать у детей любовь к родному краю и его истории, учит видеть историю вокруг себя.
  • Воспитывать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, к устному  народному творчеству.

Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы:

1. Групповые дискуссии и диспуты способствуют развитию умения слушать и слышать себя и других, дают возможность анализировать, отстаивать свою точку зрения, повышать уровень самооценки.

2. Беседы и мини лекции пополняют багаж знаний, способствуют расширению кругозора воспитанников.

3. Тренинги позволяют выработать умение самостоятельно применять знания и умения в различных жизненных ситуациях.

4. Беседы учат умению высказывать собственное мнение, не перебивая других, действовать конструктивно.

5. Деловые и ролевые игры формируют умение применять в конкретных ситуациях полученные знания, чувства ответственности перед другими и самим собой.

6. Разнообразие игр и упражнений способствует повышению внимания и активности детей.

7. Чтение художественной литературы по данной тематике.

8. Экскурсия в краеведческий музей.

9. Встреча с интересными людьми родного города Когалым.

10. Проведение мастер-класса по изготовлению изделий из бисера.

Основные организационные формы:

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • •свободная  деятельность;
  • целевые прогулки по городу;
  • экскурсии с различной тематикой о городе;
  • праздники, развлечения;
  • тематические выставки;
  • тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
  • работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».
  • Методы и приемы:
  • диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
  • игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
  • проблемные ситуации;
  • проектирование;
  • экспериментирование;
  • коллективно-творческие дела;
  • наблюдения;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание картин, иллюстраций.

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью по 25 минут, по одному занятию в день.

Сроки работы по программе: сентябрь 2017 – май 2018.

Методы проведения занятий:

Словесный: рассказ воспитателя или приглашённых гостей, диалог, наблюдение, тематическое рисование, беседы, групповые дискуссии. Словесный метод применяется при чтении стихотворений детьми, воспитателем, знакомство с устным народным творчеством, бесед с элементами диалога, разбора житейских ситуаций, проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, загадывания загадок, проведения разнообразных игр и др.

Наглядный: показ видеоматериалов, мультимедийных презентаций и др. наглядного материала. Наглядный метод используется во время практических занятий, экскурсий, целевых прогулок, занятий с элементами сказкотерапии, наблюдений, проведения дидактических игр и так далее.

Практический: ролевые и подвижные игры, моделирование ситуаций, дискуссии, мини - конкурсы, релаксационные игры. Практический метод используется при организации продуктивной деятельности, коррекционных занятий по развитию мотивации учебной деятельности, игр, тренингов, проведении трудовых десантов, изготовлении стенгазет, буклетов и т. д.

Принципы программы:

Доступность: принцип доступности предполагает соотнесение содержания , характера и объёма материала с уровнем развития подготовленности детей.

Научность: на основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность: этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности к окружающему миру.

Преемственность: патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Ожидаемые  результаты освоения программы: 

  • Дети познакомятся детей с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края.
  • У детей обогатятся знания об истории малой родины,  ратных и трудовых подвигах земляков.
  • Дети овладеют начальными навыками исследовательской работы.
  • У детей будут развиты гражданские качества, патриотическое отношение к родному городу  и своему краю.
  • У детей сформируются познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
  • Дети будут знать больше о родном крае и его людях.
  • Воспитанники приобщаться к культуре коренных народов ханты и манси.
  • У детей сформируются лучшие качества: трудолюбие, доброта, взаимовыручка, сочувствие.
  • У детей расширятся знания о родном крае и его истории.
  • Воспитанники приобщаться к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству ханты и манси.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Дата

1

Вводное занятие

Познакомить с тем, чем мы будем заниматься

07.09

2

Сказки бабушки Анэ

Познакомить и обсудить  сказку  

« Медвежья трава»

14.09

3.

Сказки бабушки Анэ

Познакомить и обсудить сказку « Береста, брусника, уголёк»

21.09

4.

Сказки бабушки Анэ

Познакомить и обсудить сказку

« Зайчишка»

28.09

5.

Города Югры

Познакомить с северными городами

05.10

6.

Малая Сосьва

Познакомить с заповедником Малая Сосьва

12.10

7.

Коренные жители - ханты и манси

Познакомить  укладом жизни коренного населения

19.10

8.

Экскурсия в краеведческий музей

Посещение краеведческого музея

26.10

9.

Мастер-класс

Мастер-класс по изготовлению поделок из бисера

02.11

10.

Животный  мир Югры

Познакомить с  животным миром Югры

09.11

11.

Растительный мир Югры

Познакомить с растительным  миром Югры

16.11

12.

Орнаменты коренного населения

Познакомить с орнаментом коренного населения

23.11

13.

Одежда коренного населения

Познакомить с малицей и ягушкой

30.11

14.

Промыслы Югры

Познакомить с рыболовством, оленеводством и бисероплетением.

07.12

15.

С днём рождения, округ!

Сделать выставку поделок и рисунков ко дню рождения округа

14.12

16.

Ягоды  Севера

Познакомить с северными ягодами – брусникой, голубикой, клюквой

21.12

17.

Праздники коренного населения

Познакомить с национальными праздниками и играми коренного населения

28.12

18.

Герб и флаг округа

Познакомить с гербом и флагом округа.

11.01

19.

Викторина «Люби свой край»

Обобщить знания по теме

18.01

20.

История возникновения родного   города

Познакомить с историей возникновения  города

25.01

21.

Виртуальная экскурсия по городу

Совершить виртуальную экскурсию по родному городу

01.02

22

Достопримечательности  города Когалыма

Познакомить с достопримечательностями города

08.02

23

Улицы   северного города

Познакомить,  почему улицы получили такие названия

15.02

24

Экскурсия в детскую библиотеку

Обобщить знания о Когалыме

01.03

25.

Первопроходец Когалыма

Встреча с интересными людьми- Демедюк Г.А.

15.03

26

Ими гордится город

Познакомить с творчеством художников  Гайнановых, Вербицкого

22.03

27

Герб  Когалыма

Познакомить с гербом Когалыма, учить делать аппликацию

05.04

28

Флаг города

Познакомить с флагом  Когалыма, учить делать аппликацию

12.04

29

Ими гордится город

Познакомить с творчеством когалымских писателей и поэтов

19.04

30

Заочная экскурсия на месторождение

Познакомить с тем, как добывают нефть

26.04

31

Мастер-класс

Продолжать учить делать поделки из бисера

03.05

32

Ими гордится город

Познакомить с  героями-земляками

10.05

33

Экскурсия в мини-музей школы № 7/2

Обобщить знания о родном крае

17.05

34

Знаток родного края

Обобщить знания детей в виде интерактивной викторины

24.05

                                                                                                                         

                                                                                                                           

                                                                                                                                       

Список литературы

1. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.

2.  Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

3.   Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.

4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008.

6. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / Дошкольное воспитание № 6 2003, с. 45 – 55.

7.Интернет - ресурсы



Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

« Берёзка»

        

ПРОЕКТ

«Город в Западной Сибири  »

Автор:

                                                               Дмитренко Елена Борисовна

                                                               воспитатель

г. Когалым ,

2019  г.

Содержание:

          Актуальность                                                                        

Паспорт проекта                                                        

Цель проекта

Задачи проекта

Тип проекта

По времени реализации

Участники проекта

Сроки реализации

Форма представления

Принципы реализации проекта

Формы и методы организации

      Этапы реализации проекта                                                                                        

       Ожидаемые результаты                                            

Перечень используемой литературы и                    

нормативно-правовых актов

Приложение    

Буклет « Город в Западной Сибири »

НОД « Красавиц леса- олень »

« Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта»

НОД « Музей под открытым небом»

Квест « Город в Западной Сибири»

Актуальность:

   Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление  детей с родным городом. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Паспорт проекта:

Цель проекта:

Формировать уважительное отношение к родному городу, расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, достопримечательностями.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
  • Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб.
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  •  Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Тип проекта :поисково-исследовательский, детско-взрослый, творческий.

По времени реализации:долгосрочный.

Участники  проекта:

  • Дети старшей  группы
  • Воспитатели.
  • Родители детей

Сроки реализации: 1 учебный год.

Форма представления: слайдовая презентация.

Формы и методы организации:

  • беседы с детьми;
  • целевые прогулки;
  • дидактические игры;
  • изготовление фотоальбомов, буклетов;  
  • посещение музейно-выставочного центра;
  • организация выставок детских работ;
  • посещение детской библиотеки
  • викторина «Когалым – город, который я знаю»;
  • работа с родителями
  • посещение музея под открытым небом
  • проведение мастер-классов по бисероплетению с детьми и родителями

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Деятельность по проекту

Сроки проекта

  1. Вводно-организационный

Беседа «Город в западной Сибири ».

Сбор материала.

 Разработка цели и задач проекта.

Планирование этапов работы.

Сентябрь -

октябрь

  1. Основной

Лепка  «Красавиц леса – олень ».

Викторина  «Когалым – город, который я знаю».

Изготовление буклета « Город в Западной Сибири »

Составление синквейна о Когалыме

Посещение музейно-выставочного центра

Посещение детской библиотеки.

Посещение музея под открытым небом.

Проведение мастер- класса  по бисероплетению с первопроходцем Когалыма Г.А.Демедюк

Ноябрь - апрель

  1. Заключительный

Презентация «  Город в Западной Сибири »».

Май

Ожидаемые  результаты:

  • Освоение доступных знаний об истории возникновения родного города.
  • Активное участие детей и родителей в  различных видах деятельности ( конкурсах, выставках,  мероприятиях).

Перечень используемой литературы:

  • Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и др. «Родной край».
  • Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
  • Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».  
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Декларация прав ребенка.
  • Конституция РФ.
  •  Закон РФ «Об образовании».

Немного истории нашего города:

Озера, сосны, ягель и болота,

Неласковых туманов ворожба,

Но для кого-то этот край – работа,

А для кого – то этот край – судьба…

Разбуженный могучими моторами

Встает из зимней спячки Когалым

Стальными буровыми над озерами,

Качалками над ягелем седым.

Строительными кранами над соснами,

Людскими голосами на заре,

Улыбками детишек светоносными

И думами о мире и добре…

(Татьяна Вакуленко)

У каждого населённого пункта есть своя визитная карточка.   Своя история есть и у Когалыма.

 В марте 1976 года в суровом неосвоенном крае высадился первый десант строительно-монтажного поезда № 524. Была поставлена первая палатка, и дано начало Когалыму на югорской земле. Всего в палаточном городке было 20 палаток.

  За лето в посёлке появились общежития, детский сад, первая школа деревянная. Потом построили столовую НГДУ, пекарню.

В детском саду  работала воспитателем Л.Сорокина. К концу 1976 году в детском саду « Ёлочка» было 15 человек и располагался он в деревянном здании на территории НГДУ. Первыми учителями были Гаврилова Г.М . и Кудрявцева В.И. В первую смену учились младшие классы, а после обеда- старшеклассники. Часто в посёлке не было света, тепла. Одну из палаток выделили под красный уголок, где показывали кинофильмы. Осень радовала всех ягодами, грибами, шишками, которых в здешних местах видимо-невидимо. Белки не боялись людей и прыгала по веткам с дерева на дерево. По реке Ингу-Ягун перебирались на другой берег, туда, где сейчас стоит город. Почту получали вертолётом.Вертолётчики сбрасывали посылки первостроителям на специальную площадку, и они нередко лежали там до вечера, пока не приходили хозяева и не забирали их. Стали появляться улицы, названия которых происходило от их месторасположения – Пионерская (первая в посёлке), Таёжная  ( в тайге), Студенческая ( строили  студенты  из строительных отрядов , которые работали летом по комсомольским путёвкам), Береговая ( по берегам реки Ингу-Ягун), Олимпийская  была построена в 1980 году в год  московской Олимпиады и тем самым получила своё название. В 1980 году на территории посёлка проживало 4,5 тысяч человек. В этом же году прибыли строители из прибалтийских республик_ Литвы, Латвии и Эстонии. На них была возложена почётная миссия по строительству городу на берегу реки Ингу-Ягун. В 1981 году был сдан первый пятиэтажный дом по улице Повха 2.  1 мая 1985 года вышел в свет первый номер  ежедневной газеты « Когалымский рабочий», который рассказывал о жизни нефтяников и города, а 15 августа 1985 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку рабочего подчинения был присвоен статус города. Наш город называют столицей « ЛУКойла», жемчужиной Западной  Сибири. ЛУКойл- это объединение трёх сибирских городов: Когалыма, Урая, Лангепаса, которое образовалось в 1991 году. Сегодня Когалым – современный , благоустроенный, с удобными для жилья кварталами, с широкими улицами: Дружбы Народов, Янтарная, Прибалтийская, Ленинградская , Югорская, Молодёжная, Бакинская.  История нашего города полна важных и значительных событий. Атмосфера уюта, тепла и добрых человеческих отношений всегда царит в городе.

Приложение 1.

 НОД по лепке «Красавиц леса – олень»

Цель: расширять знания детей об обитателях наших лесов – оленях.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

  • Продолжать знакомить с дикими животными.
  • Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.
  • Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру оленя в движении.

Развивающие задачи:

  •  Расширять представления детей об особенностях приспособления оленя к окружающей среде.
  • Продолжать учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать умение лепить по последовательному схематическому плану оленя, передавать их характерные особенности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к природе родного края.
  • Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение рационально использовать пластилин.

Предварительная работа: беседа о диких животных, беседа «Животные нашего края», рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок о животных.

Материал:

Демонстрационный:готовое изображение лепки оленя, карта последовательной лепки.

Раздаточный: пластилин, салфетки, клеёнки, стеки, карты-схемы.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слово – изящное; ввести в словарь слова -  панты, бурелом.

Методы и приёмы: загадывание загадки, рассказ воспитателя об оленях, беседа с детьми об оленях,  проведение физминутки, показ лепки оленей, самостоятельная работа детей, подведение итогов.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I часть.

Дети проходят становятся в круг.

               Круг весёлый вижу я

               Входят все мои друзья.

               Мы сейчас пойдём направо 1-2-3!

               А потом пойдём налево 1-2-3!

               В центре круга соберёмся 1-2-3!

               И обратно мы вернёмся 1-2-3!

               Улыбнёмся, подмигнём

                И занятие начнём!

- Молодцы! Ребята, у нас в группе появился волшебный сундучок. Как вы думаете, кто нам его передал?

  Ответы детей.

- Давайте посмотрим, что в нем. Здесь есть подсказка - загадка:

От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный … 
(олень).

II часть.

 Воспитатель: Это очень красивое, гордое, выносливое животное, небольшого роста, хорошо приспособленное к суровым условиям. Благородный олень – древнейший обитатель лесов. Рога украшают голову самца, причем украшение меняется каждый год: к началу весны старые рога отпадают, и на их месте начинают расти новые. Молодые рога называются – панты. На ощупь они мягкие, покрыты бархатистой кожей, растут быстро и к концу лета становятся твердыми. В это время олени чешут рога об деревья, пока не счистят уже не нужную кожу. Чем старше и сильнее животное, тем рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. У молоденьких оленей рога не разветвленные, острые и прямые, как спички, из-за чего и называют молодых оленей «спичаками».
Воспитатель: Посмотрите на изображения оленей и попробуйте определить, кто из них самый младший, а кто самый старший.

Ответы детей.

Воспитатель: Олень – крупное, изящное животное с тонкой длинной шеей и стройными ногами. Как вы понимаете слово «изящное»?

Воспитатель: Тело оленя покрыто густой грубой шерстью. Оленята раскрашены пестро: на спинках у них белые округлые пятнышки. Люди ещё используют его, как транспортное средство и называют своим другом. А вы видели оленя? 

    Ответы детей.
Воспитатель: Что вы знаете об оленях?

Ответы детей.

Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения. Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти самой отнимет».
Воспитатель:  Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище. Как они называются?
Воспитатель: Олени ещё и вездеходы:  и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному чуму. И корм оленю заготовлять не нужно, он сам находит его под снегом, разрывая её копытами. 
Воспитатель: Чем питаются олени?
Воспитатель: Где вы видели олений мох?

Ответы детей.

Воспитатель: У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле, а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов  хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»

Физминутка:

                 У оленя дом большой,

                 Он глядит в своё окошко.

                 Зайка по полю бежит,

                 В дверь ему стучится!

                 Тук,  тук дверь открой,

                 Там в лесу охотник злой,

                 Зайка,  зайка забегай лапу мне давай.

Лепка оленя.

  1. Начальные материалы для работы – коричневый брусок и пластмассовая стека.
  2. Для начала размягчите массу. Затем начинайте формировать туловище и голову. Первая деталь должна выглядеть, как морковка. Если более узкую сторону изогнуть, то получится туловище и шея. Примажьте голову к шее. Облик животного задан, теперь необходимо вырисовывать мелкие детали.
  3. Голова оленя должна быть заострена в носовой части. Прикрепите черную точку-нос.
  4. Из оранжевого пластилина сделайте разветвленные рога, вытягивая массу в тонкие колбаски.
  5. Добавьте четыре ноги, вытягивая коричневые пластилиновые порции в трубочки.
  6. На спину оленю налепите множество бежевых (или желтых) пятнышек, поскольку окрас у животного пятнистый. И последняя часть тела – маленький хвост.
  7. Фигурку оленя можно считать законченной. Однако никто не запрещает проявлять фантазию вместе с детьми и каким-то образом украшать поделку. Например, смастерить шапочку и шарфик или какую-либо другую одежду.

Самостоятельная  работа  детей.

III часть.

Итог занятия:

Воспитатель:  О чём мы сегодня с вами беседовали?

Воспитатель: Что интересное вы сегодня узнали?

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Как вы думаете, олени являются богатством для северного народа? 

Ответы детей.
Воспитатель: Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края.

Приложение 2.

Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта

Цель: познакомить с памятным местом в честь высадки первого десанта на когалымскую землю.

Программные задачи:

• Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о первых строителях.

• Расширять знания детей о первопроходцах нашего города.

• Воспитывать патриотические чувства через знакомство с родным городом.

Предварительная работа: беседа о родном городе, просмотр фотоальбома «Прошлое и настоящее Когалыма», экскурсии по улицам города.

Словарная работа: ввести в словарь детей слова - первопроходец, капсула.

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Содержание прогулки:

На краю земли суровой,

Там где вьюг и ветра вой,

Возведён красивый город-

Город Когалым.

- Где расположился наш город?

- Какие достопримечательности города вы знаете?

- Где расположен памятник «Капля нефти»?

- Какие коренные народности проживают в нашем городе;

- Сколько лет исполняется нашему городу?

- Так было не всегда. Когда не было города, на этом месте стоял лес, сюда люди ходили по грибы и ягоды, которых у нас видимо-невидимо. Сегодня я вам расскажу о том, как начинался наш город. В середине марта 1976 года на крохотную точку белоснежной таёжной земли на берегу реки Ингу-Ягун высадился первый десант строителей, которые начали строить железную дорогу Сургут - Новый Уренгой. Первые строители жили в армейских палатках. После по зимнику стали привозить с большой земли временные жилые деревянные вагончики, в которые переселялись люди из палаточного городка. Люди жили дружно. Появился первый детский сад и школа, потому что стали приезжать семьями и с детьми. Вскоре станция получила своё название Когалымская, а через 9 лет статус город. На месте высадки первого десанта на когалымскую землю было решено установить памятный знак. Весной 2013 года этот знак был заложен на улице Береговой, где высадились первые строители. В памятном знаке первостроители заложили капсулу с обращением к потомкам и список первопроходцев, начинавших строить город. Авторы этого памятника_ организация «Первопроходцы Когалыма» О Когалыме сложено много стихов и песен, написано много картин. Послушайте одно из стихотворений, которое посвящено нашему родному городу.

Есть город в Западной Сибири

Он аккуратный, маленький, красивый

Люблю я Когалым свой молодой

И каждый житель в этом городе счастливый.

Мой Когалым - город красивый,

И пусть вокруг него болотный мир,

Но стоит только раз сюда приехать –

Не захотите вы расстаться с ним.

Когалым - наш совсем не столица,

Но Сибири жемчужина он,

И тобою мы можем гордиться,

Прославляя тебя с каждым днём.

В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру хантов.

Приложение 3

Конспект квеста «Город в Западной Сибири »

Цель:  обобщить знания о родном городе

Программные задачи:

Воспитывать любовь к городу .

 Учить детей ценить и оберегать родной край, родную землю, воспитывать гражданственную позицию, чувство гордости за свой город .

Учить детей узнавать символику и главу города

Предварительная работа:

чтение книг о городе, составление пазла « Мой город»,  экскурсия в музейно-выставочный центр, экскурсия в библиотеку, встреча с первопроходцами города.

Словарная работа:

активизировать  в словаре слова- символика, герб, палаточный городок

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать?

Дети: Да!

 Тогда я рада вас поприветствовать на нашей игре «Путешествие по родному городу ! Вы готовы?

Дети: Да!

Ведущий: Ой, что это за звуки? Кажется к нам кто-то едет !

(звучит музыка. Под музыку заходит Акань-  девочка в хантыйской одежде )

Акань : Подождите, куда это вы собрались? И без меня?

Ведущий: Здравствуй Акань , мы с ребятами отправляемся в путешествие по родному городу .

Акань : Какому такому родному городу ? Я не знаю, что это?

Ведущий : Садись с нами в паровоз! Мы отправляемся в путь!

(дети берутся друг за друга и под музыку двигаются к первой остановке)

Голос: «Остановка Флажковая»

Акань : А что это тут в коробочке? (высыпает из коробки прямоугольные части картона из трех цветов: черный, красный, синий )  Ой! Что же я наделала ?!

Ведущий: Не беда, сейчас ребята помогут тебе все собрать! Но нужно не просто собрать, а каждый цвет положить в свою ячейку.

Ведущий: Ребята, вы узнали флаг нашего города ?

Дети: Да!

Акань : А что означают эти цвета?

(Ответы детей)

Ведущий: Скорей садимся в паровоз! Нас ждет следующая остановка!

Голос: «Остановка Разукрашкина»

Карлсон: Ничего себе! Какой шар огромный!

Ведущий: Это не просто шар! Это наша планета Земля.

Акань : Нет, я видела  нашу планету! На ней много зеленых лесов и голубых океанов! А у вас не такая!

Ведущий: А мы ее сейчас разукрасим!

(Дети мелками разукрашивают планету)

Ведущий: Паровоз отправляется!

(Дети двигаются к третьей  остановке)

Голос: «Остановка Любимый город»

Ведущий: Сейчас мы проверим , как Вы знаете родной город?

(Викторина о родном городе  ).

Ведущий: Вот наше путешествие подошло к концу. Акань , теперь ты поняла , что такое родной город ?

Акань:: Да, теперь я поняла,  что нет ничего дороже родного города ! До свидания!

Ведущий: Счастливого пути!

Приложение 5

Конспект экскурсии

 в музей « Мок-мокэн» в старшей группе

Цель: совершить экскурсию в музей под открытым небом « Мок-Мокэн».

Программное содержание:

расширять и обогащать знания детей о родном крае.

познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью ханты и манси

развивать познавательную активность у детей, навыки общения со сверстниками

воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Предварительная работа: беседа о музее, показ презентации « Как надо вести себя в музее».

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова - музей, экспонаты, экскурсовод.

Ход экскурсии:

Хантыйка: Здравствуйте, ребята, я хозяйка чума, рассказываю о жизни коренного населения - ханты и  предлагаю совершить экскурсию по моему стойбищу,   которое называется «Мок-Мокэн».  Означает - «Природный дом для будущих поколений». (Дословно переводится с хантыйского – детям и внукам).

Как вы думаете,  как называется этот  треугольный домик? Правильно… Это чум. Такой чум может любая женщина – ханты поставить за сорок минут. А разобрать еще быстрее. Ханты – оленеводы. Им приходится кочевать, передвигаться с одного места на другое, чтобы олени могли питаться ягелем.

А что это за избушка на «курьих ножках». Это лабаз. В нем народ ханты хранил продукты. Чтобы грызуны не могли к этим продуктам добраться, ножки у лабаза делали вот такой формы… Мышка, или колонок поднимались, головкой ударялись о выступ и падали на землю. Добраться до продуктов у них не получалось… В лабазах  хранили также  одежду. Эта изба на сваях стала прообразом героев русских сказок.

На священных местах строили священные Лабазы. Их строили на одной ножке. И хранили там все  священное (голову медведя, богов, бубен и другое), там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек.

Мы уже говорили, что в основном ханты селились около рек, где много рыбы, так же мы говорили, что основной вид добычи еды – охота и рыбалка. Но где же они хранят дары природы – рыбу и мясо? Ведь холодильников и морозильных камер у них нет. Зимой было проще, а на лето делали ледники: выкапывали яму, туда  клали лед и закрывали. Все хранилось как в холодильниках.

А что это за северное животное.

Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)

А где живут олени?

А чем питаются они?

( показать загон для оленей)

Как называется жилище у хантов?

Чем в свободное время занимаются женщины?

Я вам предлагаю пройти в школьный музей и посмотреть изделия из бисера. А сейчас давайте сами попробуем сплести из бисера.  (работа с бисером)

Ну вот и пришло время расставаться.

Что нового вы узнали о жизни хантов?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина «Когалым – город, который я знаю »

Слайд 2

1. Как называется наш детский сад? (детский сад « Улыбка»)

Слайд 3

2. На какой улице он расположен? ( улица Ленинградская)

Слайд 4

3. В каком году высадился первый десант строителей на когалымскую землю? ( в 1977 году )

Слайд 5

4. Где жили первопроходцы? ( в палаточном городке )

Слайд 6

5. Сколько палаток было в палаточном городке? ( 20 палаток )

Слайд 7

6. Где находится первый дом в Когалыме ? ( на улице Повха , 2 )

Слайд 8

7. Когда празднуется День города в Когалыме? (Первое воскресенье сентября)

Слайд 9

8. С какой ягодой связано название места, изображенного на фото? ( Рябина, Рябиновый бульвар )

Слайд 10

9. Почему город называют правобережной частью города? (расположен на правом берегу реки)

Слайд 11

10.Что изображено на гербе города Когалым ? (Медведь и капля нефти)

Слайд 12

11. Кто является мэром города Когалым ? ( Николай Пальчиков)

Слайд 13

12. В каком музее собрана история города? ( музейно-выставочный центр)

Слайд 14

М ОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

2 ноября в нашей группе состоялась встреча с первопроходцем Когалыма Демедюк Галиной Александровной, которая провела с детьми познавательную игру " Сохраним цветущий мир Югры", где познакомила с историей города, улиц, животным и растительным миром округа.  За каждый правильный ответ она давала детям жетон-картинку, которую ребята приклеивали на карту округа и в результате получился цветущий мир Югры. В ходе игры дети вспомнили о бережном отношении к природе. Игра ребятам очень понравилась!

https://pp.userapi.com/c639819/v639819212/59ce6/akHKG-kOWzE.jpghttps://pp.userapi.com/c639819/v639819212/59cf0/-glqvF2ZQ-w.jpg

https://pp.userapi.com/c639819/v639819212/59cfa/nFyQJMRfqiI.jpg

На следующем занятии Галина Александровна провела с детьми мастер-класс по бисероплению, где учила плести колечки. Вначале занятия Галина Александровна рассказала и показала национальную одежду хантов, рассказала о хантыйских узорах.

  C:\Users\XxX\Pictures\краеведение\фото\краеведение-23.jpg          C:\Users\XxX\Pictures\краеведение\фото\краеведение-22.jpg



Предварительный просмотр:

Фотоотчет

 о конкурсе «Мисс Акань»

 15 ноября 2017 года, в МАДОУ «Березка», проведен конкурс «Мисс Акань». В конкурсе семьи Задорожной Екатерины и Мирфайсаловой Азалии, которые представляли хантыйские костюмы с инсценировкой стихотворения Ю.Кушака «Оленёнок».

image-14-03-21-10-19-1.jpeg     C:\Users\XxX\Pictures\краеведение\фото\акань.jpg

C:\Users\XxX\Pictures\краеведение\фото\акань-1.jpg   C:\Users\XxX\Pictures\краеведение\фото\акань-11.jpg

C:\Users\XxX\Pictures\краеведение\фото\акань-3.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: Целевая прогулка к памятнику «Капля жизни»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: познакомить детей с памятником «Капля жизни»

Программные задачи:

Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о профессии нефтянник.

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Словарная работа: памятник, бульвар, бронза, вышка, качалка, нефтепровод, молодожены.

Предварительная работа: беседа о родном городе, о его достопримечательностях, рассматривание иллюстраций на тему «Мой город Когалым»

Ход прогулки:

Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку по городу к главному символу Когалыма «Капля жизни», проговаривая слова пальчиковой гимнастики:

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Речка- это раз,

Ледовый дворец- это два.

Кинотеатр  «Янтарь»- это три.

«Нефтяная капля- четыре,

Пять- стоит на горе.

К центру подхожу я шесть.

Семь- на танк могу залезть.

Восемь- из-за поворота

Видна железная дорога.

Девять- рядом с ней вокзал.

Десять славно погулял

И нисколько не устал.

Мы ребята с вами уже знакомились с достопримечательностями нашего города, но сегодня я вам расскажу и покажу наш главный символ Когалыма «капля жизни».

Этот удивительный памятник, который находится в центре города, на широком бульваре с поэтическим названием «Рябиновый», как нельзя лучше отражающий суть возникновения города, ведь именно нефть «вдохновила» жизнь в бывший поселок на болотах. Автора памятника зовут Андрей Ковальчук. Как вы думаете, ребята, кому посвящен этот памятник? (нефтяникам)

Правильно ребята. Памятник сделан из бронзы и посвящается жителям нашего города-нефтяникам. А давайте ребята мы поближе подойдем и заглянем внутрь многослойной композиции. На переднем плане мы видим буровую вышку, нефтяную качалку, нефтепровод. Не было бы нефти- не было бы нашего города. С другой стороны «Капли жизни» расположены фигурки жизнерадостного мальчика и счастливых молодоженов. Автор памятника хотел показать, что наш город цветущий, современный, молодой и проживают здесь счастливые дети. С третьей стороны- фигура ханта- это означает, что город находится на земле хантов и манси, коренных жителей Севера. В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную подвижную игру хантов и манси «Хейро».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ ГОРОДА ИСТОРИЯ КОГАЛЫМА

Слайд 2

Мы живём в краю сибирском В Когалыме мы живём Мы по улицам красивым С удовольствием идём

Слайд 3

Палаточный городок и первый дом

Слайд 4

Детский сад

Слайд 5

Средняя школа № 1

Слайд 6

Железнодорожный вокзал

Слайд 7

Вертолётная площадка и аэропорт

Слайд 8

Герб Когалыма

Слайд 9

ФЛАГ КОГАЛЫМА

Слайд 10

М ОЛОДЦЫ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Город в Западной Сибири» Дмитренко Е.Б Тихонова Р.Р. Воспитали группы № 23

Слайд 2

Вид проекта: информационный, поисково-исследовательский Тип проекта: творческий. Продолжительность: долгосрочный Срок реализации: 1год.

Слайд 3

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители. Возраст участников: 5-6 года.

Слайд 4

Актуальность Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма .

Слайд 5

Проблема. Какими средствами и способами дать детям знания о родном городе?

Слайд 6

Цель : Формировать уважительное отношение к родному городу, расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, достопримечательностями . Задачи проекта. Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках. Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб. Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Слайд 7

Предполагаемый результат Освоение доступных знаний об истории возникновения родного города. Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности ( конкурсах, выставках, мероприятиях ).

Слайд 8

Методы и формы организационной образовательной деятельности: беседы с детьми; целевые прогулки; дидактические игры; изготовление фотоальбомов, буклетов; посещение музейно-выставочного центра; о рганизация выставок детских работ; викторина «Когалым – город, который я знаю»; проведение мастер-классов по бисероплетению с детьми и родителями

Слайд 9

Задачи по работе с родителями: - Повысить компетентность родителей по теме проектной недели; -Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества; - Рисование дома, вместе с детьми, рисунков на тему «Мой любимый город»; - Обогащать знания детей при чтении дома детям стихов и рассказов о родном городе; - Подготовка консультации для родителей.

Слайд 10

Этапы работы над проектом Подготовительный этап Беседа «Город в западной Сибири ». Сбор материала. Разработка цели и задач проекта. Планирование этапов работы.

Слайд 11

Практический этап. Работа с детьми: Художественно-изобразительная деятельность, беседы, чтение стихотворений о родном городе. П роведение НОД, пальчиковых, дидактических, подвижных, хороводных игр с воспитанниками, просмотр презентации, оформление группового альбома «Мой родной город» Работа с родителями: проведение мастер-класс по бисероплетению с Демедюк Г.А.

Слайд 12

3.Заключительный этап Создание картотек: стихов, физминуток , дидактических игр; Создание картотеки сценариев НОД по теме проекта; Выставки рисунков, аппликаций детей и родителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад « Берёзка»

Конспект экскурсии

 в пришкольный краеведческий музей « Мок-мокэн»

в старшей группе

C:\Documents and Settings\Учитель\Мои документы\Экология\дворр\SAM_0051.JPG

Воспитатель: Дмитренко

Елена Борисовна

Когалым

2021 год

Цель: расширять знания детей о коренных жителях родного края, их традициях и обычаях посредством экскурсии в пришкольный краеведческий музей под открытым небом «Мок-Мокэн».

Программное содержание:

Обучающие:

  • Расширять и обогащать знания детей о родном крае.
  • Познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью коренного населения нашего края ханты и манси.
  • Закрепить знания детей о растительном и животном мире Югры.
  • Формировать познавательные интересы и познавательные действиядетей в различных видах деятельности.
  • Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.
  • Формировать первичные представления о малой родине, о социокультурных ценностях коренного народа, об их традициях и праздниках, культуре быта.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
  • Развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитать у детей интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
  • Воспитывать аккуратность детей при выполнении работы с бисером.

Предварительная работа: беседа о музее, показ презентации «Как надо вести себя в музее», беседы с просмотром презентаций о растительном и животном мире Югры, отгадывание загадок, чтение художественной и познавательной литературы о родном крае.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова –стойбище, музей, экспонаты, экскурсовод. Закрепить в словаре детей названия животных, растений, рыб. Ввести в словарь детей новые слова – муксун, стерлядь, лабаз.

Методы и приемы:

Игровой: п/игра «Олени и пастух»

Словесный: отгадывание загадок, ответы на вопросы, рассказ бабушки Аннэ.

Практический: выполнение работы из бисера.

Наглядный: рассматривание экспонатов в музее, рассматривание изделий из бисера.

Ход экскурсии:

I часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам прилетела сорока и оставила необычное письмо. Оно адресовано вам, ребятам старшей группы. Давайте прочитаем его:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам бабушка Аннэ. Я живу в тайге, на стойбище. Приезжайте ко мне в гости, я хочу рассказать вам много интересного и познавательного о жизни коренного населения нашего края. Жду вас».

Воспитатель: Ребята, примем приглашение бабушки Аннэ?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в гостях.

  Дети перечисляют знакомые им правила поведения в гостях

II часть.

Бабушка Аннэ: Здравствуйте, ребята! Я- хозяйка чума, рассказываю о жизни коренного населения нашего края и предлагаю совершить экскурсию по моему стойбищу. Оно называется «Мок-Мокэн» и переводится с хантыйского «будущее- детям».

Бабушка Аннэ: Но сначала я хочу проверить ваши знания о нашем крае и предлагаю ответить на мои вопросы: какие деревья растут в тайге?

Дети: В тайге растут березы, ели, сосны, кедры, ива, осины, рябины.

Бабушка Аннэ: Молодцы! Какие животные водятся в северных лесах?

Дети:В тайге живут медведи, лисы, волки, росомахи, белки, мыши, олени, зайцы, барсуки, рыси, лоси, кабаны.

Бабушка Аннэ: Молодцы! Какие у вас хорошие знания! Какие рыбы плавают в реках и озерах нашего края?

Дети: В Югорских водах плавают щуки, окуни, караси, ерши.

Бабушка Аннэ: А ещё есть рыбы с очень интересными названиями – муксун и стерлядь. Какие птицы летают над тайгой?

Дети:Над лесами тайги летают сороки, глухари, совы, снегири, рябчики, гуси, утки, орланы, клесты, куропатки, тетерева.

Бабушка Аннэ: Огромное количество птиц летает в тайге. Посмотрите на их оперение и разнообразную окраску.

Бабушка Аннэ показывает чучела птиц.

Бабушка Аннэ: Какие ягоды растут в наших лесах?

Дети:В наших лесах растет: клюква, брусника, черемуха, смородина, морошка, малина, черника, голубика, шиповник, рябина, костяника, княженика, земляника.• Бабушка Аннэ: Какие животные обитают в тайге?

  Дети перечисляют.

Бабушка Аннэ: А вы умеете отгадывать загадки?

Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Сейчас посмотрим, моя первая загадка:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год,

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

Дети: Заяц.

Бабушка Аннэ: Лежала под ёлками

Подушка с иголками,

Лежала, лежала

Да и побежала.

Дети: Ёж.

Бабушка Аннэ: Хвост пушистый,

Мех золотистый

в лесу живет,

В деревне кур крадет.

Дети: Лиса.

Бабушка Аннэ: А что это за северное животное:

Бьет копытами «цок-цок»,

Снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень,

Это — северный …

Дети: Олень.

Бабушка Аннэ: А где живут олени?

  Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Чем питаются олени?

Дети: Олени питаются ягелем, мхом, травой, корой деревьев.

Бабушка Аннэ: Это загон для оленей.

Показ загона.

Бабушка Аннэ: Давайте поиграем в подвижную игру «Олени и пастухи».

Цель: продолжать развивать реакцию детей на сигнал воспитателя, упражнять детей в беге, соблюдая дистанцию.

Правила игры: при беге не наталкиваться друг на друга, не наступать на ноги друг другу, не кричать.

Ход игры:

Бабушка Аннэ: Давайте сначала девочки будут оленями, а мальчики пастухами, потом наоборот мальчики будут оленями, а девочки пастухами.

Воспитатель одевает девочкам оленьи рога и упряжки, а мальчики держат упряжки.

Бабушка Аннэ: Пастухи пасите оленей!

Пастухи пасут оленей, говорят «Поть – поть – поть! » и бегут по кругу.  Дети: Пастухи остановите оленей, они есть хотят!

Пастухи дергают за упряжку, говорят «Э – э – э!», при этом олени топают ногой, разгребают снег копытом, ищут ягель, мох, лишайники. Затем дети меняются.

Бабушка Аннэ: Как вы думаете, что это за избушка на «курьих ножках»? Это лабаз. Мы уже говорили, что в основном ханты селились около рек, где много рыбы, так же мы говорили, что основной вид добычи еды – охота и рыбалка. Но где же они хранят дары природы – рыбу и мясо? Ведь холодильников и морозильных камер у них нет.

Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Лабаз – это небольшая избушка на высоких сваях для того,  чтобы не забрались дикие звери, где хранятся снасти, одежда, утварь и мясо. Лабаз и место вокруг него считается священным, там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек. Эта изба на сваях стала прообразом героев русских сказок

Бабушка Аннэ: Как называется жилище у хантов?

Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Каким промыслом занимаются мужчины-ханты?

Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Чем в свободное время занимаются женщины?

Ответы детей.

III часть.

Бабушка Аннэ: Я вам предлагаю пройти в школьный музей и посмотреть изделия из бисера.

Дети рассматривают изделия из бисера.

Бабушка Аннэ: А сейчас давайте сами попробуем сплести из бисера .

Работа с бисером.

Бабушка Аннэ: Пришло время расставаться. Что нового вы узнали о жизни хантов?

Ответы детей.

Бабушка Аннэ благодарит детей, дает угощение в туеске.

Бабушка Аннэ: Вот вам ягоды брусники, варите компот из ягод и будьте здоровы.

Дети прощаются.

Воспитатель: Вот вернулись мы с вами в детский сад. Понравилось вам наше путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: Что запомнилось больше всего?

Ответы детей.


Предварительный просмотр: