Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
методическая разработка

Седунова Ирина Павловна

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Также, в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методовформ, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержки своей инициативы в разных видах деятельности.

В п. 3.2.5 ФГОС ДО говорится о том, что для реализации задачи по созданию социальной ситуации развития детей, в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены способы и направления поддержки детской инициативы, определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста такие как:

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

• создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.

Целевые ориентиры, по поддержки детской инициативы и самостоятельности определенны, так же в ФГОС ДО п. 4.6.

-проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

 

В своей педагогической деятельности я использую следующие методы и формы организации деятельности воспитанников, а так же средств:

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.

-методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);

-методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);

-методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);

-информационно-рецептивный метод - предъявление информацииорганизация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);

-репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

-метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;

эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)

исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельностиВиды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская, дидактическая игра.

Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно.

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.

Мастерская  - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др.

Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. 

Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента - отношения ребёнка со своим социальным окружением.

Проект — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.

Беседы, загадки, рассказывание, разговор.

Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.

     Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

 печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

 электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

 аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);

 наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

 демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

 учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

 тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

 объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); 

 печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)

 проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)

     Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

           Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

    Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Игры- речевое развитие. Старшая группа2.68 МБ
PDF icon Дидактические игры по речевому развитию в младшей группе143.97 КБ
PDF icon Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию. 5-7 лет.96.59 КБ
PDF icon Игры-поручения детей старшего дошкольного возраста.87.01 КБ
PDF icon Картотека наблюдений на прогулке. Младшая группа.248.87 КБ
PDF icon Картотека наблюдений на прогулке в старшей и подготовительной группе.145.48 КБ
PDF icon Картотека опытов и экспериментов старший дошкольный возраст.206.42 КБ
PDF icon Картотека сюжетно-ролевых игр детей старшей группы.372.21 КБ
PDF icon Конспект занятия по сюжетной лепке. Подводный мир. Старшая группа.97.65 КБ
PDF icon Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительный магнит"97.04 КБ
PDF icon Нетрадиционный способ рисования.Ладошками 2-3 года. Осенние листочки.95.07 КБ
PDF icon Экскурсия в библиотеку с дошкольниками "Книжкин дом"110.73 КБ
PDF icon Перспективный план экскурсий в старшей разновозрастной группе.97.38 КБ
PDF icon Квест- игра по ПДД детей старшего дошкольного возраста.105.28 КБ
PDF icon Проект по безопасности дорожного движения для старшего возраста.200.84 КБ
PDF icon Консультация для воспитателей на тему:"Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ"112.17 КБ
PDF icon Сценарий Новогоднего утренника "Детишки в гостях у Снеговика"82.01 КБ
PDF icon Сценарий развлечения "Сагаалган" детей дошкольного возраста.113.68 КБ
PDF icon Анкеты для родителей128.68 КБ
PDF icon Интеллектуальная викторина "В гостях у мультиков"107.12 КБ
PDF icon Памятки для родителей дошкольников253.63 КБ
PDF icon Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ на тему: "Витамины и здоровый образ жизни63.61 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Формы реализации образовательной программыИгра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, ком...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является испол...

методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

конспект занятия по лепке на тему "Зайчонок"...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью с...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

laquo;Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – комму...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

Методы, формы организации деятельности воспитанников детского сада, средства....

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства...