Охапкина Надежда Николаевна

Охапкина Надежда Николаевна

сайт учителя изобразительного искусства

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить. Сократ.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: музейная технология

Увлечения: лоскутное шитье, роспись по дереву, традиционная народная кукла.

Регион: Нижегородская область

Населенный пункт: г. Дзержинск

Место работы: МБОУ "Средняя школа № 35"

Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой.
Дмитрий Сергеевич Лихачев

О себе

Охапкина Надежда Николаевна, учитель изобразительного искусства высшей категории, руководитель школьного музея народного быта. Город Дзержинск Нижегородской области.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая», Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», Борис Пастернак «Доктор Живаго».

Мой взгляд на мир

Самые яркие детские впечатления остаются на всю жизнь. Я помню свой первый урок в школе, когда наша учительница Евдокия Ивановна принесла в класс лапти и полотенце, расцвеченное узорами. И неторопливо повела разговор о том, как в этих лаптях она бегала в школу, как любила рукодельничать, ходить за ягодами и грибами.  Потом и нас учила рисовать, лепить, вышивать, пела с нами народные песни. Я думаю, что моя учительница была очень мудрым человеком, она не говорила высоких слов. Она просто любила нас, школу, Родину. Она была очень доброй и учила нас относиться ко всему с добром.

Самая большая ценность – это ценность доброты. Если мы научим ребенка понимать искусство, он станет нравственно лучше, а, следовательно, счастливее. 

Мои достижения

2004 г. Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ от 18 января 2004 года № 23/к-н.

2006 г. – Почетный Диплом губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева за высокие достижения в работе, активную общественную деятельность.

2010 г. – Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2010 г. № 282/к-н.

2011 г.- Почетная Грамота Президиума Дзержинской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.

2-11 г.- Благодарственное письмо Администрации МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35". 

2012 г. – Благодарственное письмо МБОУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения».

2013 г. – Благодарственное письмо Городской Думы.

2013 г. – Благодарственное письмо Благочинного Воскресенского округа протоиерея Виктора Сафронова.

2013 г. - Благодарственное письмо Управления образования Администрации города Дзержинска.

013 г.- Благодарственное письмо Администрации МКОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35".

2013 г. – Грамота начальника Межрайонной ИФНС России по Нижегородской области за подготовку участника конкурса творческих работ.

2013 г. – Благодарственное письмо МБОУ ДОД «Дворец детского творчества» за активное участие в выставке творческих работ «Я вхожу в мир искусств».

2014 г. -  Диплом за 3 место в муниципальном конкурсе методических материалов.

2014 г. - Почетная Грамота за 2 место в городском конкурсе школьных музеев «Растить патриотов России».

2014 г. – Благодарность за подготовку победителей городского конкурса исследовательских работ «Дети войны- дети Великой России».

2014 г. - Благодарственное письмо Администрации МКОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35".

2014г. – Диплом Управления образования Администрации города Дзержинска за 1 место в городском смотре-конкурсе музеев, залов, уголков боевой славы образовательных организаций.

2014 г. – Диплом Управления образования Администрации города Дзержинска за 2 место в городском смотре-конкурсе музеев, залов , уголков боевой славы образовательных организаций.

2014 г. -  Диплом участника конкурса профессионального мастерства «Профи -2014».

2014 г. – Диплом Министерства образования Нижегородской области ГБОУ ДОД  «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» за 2 место в областном конкурсе методических материалов.

2014 г.- Благодарственное письмо депутата Городской Думы И.Ю. Крашенинникова.

2015г.- Благодарность депутата Законодательного Собрания Нижегородской области Е.В. Рыбина за высокий профессионализм, развитие на базе школы педагогических технологий.

2015 г. - Благодарственное письмо Оргкомитета Всероссийского краеведческого конкурса «Красота родного края» за высокий уровень профессионализма и педагогического мастерства.

2015 г. - Диплом Управления образования Администрации города Дзержинска за 2 место в городском конкурсе программ деятельности музеев, залов боевой славы образовательных организаций города.

2015 г. - Почетная Грамота Главы города Дзержинска за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие города Дзержинска и в связи с празднованием Дня города.

2015 г. -Благодарственное письмо администрации МБОУ "Средняя школа № 35".

2015 г. - Благодарность Управления образования Администрации г. Дзержинска за постоянный поиск новых путей и форм преподавания, за использование современных технологий обучения.

2016 г. - Благодарность за активную работу по подготовке участников городского конкурса творческих работ "Наследники Великой Победы" МБОУ ДО "Станция юных техников" 

2016 г.- Диплом Всероссийского конкурса презентаций "Гордость Отчизны"  ГАОУ ДПО "Институт развития образования республики Татарстан" Центр АРТ-образования

Моё портфолио

         Более 20 лет я веду уроки изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского. Эта программа не просто дает определенную сумму знаний, умений и навыков работы, но раскрывает творческую личность в каждом ребенке, формируют художественную культуру. Я считаю, что она помогает учителю растить талантливых, одаренных детей.

Существуют различные формы работы с одаренными детьми по изобразительному искусству в школе. Это, прежде всего, привлечение их к кружковой деятельности, встречи с художниками, посещение выставок, участие в различных творческих конкурсах и исследовательская работа. Моя система работы с одаренными детьми очень проста: увлечение детей своим предметом плюс кропотливая индивидуальная работа по перечисленным направлениям. Если я вижу, что для ребенка занятия стали потребностью, то обязательно советую родителям в 3 – 6 классе  отдать его в художественную школу.

Свою задачу, как учитель, я вижу не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по уровню  детей. Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? По каждой теме  разработана система творческих заданий, обобщающих вопросов, цель которых ﷓ научить ребенка творчески мыслить, смотреть на окружающий мир глазами художника, развивать художественно-творческие способности.

Обучение протекает в зоне творчества ребенка, в процессе активной деятельности на уроке, кружке, музее.

Для достижения цели урока и поставленных задач я использую разные методы и формы работы с учащимися: наглядные, интегрированные, словесные, практические. Через использование этих  форм и методов всегда можно выявить талантливых детей.

Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Моя задача, как учителя, создать ситуацию успеха на уроке: важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.

Работа с одаренными учащимися, успешными в обучении школьниками, интересующимися искусством продолжается во внеурочной деятельности. Ранее, я говорила, что на базе нашей школы функционирует музей народного быта Нижегородского края.   

Материалы музея целенаправленно используются в учебной и внеклассной работе. Предметы быта и народного искусства демонстрируются как наглядные пособия на уроках тематического и декоративного рисования. Иногда уроки-беседы об искусстве проводятся в музее.

   Многолетняя практика подтверждает неоценимое значение подлинников на уроке. Когда ученик приобретает сведения не только из уст учителя, а черпает его из собственного наблюдения, то бессознательных восприятий почти не бывает. С помощью подлинников удается легко помогать ребятам всех возрастов в их рисовании, получаются содержательные, интересные по художественным качествам рисунки.

   Экспозиция музея воссоздает обстановку старинной русской избы. Некоторые из предметов музея датируются концом XIX начала XX века.     Школьный музей это творческая среда, в которой общаются дети, родители и учителя. Традиция музея — проводить отчетные выставки творческих работ обучающихся.  Подобные творческие мероприятия несут высокий, эмоциональный, положительный заряд для учителей, детей и их родителей. В этом случае, музей превращается в выставочный зал, в котором авторами представленных рисунков, поделок являются юные художники. Дети и их родители обсуждают творческие работы, общаются друг с другом, происходит формирование семейных ценностей средствами изобразительного искусства.

В музее периодически проходят персональные выставки  художников. Так в этом учебном году работала выставка художника Рудакова Льва Александровича. С большой теплотой прошла творческая встреча с Ионовым Валерием Никандровичем. Восторг и уважение можно прочитать в детских глазах, когда они знакомятся с творчеством художников. 

Традиционно в музее проводятся игровые занятия «Русская изба», а также календарные праздники: « Кузьминки», « Зимние Святки», «Широкая Масленица», «Светлый праздник Пасхи», «Троица». 

Условия музея дает одаренному  ученику возможность проявить себя в научно-творческой деятельности.  Успех поисково-исследовательской работы в музее зависит не только от желания и интереса ее участников, но и от умения самостоятельно организовать и вести эту работу. Музей хранит лучшие детские творения: рефераты, научно-исследовательские работы, стихи, сочинения, поделки, рисунки. Особенностью исследовательской деятельности является внесение своего вклада в проблему. Это не просто написание реферата по нескольким источникам, а попытка самому что то «раскопать», найти, придумать и доказать важность и актуальность выбранной темы.

 Развитие одаренных детей также проводится в рамках кружка «Народное искусство».

Именно в условиях работы кружка возможно более целенаправленное и полномерное развитие творческих способностей одаренных детей. Около 20 лет я веду занятия в кружке и считаю, что кружковая работа самая эффективная и наиболее результативная  для выявления и развития успешных детей. Награды в городских, областных и российских конкурсах яркое подтверждение мастерства ребят.

Огромную роль играет поддержка родителей. Без уверенности, что родители понимают и поддерживают, ребенок не сможет раскрыться на сто процентов. Именно поэтому я всегда держу связь с родителями своих подопечных.  Дети учатся искусству, а родители учатся быть надежными друзьями и первыми ценителями детских работ. Часто родители вместе с детьми присутствуют на торжественных церемониях награждений.

Хочется закончить свое выступление словами Сократа «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

 

Мои публикации:

Внеклассная работа
Дополнительное образование
Изобразительное искусство
История
Краеведение
Технология

Публикации моих учеников:

Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы