Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

    Охапкина Надежда Николаевна

    Форма урока и используемые методы дают возможность учащимся в увлекательной и творческой форме усвоить материал, раскрыть свой потенциал. Урок выстроен таким образом, что работа учащихся направлена на создание собственного проекта – макета древнерусского города-крепости.

    На предыдущем уроке класс разделился на группы - артели во главе с зодчими. Каждая из артелей получила опережающее задание к уроку. Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования, на решение задач духовно-нравственного, гуманитарного развития и воспитания личности.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_klass_izo.docx246.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:

    « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»

    F:\Надежда\Новая папка (6)\4 класс (2).JPG                   F:\Надежда\Новая папка (6)\4 класс.JPG

    Цель урока:

    Создание макета древнерусского города-крепости на основе освоения знаний об архитектуре древнерусских городов.

    Задачи урока:

    Воспитательные

    • Формировать  личность с  активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся  к  её  историческому  прошлому.
    • Воспитывать  творческую  познавательную активность, нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.
    • Воспитывать любовь к родному краю.

       Образовательные

    • Изучать  архитектурные особенности древнерусского города - крепости.

       Развивающие

    • Прививать навыки конструирования из бумаги
    • Создать образ древнерусского города-крепости.

    Предметные результаты: приобретение опыта создания художественного образа при работе с бумагой.

    Метапредметные результаты:

    • Личностные УУД:

     Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль   результатов создания макета города-крепости. Анализировать соответствие результатов изготовления макета поставленным задачам.

    • Регулятивные УУД:

    Уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки конструирования из бумаги.

    • Познавательные УУД:

    Уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда и подготовленную самостоятельно к уроку.

    • Коммуникативные УУД:

     Уметь слушать и вступать в диалог.

    Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 

    Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

    Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета.

    Понимать особенности работы в творческой группе.

    Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.

    Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор, рисунки учащихся с изображением храмовых построек, таблица с изображением Нижегородского кремля, схемы конструирования из бумаги крепостных стен, колокольни, храмовых построек.

    Оборудование для учащихся: бумага, ножницы, клей.

    Зрительный ряд: презентация «Древнерусские города».

    Музыкальный ряд: русская народная музыка; музыка к песне В.Высоцкого, И.Матвеева «Золотые купола», фрагмент колокольного звона.

    Литературный ряд: стихотворение Бориса Чичибабина «Храм Покрова», легенды о Нижегородском кремле и его истории.

     Задание: создание макета древнего города-крепости.


    План урока

    п\п

    Этап урока

    Содержание

    Время

    Примечание

     1

    Организационный

    Подготовка материалов

    и инструментов к уроку

    1 мин.

     2

    Введение

    Вступительное слово

    учителя

    2 мин.

    Слайды    1-3

     3

    Постановка задачи

    Ознакомление с новым материалом. Выступление групп с самостоятельно приготовленным заданием к уроку:

    1. Презентация «Древнерусские города».
    2. История и легенды Нижегородского кремля.
    3. Стихотворение Б. Чичибабина.

    15 мин.

    Слайды 4-15

     4

    Коллективная работа

    Создание макета древнерусского города-крепости

    20 мин.

    Раздаточный материал.

    Схемы конструирования

    из бумаги крепостных стен,

    башен, колокольни, храмовых построек.

     5

    Подведение итогов урока 

    Представление проектов работ групп учащихся. Анализ работ.

    Исполнение песни «Золотые купола».

     4 мин.

    Выставка работ учащихся.

     6

    Рефлексия

    Вспоминают новые термины

     3 мин.

    Технологическая карта

    № п/п

    Этап занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Педагогическая технология

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    1

    Организационный

    Контроль за подготов

    кой рабочего места

    Готовят

    рабочее место

    Регулятивные УУД:

    Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

    2

    Введение

    Вступи

    тельное слово

    Приобретение новых знаний

    Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

     3

    Постановка задачи

    Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися.

    Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку

    Проблемное обучение.

    Использование ИКТ.

    Развивать умение анализировать

     произведения архитектуры

     древних городов.

    Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать архитектурные особенности города-крепости. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах крепостных стен, башен, колокольни, храмов.

    4

    Самостоятельная творческая работа учащихся

    Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает   решить возможные вопросы

    Самостоятельно выбирают архитектурную постройку, материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа города-крепости.

    Коллективная творческая работа в группах.

    Моделировать в своём творчестве

     объёмно-пространственные объекты.

    Уметь использовать выразительные

     средства бумаги для воплощения

    своего художественно-творческого

    замысла.

    Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Овладевать методом создания творческого проекта.

    Формировать навыки конструирования при работе с бумагой.

    Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета города-крепости. Понимать особенности работы в творческой группе. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.

    5

    Подведение итогов урока

    Координирует действия учащихся.

    Группы представляют свои проекты. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах.

    Социальная значимость для ребенка.

    Анализировать полученный

    проект макета древнерусского

    города-крепости.

    Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

    6

    Рефлексия

    Координирует действия учащихся

    Вспоминают новые термины

    Педагогика сотрудничества

    Знать новые архитектурные термины

    Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.

    Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

    - устные ответы учащихся на поставленные задания;

    - определение сложности и качества выполнения макета древнерусского города-крепости;

    1. Введение

    Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по древнерусским городам, смотреть и восхищаться талантом русских мастеров. На прошлом уроке мы разделились с вами на группы, каждая группа получила свое задание к уроку. Приготовьтесь, путешествие начинается!

    Среди нынешних городов нашего Отечества есть такие, которые относятся к древнему, княжескому поколению. Давайте вместе вспомним названия этих древнерусских городов. Нам будут помогать ребята из 1 группы.

    Представитель 1 группы показывает зрительный ряд, подготовленный к уроку.

    Ученики: Псков, Владимир, Суздаль, Москва, наш Нижний Новгород, Ростов Великий, Тверь, Рязань.

    Ученик: Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Нигде таких не сыскать.

    Учитель: Первая группа очень интересный зрительный ряд подготовила, молодцы! Как в большом семействе все чем-то похожи друг на друга, так имели черты сходства и старинные города. Прежде всего, они напоминали крепость и были крупными оборонительными сооружениями.

    Показ слайдов.

    Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость. Кремль является обязательной принадлежностью старинного города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. В старину кремль имел и иное название – детинец. Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъемный мост. Отсюда, от этих разбросанных городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь и не задумываешься.

    Учитель: Какой город стоит на стрелке?

    Ученик: Нижний Новгород.

    Учитель: На слиянии каких рек он стоит? 

    Ученик: Волги и Оки.

    Учитель: И раз уж мы заговорили о родном угле, то предоставим слово ребятам из  2 и 3 групп, послушаем, какую информацию разыскали они о Нижегородском кремле.

    Ученик 1:

    На протяжении многих веков Нижегородский кремль играл решающую роль в обороне русских земель на востоке. Кирпичная крепость, дошедшая до наших дней, была построена в начале XVI столетия, и после ее постройки город ни разу не был захвачен врагом.

    Ученик 2:

    У стен кремля собиралось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, которое освободило Россию от польско-литовских захватчиков в 1612 г.

    Ученик 3:

    Стены кремля имеют протяженность чуть более 2 километров. Их ширина составляет 4-5 метров, а высота от 12 до 22 метров. Стены снабжены бойницами, а сверху были покрыты кровлей для защиты кирпичной кладки от осадков. Кроме того, было построено 13 башен, из них 5 прямоугольных проездных и 8 круглых. Высота башен составляет от 18 до 30 м.

    Ученик 4:

    Самая известная из башен – Коромыслова. С ней  связана страшная легенда. Начали в старину каменщики строить кремль. На следующее утро придя на место работы, увидели, что всё, что они сделали, развалилось. Это повторялось несколько дней. Решили каменщики обратиться к старикам за советом, и те сказали, что для того, чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа.

    Ученик 5:

     Неподалеку от места, где строился кремль, жил посадский человек. И была у него молодая жена - красавица Алена, которая ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну. Подошла Алена к строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин. Схватили Алену и замуровали ее живой под основание башни. Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом. С тех пор и стала называться башня Коромысловой. А муж Алены, узнав о страшной смерти жены, покончил с собой - бросился в Волгу.


    Учитель:

    Сторожевые башни назывались вежами. «Вежа» - от слова «ведать» - знать, что творится вокруг. 

    Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а потому и свой образ. Вот эти, например, на самом опасном месте и потому самые крепкие, бокастые и кровля – словно шапка над сведенными бровями. По углам крепости башни часто бывали круглыми – для удобства обороны. А четырехгранные башни стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел.

    В стольных городах главный вход в кремль именовался Золотыми вратами.

    Показ слайдов. Золотые ворота Владимира.

    Обратите внимание, какие они высокие, белокаменные, а на вратах высится церковь - воистину гора неприступная. Проходящий через Золотые ворота оказывался на пути к главному храму города - собору.

    Показ слайдов.

    Обычно он возвышался над всеми остальными постройками города. Вертикаль собора как бы притягивала к себе все городское пространство. Это Дмитровский собор во Владимире.

    Показ слайдов.

    Учитель: Как вы думаете, зачем строили храмы?

    Ученик: В храмах идет служба, там люди молятся.

    Учитель: Раньше соборы строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, здесь собиралось вече, где обсуждали дела, заключали торговые сделки. Всмотритесь в благородные пропорции собора.

    Кого он вам напоминает?

    Ученик: русского богатыря. Он сильный, смелый, нарядный.

    Учитель: Почему он напоминает богатыря?

    Ученик: У него крыша наверху как шлем. Здание мощное, квадратное.

    Учитель: Правильно. Человек с собором схож. У человека глава и у собора глава. У ратника шелом и собор шеломом крыт. А городки – украшение подшеломное. Под главой у храма шея - барабан, над окнами, бровки бывают. И как у человека пояс, аркатурным поясом называется. А лопатки – будто кольчуга. Собор точно ратник в доспехах стоит.

    Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Поставим руки локтями на стол, переплетем пальцы обеих рук: получится арка. Место, где переплелись пальцы, - это замок арки. Там, где стоят наши локти – это пяты арки; здесь она опирается на колонну или стену. Надавим на замковую часть нашей арки – на пальцы и почувствуем легкую боль в локтях. Нужны очень мощные столбы и стены, чтобы выдержать арочный распор.

    Стены делятся на три части – прясла. У каждого прясла – полукруглые завершения вверху – закомары.

    Полукруглые выступы называются апсидами. В левой апсиде готовят хлеб и вино. В правой хранятся одежды и сосуды. А в средней, в алтаре, стоит престол.

    А вот другой храм. Это храм Покрова на Нерли.

    Послушаем 4 группу.

    Ученик 1:

    Мы пришли с тобой и замерли

    И забыли все слова

    Перед белым чудом на Нерли,

    Перед храмом Покрова.

    Ученик 2:

    Что не камен, а из света весь,

    Из любовей, из молитв,-

    Вот и с вечностию сведались:

    И возносит, и знобит.

    Ученик 3:

    Ни зимы меж тем, ни осени,

    А весна без мясников.

    Бог растекся паром по земи –

    Стала церковь меж лугов.

    Ученик 4:

    Лебедь белая, безмолвица,

    От грехов меня отмой!

    Кто в России не помолится

    красоте твоей родной?

    Учитель: Храм Покрова. А как вы понимаете слово «покров»?

    Ученик: Я думаю, что это как покрывало. Есть еще и праздник Покров. На Покров выпадает снег и покрывает землю.

    Ученик: Я думаю, что это вот как бабушка укроет своей шалью ребенка, так и церковь защищает. Храм от врагов защищал.

     Учитель: Каким кажется этот храм рядом с Дмитровским собором?

    Ученик: изящный, легкий. У него шея – барабан утонченный. Главка как у царевны. Она как белая лебедушка плывет.

    Учитель: Эти два храма были построены в одно время, а рождают разные образы.

    Неотъемлемой частью кремля была и колокольня. Могучий звук соборного колокола узнавал каждый горожанин.

    Как вы думаете, а зачем строили колокольни?

    Показ слайда.

    Ученик: Звон оповещал о приближении врага, он был криком о помощи.

    Ученик: Звал на праздник.

    Да, колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси.

    Чем отличается колокольня от храма?

    Ученик: Она словно небо хочет достать, она намного выше соборного храма.

    Учитель: Сегодня на уроке мы будем конструировать макеты древнерусской каменной архитектуры – храмы, колокольни, сторожевые башни, стены городов. На прошлом уроке мы разделились на артели, во главе стоят зодчие, которые будут вас консультировать. Ваши зодчие уже обучены и все вам объяснят. Обратите внимание: на столах у вас таблицы со схемами, которые помогут вам в работе. Итак, слово главному зодчему.

    1. Постановка задачи

    Зодчий: 

    Читаю указ государев «Построить град белокаменный со стенами, соборами да колокольнями. Да чтоб из лучшего белого камня был!»

    Соборный храм и колокольню строили соборно, то есть всем миром и мы сегодня, други, будем соборно град возводить.

    1 артели  - стены возвести вокруг града, да чтоб крепки были.

    2 артели  - вам наказ башни сторожевые отстроить.

    3 артели  - собор белокаменный на холме поставить. Да чтоб красоты невиданной был.

    4 артели  - вам построить колокольню, чтоб звон ее по всей округе раздавался.

     За работу братья! Поторопитесь! Да не забудьте о технике безопасности. Ежели что отрезать надо, то ножницы от себя держать надобно. Зодчие головой за технику безопасности отвечают! Принимать работу всем миром будем!

    1. Коллективная работа

    Учитель: Для создания макета воспользуйтесь схемами. Распределите обязанности в группе, договоритесь о совместных действиях. Используйте знания и навыки, по конструированию, полученные на других уроках.

    1. Подведение итогов.

    Создавая макет города-крепости, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Приглашаем зодчих проанализировать работу своей артели.

    Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось, достигнут ли поставленный результат в создании макета.

    1 артель: Все работали дружно. Стены удачно выполнили, стоят крепко, враг не пройдет.

    2 артель: Мы сторожевые башни расставили грамотно, как в старину: по углам круглые, а в середине квадратные.

    3 артель: У нас труднее всех задание было, но храм поставили. Главки золотые, вход сделали. Три закомары вырезали. Он у нас величественный получился, очень красивый.

     4 артель: Наша колокольня получилась выше собора, все по правилам. Это главная вертикаль. На нее сразу внимание обращаешь.

    Главный зодчий: Я считаю, что с заданием все справились, государь будет доволен. А теперь и отдохнуть можно и песню спеть.

    Все поют песню «Золотые купола».

    Текст:  В. Высоцкий. Музыка: И. Матвеев.

    1. Рефлексия

    Скажите, что понравилось вам на уроке, что узнали нового.

    С какими постройками древнего города мы познакомились?

    Где можно использовать наш макет?

    Глоссарий

    Собор. Алтарь. Городки. Абсида. Прясла. Барабан. Глава. Аркатурный пояс. Лопатки. Шелом. Колокольня. Вежа. Вертикаль. Золотые ворота. Крепостная стена.

    Литература к уроку

    1. Л.С. Кузнецова Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре.  

         О языке архитектуры, скульптуры, живописи. – К.: Рад. Шк., 1989

    2. http://museums.unn.ru/kremlin/

    3. nn-gid.rugoroda/nizhegorodskij-kreml/

                             

    Приложение

    ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА
    Текст - В. Высоцкий. Музыка - И. Матвеева

    1.Что же с вами сделалось, города старинные?
    Ваши стены древние на холмах легли. 
    Словно пробудилися молодцы былинные, 
    и числом несметные встали из земли!
    Припев: Золотые купола, русская земля! 
    Широка ты и светла, Родина моя!
    Золотая наша Русь, колокольный звон!
    Всей душой к тебе стремлюсь, 
    Шлю земной поклон!
    2. Как над Русью древнею зорька разгорается, 
    В позолоченных садах - птичий перезвон!
    И как чудо - там и тут церкви поднимаются, 
    Разливая по просторам колокольный звон!
    Припев:
    3. Все, что было в глубине, в мире проявляется
    Мудрость дедов и отцов, как столпы земли
    Вместе мы живем, растем, светом наполняемся
    Русь родная, Мать-земля, нас благословит
    Припев:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

    Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

    Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

    Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

    Презентация к уроку изобразительного искусства (4 класс) по теме:"Деревня - деревянный мир"

    Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы  "Изобразительное искусство. Каждый народ — ху...

    Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".

    Комбинированный урок является четвертым уроком  второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО.  Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...

    Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

    1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

    План-конспект урока "Изобразительное искусство". 7 класс. Тема: "Древнерусская иконопись"

    Цель: Формирование представлений о древнерусской живописи: иконописи. Знакомство с мастерами-иконописцамиЗадачи:Обучающая: научить воспринимать художественные идеалы и канон древней Руси;Развивающая: ...