Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Комбинированный урок является четвертым уроком  второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО.  Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа урока. Включено приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.7 КБ
Файл prilozhenie_1.docx12.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект АМО-урока.

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Заугарова Ольга Юрьвна

Предмет

Изобразительное искусство

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

6 класс/30 человек

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

УМК: Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы! Под редакцией БМ. Неменского. — М.: Просвещение, 2014.,  методическое пособие Неменская Л.А. Изобразительное искусство. изобразительное искусство в жизни человека.. 6 класс. — М.: Просвещение, 2012. и учебник Неменская Л.А. «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса\ Под ред. Б.М.Неменского. — М.: Просвещение, 2012.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Комбинированный урок является четвертым уроком второго раздела программы: Мир наших вещей. Натюрморт. На предыдущих уроках рассматривались понятия «натюрморт», «форма» и ее многообразие.

Цели урока/ занятия

Образовательные:

Создать условия для формирования представлений об изображение объема на плоскости и линейной перспективы

Развивающие:

Развитие творческой фантазии, наблюдательности, умения обобщать полученную информацию, умений и навыков владения графическими приемами изобразительного искусства,

Воспитательная:

Приобщение детей к культурному наследию человечества, отработку коммуникативной культуры работы в группе.

Задачи урока/ занятия

Образовательные:

1.        Формирование знаний о роли перспективы в изображении на плоскости.

2.        Изучить правила объемного изображения геометрических тел;

3.        Научить приемам объемного изображения геометрических тел.

Развивающие:

1.        Развитие познавательного интереса, межпредметные связи.

2.        Развитие творческой фантазии, умений и навыков владения графическими приемами изобразительного искусства.

3.        Развитие навыков построения линейной перспективы.

Воспитательная:

1.        Приобщение детей к культурному наследию человечества.

2.        Формирование умений видеть заложенную в вещи частичку души и характера человека.

3.        Создание условий для работы в группах

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Познавательные УУД

 познакомиться с перспективой; научиться различать фронтальную и угловую перспективу; освоить основные правила линейной перспективы; научиться строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом; сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи; анализировать и обобщать; определять понятия.

Регулятивные УУД

воспитывать мотивацию к учебной деятельности, приобщать к истинным  ценностям искусства и культуры; развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развивать воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные средства; развивать навыки овладения техникой рисования.

Коммуникативные УУД

адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности, развивать способность вслушиваться в речь педагога проявлять интерес к изучению нового материала; стремиться к достижению поставленной цели

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Натюрморт. Перспектива. Линейная перспектива. Линия горизонта, точка зрения, точка схода вспомогательных линий, взгляд сверху, снизу, сбоку, а так же использование и применение этих понятий в рисунке.


Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Подробное описание АМО

Инструкции учителя  обучающимся

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

Ининциация

Создание   комфортной обстановки и условий для  успешной работы в группах

5 мин

АМО «Приветствие»

Цели  задачи использования метода:

  • Создать комфортные условия для дальнейшей работы
  • .Сформировать группы         
  • Актуализировать знания по изученному ранее материалу

Необходимые материалы:

Подготовить плоские изображения предметов по количеству участников, с учетом дальнейшей разбивки на группы.

 Названия для натюрмортов по количеству групп

Подробная технология проведения

При входе в класс каждому участнику раздается плоские изображения разных предметов (по желанию организатора, на одной стороне можно написать слова приветствия, пожелания успеха и т.д.) Другой вариант, разложить эти плоские изображения заранее на рабочие места.

Организатор, со словами приветствия участников, предлагает им объединиться в группы согласно одному из правил составления натюрморта, которое гласит, что предметы в нем должны быть связаны определенным смыслом (можно для ускорения образования групп дать каждой определенное название, например «Чайная церемония»,  «Бабушкин сервиз», «Натюрморт из ваз», «В кофейне»). После каждая группа  составит и озвучит слова приветствия для других групп. (Или воспользуется словами приветствия, пожеланий написанных на изображениях предметов)

Добрый день! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общение друг с другом. Каждый человек хоть раз в жизни получал открытку или письмо. Каждому из вас я тоже прислала послание на плоских фигурах, прочитайте его.  Это мое приветствие и пожелание вам.

- А теперь воспользуйтесь знаниями о натюрморте и  подсказкой названия натюрмортов на столах для работы групп, присоединитесь к группе и поприветствуйте друг друга в группе и другие группы.

- Личностные:  

осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива, принятия себя как личности, позитивного настроя на деятельность.

- Познавательные, включая общеучебные и логические: первичная актуализация имеющихся знаний о натюрморте

- Коммуникативные: установление связей способствующих взаимодействию, позитивному настрою.

- Коммуникативная

Умение адаптироваться в новой группе на основе общепринятых норм общения.

Целеполагание

Актуализировать знания  для определения границ «знаю» и «не знаю»

5 мин

АМО «Наш натюрморт»

Цель: составить композицию натюрморта из предложенных плоских фигур и дать ему название.

Задачи: актуализировать знания по теме четверти; активизировать взаимодействие в группах, способствовать развитию творческого мышления.

Необходимые материалы 

  1. Плоские фигуры предметов (каждой группе 6-7 предметов включая лишние по смыслу) – можно использовать те же фигуры для приветствия,  или же заготовить другие, которые помогут выявить знания о правилах составления натюрморта.
  2. Лист А4 (лучше тонированный)
  3. Клей

Подробная технология проведения

Учащимся для начала предлагается вспомнить, как в изобразительном искусстве называется жанр, где изображены предметы?

НА СЛАЙДЕ (в инструкциях) вывести этапы выполнения задания:

- Составьте из имеющихся фигур натюрморт.

- Дайте ему название.

- В композиции примените знания о правилах составления натюрморта.

- свою работу группы расположите на доске, спикеры групп представят работу групп.

- Составьте из имеющихся фигур натюрморт.

- Дайте ему название.

- В композиции примените знания о правилах составления натюрморта.

- свою работу группы располагают на доске, спикеры групп озвучивают свои названия.

 

- Личностные: формирование личной ответственности  за общий результат работы группы.

- Регулятивные: развитие психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь)

- Коммуникативные:

Развитие умения адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.

- Информационная : умение воспринимать информацию из разных источников (устный, зрительный)

- Учебно-познавательная: умение применять имеющиеся знания на практике в новых условиях.

2 мин

АМО «Найди главное отличие»

Цель: сосредоточить внимание для определения границ «знаю» «не знаю» и определении темы и целей урока

Задачи:  создать проблемную ситуацию для мотивирования учащихся на дальнейшую деятельность

Нацелить учащихся на осознание освоения новых знаний.

Развивать умение выделять существенное отличие.

Необходимые материалы:

не требуется

Подробная технология проведения

Учащимся предлагается сравнить изображения НА СЛАЙДЕ (изображение нескольких натюрмортов) и свои работы и найти отличие.

Предлагается сформулировать тему урока.

А так как тема, сформулированная учащимися, не будет включать  в себя новый термин «Линейная перспектива», предлагается сравнить предложенную учащимися тему с темой урока. После чего можно предложить сформулировать цель и задачи урока

-Ребята, посмотрите, какие получились натюрморты, они прекрасны.

-А теперь сравните свои натюрморты и те, репродукции которых вы видите на слайде.

- Что их отличает?

- Предложите, исходя из нашей проблемы, тему.

- Но тема не полная,… Посмотрите, в нашей теме есть продолжение – и линейная перспектива.

- Какие слова в теме вам понятны? Какие нет?

- Какую цель вы поставите перед собой?

- Попробуем сформулировать задачи, для достижения нашей цели.

  • Узнать, что такое перспектива, линейная перспектива;
  • как строить изображения в объеме;
  • научится выполнять изображения с помощью линейной перспективы;
  • изобразить геометрические тела на основе новых знаний.  

Регулятивные:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно)

Познавательные:

Понимание (определение объекта понимания, выделение смысловых частей) 

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- Учебно-познавательная:

- развитие  умения соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами, формирование логического мышления.

Коммуникативная:

- компетентности: знание способов взаимодействия с окружающими

- отстаивание собственной точки зрения.

Инпут

Сбор информации

3 мин

«Картинная галерея»

Цель: обсуждение многозначности понятия «Перспектива».

Группы: 5 -6 человека.

Время: 3-5 мин.

Материал: пазлы с изображением сюжета на тему «Перспектива».

Проведение:

Предлагаются пазлы, из которых нужно будет собрать картину. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ о понятии «перспектива».

Для того, чтобы решить первую задачу я предлагаю составить из пазлов картины для нашей «Картинной галереи» и дать свое пояснение понятия «Перспектива»

- Познавательные: ознакомиться с многозначностью понятия и ролью его в  изобразительном искусстве и жизни

- Коммуникативные: совместная деятельность

- Информационная: умение получать и систематизировать информацию

- Коммуникативная: взаимодействие в группе

- Социальная: ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

Открытие новых знаиий

2  мин

АМО Эксперимент «Точка зрения»

Цель метода научить умению наблюдать за действительностью, определение понятия «Точка зрения»

Необходимые материалы:

заготовить геометрические тела 4-5 шт.

Предварительная подготовка:

Составить композицию из геометрических тел  4-5 шт.

Подробная технология проведения:

Рассмотреть геометрические тела, расположенные в центре стола.

Во время всех следующих действий сравнивать новый вид  с предыдущим и запомнить изменения.

Встать из-за парт, посмотреть сверху,

Перейти, поменявшись местами с ребятами, посмотреть вновь на тела.

Присесть и еще раз посмотреть , вернуться на свое место.

Поделиться своими наблюдениями в группе и сделать вывод. Готовность группы высказать свой вывод показать совместным поднятием рук.

- Рассмотрите геометрические тела, расположенные у вас в центре стола.

Во время всех следующих действий старайтесь сравнивать новый вид  с предыдущим и запоминать изменения.

- Встали из-за парт, посмотрели сверху,

- Перейдите, поменявшись местами с ребятами, посмотрите вновь на тела.

- Присядьте и еще раз посмотрите , вернитесь на свое место.

- Поделитесь своими наблюдениями в группе и сделайте вывод. Готовность группы высказать свой вывод покажите совместным поднятием рук.

- Познавательные:

Экспериментальным путем добывать новые знания

- Регулятивные:

Формировать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление), умение обобщать полученную информацию, делать выводы

- Информационная

Уметь собирать информации через наблюдение за действительностью

- Учебно-познавательная:

исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование. Коммуникативная

умение и готовность вести диалог,  искать общие решения поставленной задачи

5 мин

АМО Эксперимент «Тела и фигуры в пространстве»

Цель метода научить умению наблюдать за действительностью.

Необходимые материалы:

Геометрические фигуры (круг, квадрат) по кол-ву уч-ся в группе, А4 с таблицей для заполнения выводов наблюдений

Предварительная подготовка не требуется

Подробная технология проведения:

Учащимся предлагается поочередно рассмотреть фигуры с разных точек зрения, поделиться своими наблюдениями и зафиксировать общий вывод в таблице.

Эксперимент №2.

«Плоские фигуры в пространстве»

  1. Предлагаю понаблюдать за двумя фигурами (квадрат и круг):

- Возьмите в руки квадрат бумаги. Зафиксируйте его горизонтально. Понаблюдайте, что видите, когда лист находится на уровне глаз, выше уровня глаз, ниже уровня глаз.

Что меняется? Какую форму он напоминает?

Тоже проделайте с кругом. Что меняется? Какую форму круг напоминает?

Эксперимент №3

Как расположить куб, чтобы увидеть одну сторону, две стороны, три стороны одновременно.

-Какую задачу

- Познавательные:

Экспериментальным путем добывать новые знания

- Регулятивные:

Формировать психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление), умение обобщать полученную информацию, делать выводы

- Информационная

Уметь собирать информации через наблюдение за действительностью

- Учебно-познавательная:

исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование. Коммуникативная

умение и готовность вести диалог,  искать общие решения поставленной задачи 

2 мин

АМО «Лови новые знания»

Цель: показать способ построения геометрических тел:

Задачи: создать условия для формирования у учащихся понятий «Линия горизонта», «Точка схода линий», представлений последовательности выполнения этапов  построения.

Необходимые материалы:

А4 с таблицей для заполнения выводов наблюдений.

Предварительная подготовка не требуется

Подробная технология проведения:

Учитель, комментирует рисунок на доске, акцентирует внимание:

  1. на ключевых понятиях;
  2. дает поэтапное разъяснение;

Наблюдение за построением линейной перспективы куба(с 1 и 2 точками схода) цилиндра, конуса, пирамиды.

- Какими получились фигуры плоскими или объемными?

- Как помогла линейная перспектива в построении изображений?

- Какие новые понятия вы уловили?

- И так, в чем же смысл линейной перспективы?

- Познавательные:

Изучить процесса построения линейной перспективы через наблюдение

- Регулятивные:

Формировать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление)

- Информационная

Уметь собирать информации через наблюдение за действительностью

Проработка содержания темы

Проработка учебного материала

5 мин

АМО «Я могу»

Цель: осмыслить еще раз через выполнение практического задания способ линейного построения геометрического тела.

Задачи: построить геометрическое тело при помощи линейной перспективы и дать оценку своей работе.

Необходимые материалы:

А4 , карандаш.

Предварительная подготовка: инструкция последовательного выполнения построения геометрических тела (кол-во инструкций равно кол-ву участников группы)

Подробная технология проведения:

Предлагается учащимся взять по одному геометрическому телу, и пользуясь инструкцией построить его линейно на листе А4, выделив полученное изображение более толстой линией, чем линия построения.

Сделать самооценку «Я могу».

- Ребята, пришло время опробовать знания на практике. Перед вами лежат инструкции, распределите их между собой и,  используя  информацию, выполните линейный рисунок тела, применяя новы знания.

Регулятивные УУД:

 развивать навыки овладения техникой рисования с опорой на инструкцию

- Информационная:

 навыки работы с содержащейся в текстах информацией

- Учебно-познавательная:

Способность к самореализации

10 мин

АМО «Я художник-учитель»

Цель: закрепить полученные знания.

Задача: представить свой опыт через комментирование этапов построения другим.

Подробная технология проведения:

Учащимся предлагается стать художником-учителем  и научить ребят в группе строить другое геометрическое тело. Ответить на их вопросы. Таким образом, в течение отведенного времени каждый сделает зарисовку нескольких тел.

- Каждый из вас смог освоить способ построения только одного тела. Лучший способ проверить свои знания и умения – это научить другого. Предлагаю каждому из вас стать художником-учителем.

Расскажи ребятам в группе о последовательности построения выполненной фигуры, и ответь на вопросы ребят.

Познавательные УУД:

освоить основные правила линейной перспективы; научиться строить в перспективе предметы;

сравнивать объекты по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности;

Регулятивные УУД:

 развивать навыки овладения техникой рисования.

-Информационная

Использование информации для объяснения

- Коммуникативная:

правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

- Социальная: расширение социальных ролей

Рефлексия

3 мин

АМО «Памятник-пантомима»

Цели  задачи использования метода:

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии. 

Предварительная подготовка:

подготовить для каждой группы задание Подробная технология проведения:

У каждой группы есть задание, они должны изобразить геометрическое тело (куб, шар, конус, пирамида, цилиндр), прибегая только к жестам или общей фигуре из участников. Остальные участники должны узнать, какое тело изобразила группа (по очереди каждая).

Мы сегодня стали открывателями новых знаний и умений, во славу этих открытий предлагаю поставить каждой геометрической фигуре памятник-пантомима, у каждой группы своя фигура геометрического тела. Кто быстрее?!!!

- Что изобразили ребята? Угадайте.

Познавательные УУД:

 использование знаково-символических средств для решения поставленных задач.

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать партнера, как товарища по команде; формирование толерантного отношения, работа в команде.

- Коммуникативная умение осуществлять совместную деятельность

2 мин

АМО «Мишень»

Цель: через определение по «мишени» своих результатов деятельности.

Предварительная подготовка:

подготовить по количеству учащихся класса «мишени».

Подробная технология проведения:

Учащимся предлагается на «мишенях» отметить уровень своих достижений, чем ближе к центру, тем уровень выше.

Наш урок подошел к концу. Каковы его результаты?  Для подведения итогов вам предлагаю отметить на мишени свои достижения цели.

Личностные УУД:

 оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные УУД:

-анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

- Учебно-познавательная

умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности.

Домашнее задание

1 мин

Дифференцированное домашнее задание:

Ученику предлагаются на выбор несколько вариантов заданий, с учетом результата рефлексии и его стремлением улучшить свои знания и умения:

- изобразить геометрические тела (5-6), используя знания о линейной перспективе;

- Составить композицию и изобразить натюрморт из геометрических тел (3-4 предмета), используя знания о линейной перспективе

- изобразить геометрические тела (2-3) в разном их положении (уходящими в глубь, вверх и вниз), как в учебнике на с. 67.

На обороте «мишени» вы можете увидеть варианты домашнего задания:

- изобразить геометрические тела (5-6 предметов), используя знания о линейной перспективе;

- Составить композицию и изобразить натюрморт из геометрических тел (3-4 предмета), используя знания о линейной перспективе

- изобразить геометрические тела (2-3 предмета) в разном их положении (уходящими в глубь, вверх и вниз), учебник с. 67.

Личностные УУД:

- самостоятельно ставить учебные цели, адекватно оценивая свои результаты и возможности.

- Информационная:

восприятие устной информации, ее анализ и сопоставление со своими возможностями



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АМО Эксперимент «Точка зрения»

Точка зрения (Т)

Изменения (да/нет)

Т1

Т2

Т3

Т4

Вывод:

АМО «Мишень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Терминологический диктант "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.Освещение"(6 класс)

Терминологический диктант для 6 класса по изобразительному искусству  состоит из 20 вопросов  освещающие темы по  линейной  перспективе, освещение....

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме "История декоративного искусства. Греческая вазопись"

конспект содержит богатый литературный и музыкальный материал, увлекательны и познавательные игры по теме урока....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...