Главные вкладки

    Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_no5.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа №11 имени

    Героя Российской Федерации А.Н. Мороховца

    с. Прасковея Будённовского района»

    Конспект урока

     изобразительное искусство  в 5-м классе по программе

    «Изобразительное искусство и художественный труд»

    под руководством Б.М. Неменского,

    тема

    «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

    Учитель изобразительного искусства

                                                         Иванисова Татьяна Владимировна

    2013 – 2014 учебный год

    Урок 5. Тема: Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка.

    Идея:  В низенькой светелке
               Огонек горит.
               Молодая пряха
               У окна сидит. 
               В избушке, распевая, дева 
               Прядет, и, зимних друг ночей, 
               Горит лучина перед ней... 

    Цель: знакомство учащихся с  прялкой и декоративно-тематической композицией в ее украшении

    Задачи:  воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО (активные методы обучения), формировать практические навыки использования знаний об орнаменте в украшении модели прялки, умение передавать единство пользы и красоты в предметах народного быта, развивать умение работать в группе, умение использовать материал учебника и  карточек.

    Понятия: прялка, кудель, типы прялок.

    Оборудование для учителя: Иллюстрации к русским народным сказкам, примеры интерьеров крестьянского жилища, схемы- таблицы с изображением прялок различных типов, презентация.

    Оборудование для учеников: Материал для работы по выбору (акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши), бумага, принадлежности для работы с красками.

    Структура урока:

    Фаза 1. Инициация.

    Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа с эпиграфом.

    Фаза 3. Формирование ожиданий учеников

    Фаза 4.  Интерактивная лекция.

    Фаза 5. Проработка содержания темы.

    Фаза 6. Подведение итогов.

    Ход урока:

    Фаза 1. Инициация.

    Постройся по росту. Эта игра занимает очень мало времени, но настраивает ребят на активность в работе, также раскрепощает и создает дружественную атмосферу урока.

    Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа с эпиграфом.

    Прошу  детей закрыть глаза и под тихую спокойную музыку читаю стихотворение.

    В низенькой светелке
    Огонек горит.
    Молодая пряха.
    У окна сидит. 
    В избушке, распевая, дева. 
    Прядет, и, зимних друг ночей, 
    Горит лучина перед ней...

    - Что вы представляли себе, когда слушали эти строки? Вспомните, в какой сказке Пушкина можно встретить стихи об этом же?
    "Три девицы под окном. 
    Пряли поздно вечерком..." писал А.С. Пушкин

    Фаза 3. Формирование ожиданий учеников.

    А вы умеете прясть? Реально ли научиться этому ремеслу? Конечно, мы с вами прясть не будем, но…  Начнем играть!

    Фаза 4.  Интерактивная лекция. Игра   «Инфо-угадайка» -АМО
    Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

    Группы: все участники. 

    Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока. 
    Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
    Проведение
    :
      Учитель   называет тему своего сообщения: «Русская прялка». На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с
    сектора 1, я вписываю в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения: Процесс прядения (рассказ по слайдам презентации).

             Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения.

           Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопаске, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали уже с 6-8 лет.

          Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы: Типы прялок (рассказ по слайдам презентации)

            Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялок, свои приемы украшения.

    а) Резные прялки русского Севера как бы отразили в себе покой и величественность северной природы. Сказались на их строении и характерные черты зодчества этого края, края потомственных плотников, где возводились деревянные храмы и колокольни, удивляющие нас гармонией пропорций. Северная прялка вся, вместе с донцем, вырублена из целого дерева с корнем. Отсюда ее название - ковыльная. Вся поверхность прялки украшена резьбой и росписью. В узоре круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии и другие символы солнца, звезд, земли и водной стихии.

    б) В селах Пермогорье, Нижняя Тойма, Палащелье, разбросанных по берегам северных рек - Северной Двины и Мезене, прялки украшались уже не резьбой, а графическими росписями, т.е. Очерчивали контур изображения, а затем его раскрашивали. Северодвинская прялка по форме близка резным северным прялкам, но в украшениях поверхности резьбу сменило многоцветье росписи. Лопаску и ножку с обеих сторон покрывает растительный узор из веточек с ягодами, листиками и широко раскрытыми чашечками цветов. Роспись выполнена на светлом фоне. В причудливом узорочье как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А над всеми героями сценок парит легендарная птица счастья - Сирин.

    в) Мезенские росписи прялок считаются наиболее архаичными среди остальных. Росписи Мезене кажутся строгими и сдержанно-суровыми. На золотисто-желтом фоне разворачиваются ряды одинаково нарисованных ритмично бегущих животных. Сама фигура обозначена красно - коричневой краской. Как бы небрежно разбросанные вокруг мелкие спиральки, черточки, звездочки, кружочки усиливают впечатление движения. Жители Мезенска занимались птицеловством, разведением оленей и выращиванием лошадей. Поэтому неудивительно, что изображения коней, оленей, птиц наиболее популярны у мезенских мастеров.

    г) В прялках Верхнего и Среднего Поволжья нас покоряет легкость и стройность силуэта, ювелирная изысканность украшений. Известны два вида прялок: прялки-"башенки", прялки-"терема". Волжане издавна слыли великими резчиками. Традиции домовой деревянной резьбы, черты архитектуры колоколен и шатровых храмов этого края - все это отразилось в волжских прялках.

    д) В Нижегородском крае пряли не с прялки, как на Севере, а с гребня. Украшали поверхность сиденья - донце. Такие донца - картины, крестьянки по окончании работы вешали на стену наравне с лубками

    Третий сектор: Слушание песни, изображение движений имитация ручного труда. «Уж, ты, прялица».

    1. Уж, ты прялица, ты, прялица моя,

    Ты красавица, красавица моя.

    Ты расписана листочками,

    Разукрашена цветочками.

                            2. Ой ты, прялица, ты, прялица моя,

                            Сослужи-ко службу верную,

                             Сопряди-ко нитку тонкую,

                            Нитку тонкую, шелковую.

    3. Я ткачам те нитки шелковые отдам,

    Нитки шелковые отдам да прикажу,

    Чтоб соткали разноцветный поясок,

    Поясок такой, какой я накажу.

                            4. Чтоб соткали разноцветный поясок,

                            Поясок такой, какой я накажу.

                            Я на праздник, на гулянье соберусь,

                            Поясочком тем шелковым подвяжусь.

     Четвертый сектор. Как изобразить прялку?

    -Как вы думаете, что будет в этом секторе?

    Запись задания в секторе: Выполнить эскиз прялки, используя те знания, что вы получили. Форму прялки (лопаску) можно вырезать, свернув лист пополам. В работе можно использовать различную технику (гуашь, акварель, восковые мелки и т. д.).

          Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
         В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

           Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

    Фаза 5. Проработка содержания темы. Выполнение практической работы. 

    • Практическая работа. А теперь давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике (слайд). Материал для работы по выбору (акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши).

    Во время практической работы звучит народная музыка.

    Фаза 6. Подведение итогов. 

    - Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, - прялкой.

    - Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

     Лучшие прялки помещаются в макет избы.

    Фаза №7Релаксация. АМО «Земля, воздух, огонь и вода»
    Цель–повысить уровень энергии в классе.

    Численность – весь класс.

    Время –3 минуты

    Проведение:
    Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

         Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
         Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
    Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

        Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

        Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
        Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
    Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. 
      В завершении выставка работ. Сейчас прошу поделиться своими впечатлениями, заполнив таблицу.

    Что мне известно

    Что нового я узнал?

    Домашнее задание:  найти дополнительный материал по теме.

    • Свой урок я построила по технологии критического мышления, чтобы развивать навык творческого мышления, стимулировать к самостоятельному поиску информации, мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с народными промыслами России.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»

    урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....

    "Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс

    Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1.      Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...

    Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

    Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

    Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда".

    Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда" по программе Б.М.Неменского....

    Презентация к уроку "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка." 5 класс

    Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки....

    Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

    Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка». В материале представлены основные этапы урока, деятельност...