Разработка урока ИЗО 5 класс "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Знакомство с русской прялкой, её видами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 949.49 КБ |
Презентация к уроку | 767.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглякова Елена Владимировна
Учитель изобразительного искусства
МБОУ «Сытоминская СОШ»
Тюменская обл., Сургутский р-он. С. Сытомино
Тема урока: Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.
Цель урока: дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении; развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением элементов традиционного народного орнамента, наглядный материал выполненный в РowerPoint, проектор, компьютер, прялка из школьного музея, учебник Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, альбом, краски, кисти
Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
1. Организационный момент.
2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
3. Познакомить с разновидностью типов прялок
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задания.
6. Выставка и анализ детских работ.
7. Подведение итогов
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
Давайте , ребята, представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка.
Давайте заглянем внутрь!
Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с куделью, в руке веретено.(рис. 1)
Русская народная песня «Пряха».
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка
Думы без конца…
Ты о чем взгрустнула,
Девица-краса?
Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.
Вот, посмотрите, какие они, русские прялки. (рис. 2)
Прялка – орудие для ручного прядения.
Русские прялки- неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил муж жене, отец дочери. И поэтому ее старались украсить особенно нарядно.
Основными элементами прялки являются: городки, лопасть, серьги, ножка, донце. (рис. 3)
Городки - разные выступы, в верхней части, обозначающие путь солнца по небосводу, символ дневного солнца. «Серьги» - выступы в нижней части, символы ночного (подземного) солнца. Вертикальный стояк с лопастью, к которой привязывалась кудель для прядения. Кудель прикреплялась именно к той части лопасти, где находится большое солнце. Донце – горизонтальное сиденье для пряхи. (демонстрация настоящей прялки)
Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В роспись удивительным образом соединялись сказочность и реальность. Встречаются и сценки из жизни людей, и растительные элементы, а в нижнем ярусе, символизирующем землю, солярные знаки солнца и воды и фантастические птицы сирин. Люди верили, что птицы сирин приносят счастье. С солярными знаками мы знакомились с вами на предыдущих уроках. (рис. 4, 5)
Что такое солярные знаки? (Солярные знаки — всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце).
Существует множество поговорок о прядении
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
- Прялка не Бог, а рубаху дает
- Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
- Не ленись прясть, хорошо оденешься
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.
Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых ножка вставлялась в донце. В Городце лопасть вешали на стену как украшение интерьера избы. Посмотрите, как разнообразны прялки: их различают размеры, форма лопастей, ножки, декоративные украшения. (рис. 6)
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
III. Постановка художественной задачи.
А теперь давайте выполним эскиз прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике (учебник стр.14).
Прежде чем приступить к работе, посмотрите последовательность выполнения (педагогический рисунок).
1. Нарисовать лопасть и ножку.
2. Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами».
3. Составить композицию из узоров, орнамента, символов.
4. За тонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета.
5. Выполнить эскиз в цвете.
Физкультминутка.
IV. Практическое выполнение задания.
В ходе самостоятельной работы учащихся учитель обращает внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками.
Учитель подсказывает, поправляет, помогает в процессе работы учеников.
V. Выставка и анализ детских работ.
Во время индивидуальной работы важно акцентировать внимание ребят на удачных находках и решениях, комментируя и поясняя. Неудачные работы показывать тоже необходимо, но здесь надо аккуратно подсказывать пути исправления недостатков, подключая к диалогу самих детей.
VI. Подведение итогов
1. Назовите основные элементы прялки? (городки, лопасть, серьги, ножка, донце).
2. Какие виды прялок существовали? (сплошные, составные)
Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека,- прялкой.
1. Что вам понравилось на уроке? (ответы учащихся)
2. Узнали что-то новое для себя? (ответы учащихся)
Д/з Подобрать материал по русской народной вышивке.
Литература
1. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5 класс методическое пособие / Н. А. Горяева, под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
2. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
3. Сапожникова Т.Б. , Коблова О.А. материалы курса «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» лекции 1-4. М.: Пед.университет «Первое сентября», 2009.
Наглядный материал – Интернет-ресурсы.
Приложение
Рис. 1
Рис 2
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Педагогический рисунок
Работы детей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прялка – орудие для прядения, получения пряжи
Элементы узора Солярные знаки