Методическая разработка урока по МХК "Развитие древнерусской живописи. Русская икона
план-конспект урока (мировая художественная культура, 10 класс) по теме

 

Аннотация. Мировая художественная культура традиционно изучается в историко-хронологической последовательности. Данная тема изучается в рамках раздела «Художественная культура Средних веков». На предыдущем уроке учащиеся познакомились с особенностями византийского стиля в иконописи. Введение нового материала основывается на уже имеющихся знаниях учащихся, в том числе полученных при изучении  ИЗО и музыки.
Материал урока подобран таким образом, чтобы на примере двух-трех памятников искусства продемонстрировать культурные доминанты эпохи, особенности национальной школы, включение русской культуры в контекст культуры мировой. Использование на данном уроке произведений различных искусств (живописи, музыки, частично архитектуры) позволяют старшеклассникам постепенно осваиваться в мире искусств, различать и понимать языки искусств в их единстве и разнообразии. 
Используемые ИКТ-технологии: компьютер, подключенный к сети Интернет; мультимедийный проектор;  браузер Internet Explorer;  программа  Microsoft Office Power Point; CD – ROM For Windows And MacOS  Шедевры русской живописи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mhk.zip24.12 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 13

г. Оленегорск Мурманской области

Конспект урока по мировой художественной культуре

«Развитие древнерусской живописи. Русская икона»

10 класс

                                                                                               Подготовила

                                                                                              Ларина Татьяна Валентиновна

                                                                                               учитель русского языка,                                                литературы, МХК

Оленегорск

2013 г

                                                           Конспект урока.

Продолжительность: 2 урока. 90 мин

Аннотация. Мировая художественная культура традиционно изучается в историко-хронологической последовательности. Данная тема изучается в рамках раздела «Художественная культура Средних веков». На предыдущем уроке учащиеся познакомились с особенностями византийского стиля в иконописи. Введение нового материала основывается на уже имеющихся знаниях учащихся, в том числе полученных при изучении  ИЗО и музыки.

Материал урока подобран таким образом, чтобы на примере двух-трех памятников искусства продемонстрировать культурные доминанты эпохи, особенности национальной школы, включение русской культуры в контекст культуры мировой. Использование на данном уроке произведений различных искусств (живописи, музыки, частично архитектуры) позволяют старшеклассникам постепенно осваиваться в мире искусств, различать и понимать языки искусств в их единстве и разнообразии. 

Используемые ИКТ-технологии: компьютер, подключенный к сети Интернет; мультимедийный проектор;  браузер Internet Explorer;  программа  Microsoft Office Power Point; CD – ROM For Windows And MacOS  Шедевры русской живописи.

.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Цели урока: сформировать представление о развитии древнерусской иконописи на основе знакомства  с творчеством древнерусских иконописцев; развивать умение самостоятельно работать с произведениями искусства, отбирать и обобщать материал; воспитывать культуру восприятия произведений искусства.

Задачи урока: обработка информации о творчестве древнерусских иконописцев; раскрытие особенностей древнерусской живописи; развитие образного представления, логического мышления, фантазии учащихся.

Структура  урока:

  1. Организационный момент.
  2.  Постановка целей урока.
  3. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею.
  4. Прослушивание интерактивной лекции о Феофане Греке.
  5. Самостоятельная работа учащихся. Выявление особенностей творчества. Записи в тетрадь.
  6. Прослушивание интерактивной лекции об Андрее Рублеве.
  7. Самостоятельная работа учащихся. Выявление особенностей творчества. Записи в тетрадь.
  8. Сравнительный анализ иконы Андрея Рублева «Троица» и фрески Феофана Грека «Троица».
  9. Творческое задание  «Ассоциации» в тетради или (если учащиеся хорошо владеют  компьютером) в программе  Paint.
  10. Работа в сети Интернет. В любой поисковой системе.
  11. Подведение итогов.
  12. Домашнее задание.

                                                                                                   

Конспект урока.

Учитель. Русская икона… Павел Дмитриевич Корин, живописец, собиратель икон, писал: «Пока буду жив, буду любоваться ими, дышать их красотой, питаться их духом… Это великое искусство. Собирая камни, собираешь камни, собирая бабочек, собираешь бабочек, а собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа…»

( Звучит  «Благослови душе моя» из «Всенощного бдения» С.Рахманинова.)

Согласно преданию, послы киевского князя Владимира Святославовича были отправлены в чужие края, чтобы познать различные вероисповедания и выяснить, что больше подходит для Руси.  В храме Святой Софии в Константинополе они ощутили себя «на небесах». Послов пленили красота и пышность ритуала, блеск золота, серебра, драгоценных каменьев, церковное пение, мозаичные изображения – святых и евангельских сцен. То, что им довелось увидеть в Западной Европе, не шло ни в какое сравнение с этой красотой. В Лаврентьевской летописи есть такая запись: « Придохом в Немци, и видехом в храмах многие службы творяща, а красоты не видехом никакоеяже». Стремление к красоте и сказалось на « выборе вер». Вместе с христианской религией пришло на Русь из Византии искусство иконописи. Однако жесткая, аскетичная манера византийского письма смягчалась русскими мастерами.

 Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы выявить основные особенности мастерства великих иконописцев Древней Руси: Феофана Грека, Андрея Рублева.

В Третьяковской галерее в Москве собрании жемчужины древнерусской живописи.

(  Заочная экскурсия.  Посещение виртуальной галереи. http://www.museum.ru)

Учитель. Конец 14-начало 16 века называют золотым веком Древней Руси. Это было время торжества Москвы, вобравшей духовную и художественную культуру Киева и Владимира, Новгорода и Пскова. Теперь в нее съезжались книжники, духовные деятели, живописцы. В это благоприятное время и прибыл из Византии живописец Феофан Грек, прозванный так за свое происхождение.

Все поражало современников в личности Феофана: и масштаб его дарования, и его творческая свобода, и необычная манера письма.

Определить в чем заключалась необычность манеры письма Феофана Грека, нам поможет рассказ о его творчестве.

( Прослушивание лекции о творчестве Феофана Грека. CD – ROM For Windows And MacOS  Шедевры русской живописи.)

Итак, какие особенности живописи Феофана Грека можно выделить?

Выявление особенностей творчества Феофана Грека. Запись в тетрадь.

Учитель. Создание икон требовало огромного мастерства, духовного совершенства, внутренней чистоты. Всем этим в полной мере обладал великий древнерусский  художник Андрей Рублев. То немногое, что известно о Рублеве искусствоведам, известно и нам. А характерные особенности этого гения  мы определим,  прослушав лекцию.

( Прослушивание лекции о творчестве Андрея Рублева. CD – ROM For Windows And MacOS  Шедевры русской живописи.)

Выявление особенностей творчества Андрея Рублева. Запись в тетрадь.

С помощью интерактивной доски проецируются изображения иконы Андрея Рублева «Троица» и фрески Феофана Грека «Троица». Заранее подготовленные ученики представляют их.

Докладчик. Всмотримся в «Троицу» Рублева, икону 15 века, еще ничего не зная о библейском сказании. В ней есть что-то располагающее к длительному созерцанию. Трое прекрасных юношей сидят по разные стороны стола и даже не смотрят друг на друга, но художник так написал их, что видишь каждого в отдельности и всех вместе. Они так расположились по воле живописца, чтобы зримо перекликаться друг с другом не взорами, а сокровенной сосредоточенностью, душевной лаской. Теперь переведем взгляд на «Троицу» Феофана Грека. Эта фреска, написанная в 14 веке, в несколько поврежденном виде сохранилась в Троицком приделе собора Спаса Преображения в Новгороде.  В рублевской  «Троице» - мир тишины и покоя, покоя просветленного, благотворного, «Троица» же Феофана Грека полна трагизма, мрачного напряжения.

Консультант. Библейская история рассказывает, как к старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и как он вместе со своей женой Саррой угощал их под сенью дуба Мамврийского, догадываясь, что в них воплотились три лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.

Докладчик. Феофан Грек, следуя византийской традиции, передает этот эпизод с большей обстоятельностью. Он изображает уставленный яствами стол, Сарру, подающую блюда. Левая нижняя часть фрески утрачена, но искусствоведы считают, что там был изображен Авраам. Для Феофана Грека это прежде всего событие, произошедшее в определенном месте и в определенный час. В иконе Андрея Рублева отброшено все второстепенное. Остались три фигуры ангелов, евхаристическая чаша, дуб Мамврийский, дом и скала. Почему?

Ученики. Рублев оставил то, что помогало передать главное, - не событие, а состояние души: любовь, согласие, единение.

Докладчик. Это единство не в обозначенном линией круге, который рождает в нашем сознании плавные очертания ангельских фигур, и склоненная фигура правого ангела, и наклон дерева и горы. Ритмическое волшебство линий – не застывших, а трепетных.

Как это отлично от византийского письма фрески Феофана Грека, где складки одежды ангелов, резко пересекаясь, образуют острые углы и изломы. Это различие образно определил Н.М.Щекотов: «Характер византийского ритма иной: биение его ритмического пульса вызывает представление о церковной процессии… У Рублева – это пастуший рожок, звучащий издалека…»

( Звучит « Херувимская песнь» П.Чеснокова.)

По - разному выявляют иконописцы и индивидуальность ангелов. У Рублева средний ангел –  Христос. В задумчивой сосредоточенности, склонив голову, он благословляет чашу. Изъявляя тем самым готовность принести себя в жертву во искупление грехов человеческих. На лике левого ангела – глубокая печаль. Он тоже благословляет чашу – символ жертвенной любви, как бы изъявляя согласие на ее приятие Иисусом. Правый ангел - погружен в тихое раздумье, жест его правой руки тоже направлен в сторону чаши. А теперь обратимся к фреске Феофана Грека. Широкий размах крыльев создает впечатление неземного величия, могущества. В фигурах ангелов ощущается напряжение. Они кажутся разобщенными: каждый поглощен своими мыслями. Они напоминают воинов, которые присели перед смертельной битвой.

Во всем сказывается византийская природа творчества Феофана Грека. Красочная гамма фрески – это сочетание оттенков двух цветов: красного и черного. Они создают особый колористический эффект. Светлые и сероватые резкие блики, положенные на выступающие и затененные части, сообщают фреске экспрессию и драматизм.

 В живописи Рублева и фигуры, и предметы излучают свет. Цветом, его гармониями древнерусский мастер выражал все оценки состояния души.  Голубыми и золотыми тонами исключительной чистоты вошла в наше сознание рублевская «Троица».

Учитель. В сравнении с тихой светлой «Троицей» Андрея Рублева фреска Феофана Грека воспринимается как грозное видение. Иконописцы противостоят друг другу, как стремительная молния и ясное солнце, скорбь и радость…

Продолжите сравнения, выстроив для каждого из них ассоциативный ряд. Попытайтесь  определить, какие  цветовые и фигурные ассоциации возникают у вас при произнесении имени того или иного художника.

( Выполнение творческого задания в графическом редакторе.)

Учащиеся выстраивая словесный ассоциативный ряд, называют:  огнедышащий вулкан- зажженная свеча; бушующий океан- гладь озера; водопад-родник и т.д.

Учитель. А если искать ассоциации в колокольных звонах?

Ученики. Набат-благовест.

Учитель.  Воспользовавшись словарями одной из поисковых систем, дайте определение названиям звонов.

 ( Выполнение задания, занесение полученных сведений в тетрадь. )

Учитель. Предлагаю вашему вниманию звучание некоторых звонов. Воспользовавшись найденной информацией, определите, какой звон звучит.

Так и иконы Рублева и Феофана Грека вызывают разные чувства и разное настроение. Какие?

Ученик. На меня «Троица» Рублева действует как музыка нежная, спокойная, светлая, слушая которую обретаешь душевное равновесие. « Троица» Феофана Грека будоражит,  тревожит, держит в напряжении, но заставляет задуматься о смысле бытия и нравственных ценностях.

Учитель. Подведем итог. Развитие древнерусской живописи шло по пути от страстного душевного порыва, выраженного в творчестве Феофана Грека, к самоуглублению, созерцанию той внутренней красоты, которая заключена в душе человека. Это мы можем наблюдать в живописи Андрея Рублева.

Домашнее задание. ( По выбору.)

  1. Подобрать сайты по теме « Русская иконопись».
  2. Написать реферат «Русский иконостас».

3.Письменно ответить на вопрос : « Как проявляется различие в восприятии Судного дня в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева».

Список использованной литературы:

1. Емохонова Л. Г., Учебник. МХК. 10 класс. - М., Академия. 2008

2. 1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2003. 

3.  Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.1, 4, 6, 7, 16, 19.– М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. 

4. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времён до XVII века / Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.

Использованные материалы и Интернет- ресурсы:

  1. . http://www.museum.ru
  2. . CD – ROM For Windows And MacOS  Шедевры русской живописи.)
  3. Фонограммы музыкальных произведений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Разработка урока МХК в 10 классе Загадки русской иконы на примере коллекции Третьяковской галереи.

Урок основан на лекционном материале, самостоятельной поисковой работе учащихся  и обмене информацией....

Методическая разработка урока на тему: Раздробленность Древнерусского государства.

Пояснительная записка. Работа предоставлена по гуманитарному направлению (история).Тема урока: Раздробленность Древнерусского государства.Класс 6.  Обучающиеся социально адаптированы, психол...

Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»

Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока изобразительного искусства «Цвет в живописи»

Урок закрепления знаний по теме "Цветоведение" для 6 класса по програме Б.М.НеменскогоСодержит тестовое задание для проверки знаний по теме и творческое задание - изображения бабочек в холод...

Методическая разработка урока "Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре"

Районный конкурс на лучшую методическую разработку«По страницам истории родного края»...