Методическая разработка урока по теме "Из древнерусской литературы"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок для учеников 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskaya_literatura.doc | 33.5 КБ |
drevnerusskaya_literatura.ppt | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 510
С углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по теме «Из древнерусской литературы»
(для учащихся 5 класса)
Тип урока: получение новых знаний
Используемые технологии: ИКТ- технологии (презентация, мультимедийный проектор)
Санкт-Петербург
2011 год
Из древнерусской литературы
Урок в 5 классе
Цель: познакомиться с древнерусской литературой, историей ее возникновения, определить особенности древнерусской и литературы и ее жанры.
Структура урока:
Организационный момент
Основной этап: беседа и работа с презентацией
Подведение итогов урока
Организационный момент
Ход урока:
Организационный момент
Основной этап: беседа и работа с презентацией
В 988 году произошло крещение Руси (слайд 1), после этого началось взаимодействие с другими странами, распространение их культуры и литературного творчества на Руси. Древнерусская литература появилась в 11 веке (слайд 2-4). Книги создавались монахами. Это были труды всей жизни. Над одной рукописной книгой трудились несколько человек.
Чтение статьи в учебнике.
Основным жанром древнерусской литературы – летопись – погодная запись , но также известны и другие жанры(слайд 5 -6.)
В летописях рассказывалось о походах князей, о затмении солнца, об эпидемиях, обо всем, что происходило на Руси. Летопись помогает узнать об истории своего народа.
Самый известный памятник древнерусской литературы - «Повесть временных лет» (слайд 7 - 8) – свод летописей, созданный монахом Нестором.
Одна из повестей – «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Чтение повести в учебнике.
Словарная работа:
печенеги - тюркоязычный народ, пришедший на Русь с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины
отрок – мальчик-подросток
муж – богатый и знатный человек
воевода – начальник войска
сторожа – передовые, разведывательные отряды
Лыбедь – название реки
ладья – лодка
затворяться – закрываться
тужить- горевать
Беседа по вопросам:
Какой поступок совершил отрок- киевлянин?
Можно ли считать его подвигом? Почему?
Ради кого или чего совершен безымянный подвиг?
Почему воевода решает выступить против печенегов?
В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
Охарактеризуйте отрока – киевлянина, воеводу.
Почему в названии речь идет только о подвиге отрока? Разве не совершил подвиг воевода Претич?
Назовите основную мысль произведения.
Подведение итогов урока
Слайд 9
Домашнее задание: рассказ о древнерусской литературе, выразительное чтение отрывка из «Повести…», вопрос 3 – письменно.
Организационный момент
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
988 год – принятие Христианства на Руси ↓ необходимость в распространении книг Князь киевский Владимир Святославович
Рукописные книги Писали на пергаменте. Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей. Книги стоили очень дорого. Хранились в монастырях
Жанры древнерусской литературы . летописи хождения поучения послания
(середина XI века) - повествование в них велось по годам в хронологической последовательности. «лето» - обозначало не только сезон года, но и сам год. «В лето…» - начало каждой новой записи в летописи.
начало XII века монах Нестор «Повесть временных лет»
Мотивы «Повести…»: Сведения о происхождении славян Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях Рассказ об основании Киева и первых русских князьях. Повествование о принятии Христианства на Руси. Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого. «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжити, и откуда Русская земля стала есть…»
Тест: Летописание на Руси началось: А) в Х веке; Б) в XI веке; В) в XII веке. 2. Первым летописцем был монах: А) Никон; Б) Нестор; В) Сильвестр. 3. Летопись – это: А) произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий; Б) исторический документ; В) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях. 4. В какой древней книге главной мыслью является призыв к миру между князьями: А) «Апостол»; Б) «Повесть временных лет»; В) «Поучение Владимира Мономаха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету "Музыкальная литература"
Методическая разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" была участником городского конкурса методических разработок учебных занятий с применением ИКТ в 2011 году. Данная разра...
"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»
методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".Цель зан...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....
Методическая разработка урока татарского языка и литературы в 7 классе на тему: "Причастие"
Методическая разработка урока татарского языка в 7 классе для татарских групп...