Методическая разработка урока "Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре"
план-конспект урока (7 класс)

Александрова Лилия Ахмадхановна

 

 

 

 

 

 

Районный конкурс на лучшую методическую разработку

«По страницам истории родного края»

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока153.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА С.ШУШНУР»

Районный конкурс на лучшую методическую разработку

«По страницам истории родного края»,

посвященный 70-летию Победы

в Великой Отечественной Войне1941-1945гг

x_6d16718f

                                                                                       Выполнила:

                                                                                      Учитель МБОУ СОШ с.Шушнур

                                                                                     Александрова Лилия Ахмадхановна

                 

Шушнур-2017

Тема: ОБРАЗ САЛАВАТА ЮЛАЕВА В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ.

Цель:1. Совершенствовать  знания  обучающихся о  культуре   и искусстве Башкортостана   на примере образа Салавата Юлаева; познакомить с творчеством  художников, раскрывающих образ С.Юлаева,  2 Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь; развивать навыки  самостоятельной  и поисковой  работы; 3.Воспитывать любовь к родному краю, к духовному и культурному наследию края.

ОБОРУДОВАНИЕ:  таблица,  выставка книг, эскизы работ Х.Хабибрахманова, презентация, компьютер.

Ход урока.

1.Оргмомент. 

Мы рады приветствовать вас в нашем классе,

 Пусть в классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и легко!

Поручено нам вас сегодня встречать.

Начнём же урок, не будем  время терять

“Здравствуйте!” Доброе утро, гости, ребята!

2. Актуализация  знаний учащихся.

  Вначале  вспомним  материал  предыдущих  уроков,  и  узнаем,   о ком  пойдет речь  на  уроке.

Но для  этого  должны  решить  кроссворд. В добрый путь.(слайд4)

КРОССВОРД  

1.

         

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

По горизонтали:

1. Башкирский  народный  праздник в  честь окончания  посева. (Сабантуй).

2. Башкирское  селение.(Аул)

3.Боевое  и охотничье  оружие  башкир в древности.(Лук)

4.Старый  мудрый  человек. (Аксакал)

5.Народный   башкирский  праздник  в честь начала  весны. ( Воронья  каша)

6. Название   крупной  реки  Башкортостана и города  в Краснокамском районе.(Агидель)

7.Башкирская  шуточная   песня (частушка).(Такмак)

По вертикали: Какое слово  получилось? (Салават).

- Молодцы, справились с заданием.

3. Целепологание.

-Значит,  о ком мы  будем говорить  на уроке?

- О  С.Юлаеве.

-  Кто он такой?  Что вы  знаете  о нем?  (ответы учеников).

-Легендарный  герой башкирского народа.

 -Поэт-импровизатор

-Какие  стихи он писал? ( «Мой Урал»,  «Соловей», «Стрела», «Мой кош»).

-Борец  за свободу.

Символ,  изображен на гербе РБ.

- Создано много преданий и песен, написано картин, созданы  памятники.

-Хорошо.

4. Определение темы  и цели урока.

- У   нас   почему –то буквы  разбежались  и надо привести их  в  порядок, чтобы  мы  узнали тему  урока.

-Кто  поможет мне ?

( Слаавта О базрЮ алаев а   в вижопсии и кульпстуре) (слайд5)

(Образ  Салавата Юлаева в  живописи и скульптуре). ( слайд6)

-Правильно, молодец.

Чтобы  не  запутаться  и не потеряться в мире  искусства  запишите   число и тему урока в тетрадях. (запись на  доске).

На уроке  сегодня мы  продолжим   разговор о Салавате Юлаеве, познакомимся   с  художниками, которые  воспели  образ героя в своих работах,  и  тем самым  выразили  любовь, уважение  к  духовному  и культурному  наследию башкирского народа через  разные жанры  искусства.

5.Новый  материал урока.

А помогут в  этом нам наши экскурсоводы.

Теперь я вам  раздам  карту  с таблицей, которую вы должны  будете  заполнить.

Образ Салавата  Юлаева  в живописи и искусстве.

№п.п.

    Автор

Название  произведения

Год    создания

  Жанр

1.

 

2.

3

 

4.

 

5.

Вначале  посетим  Художественный музей имени М.Нестерова.(слайд7).

В лучших  традициях   русской  классической  живописи  написано  мужественное  и трагическое   полотно «Поимка Лежнева». Картина  написана  в 1930 году. События  как  известно происходили  близ д.Миндяшево, Шайтан-Кудейской  волости. (слайд 8).

- Теперь  мы  немного поработаем над содержанием  картины. (слайд9)

- Какое  время  года изображено на картине?

-Кто изображен в центре  полотна?

-Каким  изображен  здесь  герой картины?

- На заднем плане картины,  что вы видите?

- Что  хотел  сказать   художник  своим  произведением?  Каким  показал  здесь С.Юлаева?

-Далее  мы  направляемся в  Национальный  музей Республики Башкортостан. (слайд 8)

Поведет туда нас Петрова Екатерина

Посмотрите  внимательно на картину, которая есть у вас  в учебнике, и  ответьте на вопросы:

-  Кого изобразил  Алексей Александрович  на  переднем плане  картины?

-   В центре  картины   мы  видим  С. Юлаева, каким  изобразил   его художник?

- Как  вы  думаете, где  происходят события?  Где допрашивают Салавата?

-А что вы видите на  заднем плане   полотна?

-А что еще можно сказать о Салавате Юлаеве? Какой  он?

Теперь заполним  нашу карту –таблицу.

Вероятно, устали все и пора  нам немного отдохнуть. (физминутка)

Упражнения выполняются сидя.(релаксация) .

(под спокойную башкирскую музыку).(слайд 14)

1. Закроем  глаза  и представим, что попали  в   Салаватский  район, горы, тишина, чистый  воздух.

Как змея извивается дорога и с высоты обрывов открывается  беспредельная  даль долин  Сима, Юрюзани с панорамой, смытой мглой  покрытых  лесом  вечнозеленых гор Урала. Мы  прибываем в Салаватский  район, с.Малояз. Открываем  глаза. Продолжим  работу.

- Куда  мы  прибыли?

-В с.Малояз, Салаватского района. (слайд15)

- Что же  здесь ждет нас  интересного для нас есть ?

- Кто мне подскажет? (слайд15)

-Музей Салавата Юлаева.(слайд 15)

Совершенно  верно.

В  этот музей  нас поведет Сапаева Ольга.

В музее представлены живописные картины известных башкирских художников, запечатлевших уголки природы, связанные с именем Салавата, а также варианты образа Салавата, эпизоды из его жизни. Привлекают внимание шесть бронзовых фигур, обрамляющих здание и имеющих символические названия: «Борьба», «Призыв», «Свобода», «Прощание», «Песня», «Память».(слайды15,16).

-Кто же является  автором  данных скульптур?

- Что же  мы  о нем знаем? (слайд17,18)

-Ребята,  нас  интересует  еще  одна  работа. Мы возвращаемся  обратно в г.Уфу.(слайд 19).

- Что  мы видим?

- В каком году  он установлен?

 Памятник установлен к 10-летию суверенитета Башкортостана. Выполнен он из кованой меди.  Автор предлагает в нём свое видение образа, в пластике фигуры, лица, спокойной уверенности позы которого – ощущение волевой и физической собранности. Скульптор одновременно привносит в его трактовку романтические ноты, показывая Салавата, как вдумчивого поэта. 

Конечный  пункт нашей  экскурсии конный памятник С.Юлаеву .(слайд 20)

-Кто является  скульптором памятника?

-Что вы  знаете  о нем, расскажите.

-Теперь   заполняем  таблицу.

Мы завершаем  свою экскурсию в мир искусства, которая  рассказала  и показала   нам об  образе

С. Юлаева в живописи и  скульптуре

- Каким мы  увидели  С.Юлаева?

4.  Закрепление.

Давайте  проверим   как  вы усвоили материал урока и  проведем  тест со взаимопроверкой.

1.Как называется одна из лучших картин А.А. Кузнецова о народном герое?

   А) «Допрос Салавата»

   Б) «Поимка Салавата»

   В) «Непокоренная воля»

2.  Где  находится  музей С.Юлаева?

   А) С.Малояз, Салавтский район,

Б) с Миндяшево, Салаватский  район.

В)г.Уфа

3. Автор картины "Поимка Салавата":

А) А. Кузнецов;

Б) А. Лежнев;

В) Г. Мустафин.

4. В каком  году  написана  картина А.А.Кузнецова «Допрос Салавата»:

А) в 1950 году;

Б) в 1955 году;

В)  в 1960 году.

5. Автор  памятника Салавату Юлаеву,  установленного  около здания Курултая:

А) А.Кузнецов;

Б) С.Тавасиев;

В) Х.Хабибрахманов.

Теперь  внимание  на  экран и  проверяем и  оцениваем.(слайд 20).

5. Рефлексия.

– Ребята, оценим свою работу  на уроке.

– У каждого на парте  лежат три карточки разного цвета:

Красный -  работал  в полную силу.

Зеленый  –  работал хорошо.

Желтый -  мог бы  работать получше.

img4.jpg (18190 bytes)

Учащиеся показывают карточки, высказываются.

6.Итог  урока. Оценивание.

7. Теперь запишите  домашнее задание.

Домашнее задание:

1. С.62-63, прочит., отв. на вопрос 2, с.62.

2.  собрать материал о  памятнике Нечаевой Т.П. и  дополнить таблицу.

3.  Изучить образ С. Юлаева в музыке, театре и кино, используя  Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Салават Юлаев

презентация...

Салават Юлаев

презентация...

"Салават Юлаев - славный сын башкирского народа". Внеклассное мероприятие.

Ознакомление учащихся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта....

Викторина «Мой родной город Салават», посвященная 65-летию города

Презентация  - Викторина «Мой родной город Салават», посвященная 65-летию города....

Методическая разработка. Открытого урока по дисциплине «Башкирский язык» Тема: «Салават Юлаев – поэт и сәсән»

Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Башкир-ский язык» составлена на основе требований государственных образовательных стандартов (или ФГОС) для обучающихся социально-экономически...

Конспект урока по элективному курсу «Литература народов России» «Я не умер, башкиры!» (по творчеству народного поэта Башкирии Салавата Юлаева)

Личностное расширение духовного, нравственного, эстетического опыты носителя определенной культуры через реализацию принципа «диалог культур» при знакомстве с иной культурой...

Доклад "Памятник Салавату Юлаеву как объект культурного наследия"

Доклад был направлен в межрегиональную научно-практическую конференцию,  посвященную 125-летию со дня рождения Сосланбека Тавасиева...