Главные вкладки

    Конспект урока по элективному курсу «Литература народов России» «Я не умер, башкиры!» (по творчеству народного поэта Башкирии Салавата Юлаева)
    план-конспект урока (11 класс)

    Чимитова Цырендулма Дашинимаевна

    Личностное расширение духовного, нравственного, эстетического опыты носителя определенной культуры через реализацию принципа «диалог культур» при знакомстве с иной культурой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок по башкирской литературе143.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Республики Бурятия

    МКУ «Комитет по образованию» МО «Еравнинский район»

    МБОУ «Ульдургинская СОШ им.Ц. Номтоева»

    Конспект урока по элективному курсу 

    «Литература народов России»

    «Я не умер, башкиры!»

    (по творчеству народного поэта Башкирии Салавата Юлаева)

                                       Автор Чимитова Цырендулма Дашинимаевна,

                                      учитель русского языка и литературы

                                      Предметы преподавания:  русский язык и литература,  

                                      элективные курсы «Литература народов Востока

                                     (автор  Санжадаева Г.С.),

                                     «Литература народов России» (автор    Хайруллин Р.З.)

    Раздел Литература XVIII века

     Тип  урока интегрированный

     Цель урока а) более глубокое проникновение в суть изучаемой темы;

                          б) повышение интереса учащихся к предмету

                          в) целостное, синтезированное  восприятие изучаемой  темы

                          г) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

    Задачи урока: пробуждение интереса к изучению литературы народов России

    Метапредметное значение урока: личностное расширение духовного, нравственного, эстетического опыты носителя определенной культуры через реализацию принципа «диалог культур» при знакомстве с иной культурой

    Место урока №9

    Оборудование: учебник - хрестоматия «Литература народов России», СПб «Просвещение», 1995 (авторы – составители Р.З. Хайруллин, С.К. Бирюкова), учебник «История России» («Восстание Пугачева»), проектор

    Компьютерная презентация, опережающее задание группе учеников: историкам, этнографам, географам, литературоведам

    Ход урока:

    Слово учителя:  «На самой высокой точке города Уфы, на утесе, возвышающемся над рекой Белой, стоит величественный монумент. Привстав на стременах и могучей рукой натянув поводья, всадник осадил разгоряченного коня. Смелое волевое лицо, правая рука с плетью – камчой, поднятая в призывном движении. Это национальный герой башкирского народа Салават Юлаев». Такие слова предваряют наше знакомство с народным поэтом Башкирии Салаватом Юлаевым в разделе нашего учебника «Литература XVIII века». (Слайд № 1. Фото памятника)

         

        Памятник Салавату Юлаеву - Уфа

            Учитель: Уфа, Белая, башкирский народ, Салават Юлаев.  О чем вам говорят эти имена собственные?

     Ответы учащихся: названия города, реки, на которой стоит памятник, имя героя, кому поставлен памятник.

           Учитель: Из курса истории России уже вы знаете, что Салават Юлаев (16 июня 1754 - 26 сентября 1800) - национальный герой башкирского народа.  Как вы думаете, почему более 100 лет имя Салавата было под запретом?  

          Ответ: Потому что он был одним  из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 годов, сподвижником  Емельяна Пугачёва.  

          Учитель: Салават Юлаев  был известен в Башкирии ещё как поэт-импровизатор (сесен).

          У каждого народа есть художественно одаренные люди, способные объяснить и передать информацию в поэтической форме. Башкиры называют таких людей сесен. (Аналоги из культуры других народов – ашуг, акын, бахчи, манасчи, сказитель, скальд, трубадур, шпильман, рапсод, аэд и т.д.) Сэсэн импровизирует в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбры (думбыры). Состязания сесенов проводились на йыйынах (больших собраниях представителей башкирского народа для решения каких-то проблем).  Произведения Салавата Юлаева, записанные со слов сказителей в XIX веке, – одно из выдающихся явлений ранней башкирской литературы.  

          Прежде чем вы подробнее познакомитесь с темой нашего урока, а урок мы назвали строкой из стихотворения Салавата Юлаева «Я не умер, башкиры!»,  давайте совершим путешествие в далекую Башкирию, на родину Салавата Юлаева.    

          Известный искусствовед И.С. Лисевич писал: «Чтобы понять искусство другого народа, надо овладеть лежащим в его основе культурным кодом». Его слова – ключ к пониманию важнейших категорий поэтики, специфики понимания литературы народов Востока, к которым относится и башкирская литература. И первая задача нашего урока познакомиться с той землей, которая взрастила народного героя.

         Ваши одноклассники получили опережающее задание к уроку и работали в определенных направлениях: географы, историки, этнографы, литературоведы.  Они и познакомят нас с результатами своей работы.

         Сначала мы прослушаем сообщение географа и повторим знакомый вам материал по «Географии России» о Башкирии. 

    1. Географ: (на слайде физическая карта России)

          Наименования Республика Башкортостан и Башкортостан являются равнозначными. Входит в состав Приволжского федерального округа, являясь частью Уральского экономического района. Столица город Уфа.  

          Образована 15 ноября [29 ноября1917 года как национально -территориальная автономия Башкурдистан, с 20 марта 1919 года, в результате подписания Соглашения центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономной Башкирии, именовалась Башкирской АССР и является первой национальной автономией на территории современной России. С 11 октября 1990 года называется БССР — Башкортостан, с 25 февраля 1992 года — Республика Башкортостан. Численность населения: 4 071 987  чел. (2015) — первое место в России среди республик.

            Республика Башкортостан является частью одноимённой историко-географической области. Граничит с Пермским краем, Свердловской, Челябинской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой.

    • Географическое положение

           Башкортостан расположен на западных склонах Южного Урала и в Предуралье. Высшая точка на территории республики — гора Ямантау (1640 метров). Протяжённость региона с севера на юг — 550 км, с запада на восток — 430 км.

    Климат континентальный. Среднегодовая температура: +0,3° С в горах и +2,8°С на равнине. Средняя температура января: −18° С, июля: +18°С.

    • Часовой пояс

          Башкортостан находится в часовом поясе Екатеринбургское время.  Относительно московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +2 часа и обозначается в России как MSK+2.

    Учитель: Мы теперь знаем о географическом положении, климате Башкартостана,  и в каком часовом поясе он находится. А сейчас дадим слово историкам.

    II.Историк (на слайде политическая карта России)

    Ранняя история (слайд «карта Золотой Орды)») 

              В X—XIII веках западная часть Башкирии входила в состав Волжской Булгарии.

             С 1220 по 1234 год башкиры беспрерывно воевали с монголами, фактически, сдерживая натиск монгольского нашествия на восток.          Монгольско-башкирская война длилась 14 лет. В «Сокровенном сказании монголов» башкиры перечислены среди народов оказавших наиболее сильное сопротивление татаро - монголам.

             В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды. Башкиры получают право бийства (ярлыки), то есть фактически территориальную автономию в составе империи монголов. В правовой иерархии монгольского государства башкиры занимали привилегированное положение.

             После распада Золотой Орды башкиры пребывали в составе Ногайской ордыКазанского и Сибирского ханств.

    XVI—XIX века. Присоединение Башкортостана к России

          К 1557 году состоялось добровольное присоединение на основе соглашения европейской части Башкортостана к России. К середине XVII века, после распада Сибирского ханства, фактически состоялось окончательное вхождение территории исторического расселения башкир в состав России.

         Со второй половины XVI века до начала XIX века башкиры занимали обширную территорию от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере, включая все левобережье Волги, до среднего течения Яика (Урала) на юге, то есть находились на Среднем и Южном Урале, в Приуралье, а также в Поволжье и Зауралье.

         В XVI—XVII веках в русских источниках территория проживания башкир обозначалась как Уфимский уезд или Башкирия.  

         Первоначально название употреблялось в форме Башкирь, Башкирдия, Башкирская провинция.

         В 1708 году край причислен к Казанской губернии как Уфимское воеводство, которое с 1719 года переименовано в Уфимскую провинцию. В 1774 году Уфимская провинция отошла в состав созданной Оренбургской губернии.

          Башкирские конные полки воевали в рядах русской армии в составе ополчения Минина и Пожарского, приняли участие в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году, заметна была их роль в Отечественной войне 1812 года.

    XX век (на слайде «Политическая карта России»)  Башкурдистан и Башкирская АССР

         20 марта 1919 года в Москве было подписано Соглашение центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономной Башкирии. Подписав данный документ, Советская Россия признала национально-территориальную автономию, существовавшую с 1917 года.

         11 октября 1990 года Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. Республика стала именоваться Башкирской ССР, позднее обрела нынешнее название Республика Башкортостан.

         24 декабря 1993 года была принята Конституция Республики Башкортостан, утвердившая пост Президента Республики.

    Башкортостан — республика (государство) в составе Российской Федерации. Государственные языки —башкирский и русский.

     Флаг  Башкортостана (слайд №)

          Синий цвет на флаге означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан; белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; зелёный — свободу, вечность жизни.

         Цветок курая — символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

            Государственный флаг Башкортостана утверждён 25 февраля 1992 года.

      Герб Башкортостана представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башҡортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент — золотистого, цветок курая — зелёного, восходящее солнце — светло-золотистого, лучи солнца — жёлтого, фон между памятником и орнаментом — белого, внутренняя и наружные окружности - темно-золотистого цветов. Автор герба - Фазлетдин Фаррахович Ислахов. 

    Государственный герб Башкортостана принят 12 октября 1993 года.

    Глава (слайд фото Р.Хамитова)

          Руководителем региона является Глава Башкортостана, избираемый народным голосованием. До 1 января 2015 года должность называлась Президент. Главой Республики Башкортостан является Рустэм Хамитов. Первый Президент Башкортостана — Муртаза Губайдулович Рахимов.

        Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан -законодательный орган (парламент) Башкортостана, состоящий из 110 депутатов. Избирается на всеобщем голосовании. Председателем Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан является Константин Толкачёв.

    Учитель:  Кто слышал башкирские песни, наверное, отметил их схожесть с бурятскими песнями. И части национальной одежды башкиров и бурят также очень схожи. В своей речи мы часто используем башкирскую лексику (тюркизмы): ясак, аркан, аул, мурза, юрта, яшма, бабай, айда, бешбармак, беляш, башка, бельмес и т.д. А теперь дадим слово этнографам.

          III.Этнограф (слайд Юрта, Языковые семьи)

         Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области, говорящий на башкирском языке западнотюркской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. 

       Численность в мире около 1,6 миллиона человек. В России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 1 584 554 башкира, из них 1 172 287 в Башкортостане.

       Национальный язык — башкирскийПисьменность в начале XX в. была на основе арабской графики, в 1929 году её перевели на латиницу, а с 1939 года — на кириллицу.

       Традиционная религия — ислам суннитского толка.  

        В Республике Бурятия на 2012 год проживало 539 башкиров, сейчас их численность увеличилась в 4,6 раза.

    Учитель: Мы с вами повторили географическое положение Башкирии, политическое устройство республики, познакомились с ее символами, узнали к какой языковой семье относится башкирский язык, и какая религия в республике главенствующая.

           А теперь вернемся к творчеству Салавата Юлаева. Перед вами его стихотворения «Тоска по родине» и «Я не умер, башкиры!». Но без знания биографии Салавата, а именно трагических страниц его жизни нам будет трудно понять смысл его стихов. Вновь дадим слово историкам.

    http://www.gmpr-sintz.ru/images/stories/biblioteka/ural/salawatyulayev.jpg

             Историк: 

                Личность отца, участвовавшего в 1772 году в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии, ведшей бои с польскими конфедератами, храбрость и отвага которого была отмечена военной наградой, его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель, оказали на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием: он мог писать на языке тюрки, видимо, владел и русским языком, косвенным доказательством чему служат переговоры с солдатом Чудиновым и то, что он не испытывал трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.

             Салават Юлаев стоял во главе всего восставшего Башкортостана с самого начала крестьянской войны 1773-1775 годов. Он был схвачен царскими властями 24 ноября 1774 года, а его отец Юлай Азналин еще раньше. Закованные в колодки, они были отправлены в Москву.

            11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского карательного корпуса Салават добровольно перешел на сторону повстанцев. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года, т.е. всего 1 год и 15 дней он находился в центре событий Крестьянской войны, потрясшей основы

    монархической власти Российской империи. За год с небольшим он участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провел самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачева. 

          Назир Кулбахтин, башкирский ученый, доктор исторических наук, в одной из своих работ, посвященных полководческому таланту Салавата Юлаева, указывает, что не все 11 самостоятельных сражений с карателями завершались победой Салавата. Были и поражения. Но, в отличие от других предводителей Крестьянской войны, Салават ни разу не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы войска, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать  в боях.

        11 ноября 1773 года, когда Салават в Бердской крепости предстал перед Пугачевым, ему было 19 лет. В течение 2-3 недель юный башкирский воин своей отвагой и полководческим талантом завоевал доверие и любовь «мужицкого царя» и стал самым молодым полковником повстанческой армии. 
          Салават Юлаев стал осуществлять руководство крестьянскими очагами повстанческой борьбы в районе Красноуфимска и Кунгура, распространял пугачевские воззвания среди населения, а также снабжал главное повстанческое войско деньгами, провиантом, снаряжением, плюс занимался мобилизацией воинов. На занятой повстанцами территории Пугачев и его сподвижники распускали органы местной власти и устанавливали казачьи порядки. В конце марта — начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском. 
         Теперь, на втором этапе Крестьянской войны, военные действия развернулись, в основном, лишь на территории Башкирии. В конечном итоге, после поражения восстания и ареста Пугачева, народный герой Салават Юлаев тем не менее продолжал борьбу против правительственных войск.

           Царский генерал Потемкин обратился к Салавату с приказом прекратить сопротивление и сдаться. Салават пренебрег этим требованием, и восстание в Башкортостане удалось подавить только после приезда сюда знаменитого

    генерал-поручика   Александра Суворова. 

          Силы были неравны, и после поимки башкирских предводителей в конце сентября 1774 года и взятия в плен Салавата Юлаева 24 ноября того же года, восстание на башкирской земле пошло на убыль.

          По определению Тайной экспедиции от 16 марта Салават был приговорен к телесному наказанию и пожизненной ссылке на каторжные работы. При допросах в Москве отец и сын упрямо отвергали выдвинутые против них обвинения, и вердикт, лично утвержденный Екатериной II, предписывал провести повторное следствие на месте их "злодейств" – в Оренбургской губернии.

          9 апреля Салавата и Юлая доставили в Оренбург, а 1 мая привезли в Уфу.

         Новое следствие производила Уфимская провинциальная канцелярия, которая 22 июля вынесла определение: вручить каждому по 175 ударов кнутом, после этого, вырвав ноздри и поставив на лбу и на щеках "указательные знаки" (каторжные клейма), «З» (злодей), «Б» (бунтовщик), «И» (изменник) направить на пожизненные каторжные работы в Эстляндскую губернию.

           2 октября 1775 года скованные по рукам и ногам Салават и Юлай на двух подводах под охраной были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Было Салавату 21 год от роду, и началась новая, каторжная пора жизни Салавата, которая оказалась самой продолжительной: 24 года и 9 месяцев. Больше половины своей жизни он томился на каторге, делая все возможное, чтобы поддержать отца. И этот трагический период жизни сделал Салавата бессмертным… 
          Обоз с каторжниками миновал Мензелинск, Казань, Нижний Новгород, Москву, 14 ноября достигли Твери. Затем были Новгород, Псков, Ревель и 29 ноября они добрались до Рогервика. 

          Балтийский порт, он же Рогервик, основан Петром I. Однако к тому времени, когда в Рогервике оказались участники башкирского восстания, крепость была практически заброшена. Там оставались только небольшой гарнизон и малое количество арестантов. Салават и Юлай встретили здесь своих соратников по борьбе: пугачевского полковника И.С.Аристова, полковника Канзафара Усаева, других. Здесь Салавату Юлаеву и его отцу предстояло прожить остаток своей жизни. 

         Когда на престол взошел Павел Первый, комендант крепости Лангель подал запрос о переводе оставшихся пугачевцев в Таганрог или в Иркутск на суконную фабрику. В ответ из Сената пришла резолюция: «Означенные колодники нимало не следуют к рассылке… за злодейства свои отосланы по имянным высочайшим повелениям, и велено содержать их в оном порту с возможною осторожностию, чтоб не могли учинить побег».

         Существовал специальный манифест от 17 марта 1775 года, который издала покойная императрица Екатерина II. По ее воле все участники пугачевского бунта должны быть навсегда заточены, а их имена следовало «предать вечному забвению, глубокому молчанию». По этому манифесту власти на местах преследовали всех, кто произносил имена бунтовщиков. 
        Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датируется 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе двадцать пять лет: «В Эстляндское губернское правление от находящегося при Балтийской инвалидной команды майора Дитмара. Находящиеся в моем ведении каторжные невольники 12-ти человек, которые и состоят благополучно. Против прежде поданной таковой же ведомости убыло: Сего месяца 26-го числа помре каторжный неволник Салават Елаев, о чем сим донесть честь имею». Салават умер на каторге 26 сентября 1800 года.
     

    Учитель: Выразительное чтение стихотворений «Тоска по родине», «Я не умер, башкиры!» и их анализ.  

    Тоска по Родине

    Голубые небеса,
    Реки, рощи и леса, 
    Всюду птичьи голоса, 
    Благодатный мой Урал!

    Ты и родина моя,
    Ты любовь и жизнь моя,
    Ты печаль и песнь моя, 
    Благодатный мой Урал!

    Я стада твои люблю,
    Я луга твои люблю, 
    Я снега твои люблю,

     Благодатный мой Урал!

    Я своей любовью чист, 
    Как грозой умытый лист,
    Как поутру птичий свист,
    Благодатный мой Урал!

    На чужбине сам грущу, 
    По твоим лесам грущу,
    По твоим степям грущу,
    Благодатный мой Урал!

    Я не умер, башкиры!

    Ты далеко, отчизна моя!

     Я б вернулся в родные края,

    В кандалах я, башкиры!

    Мне пути заметают снега,

    Но весною растают снега,

     Я не умер, башкиры!

          Эти слова, написанные  Салаватом Юлаевым, воспринимаются сегодня как исповедь сильного батыра, измученного пытками, допросами, но не покорившегося судьбе.

    IV. Литературовед:  Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате, как герое и певце-импровизаторе, сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен.  Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).

          Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Соединение в нем таланта поэта и певца с воинской доблестью и даром полководца олицетворяло собой идеальный духовный облик башкирского народа. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.

        Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились, имеется лишь его личная подпись на Пугачевском манифесте, написанном на башкирском языке. О Салавате Юлаеве, как башкирском поэте и борце за свободу своего народа, сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.

       

    Подведение итогов урока.

       К великому сожалению, сохранилась лишь небольшая часть документов о жизни и судьбе, поэтических произведений Салавата, который воплотил в себе героизм и поэтический талант башкирского народа. Свободный дух, свобода — главные ключевые черты характера, которые определяют сущность личности Салавата, черты, возвысившие его над массами, сделавшие его народным вождем. 
    …Память о Салавате жива и чтима и по сей день. В Башкортостане его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения. Открыты музей Салавата Юлаева в селе Малояз и отдел музея в селе Алькино Салаватского района. Еще в 1967 году была учреждена премия БАССР имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1992 года — Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева). 
      Всего 46 лет было Салавату, когда завершился земной круг его жизни. Но в памяти народа он все такой же молодой, 20-летний поэт, полководец, непокоренный титан, несущий на своих плечах горы надежд, а в пламенном сердце — свободолюбивый дух башкир. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Жизнь и творчество народного поэта Башкортостана Рами Гарипова.

    Данную презентацию можно использовать при изучении биографии и творчества народного поэта Башкортостана Рами Гарипова. В даннай работе собраны очень много фотографий из жизни поэта, которые трудно най...

    Внеклассное мероприятие «Певец родного края», посвящённое творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова

    Внеклассное мероприятие «Певец родного края», посвящённое творчеству народного поэта Дагестана  Расула Гамзатова Цель: 1)повышение интереса к произведениям Р. Гамзатова, 2)расширение читательског...

    Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России

    Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников...

    Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России на тему " Бережное отношение к природе"

    Урок направлен, чтобы помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать им представлен...

    элективный курс "Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество Н.С.Гумилева"

    Программа курса ориентирована на первое полугодие 11 класса параллельно с изучением программного материала по Серебряному веку. "Самый непрочитанный поэт" - особое внимание уделено творчеств...

    Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".

    В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...