Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Кириллова Галина Анатольевна

В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "Книга" помогает  раскрыть особенности творчества поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rarzabotka_uroka_poet_gabdulla_tukay.docx155.07 КБ

Предварительный просмотр:

Из литературы народов России

Поэт Габдулла Тукай.

 Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Цели: познакомить с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем,  с  главными темами творчества. Показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Задачи: показать любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа в стихотворении «Родная деревня»;  определить основную мысль стихотворения «Книга», роль книги в жизни человека поэта.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: имеют представление о Габдулле Тукае как выдающемся татарском поэте. Узнают факты из биографии поэта. Научатся анализу стихотворения. Рисование собственных иллюстраций к стихотворениям.

Метапредметные

Познавательные:

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица, схема);

– осуществлять анализ и синтез;

– строить рассуждения.

Регулятивные:

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные: 

 – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные:

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Габдулла Тукай

1886 – 1913

          Имя Габдуллы Тукая, знаменитого татарского поэта, известного всем ценителям поэзии. Его произведения всегда отличались лиризмом, душевностью, искренний любовью к родине.

           Судьба известного татарского поэта Габдуллы Тукая весьма трагична. В четырехлетнем возрасте он оказался круглым сиротой, и его дальнейшая судьба зависела от милосердия тех людей, у которых он жил. Тукаю пришлось немало пережить на своем веку.

           В 1892 -1895г. Габдулла жил в семье простого крестьянина Сагди в небольшой деревушке Кырлай. Это был, пожалуй, самый светлый период в детстве будущего поэта. Мальчик приобщился к труду, научился ценить те небольшие радости, которые дарила незамысловатая крестьянская жизнь. Именно тогда Габдулла впервые осознал всю любовь к родной земле, единением со своим народом.

Кырлайский период оставил глубокий след в памяти Тукая, наложил отпечаток на его дальнейшее творчество.

 Стихотворение «Родная деревня»

История создания: Стихотворение написано в 1909 г., посвящено малой родине поэта, небольшой деревушке Кырлай, где прошло его детство. Это место, где человек был особенно счастлив, где познавал жизнь во всём её разнообразии, учился дружить, любить, верить.

Тема стихотворения: любовь к родной деревне – месту,  где прошла детские и юношеские годы.

Композиция: состоит стихотворение из 16 строчек. Условно можно разделить на 3части:

1ч. Описание родной деревни.

. Перечисление всего того, чему научился автор во время жизни в деревне.

. Взгляд в будущее, в котором всегда будет место чудным воспоминаниям о родном крае.

Жанр: Лирическая поэзия (автору в полной мере удается отобразить глубину своих чувств и эмоций).

 

Стихотворный размер: ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге).

   

E:\ТАБЛИЦЫ по ЛИТЕРАТУРЕ\5 кл. Стихотвор. размеры.jpg

Средства выразительности (выпишите из стихотворения)

 Метафоры ____________________________________________________

Эпитеты______________________________________________________

Олицетворение_________________________________________________

Гипербола_____________________________________________________

Гипербола – преувеличение свойств предмета или явления. Например:

Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках. (С. А. Есенин)

Стихотворение «Книга».

        Тема стихотворения:

 Описание душевного  состояния, которое рождает прочтение книги.

        Идея стихотворения (что хотел сказать автор?):

Единственно постоянным, никогда не иссякающим источником мудрости является книга. Только она неизменно помогает разобраться в пестрой путанице мыслей, жизненных забот, наставляет на верный путь.

       Что значит книга для лирического героя?

Книга для лирического героя – это та отрада, к которой можно обратиться всегда: и в минуту радости, и в минуту горя. Она поможет обрести силы для дальнейшей борьбы с жизненными трудностями, для созидания нового.

        Смысловые части стихотворения:

1-я часть (строфы 1,2): лирический герой рассказывает о причинах (жизненных ситуациях), заставляющих обратиться к книге (найдите в тексте строки).

2-я часть (строфа 3): лирический герой с наслаждением описывает процесс чтения  (найдите в тексте строки).

3-я часть (строфы 4,5): лирический герой описывает изменения, которые рождает в его душе прочтенная книга, вселяя веру в собственные силы (найдите в тексте строки).

       Изменение  настроения в стихотворении:

В первых строфах автор рисует душу, измученную жизненными трудностями.

В третьей строфе – момент исцеления мудрой книгой.

Четвертая и пятая строфа описывают то радостно-приподнятое, окрыленное надеждой на светлое будущее,  настроение, которое рождает прочтенная книга; герой как бы заново рождается, прежние заботы кажутся ему не такими сложными и неразрешимыми; мы слышим искреннюю благодарность книге.

       Средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения.

        «Белый свет», «нетленные страницы», «бесстрашно сердце», «радостна душа», «надеждою святой» - _________________________________________

         «Душа измучена в борьбе», «горе у дверей», «я пью тебя», «вновь рожденный чистою мечтой», «распрямленный верою в себя» - ______________________________________________________

«И ясный день ненастной тьмы темней, «слово…как путеводная звезда»-_______________________________________________________________

    !   Назовите и допишите средства художественной выразительности.

         Размер стихотворения:____________________(допишите)

          Тип рифмовки: ________________________(допишите)

E:\ТАБЛИЦЫ по ЛИТЕРАТУРЕ\5 кл. Способы рифмовки.jpg

Д.З: 1.Выразительное чтение (стр.169-170)

         2.Выполнить задания на рабочих листах.

         3.Ответить на вопросы на стр. 172 (письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"

Пояснительная записка Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас  пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор...

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"

Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"...

Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".

p { margin-bottom: 0.21cm; } Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как пр...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе "Поэты пушкинской поры"

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского3. Сопоставить э...

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...

методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...