Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока
по дисциплине: «Литература»
Тема:
«Сергей Александрович Есенин –
национальный поэт».
Моя лирика жива одной
большой любовью к Родине.
С. Есенин
1895-1925
1. Организационный момент.
Приветствие преподавателя. Проверка готовности к уроку.
2. Целевая ориентация.
Тема нашего урока: «Сергей Александрович Есенин – национальный поэт». Эпиграфом к уроку послужат слова Сергея Есенина. (слайд № 1)
Моя лирика жива одной
большой любовью к Родине.
С. Есенин
(Учащиеся записывают в тетрадь тему, эпиграф, годы жизни).
- Поэт прожил короткую (всего 30 лет), но яркую жизнь.
- Цель нашего урока: выявить народный и национальный характер поэзии Есенина С.А. (слайд № 2):
- «Когда мне хочется погрустить, когда сердце хочет попечалиться, а душа задуматься, я беру Есенина. Он из тех поэтов, которые нужны для самой интимной жизни души. Без него уже не хватает воздуха. К нему привыкаешь как к лесу и полю», - писал Даниил Гранин. (слайд № 3)
- Для того, чтобы эмоционально настроиться на восприятие лирики Есенина, я предлагаю урок начать с прослушивания фрагмента песни на стихи поэта «Отговорила роща золотая» в исполнении замечательной певицы Надежды Кадышевой. (звучит фрагмент аудиозаписи песни) (слайд № 4)
- Для раскрытия поставленной цели нам необходимо ответить на следующие вопросы:
- в чем народный характер поэзии Есенина;
-почему он является национальным поэтом (слайд № 5)
3. Актуализация опорных знаний.
- Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
(ожидаемый ответ – продолжить знакомство с творческой биографией поэта и его лирикой);
- С биографией и творчеством С.Есенина вы знакомы по урокам литературы в школе. Перед тем, как обратиться к лирике поэта, давайте вспомним, где родился Есенин, что являлось его малой Родиной?
(ожидаемый ответ - село Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье).
- Поэзия Есенина настолько певучая, музыкальная, что ряд стихотворений положены на музыку. Многие из этих песен считаются народными. Одну из них мы с вами прослушали в исполнении Надежды Кадышевой.
- Какие еще песни на стихи Есенина вы знаете?
(ожидаемый ответ - «Клен ты мой опавший», «Над окошком месяц», «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к матери», «Мне осталась одна забава», «Ты меня не любишь, не жалеешь» и другие.(слайд № 6)
4. Формирование новых понятий и способов действий.
- Термин «народность» в литературе – многозначное понятие, включающее в себя сюжеты, образы, мотивы, взятые из народного поэтического творчества, доступность и понятность (слайд № 7).
Мир народно - поэтических образов окружал поэта с первых дней жизни. Рязанская земля была страной его детства. И костер зари, и плеск волн, и шелест тростника, и необъятная синь, и глубокая гладь озер – вся красота родного края с годами отразилась в его стихах, полных любви к русской земле:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
- Поэт считал, что его литературная дорога началась с «легкой блоковской руки». «Был он для меня словно икона… Приду и скажу: вот я, Сергей Есенин, привез вам мои стихи. Вам только одному и верю. Как скажите, так и будет» (слайд № 8).
- Первые стихотворные строки были написаны в школьные годы, а в 1916 году вышел в свет его поэтический сборник «Радуница».
- Что такое «радуница»? (ожидаемый ответ обуч-ся)
Радуница – это день поминовения усопших. Слово «радуница» значит просветленная. Это слово взято поэтом из Богословского энциклопедического словаря. (слайд № 9).
- У вас на столах лежат отрывки из разных стихов С.А. Есенина. Я предлагаю вам провести небольшой конкурс чтецов на лучшее выразительное чтение предложенных строк из стиховорений (обучающиеся читают стихи):
1-й чтец
Спит ковыль. Равнина дорогая….
Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
(слайд № 10)
- Как вы думаете, что хотел донести до нас автор в этих строках?
(ожидаемый ответ обуч-ся – о любви поэта к родной природе).
2-й чтец
Неуютная жидкая лунность
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И берёзам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и всё же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
(слайд № 11)
- Как вы думаете, что чувствовал автор, когда писал эти строки?
(ожидаемый ответ обуч-ся – люобвь к Родине).
3-й чтец-
Какая ночь
Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы -
На этих липах снег да иней.
(слайд № 12)
- Какие переживания испытывал автор, когда писал эти строки?
(ожидаемый ответ обуч-ся – неразделенную любовь к женщине).
- Как вы думаете, что объединяет эти стихи, что у них общего?
(ожидаемый ответ обуч-ся – песенные мотивы, сюжеты, образы, доступность и понятность, искренность). (слайд № 13)
- Говоря о творческой биографии поэта, нельзя не отметить ту историческую эпоху, в которой жил Есенин. Это было сложное, трагическое время. Обратите внимание на годы жизни Есенина (слайд № 14).
- Какие события происходили в России в это время?
(ожидаемый ответ обуч-ся – революция и Гражданская война)
- Как вы думаете, мог ли поэт остаться равнодушным к этим событиям?
(ожидаемый ответ обуч-ся – нет, не мог).
- Высшим смыслом, стержнем лирики Есенина явилась тема России. Именно об этом пишет автор в своем стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (преподаватель читает отрывок из стихотворения):
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
-Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
- В произведениях 1924-1925 г.г. идеи человеколюбия и милосердия раскрылись со всей полнотой и обрели новую более глубокую основу.
Именно в эти годы создаются произведения «Вечер черные брови нахмурил…», «Заметался пожар голубой», «Персидские мотивы» и другие стихи, занявшие прочное место среди лучших страниц русской лирики. «Персидские мотивы» - гимн гению чистой красоты, гимн женщине. Одним из шедевров есенинской лирики этого периода является стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (преподаватель читает отрывок из стихотворения):
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
(слайд №15)
- В ночь с 27 на 28 декабря мы потеряли великого русского поэта. Его нашли повешенным в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. Похоронен Есенин 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище (чтение стихотворения преподавателем).
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей
(слайд №16)
- Давайте с вами обратимся к вопросам, которые мы поставили в начале урока и попытаемся ответить на них:
- в чем народный характер его поэзии?
(ожидаемый ответ обуч-ся - доступность, понятность, искренность, сюжеты, образы, мотивы, взятые из народного поэтического творчества).
-почему Есенин является национальным поэтом?
(ожидаемый ответ обуч-ся - любовь к Родине, родной природе, к простым людям)
- Из всего сказанного можно сделать такой вывод: поэзия Есенина полна любви к Родине, матери-природе, к созидательному труду народа. Это лирическое описание всей пройденной жизни. Она стала бесценным национальным достоянием. Таким образом, Сергей Есенин действительно является национальным поэтом.
5. Формирование навыков умственного труда.
-Для того, чтобы мне понять на сколько вы усвоили тему, я предлагаю, ответить на несложные вопросы, обсуждаемые на уроке.
1. В каком селе родился С. Есенин?
А) Петровское
Б) Константиново
В) Успенское (слайд № 17)
2. Кто был литературным наставником С. Есенина?
А) С. Городецкий
Б) Н. Клюев
В) А. Блок (слайд № 18)
3. Назовите тему, ставшую основной в творчестве Есенина?
А) тема любви и дружбы
Б) тема Родины
В) тема природы (слайд № 19)
4. Где умер Есенин?
А) В номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде
Б) В номере гостиницы «Националь» в Москве
В) В Царском военно-санитарном госпитале (слайд № 20)
5. Какое стихотворение входит в цикл «Персидские мотивы»?
А) «Белая береза»
Б) «Не жалею, не зову, не плачу»
В) «Шаганэ ты, моя Шаганэ» (слайд № 21)
6. Итог урока.
Наш урок подходит к концу и самая приятная часть-выставление заслуженных оценок. ( Преподаватель выставляет и аргументирует оценки).
Д/З. Самостоятельно проанализировать любое понравившееся стихотворение С.А.Есенина (слайд № 22).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""
Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока....
Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.
Методическая разработка и презентация к уроку. Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике к...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Учебная дисциплина: «Литература» Тема: «Лирический герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы....
Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова
Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Литература" по теме: "Теория Р. Раскольникова и её крушение"
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1 курса СПО....