Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

 

          Методическая  разработка            

                              урока

         по дисциплине: «Литература»

                             

                              Тема:

       «Сергей Александрович Есенин –  

        национальный поэт».

          

                          Моя лирика жива одной

                        большой любовью к Родине.

                                                   С. Есенин


          1895-1925

1. Организационный момент.  

Приветствие преподавателя. Проверка готовности к уроку.

2. Целевая ориентация.

 Тема нашего урока: «Сергей Александрович Есенин – национальный поэт». Эпиграфом к  уроку послужат слова Сергея Есенина. (слайд № 1) 

 Моя лирика жива одной

большой любовью к Родине.

 С. Есенин

(Учащиеся записывают в тетрадь тему, эпиграф, годы жизни).

- Поэт прожил короткую (всего 30 лет), но яркую жизнь.

- Цель нашего урока: выявить народный и национальный характер поэзии Есенина С.А.  (слайд № 2):

- «Когда мне хочется погрустить, когда сердце хочет попечалиться, а душа задуматься, я беру Есенина. Он из тех поэтов, которые нужны для самой интимной жизни души. Без него уже не хватает воздуха. К нему привыкаешь как к лесу и полю», - писал Даниил Гранин. (слайд № 3)

 - Для того, чтобы эмоционально настроиться на восприятие лирики Есенина, я предлагаю урок начать с прослушивания фрагмента песни на стихи поэта «Отговорила роща золотая» в исполнении замечательной певицы Надежды Кадышевой. (звучит фрагмент аудиозаписи песни)  (слайд № 4)                                                                      

- Для раскрытия поставленной цели  нам необходимо ответить на следующие вопросы:

- в чем народный характер поэзии Есенина;

 -почему он является национальным поэтом (слайд № 5)                                                                    

3. Актуализация опорных знаний.

 - Как вы думаете, что нам  надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

(ожидаемый ответ – продолжить знакомство с творческой биографией поэта и его лирикой);

- С биографией и творчеством С.Есенина вы знакомы по урокам литературы в школе. Перед тем, как обратиться к лирике поэта, давайте вспомним, где родился Есенин, что являлось его малой Родиной?

 (ожидаемый ответ - село Константиново Рязанской губернии, в  крестьянской семье).

- Поэзия Есенина настолько певучая, музыкальная, что ряд  стихотворений положены на музыку. Многие из этих песен считаются народными. Одну из них мы с вами прослушали в исполнении Надежды Кадышевой.

- Какие еще песни на стихи Есенина вы знаете?

 (ожидаемый ответ - «Клен ты мой опавший», «Над окошком месяц», «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к матери»,  «Мне осталась одна забава», «Ты меня не любишь, не жалеешь» и другие.(слайд № 6)                                                                    

4. Формирование новых понятий и способов действий.

- Термин «народность» в литературе – многозначное понятие, включающее в себя сюжеты, образы, мотивы, взятые из народного поэтического творчества, доступность и понятность (слайд № 7).

 Мир народно - поэтических образов окружал поэта с первых дней жизни. Рязанская земля была страной его детства. И костер зари, и плеск волн, и шелест тростника, и необъятная синь, и глубокая гладь озер – вся красота родного края с годами отразилась в его стихах, полных любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

 Твою озерную тоску…

- Поэт считал, что его литературная дорога началась с «легкой блоковской руки». «Был он для меня словно икона… Приду и скажу: вот я, Сергей Есенин, привез вам мои стихи. Вам только одному и верю. Как скажите, так и будет» (слайд № 8).                                        

- Первые стихотворные строки были написаны в школьные годы, а в 1916 году вышел в свет его поэтический сборник «Радуница».

- Что такое «радуница»? (ожидаемый ответ обуч-ся)

Радуница – это день поминовения усопших. Слово «радуница» значит просветленная. Это слово взято поэтом из Богословского энциклопедического словаря. (слайд № 9).                                        

- У вас на столах лежат отрывки из разных стихов С.А. Есенина. Я предлагаю вам провести небольшой конкурс чтецов на лучшее выразительное чтение предложенных строк из стиховорений (обучающиеся читают стихи):

1-й чтец                

Спит ковыль. Равнина дорогая….

Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.

(слайд № 10)

- Как вы думаете, что хотел донести до нас автор в этих строках?

 (ожидаемый ответ обуч-ся – о любви поэта к родной природе).

2-й чтец

 Неуютная жидкая лунность

 Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно

   И берёзам и тополям.

  Я не знаю, что будет со мною...
  Может, в новую жизнь не гожусь,
  Но и всё же хочу я стальною
  Видеть бедную, нищую Русь.

  (слайд № 11)

- Как вы думаете, что чувствовал автор, когда писал эти строки?

(ожидаемый ответ обуч-ся –  люобвь к Родине).

3-й чтец-

  Какая ночь

 Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
 На этих липах не цветы -
 На этих липах снег да иней.

(слайд № 12)

- Какие переживания испытывал автор, когда писал эти строки?

(ожидаемый ответ обуч-ся – неразделенную любовь к женщине).

- Как вы думаете, что объединяет эти стихи, что у них общего?

(ожидаемый ответ обуч-ся – песенные мотивы, сюжеты, образы, доступность и понятность, искренность). (слайд № 13)

- Говоря о творческой биографии поэта, нельзя не отметить ту  историческую эпоху, в которой жил Есенин. Это было сложное, трагическое время. Обратите внимание на годы жизни Есенина (слайд № 14).

- Какие события происходили в России в это время?

 (ожидаемый ответ обуч-ся – революция и Гражданская война)

 - Как вы думаете, мог ли поэт остаться равнодушным к этим событиям?

(ожидаемый ответ обуч-ся – нет, не мог).

- Высшим смыслом, стержнем лирики Есенина  явилась тема России. Именно об этом пишет автор в своем стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (преподаватель читает отрывок из стихотворения):

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»                                                                            

-Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

- В произведениях  1924-1925 г.г.  идеи человеколюбия и милосердия раскрылись со всей полнотой и обрели новую более глубокую основу.

Именно в эти годы создаются произведения «Вечер черные брови нахмурил…», «Заметался пожар голубой», «Персидские мотивы» и другие стихи, занявшие прочное место среди лучших страниц русской лирики. «Персидские мотивы» - гимн гению чистой красоты, гимн женщине. Одним из шедевров есенинской лирики этого периода является стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (преподаватель читает отрывок из стихотворения):

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

(слайд №15)

- В ночь с 27 на 28 декабря мы потеряли великого русского поэта. Его нашли повешенным в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. Похоронен Есенин 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище (чтение стихотворения преподавателем).

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей

(слайд №16)

- Давайте с вами обратимся к вопросам, которые мы поставили в начале урока и попытаемся ответить на них:

- в чем народный характер его поэзии?  

(ожидаемый ответ обуч-ся - доступность, понятность, искренность, сюжеты, образы, мотивы, взятые из народного поэтического творчества).

-почему Есенин является национальным поэтом?   

(ожидаемый ответ обуч-ся - любовь к Родине, родной природе, к простым людям)

- Из всего сказанного можно сделать такой вывод: поэзия Есенина полна любви к Родине, матери-природе, к созидательному труду народа. Это лирическое описание всей пройденной жизни. Она стала бесценным национальным достоянием. Таким образом, Сергей Есенин действительно является национальным поэтом.

5. Формирование навыков умственного труда.

-Для того, чтобы мне понять на сколько вы усвоили тему, я предлагаю, ответить на несложные вопросы, обсуждаемые на уроке.

1.  В каком селе родился С. Есенин?

А) Петровское

Б) Константиново

В) Успенское (слайд № 17)

2. Кто был литературным наставником С. Есенина?

А) С. Городецкий

Б) Н. Клюев

В) А. Блок (слайд № 18)

3. Назовите тему, ставшую основной в творчестве Есенина?

А) тема любви и дружбы

Б) тема Родины

В) тема природы (слайд № 19)

4. Где умер Есенин?

А) В номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде

Б) В номере гостиницы «Националь» в Москве

В) В Царском военно-санитарном госпитале (слайд № 20)

5. Какое стихотворение входит в цикл «Персидские мотивы»?

А) «Белая береза»

Б) «Не жалею, не зову, не плачу»

В) «Шаганэ ты, моя Шаганэ» (слайд № 21)

6. Итог урока.

Наш урок подходит к концу и самая приятная часть-выставление заслуженных оценок. ( Преподаватель выставляет и аргументирует оценки).

Д/З. Самостоятельно проанализировать любое понравившееся стихотворение С.А.Есенина (слайд № 22).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока....

Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.

Методическая разработка и презентация  к уроку.  Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Учебная дисциплина: «Литература» Тема: «Лирический герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы....

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...