Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России на тему " Бережное отношение к природе"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Головач Ирина Григорьевна

Урок направлен, чтобы помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме « Бережное отношение к природе.»

Цели:

  • помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
  • помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
  • дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.

Оборудование: мультимедиа с презентацией.

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2. Создание проблемной ситуации.

- Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.

Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку.

На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.

- Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?

- Чтобы правильно вести себя, что необходимо знать?

-Как вы думаете, для того чтобы не повторить ошибки этих ребят, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

3. Сообщение цели

- На уроке мы должны вспомнить правила поведения на природе и понять, как и почему надо к ней бережно относиться.

4. Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом -
Чудеса увидишь в нём!

- В тексте загадки звучит приглашение.

- Какое приглашение вы услышали?

- Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку по лесу.

Видео « Прогулка по лесу»

5. Выведение правил поведения в лесу

- Представьте, что мы с вами находимся в лесу.

- Что такое лес? (Это место обитания зверей и птиц.)

- Значит, когда вы приходит в лес, какие правила поведения в лесу должны вспомнить?

- Громко не разговаривать.

- Не играть в шумные игры.

- Не нарушать покой обитателей леса.

- Не включать музыку.

6. Беседа о бережном отношении к птицам

 - Что вы видели в лесу  на деревьях? (Гнеёзда птиц) ( Слайд 1)

- Для чего они нужны? (Чтобы выводить птенцов)

- Значить что даёт лес для птиц? (Жилье и пищу)

- А птицы нужны лесу?

- Зная всё это, какие правила поведения нужно помнить ? (Не разорять птичьих гнёзд. Охранять и бережно относиться к птицам.)

Видео « Гнездо»

- Зимой птицы, которые остаются у нас на зиму, прилетают ближе к жилью человека.

- Зная это, что мы делали зимой для птиц?

 (Вывешивали кормушки и подкармливали птиц. ( Слайд 2) 

(Рисовали плакаты, призывающие к охране и подкормке птиц) ( Слайды 3 – 4)

- О чём предупреждает человека Валентин Берестов, вы узнаете прослушав стихотворение.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

Видео « Жестокость»

7. Беседа о пользе леса для человека.

- Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и подчинил их своей воле.

- Что получает человек от леса? (Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но ещё и любуется красотой природы и отдыхает на природе)

8. Беседа о бережном отношении к растениям.

Видео « Цветочная поляна»

- Перед нами цветочная поляна. Выразите словами своё восхищение этой красотой. Как красиво здесь! Столько цветов! И т.д.

- Глядя на эту красоту, какие важные правила вам сразу же пришли в голову? (Цветы рвать нельзя)

- Почему?

Стихотворение “Если я сорву цветок”

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, 
Если мы сорвем цветы,
То исчезнут все они 
И не будет красоты.

9. Бережное отношение к насекомым

- А сколько насекомых летает по поляне!

Видео « Пчела на одуванчике»

- Почему они летают именно над цветами? (Они питаются нектаром растений)

- А насекомые полезны для цветов?

- Какое следующее правило вы бы назвали? (Не лови насекомых)

На лесной полянке можно отдохнуть и нам.

- Как мы можем отдохнуть на лесной полянке? (Поиграть в спокойные игры, загадывать загадки)

10. Физминутка

Только в лес мы пошли. 
Только в лес мы пошли, 
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее. 
Раз – два, раз – два – 
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса. 
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, 
Непоседе шалунишке.

Слайд 5

Учитель:

Белобокая сорока
Прилетела из далека.
Не сказала где была,
Но зато, она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла

11. Загадывание детьми загадок.

- Какие загадки про птиц вы знаете? (Дети загадывают загадки)

Слайды 6 -7

Он серенький на вид
Но пением знаменит. 
(Соловей)

Чёрный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг. 
(Грач)

Не ворона, не синица, -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу “ку-ку”. (Кукушка)

Гнездо своё он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет.
Прославили в стихотворениях. (Жаворонок)

Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещит,
То споёт на зависть флейте,
То, как кошка, запищит. (Иволга)

12. Загадки были про птиц, а про зверей какие существуют загадки?

- Что еще можно сделать на лесной полянке? (Попить и поесть)

- Ребята из стихотворения С.Михалкова тоже были на прогулке на природе и давайте узнаем как они там себя вели.

Прогулка

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!

У  М.Пришвина есть обращение к детям и взрослым о бережном отношении к природе из произведения “Кладовая солнца” Давайте его зачитаем. ( Слайд 8)

Обращение к детям заканчивается словами, которые являются эпиграфом к нашему уроку: “ Охранять природу – значит охранять Родину”.

- Как вы понимаете эти слова?

Учитель: 

- Мы с вами говорили о том, что цветы рвать нельзя и в лесу, и в поле.

- А как же быть с цветами, которые мы с вами ставим в вазы, которые нам дарят к празднику? (Их специально выращивают в садах и оранжереях)

Мы с вами тоже вырастим, т.е. нарисуем эти цветы.

 Обобщение и вывод.

- Чем мы занимались на уроке ?

- Вот такие правила поведения на природе мы вспомнили:

Слайд 9

- Громко не разговаривать!

- Не нарушать покой обитателей леса.

- Не включать музыку!

- Не разоряй птичьих гнезд!

- Зимой подкармливай птиц!

- Цветы рвать нельзя!

- Не лови насекомых!

- В лесу, на берегу реки не оставляй после себя мусор!

- Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!

- Любить природу- значит беречь ее!

- Давайте прочитаем их еще раз и постараемся их выполнять. (Хором)

 Д/з. Дома нарисуйте знаки к этим правилам, которые вы бы вывесили в лесу.

Рефлексия.

- Ребята, у меня на столе лежат два цветных мелка: красный и жёлтый

- Если у вас после этого урока возникло хорошее настроение, вам было все понятно и у вас есть желание соблюдать все эти правила нарисуйте красные  лучики. Если у кого- то есть сомнения по какому- либо из названного мною, нарисуйте жёлтые  лучики. (Рисуем на доске вокруг желтого круга)

- Вот такое у нас получилось солнышко.

- И в заключении, я думаю,  выражу наше общее мнение по всему сказанному на уроке.

Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтобы солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.

Показ видео « Природа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России

Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников...

Проверочная работа По теме « Бережное отношение к природе» по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

Тест к параграфу  "Бережное отношение к природе" , базовый уровень. Рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 10 вопросов с одним вариантом ответа. Тест составлен на ...

Бережное отношение к природе. Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

Урок заставляет размышлять над актуальным вопросом "Зачем нужно беречь природу?" Ученики могут вложить посильную лепту в эту важную проблему....

Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)

Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)/ Учитель Гормакова Л.Д.  ГБОУ Школа № 648 и...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....